Глава I . интервьюирование как исследование



23

Общая структура книги

В этой книге моя задача состоит в том, чтобы дать общий обзор и неко­торые базовые принципы проведения интервью-исследования, а также представить философские взгляды, полезные в деле осмысления интервью.

Горизонтальное — методическое — измерение обеспечивают главы третьей части, в которых читатель проходит методические стадии иссле­дования с упором на интервьюирование как ремесло и на техники, исполь­зующиеся в этом ремесле, и получает практическое руководство для про­ведения исследовательских интервью. Исследовательское интервью может быть разбито на семь методических стадий, от начальной идеи до оконча­тельного отчета: 1) определение темы, с обоснованием предмета исследо­вания и формулированием задач исследования; 2) планирование исследо­вания таким образом, чтобы оно отвечало задачам исследования, решало проблемы конструирования знания и учитывало морально-этические по­следствия; 3) само интервью; 4) расшифровка; 5) анализ; 6) проверка (ве­рификация); 7) составление отчета. В этих главах поднимается вопрос об умениях интервьюера, которые кажутся мистическими. Эта иллюзия по­следовательно развенчивается — через описание конкретных шагов, при­меры и выделение практических и теоретических трудностей.

В вертикальном — эпистемологическом — измерении в главах части II предложены теоретические схемы для концептуального прояснения мето­дических вопросов, задающих контекст, направляющий размышления об исследовательском интервью. Эпистемология здесь понимается как теория познания. Один из главных вопросов всей книги — взаимосвязь практичес­ких вопросов метода интервью с теоретическими проблемами природы знания, получаемого с помощью интервью.

Поскольку использование качественного интервью как систематичес­кого метода исследования не только сравнительно ново, но и сопряжено с множеством противоречий, я сначала обращаюсь к эпистемологическим вопросам в части II — «Осмысление исследовательского интервью», а за­тем, в части III, к методологическим вопросам — «Семь этапов исследова­ния с помощью интервью». Неискушенные читатели, которые в первую очередь интересуются практикой интервьюирования, могут начать сразу с главы 7 — «Ситуация интервью», чтобы «попробовать ремесло на вкус», а потом продолжить чтение описаний конкретных методических шагов в ис­следовании с помощью интервью. Затем они могут вернуться к теоретичес­кому обсуждению в части II и общему описанию метода в первых двух гла­вах части III.

Часто I . Введение

Глава I . интервьюирование как исследование

Рис. 1.1. Исследовательское интервью как МеждуВ

згляд

Качественное исследовательское интервью — это пространство конст­руирования знания. Интервью (interview) — это дословно междувзгляд ( inter view ), взаимный обмен взглядами между двумя людьми, беседующи­ми на интересующую обоих тему. Взаимозависимость взаимодействия лю­дей и продуцирования знания — вот основная тема, которая проходит че­рез всю книгу.

Двойственное изображение на рисунке 1.1 было предложено датским психологом Э. Рубиным как пример феномена фигура-фон в визуальном восприятии гештальта. Его можно видеть по-разному, как два лица или как вазу, но никак невозможно видеть оба изображения одновременно. Я поль­зуюсь этим рисунком, чтобы проиллюстрировать мое понимание интер­вью как междувзгляда. Мы можем сосредоточиться на двух лицах в двой­ственном изображении, увидеть в них интервьюера и интервьюируемого и

считать интервью взаимодействием между двумя людьми. Или мы можем сконцентрировать внимание на вазе между двумя профилями, увидеть в ней сосуд знаний, конструируемых между взглядами интервьюера и ин­тервьюируемого. Это смена образов — от знающего к знанию, от создате­лей знания к созданным знаниям. Эта двойственность интервью — как межличностных взаимоотношений и как знаний между взглядами, к кото­рым эти отношения приводят, — проходит через все главы этой книги, в которой сосредоточение на личностном взаимодействии и на знаниях, кон­струируемых в этом взаимодействии, сменяют друг друга.

Я подчеркиваю человеческое взаимо действие между взглядами, в ко­тором производится научное знание. Взаимоотношения между интервьюе­ром и его собеседником рассматриваются в главе 2 — «Интервью как бе­седа», а моральные следствия этого взаимодействия людей — в главе 6, посвященной этическим проблемам. Ситуационное взаимодействие интер­вьюера и интервьюируемого является основной темой глав 7 и 8 — о ситу­ации интервью. Общение читателя с текстом, который получается в ре­зультате интервью, проходит сквозь главы об анализе (главы 10, 11 и 12). В последних трех главах (13, 14 и 15) круг рассмотрения расширяется и включает не только обмен взглядами исследователя и его собеседника, но и обмен взглядами между исследователем, использующим интервью, и его аудиторией. Это расширение иллюстрирует рис. 15.1, который является расширением рис. 1.1. В главе 15, завершающей, разговор идет о ценности и валидности знаний, получаемых в исследовательском интервью, и завер­шается обсуждением потенциала этих знаний для расширения наших зна­ний о человеческом общении.

Природа знания, конструируемого между взглядами исследуемого и исследователя, обсуждается в связи с беседами в главе 2 и в связи с фило­софскими концепциями знания в главе 3 и продолжается в главе 4 в связи с различными взглядами на науку и исследование. Глава 13, о валидизации, посвящена действительной ценности получаемого знания и созданию ис­тинного знания в диалоге, а глава 15 описывает беседу как привилегирован­ный доступ к миру человека, понимаемому как диалогическая реальность.

'Л-

Часть II .

ОСМЫСЛЕНИЕ

иССЛе£ЮВЙТеЛЬСКОГО иНТЕРВЬЮ

Значение трех ключевых терминов подзаголовка книги — интервьюи­рование, исследование и качественное — связано как раз с этой второй, эпистемологической частью книги. Описывается способ понимания в ка­чественном исследовательском интервью, который обсуждается в соот­ветствующем философском контексте и связывается с представлениями о научном исследовании в общественных науках. Представленное здесь кон­цептуальное осмысление интервью послужит основой для прояснения ме­тодических и теоретических вопросов, возникающих на разных стадиях исследования с помощью интервью.

В главе 2 качественное исследовательское интервью рассматривается как одна из форм беседы и соотносится с другими формами беседы, такими как философский трактат или терапевтическое интервью. Глава завершает­ся планом-схемой способа понимания в качественном исследовательском интервью и обсуждением разных контекстов интервью.

В главе 3 представлены философские традиции, созвучные природе качественного исследовательского интервью. Это постмодернистское лин­гвистическое конструирование реальности, герменевтические интерпрета­ции смысла текста, феноменологическое описание сознания и диалекти­ческое развитие через противоречие.

В главе 4 обсуждается значение термина исследование в контексте представлений о науке, включая позитивистский взгляд на науку, который плохо согласуется с качественным интервьюированием. Значение термина качественный трактуется в связи с общим противопоставлением количе­ственного и качественного. Также затрагивается вопрос об объективности

й субъективности в качественном интервью и, наконец, даются примеры качественных исследований в практике: маркетинговые исследования, фе­министские исследования и психоанализ.

Читатели, не знакомые с методологией общественных наук и филосо­фией, могут, как предложено выше, обращаться непосредственно к описа­нию ситуации интервью в главе 7 и последующим главам, посвященным стадиям интервью, а потом вернуться к нижеследующему концептуально­му обсуждению.

ГлоВо 2.

Интервью как беседа

Исследовательское интервью является специфической формой беседы. Чтобы прояснить природу исследовательского интервью, я буду сравнивать его с другими формами беседы. Ниже приведены выдержки из трех различ­ных бесед: во-первых, из беседы Сократа с Агафоном о природе любви, во-вторых, отрывок из психотерапевтической сессии К. Роджерса, на которой пациентка узнает о своем чувстве ненависти, и, наконец, исследовательс­кое интервью, посвященное переживаниям, связанным с «узнаванием» внутренней архитектуры, представленное А. Джорджи. Три разных интер­вью включают различные формы взаимодействия, порождающие в резуль­тате разные типы знания. Глава завершается описанием способа понимания качественного исследовательского интервью и обсуждением интервью в связи с различными контекстами разговора.

Знание кок беседа

В главе 1 для понимания исследовательского интервью была введена метафора интервьюера-путешественника, которая подчеркивает, что ин­тервью — это разговор. Я провожу различие между беседой как частью повседневного взаимодействия, беседой как профессиональным обсужде­нием и беседой как философским диалогом. Эти три контекста можно рас­сматривать в качестве специфических вариантов обыденного понимания беседы как «...устного обмена чувствами, наблюдениями, идеями, мнения­ми» ( Webster ' s ..., 1967); они включают разные формы взаимодействия и различные уровни отражения формы и содержания беседы.

В спонтанном повседневном разговоре внимание в основном сосредо­точено на теме разговора, в то время как цели и структура разговора не ста­новятся специальной проблемой. Однако если возникают какие-то сложно­сти, может произойти переход со спонтанного уровня на метауровень, где цель и форма разговора становятся объектом рефлексии. Например, это может произойти, если один из участников заинтересуется: «Почему вы меня об этом спрашиваете?».

Профессиональное интервью принимает различные формы: допрос, ,, интервью при приеме на работу, терапевтическое интервью или иссле- | довательское интервью. Каждое из них имеет свои цели и структуру, бо­лее или менее систематизированную технику расспрашивания, а также

Глава 2. интервью как беседа

свое понимание цели и особую манеру ставить вопросы. По сравнению с обыденным разговором, исследовательское интервью характеризуется ме­тодологической осознанностью формы вопросов, акцентом на динамике взаимодействия между интервьюером и интервьюируемым, критическим отношением к тому, что говорится. В профессиональных интервью пози­ции участников, как правило, асимметричны — профессионал ведет опрос более или менее наивного субъекта, который идет на это более или менее добровольно. В противоположность обыденной или философской беседе в профессиональных интервью происходит скорее одностороннее расспра­шивание субъекта профессионалом.

В философской дискуссии партнеры находятся на одном уровне и рас­спрашивают друг друга о логике вопросов и ответов собеседника и о при­роде обсуждаемого знания. Этот дискурс основывается на совместном обя­зательстве обоих участников найти истину — попытаться выйти за пределы простых мнений и достичь истинного знания. Дискуссия ведется посред­ством расспрашивания о предмете разговора в режиме диалога, следует определенным правилам аргументации, которые партнеры договариваются соблюдать (см. Bernstein , 1983).

Философ-герменевт Х.Г. Гадамер описывает подлинную беседу, опира­ясь на диалоги Платона:

«Беседа — это процесс взаимопонимания двух людей. Таким образом, любая истинная беседа характеризуется тем, что каждый открыт для другого, действительно принимает его точку зрения как достойную внимания и прони­кает в другого в такой мере, чтобы понять не конкретного индивида, а то, что он говорит. Необходимо понять, является ли его мнение объективно истинным или ложным, тогда они смогут прийти к согласию относительно предмета раз­говора» ( Gadamer , 1975. Р. 347).

Намерения собеседников отступают перед тем, что Гадамер называет «закон предмета разговора»: если кто-то вступает в диалог с другим чело­веком и этот диалог увлекает его, то с этого момента не существует опреде­ляющей воли отдельной личности. Скорее, речь идет уже о законе предме­та разговора, который порождает аргументы и контраргументы и, в итоге, полезен каждому собеседнику.

Это идеальное описание беседы относится к философской дискуссии и может в некоторых случаях применяться и к обыденному общению. Одна­ко в профессиональной беседе обычно существует асимметрия позиций Участников, имеющих специфические, иногда противоположные, цели.

Приведу теперь пример философской беседы и два примера професси-альной (терапевтического и исследовательского интервью). Философе-

30


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!