Непогрешимость и авторитетность 2 страница



Джилл (1697-1771) был весьма влиятельным баптистским пастором, плодо­витым писателем и уважаемым богословом в XVIII в. в Англии. Его воззрения на верховную власть Бога были реформатскими (или кальвинистскими). Его книга The Cause of God and Truth (1735-1738; reprinted Grand Rapids: Baker, 1981) явля­ется одним из лучших произведений в защиту кальвинистского учения.

Henry, Carl F. H. God, Revelation and Authority. 6 vols. Waco, Tex.: Word, 1976— 1983.

Солидный труд, содержащий подробные ссылки на сотни других богослов­ских позиций. Хенри — ведущий евангельский богослов, наиболее сильными сто­ронами которого являются апологетика и философское богословие.

Нерре, Heinrich. Reformed Dogmatics: Set Out and Illustrated From the Sources. Rev. and ed. by Ernst Bizer. Trans, by G. T. Thompson. Reprint edition: Grand Rapids: Baker, 1978. First published 1861. Английский перевод впервые опубликован в 1950 г.

Хеппе (1820—1879) — немецкий ученый, собравший и обильно процитиро­вавший в своем труде работы ранних реформатских богословов. Распределение цитат по темам систематического богословия делают эту книгу ценным источ­ником.

Hodge, Charles. Systematic Theology. 3 vols. Reprint edition: Grand Rapids: Eerdmans, 1970. First published 1871-1873.

Фундаментальное реформатское систематическое богословие, широко ис­пользующееся и в наши дни. Ходж (1797-1878) был профессором систематичес­кого богословия в Принстонской богословской семинарии.

Lewis, Gordon R., and Bruce Demarest. Integrative Theology. 3 vols. Grand Rapids: Zondervan, 1987-1994.

Льюис и Демарест — профессора систематического богословия Денверской семинарии в Колорадо (Консервативная баптистская семинария). Это превос­ходный современный труд, в котором исторические, библейские, апологетичес­кие и практические материалы составляют единое целое с систематическим бо­гословием.


_________________ Аннотированный библиографический список_______________ 1387

Litton, Edward Arthur. Introduction to Dogmatic Theology. New edition, ed. by Philip E. Hughes. London: James Clarke, I960. First published 1882-1892.

Нормативное англиканское (или епископальное) систематическое богосло­вие, написанное в XIX в. евангельским британским богословом Литтоном (1813— 1897).

McBrien, Richard P. Catholicism. 2 vols. Minneapolis: Winston Press, 1980.

Авторитетное и подробное изложение католического учения, отражающее изменения, происшедшие после II Ватиканского собора. Содержит библиогра­фию к каждой главе.

Miley, John. Systematic Theology. 2 vols. Library of Biblical and Theological Literature. Vols. 5—6. New York: Eaton and Mains, 1892-1894. Reprint: Peabody, Mass.: Hendriksen, 1989.

Это, пожалуй, наиболее академичное и подробное арминианское система­тическое богословие. Майли был профессором семинарии в Мэдисоне, Нью-Джерси.

Milne, Bruce. Know the Truth. Leicester: InterVarsity Press, 1982.

Содержательное, ясно написанное изложение христианского учения, пользу­ющееся широкой популярностью у студентов. Милн преподавал библейское и историческое богословие в Спердженском университете, Лондон.

Mueller, John Theodore. Christian Dogmatics. St. Louis: Concordia, 1934.

Сокращенный перевод труда Франсиса Пайпера Christliche Dogmatik (Хри­стианская догматика), сделанный профессором систематического богословия Конкордийской семинарии Сент-Луиса (Синодальная лютеранская семинария штата Миссури). Блестящее изложение традиционного лютеранского богосло­вия.

Mullins, Edgar Young. The Christian Religion in Its Doctrinal Expression. Philadelphia: Judson Press, 1917.

Евангельское систематическое богословие Маллинза (1860—1928), бывшего президента Южной баптистской семинарии в Луисвилле, Кентукки.

Murray, John. Collected Writings of John Murray. 4 vols. Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1976-1982.

Murray, John. The Imputation of Adam's Sin. Reprint edition: Nutley, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1977. First published Grand Rapids: Eerdmans, 1959.

Murray, John. Principles of Conduct. Grand Rapids: Eerdmans, 1957.

Murray, John. Redemption Accomplished and Applied. Grand Rapids: Eerdmans, 1955.

Мюррей (1898-1975) был профессором систематического богословия в Вест­минстерской семинарии в Филадельфии и одним из наиболее ярких современ­ных представителей реформатского богословия.

Oden, Thomas. The Living God. Systematic Theology, Vol. 1. San Francisco: Harper & Row, 1987.

Оден — методистский богослов, отказавшийся от своих прежних либераль­ных богословских убеждений и занявший консервативную евангельскую позицию. В своем труде он широко использует высказывания богословов раннехристиан­ской Церкви.


1388 ________________ Аннотированный библиографический список____________________

Olson, Arnold T. This We Believe: The Background and Exposition of the Doctrinal Statement of The Evangelical Free Church of America. Minneapolis, Minn.: Free Church Publications, 1961.

Руководство по христианскому учению, основанное на широко распростра­ненном изложении веры Евангелической свободной церкви Америки. Олсон был первым президентом Евангелической свободной церкви.

Ott, Ludwig. Fundamentals of Catholic Dogma. Ed. by James Canon Bastible. Trans, by Patrick Lynch. St. Louis: Herder, 1955. First published in German in 1952.

Нормативное руководство по традиционному римско-католическому бого­словию.

Packer, J. I. Concise Theology: A Guide to Historic Christian Beliefs. Wheaton, 111.: Tyndale House, 1993.

Название этой захватывающей книги полностью оправдывает ожидания, ибо Пакер, англиканец с твердыми реформатскими убеждениями, умеет сказать мно­гое в немногих словах. Он является профессором богословия Риджентского уни­верситета, Ванкувер, Британская Колумбия, и одним из наиболее уважаемых еван­гельских богословов нашего времени.

Pieper, Francis. Christian Dogmatics. 4 vols. Trans, by Theodore Engelder et al. St. Louis: Concordia, 1950-1957. First published in German in 1917-1924.

Это нормативное систематическое богословие традиционного лютеранства. Пайпер (1852-1931) был богословом Миссурийского синода и профессором Кон-кордийской семинарии в Сент-Луисе.

Pope, William Burt. A Compendium of Christian Theology. 2d ed. 3 vols. New York: Phillips and Hunt, n.d.

Этот труд, впервые опубликованный в 1875—1876 гг., является крупнейшим систематическим богословием, написанным с уэслианских, или арминианских, позиций.

Purkiser, W. Т., ed. Exploring our Christian Faith. Kansas City, Mo.: Beacon Hill Press, 1960.

Наиболее популярное арминианское систематическое богословие, в созда­нии которого участвовало несколько авторов.

Ryrie, Charles. Basic Theology. Wheaton, 111.: Victor, 1986.

Прекрасное введение в систематическое богословие, написанное с диспен-сационалистских позиций бывшим профессором систематического богословия Даласской богословской семинарии.

Shedd, William G. Т. Dogmatic Theology. 3 vols. in 4. Reprint edition: Minneapolis: Klock and Klock, 1979. Originally published by Charles Scribner's Sons, 1889.

Полезное реформатское систематическое богословие, написанное Шеддом (1820-1894), бывшим профессором Богословской семинарии в Нью-Йорке. (Сле­дует отметить, что весь курс систематического богословия изложен в томах I и II, а том III содержит дополнительные материалы ко всем разделам томов I и II. Ин­дексация тома III оставляет желать лучшего.)

Strong, Augustus H. Systematic Theology. Valley Forge, Pa.: Judson Press, 1907.

Стронг (1836-1921) был президентом и профессором богословия в Рочес-терской богословской семинарии, а в 1905-1910 гг. — первым президентом Северной баптистской конвенции. Этот текст широко использовался в баптист-


Аннотированный библиографический список                                 1389

ских кругах почти на всем протяжении XX в., пока его популярность не затмил труд Милларда Эриксона Christian Theology (1983-1985).

Thiessen, Henry Clarence. Introductory Lectures in Systematic Theology. Rev. by Vernon D. Doerksen. Grand Rapids: Eerdmans, 1977. First published 1949.

Евангельское систематическое богословие, написанное бывшим руководи­телем аспирантуры в Уитонском университете. Богословские позиции Тиссена можно охарактеризовать как баптистские и диспенсационалистские.

Thomas, W. H. Griffith. The Principles of Theology: An Introduction to the Thirty-Nine Articles. Fifth edition, revised. London: Church Book Room Press, 1956. (First published 1930.)

Несмотря на то что эта книга основывается на англиканских «Тридцати де­вяти статьях», она является прекрасным вводным текстом к христианской док­трине даже для тех, кто не принадлежит к англиканской традиции. На протя­жении многих лет этот труд широко использовался в британских евангельских кругах. Томас (1861-1924) был ректором Уиклиф-Холл, Оксфорд, а затем про­фессором Ветхого Завета в Уиклифском университете, Торонто. Кроме того, не­задолго до своей смерти он сыграл определенную роль в основании Даласской семинарии.

Thornwell, James Henley. The Collected Writings of James Henley Thornwell. 4 vols. Ed. by John B. Adger. New York: Robert Carter and Brothers, 1871-1873. Reprint edition: Edinburgh and Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1974.

Торнуэлл (1812—1862) был реформатским богословом и профессором бого­словия в пресвитерианской богословской семинарии в Колумбии, Южная Каро­лина.

Turretin, Francis. Institutes of Elenctic Theology. 3 vols. Trans, by George Musgrave Giger. Ed. by James T. Dennison, Jr. Phillipsburg, N.J.: Presbyterian and Reformed, 1992- . (Два тома находятся в печати.)

Тарретин (1623—1687) более тридцати лет преподавал в Женевской академии. Его труд, написанный на латыни, считается одним из наиболее полных из всех когда-либо опубликованных изложений кальвинистского богословия. Он был переиздан (на латыни) в 1847 г. и широко использовался как богословское руко­водство американскими пресвитерианами, особенно Чарлзом Ходжем в Прин-стоне. Джордж Джайгер перевел «Установления» Тарретина в середине XIX в., однако этот перевод оставался неопубликованным более столетия. Джеймз Ден-нисон из Вестминстерской семинарии проделал огромную редакторскую работу, чтобы это великое богословие стало в конце концов доступным англоязычным читателям.

Van Til, Cornelius. In Defense of the Faith, vol. 5: An Introduction to Systematic Theology. N.p.: Presbyterian and Reformed, 1976.

В этой книге представлены рассуждения Ван Тиля о природе систематичес­кого богословия, откровении и об учении Бога. Ван Тиль — реформатский бого­слов и философ, преподававший в Вестминстерской богословской семинарии в Филадельфии и получивший широкую известность как создатель «предпосылоч-ной» системы апологетики.

Warfield, Benjamin В. Biblical and Theological Studies. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1976.


1390______________ Аннотированный библиографический список________________________

Warfield, Benjamin В. Christology and Criticism. London and New York: Oxford University Press, 1929.

Warfield, Benjamin B. The Inspiration and Authority of the Bible. Ed. by Samuel G. Craig. Introduction by Cornelius Van Til. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1967.

Warfield, Benjamin B. The Lord of Glory. New York: American Tract Society, 1907.

Warfield, Benjamin B. Perfectionism. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1958.

Warfield, Benjamin B. The Person and Work of Christ. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1950.

Warfield, Benjamin B. The Plan of Salvation. Rev. ed. Grand Rapids: Eerdmans, 1942.

Warfield, Benjamin B. Selected Shorter Writings of Benjamin B. Warfield. 2 vols. Nuttley, N.J.: Presbyterian and Reformed, 1970-1973.

Warfield, Benjamin B. Studies in Theology. New York: Oxford University Press, 1932.

Уорфилд (1851—1921) был реформатским богословом, преподававшим Но­вый Завет и систематическое богословие в Принстонской богословской семина­рии в 1887—1921 гг. По мнению многих, он был одним из величайших американ­ских богословов.

Watson, Richard. Theological Institutes. 2 vols. New York: G. Lane and P. Sandford, 1843. First published 1823.

Это первое методистское систематическое богословие. Уотсон (1781-1833) занимал арминианскую богословскую позицию.

Wiley, H. Orton. Christian Theology. 3 vols. Kansas City, Mo.: Nazarene Publishing House, 1940-1943.

Современное арминианское систематическое богословие, написанное бого­словом, пользующимся большим авторитетом в Назорейской церкви. Пожалуй, это лучшее арминианское систематическое богословие, опубликованное в XX в., однако оно уступает в научном отношении труду Майли.

Williams, J. Rodman. Renewal Theology: Systematic Theology From a Charismatic Perspective. 3 vols. Grand Rapids: Zondervan, 1988—1992.

Уильяме — ученый харизматического направления, преподающий в Риджент-ском университете (бывшем университете CBN). В этом хорошо написанном бо­гословии широко используются библейский текст и другая литература. Данный труд является первым опубликованным богословием, отражающим харизмати­ческую точку зрения.


СЛОВАРЬ*

Абсолютная необходимость результата — представление о том, что искупле­ние не было абсолютно необходимым, однако, будучи «результатом» решения Бога спасти некоторых людей, искупление было абсолютно необходимым.

Абсолютный авторитет — высший авторитет в жизни человека; авторитет, ко­торый не может быть поколеблен обращением к другому сколь угодно высокому авторитету.

Автограф — первоначальный вариант библейского документа.

Авторитарная теория — теория, согласно которой смерть Христа была не рас­платой за наши грехи, а демонстрацией того факта, что, поскольку Бог является высшим нравственным авторитетом во вселенной, любое нарушение Его законов не должно оставаться безнаказанным.

Авторитет Писания — представление о том, что все слова в Писании принад­лежат Богу, так что неверие или неповиновение этим словам означает неверие или неповиновение Богу.

Ад — место вечного осознаваемого наказания грешников.

Адопцианство — лжеучение, последователи которого утверждают, что Иисус был обычным человеком до крещения, а в момент крещения Бог «принял» Его как Своего «Сына» и наделил сверхъестественными силами; таким образом, это учение отрицает предвечное существование и божественную природу Иисуса.

Активное послушание — понятие, обозначающее полное повиновение Хрис­та Богу на протяжении Его земной жизни, благодаря чему была заслужена пра­ведность, которую Бог вменяет тем, кто верит в Христа.

Актуальный призыв — действие божественной благодати, обращенное к кон­кретному человеку и приводящее его к спасению.

Амилленаризм — воззрение, отрицающее буквальное понимание тысячелет­него царствования Христа на земле до последнего суда и установления вечного царства; согласно этому воззрению, библейские упоминания тысячелетнего цар­ствования в Отк. 20 описывают нынешнюю церковную эпоху.

Ангел Господень — форма, которую принимал Бог, чтобы предстать перед людьми, о чем говорится в различных эпизодах Писания.

Ангелы — сотворенные Богом духовные существа, обладающие нравствен­ным суждением и высоким интеллектом, но не имеющие материальных тел. «

* Составитель — Джефф Пёсуэлл.


1392 ________________________________ Словарь___________________________________

Аннигиляционизм — учение о том, что после смерти неверующие некоторое время подвергаются Божьему наказанию, а затем «аннигилируются», или уни­чтожаются, так что их существование прекращается. Согласно отдельным направ­лениям этого учения, аннигиляция происходит сразу после смерти.

Антихрист — «беззаконник», который откроется перед вторым пришествием Христа и вызовет великие страдания и преследования, но будет уничтожен Иису­сом. Это понятие используется также для обозначения других деятелей, которые оказывают сопротивление Христу и являются предшественниками последнего антихриста.

Антропоморфный язык — язык, на котором, с человеческой точки зрения, говорит Бог.

Апокрифы — собрание книг, включенных в канон Писания католической церковью, но исключенных из канона протестантами (от греч. Ьтбкрьфсх;, «тай­ные»).

Аполлинаризм — возникшая в IV в. ересь, приверженцы которой утверждали, что у Христа было человеческое тело, но разум и дух имели божественную приро­ду Сына Божьего.

Апологетика — дисциплина, доказывающая истинность христианской веры с целью убеждения неверующих.

Апостол — высокий пост в раннехристианской церкви. В некоторых отно­шениях новозаветные апостолы были тождественны ветхозаветным пророкам и как таковые обладали правом записывать слова Писания.

Арианство — лжеучение, отрицающее божественность Иисуса Христа и Свя­того Духа.

Арминианство — богословская традиция, отстаивающая право людей на сво­бодный выбор и отрицающая провиденциальный контроль над деталями всех событий.

Архангел — ангел, обладающий властью над остальными ангелами.

Аскетизм — образ жизни, характеризующийся отказом от благ материально­го мира.

Атрибуты существования — аспекты характера Бога, дающие представление о важнейших особенностях Его существования.

Атрибуты цели — аспекты характера Бога, имеющие отношение к формиро­ванию и осуществлению наших решений.

Безгрешное совершенство — существование, полностью свободное от греха; некоторые считают, что подобное состояние достижимо при жизни (см. также перфекционизм).

Безгрешность — учение о том, что Христос был не способен грешить.

Бесконечность — применительно к Богу это понятие означает, что Он сво­боден от каких-либо ограничений, которым подчиняются люди-и творение в целом.

Бесконечность в пространственном отношении — то же, что и вездесущность Бога.

Бесконечность во временном отношении — то же, что и вечность Бога.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!