Кок Воспринимаются исследования, проводимые с помощью интервью



Во введении для описания двойственного подхода к разговору в интер­вью было использовано двузначное изображение вазы и двух профилей. Сле­дя за интервью, наблюдатель, точно так же, как и при взгляде на двузначное изображение, попеременно сосредоточивает внимание то на взаимодействии между интервьюером и интервьюируемым, то на знаниях, которые создают­ся в процессе их взаимодействия (глава 1, «Общая структура книги»).

На рис. 15.1 это двойственное изображение дополнено, чтобы ото­бразить разговор в интервью в расширенном варианте, включающем еще и

Интервьюируемый Интервьюер/исследователь Коллеги-исследователи Рис. 15.1. Построение знания в интервью и беседах исследователей

Часть IV . Заключение

разговоры исследователя об интервью с другими исследователями. Здесь я покажу, как различные концепции знания и исследования приводят к раз­ным формам разговора о ценности и истинности знания, полученного в ин­тервью.

Рассмотрим две разные аудитории, в которых предстоит рассказывать ис­торию интервью. В первую входят ученые модернистской ориентации, кото­рым близок образ интервьюера-исследователя как шахтера. В соответствии с концепцией «добычи» интервьюером скрытых сокровищ значимых фактов с помощью стандартных методов, выдвигаются десять стандартных возраже­ний против проведения исследовательского интервью. Другое сообщество состоит из исследователей, работающих в области качественных исследова­ний и в гуманитарной сфере. Это сообщество принимает метафору интер­вьюирования как путешествия — метафору, близкую постмодернистским взглядам. С этой позиции (где проведение исследовательского интервью по­нимается как нечто близкое мастерству и искусству) видны менее стандарт­ные внутренние возражения к проведению этого вида интервью.

Мы приведем два идеальных разговора об исследовательском ин­тервью, абстрагируясь от тех реальных сложных социальных и властных структур, в которые они включены, — как в ситуации представления для за­щиты в университете качественной диссертации. В одном исследовании я занимался социальным и властным контекстами экзаменационного дискур­са и защиты диссертации — как ситуаций, в которых устанавливаются ва­лидные и авторитетные знания предмета ( Kvale , 1993 b ). Завершит главу обсуждение возможностей исследовательского интервью как разговора о человеческих разговорах.

Прежде, чем мы обратимся к общим формам разговоров об интервью, рассмотрим приведенный во врезке 15.1 крайне выразительный случай с опубликованием исследования с помощью качественного интерьвью. Вос­приятие этого исследования случая наглядно демонстрирует дискуссии, которые может вызвать среди читателей отчет об интервью, некоторые из встречающихся возражений, а также вопрос о том, что считать подходящим социальным контекстом для суждения о качестве исследования.

Десяти стандартны» Возражений протиВ исследовательского интервью

Отчеты о качественных исследовательских интервью зачастую вызыв ют почти стандартные возражения со стороны представителей традинио ных общественных наук. Хотя формулировки и тон выступлений могут

Глава 15. Разговоры об интервью

277

Врезка 15.1 Секс, насилие, религия, феминизм и интервью*

Исследователи, использующие метод интервью, иногда чувствуют, что их отчеты не привлекают того внимания, которого заслуживают. Как исключе­ние, вспомним об одном случае реакции аудитории на диссертацию, защи­щавшуюся в университете города Берген в Норвегии. Она называлась «Кого Господь любит, тому посылает испытания», часть ее позднее была выпуще­на отдельной книгой ( Lundgren , 1985).

Двадцать две женщины из местной религиозной секты были опрошены по поводу сексуального насилия в семье. Данные ими подробные описания сексуального насилия со стороны супругов, часто садистского характера, читать очень тяжело. Причем, по словам женщин, мужчины оправдывали насилие теологическими аргументами, приводя слова Св. Павла о том, что женщина должна во всех случаях подчиняться мужчине. В харизматической религиозной интерпретации секты это означало, что мужчина представляет авторитет Бога, а возражения против наказаний свидетельствовали, что женщина является носительницей сатанинского протеста.

Книга вызвала оживленные дебаты в обществе, а исследовательницу при­гласили на национальное телевидение. Исследование затронуло целый ряд противоположностей — секс и религию, феминистские и качественные ис­следования против количественных исследований. Религиозная газета «Dagen» под заголовком «Несерьезное исследование» писала: «Сам способ представления этих данных говорит, что это не наука, это просто результат отвратительной идеологии». Исследовательница была оскорблена и подала жалобу на газету за клевету, порочащую ее репутацию ученого. Жалоба по­ступила в суд, и туда в качестве экспертов были вызваны университетские профессора, чтобы засвидетельствовать качество научного исследования.

Можно упомянуть некоторые из аргументов, произнесенных свидетелями в суде, а также в развернувшейся в прессе дискуссии. Результаты исследова­ния многими были признаны репрезентативными и обобщаемыми — напри­мер, исследование показало, что насилие над женщинами в нерелигиозных группах было так же распространено, как и в религиозных. На самом деле, женщины добровольно принимали участие в интервью, и, следовательно, результаты были нерепрезентативны. Хотя в отчете исследовательница это отметила, тем не менее в общественных дебатах об этом не вспомнили. Были возражения против слишком малого количества опрошенных, встре-

* Материалы взяты из Постановления Bergen Byrett (городского суда) г. Берген, Норвегия: приговор от 8 сентября 1985 г.; см. также статьи в газетах «Dagen» и «Bergens Tidende», сентябрь-октябрь, 1985.

278

Чость IV . Заключение


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!