GG Часть III . Семь этапов исследования с помощью интервью
Ричардсон обращается к вопросу о том, как писать исследовательский отчет, при условии постмодернистского понимания того, что все знания конструируются социально: «Писательство — это не просто правдивое отображение объективной реальности, которая существует вокруг нас, ожидая, когда ее заметят. Наоборот, через посредство литературных и риторических структур писательство создает особенное видение реальности» ( Richardson , 1990. Р. 9). Это ставит вопрос о критериях оценки текста — таких, как научная основательность, эстетический резонанс и этическая правота.
Вместе с кризисом представления появилась неопределенность относительно того, что конституирует реальность. Ричардсон рассматривает вопрос с точки зрения модернистской веры во внешнюю природу фактов и в то, что якобы существует нейтральный ясный язык, при использовании которого научные тексты позволяют читателю видеть внешний мир таким, каков он есть. Она анализирует, как переписывание того, что узнал исследователь, само по себе становится центральной теоретической и методологической проблематикой, и ценностью наделяется само переписывание. «Язык не просто "прозрачно" отражает социальную реальность так, как она объективно существует вокруг нас. Скорее, язык — это конституирующая сила, создающая определенное видение реальности» (Там же. Р. 12). Грамматические, нарративные и риторические структуры языка, которым мы пользуемся, наделяют смыслом и ценностью темы наших писаний и в поэзии и в науке.
|
|
Автор — это повествователь, человек, который говорит от лица других:
«Так как писание всегда создает ценности, всегда существует проблема авторитета и авторства. <...> На практике нарративные объяснения означают, что один человек — писатель — говорит от имени других. <...> Естественно, эта практика поднимает постмодернистскую проблему авторитета и привилегий исследователя. Для кого мы говорим и кому мы говорим, каким голосом, с какой целью, используя какие критерии?» (Там же. Р. 26—27).
Выходя за рамки модернистского неуважения к риторике научных текстов, Ричардсон, основываясь на собственных интервью «с другими женщинами», обсуждает стратегии превращения качественного исследования в тексты для разных типов читателей — издателей, профессионалов, Для массового читателя — и подчеркивает использование литературных приемов, например, различных нарративов и метафор при описании голосов жизней своих собеседников.
Глава 14. Работа над отчетом
267
В своем президентском послании к Американской ассоциации исследований в образовании Эйснер подходит к представлению качественных исследований с точки зрения художника: «Битва за отвоевывание места качественным исследованиям в образовании, которая когда-то началась, в основном выиграна. <...> Теперь уже стоит вопрос о том, что собственно могут помочь нам понять эти разные формы представления, используемые в разных контекстах исследований в образовании» ( Eisner , 1993. Р. 8). Представление, как понимает этот термин Эйснер, не связано с «ментальным представлением» когнитивных наук, но является «...процессом трансформации содержаний сознания в публичную форму, так, чтобы они могли стать стабильными, обозримыми, редактируемыми и разделяемыми с другими» (Там же. Р. 6). Акт представления является одновременно актом изобретения; сами формы представления обеспечивают те средства, которыми создается смысл:
|
|
«Истории и повествования никоим образом не исчерпывают всех способов изучения или описания процессов образования в школе или вне ее. Фильмы, видео, множественные экраны, которые сделало возможным использование компьютеров, и даже поэтическое повествование уже на подходе. Я уверен, что нам не придется долго ждать момента, когда они займут центральное место» (Там же. Р. 8).
Все эти формы, так же, как и более четко формулируемые описания событий, обладают потенциалом выявления аспектов мира. Различные формы представления соответствуют различным темам, требуют от исследователя различных умений, но также знаний различного рода от тех, кто должен оценивать визуальные, нарративные или поэтические формы представления результатов. Эйснер идет даже дальше и не исключает возможности защиты романа в качестве докторской диссертации в Стэнфордской школе образования.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!