Глава VII. Богослужение погребений и поминовения усопших



МОЛИТВЕННОЕ «ПОСЛЕДОВАНИЕ ПО ИСХОДЕ ДУШИ ОТ ТЕЛА»

Понятие о смерти и молитвенном последовании о умершем

Смерть – это «великое таинство» рождения человека из земной временной жизни в вечность (Епископ Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. Сочинения, т. I, с. 1). По воле Божией разлучение души от тела происходит так же таинственно и непостижимо для человеческого разума, как и соединение их в утробе матери.

По исходе своем из тела душа человека испадает в новые условия жизни. Она по своей воле не может уже изменить своего состояния, как это было при жизни на земле. И здесь важнейшее значение приобретает глубокая духовная связь умершего человека с Церковью, которая продолжает заботится о нем, как и при жизни. Живые члены Церкви готовят тело усопшего христианина к погребению и совершают молитвенные последования о упокоении его души. В основе этих последований лежит принцип «соборности» (Флоренский П., свящ. Из богословского наследия. М., 1977, Б.Т., №17, с. 118). Согласно ему усопшие по молитвам живых очищаются от грехов и приближаются к божественному покою, чтобы Господь начал действовать в них как в исполнивших свое предположение и по своей возможности ставших сообразными с Божественными совершенствами. На тех, кто возносит молитвы Богу за усопших, изливается благодатный источник милосердия Божия. А если усопшие были праведными и удостоились прославления от Бога, тогда молитва за них вызывает ответную молитву их пред Богом за самих молящихся.

После смерти тело христианина, как священное Божественной благодатью в Таинствах, с честью смывается, одевается в новые одежды, сообразные его жизни, и званию, полагается в гроб. И у гроба христиане совершают молитвы, читают Священное Писание и молятся о упокоении души усопшего.

Чинопоследование «по исходе души от тела» впервые изложено в Требнике Петра Могилы (ч. 1, с. 575-584). Оно состоит из обычного начала, тропарей «Со духи праведных», канона 8-го гласа, молитвы «Помяни Господи» и отпуста. В наших Требниках он носит заглавие «Канон по исходе души от тела всякого правоверного». Этим последованием и начинается молитва об умершем у его гроба. А далее следует чтение Псалтири, служение заупокойных панихид и литий.

Схема чина по Требнику

«Благословен Бог наш»

Трисвятое по «Отче наш»

Тропари: «Со духи праведных скончавшихся»..

Заупокойная ектения: «Помилуй нас, Боже...» с возгласом

Псалом 90-й

Канон 8-го гласа

«Господи, помилуй» 12 раз

Молитва: «Помяни, Господи Боже наш»...

Отпуст

Вечная память.

ЧИНЫ ОТПЕВАНИЯ

Понятие о них и назначение

На сегодняшний день Церковь знает следующие чины отпеваний, сообразно возрасту и состоянию умерших: погребения мирских человек, иноков, священников, младенцев. Кроме того, существуют чины погребения архиереев, отпевания усопших в Светлую седмицу Пасхи и последования над усопшими не православными.

Отпевание – это заупокойное богослужение, которое совершается над умершим только однажды. В этом его существенное отличие от других заупокойных служб, которые могут отправляться многократно (например, панихиды, литии).

Сущность отпевания, как и всякого заупокойного богослужения, состоит в молении за усопших. По словам о.Павла Флоренского, «самое учение Церкви о необходимости для усопших молитвы за них и добрых дел нужно понимать не только в смысле молитвы за них, но и буквально за них, вместо них, когда живые отдают временно умершим свои уста, свои руки, свои жизненные возможности, и даже свои сердце и ум, короче – свою энергию жизни, активно проявляемой и созидательной, и тем удовлетворяя их духовные намерения, дают им временно и частично воплотится в себе, являются органами в последней инстанции, руководимыми и двигаемыми оттуда» (Флоренский А., свящ. Из богословского наследия. – Богословские труды, М., 1977, сб. 17, с. 234).

Чины отпевания, над кем бы они не совершались: над архиереем, священником, монахом, мирянином или младенцем, преследуют основную цель – не только торжественно с песнопениями проводить усопшего в последний путь, но и молитвенно исходатайствовать почившему отпущение грехов и вселение в обителях святых. Если отпевают архиерея, священника, монаха или мирянина, и вселение в лоно Авраамово, если отпевания совершаются над младенцем. Другими словами, чины отпевания имеют целью даровать душе усопшего духовную пользу. С этой пользой сообразуется и чтение разрешительной молитвы.

Смерть всякого человека является назиданием для людей и, в той или иной мере, побуждает их к размышлению. При отпевании разных членов Церкви получает духовную пользу не только усопший, но и живые ее члены, которые присутствуют на отпевании и участвуют в нем. Приоткрывая завесу таинственности иного мира, песнопения чинов отпевания содержат в себе наставления. Которые от лица усопшего Церковь обращает к живым.

Назначение отпевания (и других заупокойных служб) состоит по отношению к родственникам и близким усопшего в том, чтобы помочь им справится с горем. Исцелить душевные раны, «скорбь при гробе претворить в величайшую радость духовную» (П. Флоренский. Цит. соч., с. 137). Превращение естественных человеческих чувств – рыдания, плача или, напротив, радости и ликования в священную песнь, в священное слово, в священный жест составляет, как говорит П.Флоренский, одну из характернейших черт православного богослужения. «Надгробное рыдание творяще песнь: «Аллилуиа», — эти слова, постоянно повторяющиеся в чинах погребения указывают на то, что заупокойное богослужение столь же необходимо живым, как и умершим. Отпевание придает «индивидуальному горю форму вселенскую, форму чистой человечности, возводит его в нас, а тем и нас самих в нем – до идеальной человечности, до самой природы человеческой, сотворенной по Христову подобию, и тем переносит наше горе на Чистую Человечность, на Сына Человеческого, нас же индивидуально разгружает, освобождает, исцеляет, улегчает. Он – Освободитель!» (П. Флоренский. Цит. соч., с. 136). Именно поэтому столь часто в чинах погребения звучит победная песнь: «Аллилуиа», хотя заупокойное богослужение и связано с тягостным и скорбным событием для близких усопшего. Святой Симеон Солунский говорит: «И опять начинаются псалмы с припевом после каждого стиха песни: «Аллилуиа», что значит: грядет Господь и являет второе пришествие Его, при котором Он восстановит всех нас, умерших» (Новая скрижаль. СПб., 1899, с. 417). И взоры живых обращаются к Небу – таково назначение погребальных песнопений и молитв, которыми провожает Церковь усопшего.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!