Схема чинопоследования хиротонии во пресвитера



Полагание воздуха на главу посвящаемого

Передача воздуха диакону

Возглашение: «Повели..., повелите..., повели, преосвященнейший Владыко»

Троекратное хождение ставленника вокруг престола при пении тропарей

Преклонение колен пред святым престолом

Возложение края омофора на главу хиротонисуемого

Архиерейское благословение

Возложение руки архиерея на главу посвящаемого

Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать»

«Кирее элеисон»

Две молитвы

Мирная ектения

Облачение в епитрахиль, пояс, фелонь, с возгласом: «Аксиос»

Вручение Служебника

Приветствие сослужителей целованием

Преподание новопоставленому иерею части святого Агнца

Чтение 50-го псалма

Возвращение части святого агнца архиерею

Причащение святых Таин

Чтение заамвонной молитвы.

Идейный смысл священнодействий рукоположения во пресвитера

Святой Симеон Солунский называет пресвитерский чин «совершительным», потому что иерей, совершая Таинства, не может преподавать благодать Священства другим: он «крещает и священнодействует, но не хиротонисует, т.е. не рукополагает других к совершению Таинств и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастным священному чину» (Новая скрижаль. СПб., 1899, с. 262). Пресвитеру подчинены диакон и церковнослужители, которые выполняют свои обязанности в храме только по его благословению, так как хиротонисуемый во пресвитера избирается из диаконского чина, то он, «поддерживаемый диаконами, т.е. тем чином, к которому сам принадлежал, — по толкованию Симеона Солунского, — доводится ими до освященных врат алтаря и таким образом показывает, что он еще диакон, поддерживаемый равночинными ему. Когда же достигнут врат, то он оставляется диаконами, потому что становится выше чина их, и принимают его двое высшие из пресвитеров, потому что он вступает в их чин».

В тайносовершительной молитве архиерей объявляет всенародно имя хиротонисуемого и степень, на которую он возводится, и приглашает всех верующих к сугубой молитве о рукополагаемом.

В первой молитве о рукополагаемом архиерей молит безначального и бесконечного Бога, удостоившего принявшего звание пресвитера, «священнодействовать слово Его истины», благоволит пророчествуемому от Него «подъяти великую сию благодать Святаго Духа», для непорочного жительства и неуклонной веры показать его совершенным, благоугождающим и достойно жительствующим, сознавая дарованную ему великую честь священства.

Вторая молитва представляет собой как бы завершение и окончание совершительной молитвы. В ней изображается образ пастырского делания: продолжение благого, благословенного, Богочеловеческого Богостроительства («икономства») спасения людей в Церкви, совершаемого благодатию Христовой через пастыря, и указывается пять благодатных сил, пять действований в Священстве: 1. Предстоять Жертвеннику Искупления, отдавая свою собственную жизнь как жертву; 2. Проповедовать Иисуса Христа как истинного Судию и Спасителя мира; 3. Благовествовать Божественную истину и правду Христову, собственным примером являя ее во всех случаях и обстоятельствах жизни; 4. Приносить дары и жертвы духовные, совершать Литургию – бескровную жертву славословия и благодарения Господа; 5. Являть миру Божие отцовство (в ознаменование этого священник получает именование «духовный отец»), крестить водою, Духом Святым и огнем веры во имя Пресвятой Троицы, рождать людей в новую жизнь, служить их духовному росту.

После прочтения молитв архиерей подает рукоположенному священническую одежду: епитрахиль, пояс и фелонь, и вручает ему Служебник-книгу, являющуюся руководством для совершения священнодействий.

Епитрахиль, по выражению Иоанна Златоуста, знаменует духовное помазание. Пояс, который стягивает подризник (в звании диакона называемый «стихарь»), означает духовную готовность и способность к богослужению. Фелонь, обычно называемая «ризою», есть одежда правды и радости, согласно изречению, которое произносит священник, облачаясь в ризу (Пс. 131, 9, 16). Целование архимандритов и всех сослужителей «в рамена» выражает приветствие новопоставленного при вступлении в чин иерейский и союз апостольской любви.

РУКОПОЛОЖЕНИЕ ВО ЕПИСКОПА

История установления чина

Наименование «епископ» встречается в Ветхом Завете (2 Ездр. 9, 39-40), откуда оно и было заимствовано новозаветной Церковью. Сам Иисус Христос в Священном Писании называется епископом, что означает «блюститель душ наших» (1 Петр. 2, 25); называется он и архиереем (Евр. 4, 14; 7, 26), а апостольское звание – епископством (Деян. 1, 20). От апостолов звание епископа преемственно передано их ученикам.

Чин избрания и посвящения во епископа подробно излагается в древних писаниях Церкви. Блаженный Иероним говорит о том, что «наречение» во епископа предшествует посвящению. Согласно правилам святых апостолов и постановлениям Первого вселенского собора, рукоположение во епископа должно совершаться двумя или более епископами. В Постановлениях Апостольских указывается молитва на посвящение во епископа. В сочинениях Дионисия Ареопагита говорится о том, что посвящение во епископа совершается при возложение Евангелия на главу коленопреклоненного поставляемого. Возводимые в сан епископов были предварительно испытываемы в вере и благочестии и произносили Символ веры. При посвящении на главу ставленника возлагаемы были Евангелие и руки присутствующих епископов. Софроний Иерусалимский, живший в VII в., о посвящении епископа говорит следующее: «Есть в святых Церквах по всей вселенной древнее апостольское предание, по которому те, кои возводятся на степень священноначалия, обязываются старейшим священноначальником откровенно изложить, как они мудрствуют и как содержат веру. Это предание ведет свое начало от премудрого апостола Павла, который предостерегает. Чтобы кто из таковых не вотще протекал свое поприще» (Гал. 2, 9)» (Из соборн. Посл. Сифрония Иерусалим. К Сергию, патр. Конст.).

Избрание и поставление епископов в течение всего исторического существования Церкви остается в своих главных моментах неизменным.

В Русской Православной Церкви в «Чине поставления архиерейского» при патриархе Иоакиме было сделано дополнение о благословении «с осенением руки» патриархом архиерейской рясы, камилавки и клобука, а также о вручении новорукоположенному епископу вервицы (четок). Это дополнение было включено в вышедший в 1677 г. в исправленном виде «Чиновник архиерейского священнослужения», откуда он и перешел в современный чин епископской хиротонии (Проф. А. Дмитриевский. Ставленник, Киев. 1904, с. 295-297).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!