Исторические взгляды славянофилов
Большое влияние на русскую историографию оказал славянофильский кружок 30-50-х гг. XIX
Цель славянофилов состояла не в том, чтобы обработать максимально возможное количество фактов и выявить связи между ними (подобный подход к истории они считали слишком поверхностным), а в том, чтобы понять внутренний смысл исторического процесса
Для Алексея Степановича Хомякова было характерно стремление выявить «корни», «зародыши», скрывающиеся в глубине истории, которые в славянофильской публицистике обычно обозначались термином «начала». Поиск «начал» того или иного явления был характерен не только для главы «московского направления», но и для других его ведущих идеологов: И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина.
Взгляды
· «Началом народного бытия» Хомяков считал общинность
· Другой существенной чертой исторического развития России Хомяков считал отсутствие в ее истории завоевания.(в начале образования)
· Хомяков, выдвигал мысль о том, что вершиной прогресса человечества является не идеальное государство, а христианское общество, основанное на высших этических ценностях.
· стремления к государственному единству, чьим выразителем был князь, княжеская дружина и духовенство, и стремления к обособлению, выражаемое «областной земщиной», опирающейся на общину. Считая стремление к государственному единству более высоким по своему существу
|
|
· Обвиняя Петра 1 в "европеизации " России , уничтожении ее своеобразия ,славянофилы отрицали необходимость петровских реформ
Государственная школа в историографии
В «Очерках гоголевского периода русской литературы» Н.Г. Чернышевский характеризовал середину 40-х гг. XIX в. как время, когда «мы встречаем строго ученый взгляд новой исторической школы, главными представителями которой были гг. Соловьев и Кавелин.
В 1844 г. К.Д. Кавелин защитил диссертацию «Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства в период от Уложения до Учреждения в губерниях». «Взгляд на юридический быт древней России» . «Краткии взгляд на русскую историю», «Мысли и заметки о русской истории»
Основные положения своей теории исторического процесса Кавелин определил в следующих положениях: целостность и единство исторического процесса, постепенное изменение вследствии внутренних причин, взаимосвязь всех явлений и процессов. Содержание исторической жизни народов имеет два основных элемента- формирование общественного организма и развитие личности.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
РОД И ОБЩИНА- СЕМЬЯ И ВОТЧИНА- ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ
При Петре Великом, отмечал Кавелин, царская власть приобрела новое значение, но именно Петр выразил начала старинной власти гораздо резче, определеннее и сознательнее, чем его предшественники (исключая Ивана IV). Петр был не только царь, он был двигателем и орудием преобразования российского общества.
|
|
Б.Н. Чичерин (1828-1904) 1857 – магистерская диссертация «Областные учреждения в России в XVII в.»
Ступени развития общества
1. – патриархальный быт. В основе его кровное родство. Люди связаны общим происхождением. При развитии личности кровные связи постепенно теряют свое значение и общественное образование разрушается.
2. – гражданское общество (Средние века). Оно основывается на началах свободы личности и частного права. Общественные связи опирались на вотчинное право землевладельца, либо свободный договор, либо личное порабощение одного лица другим.
3. «Личность во всей ее случайности, свободе, во всей ее необузданности» приве6ла к господству силы, анархии и т.д. Это сделало необходимым установление нового порядка – высшей формы общественного союза – государства. «Только в государстве может развиться и разумная свобода, и нравственная личность».
Особенности русского исторического процесса
|
|
· Специфика природно-географических условий. Под влиянием этих условий сформировался характер народа.
· Восточные славяне не имели такого источника развития правовых и гражданских институтов, как Западная Европа в лице Рима.
Этапы развития государства
· Первый — централизация всей общественной жизни, сосредоточение всей власти в руках государя
· второму этапу — либерализации, вплоть до достижения «всеобщего единения» всех общественных и государственных сил. «Нам нужна свобода!» — писал Чичерин, выражая свою политическую позицию.( освободить и допустить к самостоятельной деятельности «народный элемент».)
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1116; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!