Непогрешимость и авторитетность 6 страница
Спасение избранных — другое, более точное определение реформатского учения об «ограниченном искуплении».
Спасительная благодать — Божья благодать, приносящая людям спасение; известна также как «благодать, ведущая к спасению».
Спасительная вера — вера в Христа как живую личность ради прощения грехов и вечной жизни с Богом.
Справедливость — то же, что и Божья праведность.
Среднее знание — арминианское учение о Божьем предвидении, согласно которому, поскольку Бог знает, что будет делать каждое живое существо в любых обстоятельствах, Он знает все, что произойдет в мире, создавая ситуации, в которых действуют все живые существа.
Средства обретения благодати — любая деятельность в лоне церкви, которую Бог использует для ниспослания христианам дополнительной благодати.
Субординационизм — еретическое учение о более низком, или «подчиненном», положении Сына по сравнению с Богом-Отцом.
Субординация — учение о том, что члены Троицы имеют определенные роли, или функции, и подчиняются друг другу.
Суд — см. последний суд.
Судебный — понятие, используемое для описания оправдания как имеющего законную силу заявления Бога, которое само по себе не изменяет нашу внутреннюю природу.
Суд над народами — согласно воззрению диспенсационалистов, этот суд произойдет в период между великими испытаниями и началом тысячелетнего царства, и будет вершиться над народами в соответствии с тем, как они относились к еврейскому народу во время великих испытаний.
|
|
Сын Божий — титул Иисуса, определяющий Его как божественного предвечного Сына, равного по природе Самому Богу.
Сын Человеческий — наиболее часто использовавшееся Иисусом самоопределение, имеющее прообраз в Ветхом Завете, особенно в лице небесного персонажа из видения Даниила (7:13), которому была дана вечная власть над миром.
Сыны Божьи — другое наименование ангелов (Иов. 1:6; 2:1).
Таинство — в протестантском учении — обряд, который церковь соблюдает как знак Божьей благодати и как средство, при помощи которого те, кто уже оправдан, получают непрекращающуюся Божью благодать. Протестанты
1412 Словарь
признают два таинства — крещение и Вечерю Господню. В католическом учении насчитывают семь таинств, которые считаются необходимым средством передачи спасительной благодати.
Твердое знание — знание, которое не может быть поставлено под сомнение. Поскольку Бог знает о вселенной все и никогда не лжет, абсолютно верное знание мы можем найти только в словах Бога в Писании.
Творение — учение, утверждающее, что Бог создал всю вселенную из ничего. Вселенная, созданная Богом, чтобы прославить Себя, первоначально была «весьма хороша».
|
|
Теистический эволюционизм — теория, согласно которой Бог использовал процесс эволюции, чтобы на земле появились все формы жизни.
Телеологический аргумент — доказательство существования Бога, основанное на том, что, поскольку вселенная наглядно демонстрирует порядок и замысел, должен существовать разумный и целенаправленно действующий Бог, Который создал ее функционирующей таким образом.
Телесная вездесущность Христа — в учении, разработанном Мартином Лютером с целью обоснования его воззрений на Вечерю Господню, утверждается, что после вознесения человеческая природа Христа присутствует повсюду.
Тело Христа — библейская метафора, обозначающая церковь. Эта метафора используется двумя путями — с одной стороны, она подчеркивает взаимозависимость членов тела, с другой стороны, подчеркивает подчинение церкви Христу.
Теория выкупа сатане — воззрение, согласно которому искупление Христа было выкупом, уплаченным сатане, чтобы освободить нас из-под его власти.
Теория двадцатичетырехчасового дня — воззрение, по которому шесть «дней» творения в Быт. 1 следует истолковывать буквально — как дни продолжительностью в двадцать четыре часа.
|
|
Теория «день — эпоха» — теория творения, в которой утверждается «древность Земли», а дни в Быт. 1 рассматриваются как весьма продолжительные «эпохи» {см. также конкордизм).
Теория «древней Земли» — теория творения, согласно которой возраст Земли составляет около 4,5 млн лет.
Теория идеального времени — то же, что и зрелый креационизм.
Теория кеносиса — теория, по которой Христос, пребывая на земле в виде человека, отказался от некоторых из Своих божественных атрибутов (от греч. кеибш, «опорожнять»).
Теория «литературной канвы» — теория «древности» творения, согласно которой шесть дней в Быт. 1 не отражают хронологическую последовательность событий, а являются «литературным обрамлением», использованным автором для изображения созидательной деятельности Бога.
Теория «молодой Земли» — теория творения, согласно которой Земля относительно молода и ее возраст составляет не более 10—20 тыс. лет.
Теория нравственного воздействия — теория, согласно которой смерть Христа была не расплатой за наши грехи, а всего лишь демонстрацией того, что Бог настолько любит людей, что готов отождествить Себя с их страданиями вплоть до смерти. Это должно послужить нам примером, рассчитанным на то, чтобы вызвать у нас благодарный отклик.
|
|
_______________________________ Словарь____________________________ 1413
Теория примера — воззрение, по которому Христос, совершая искупление, не понес справедливое наказание Бога за наши грехи, а только показал нам пример того, как мы должны полностью доверять Богу и подчиняться Его воле, даже если это ведет к смерти.
Теория «пробела» — представление о том, что между Быт. 1:1 и 1:2 имеется разрыв в миллион лет, на протяжении которого Бог осудил первоначальное творение, сделав его «безвидным и пустым», и приступил ко второму творению, изображенному в Быт. 1:3 — 2:3.
Теория эволюции Дарвина — общая теория эволюции (см. также макроэволюция), названная в честь Чарлза Дарвина, английского натуралиста, который изложил эту теорию в своем труде «Происхождение видов в результате естественного отбора», 1859 г.
Теофания — «явление Бога», в котором Он принимает видимую форму, чтобы показать Себя людям.
Толкование языков — дар Святого Духа, благодаря которому церкви сообщается общий смысл высказываний на языках.
Традуцианизм — воззрение, согласно которому ребенок получает душу от матери и отца в момент зачатия.
Трансцендентность — понятие, используемое для определения Бога как существа, превосходящего творение и независимого от него.
Трихотомизм — представление о том, что в человеке присутствуют три начала: тело, душа и дух.
Троица — учение о том, что Бог извечно существует в трех лицах — Отца, Сына и Святого Духа, причем каждое из Них безоговорочно является Богом, и этот Бог един.
Убедительное исповедание веры — центральный компонент баптистского воззрения на крещение, заключающийся в том, что крестить следует только тех, кто неопровержимо свидетельствует о вере в Христа.
Уверенность в спасении — внутреннее ощущение, основанное на неоспоримых свидетельствах того, что мы действительно «рождены заново» и останемся христианами до конца своей жизни.
Умилостивление — жертва, которая выдерживает Божий гнев до конца, превращая его тем самым в милость.
Унаследованная вина — представление о том, что Бог считает всех людей виновными вследствие грехопадения Адама (называется также первородным грехом).
Унаследованный грех — греховная природа, или склонность к греху, присущая всем людям вследствие грехопадения Адама (называемого также первородным грехом). Из этого представления вытекает, что 1) по своей природе мы полностью лишены духовной добродетели перед Богом; 2) своими делами мы совершенно не способны совершать духовное добро перед Богом.
Универсализм — учение, согласно которому все люди будут спасены.
Уничижение Христа — одно из двух «состояний» Христа (другое — возвышение). Состояние уничижения включает четыре аспекта Его работы: воплощение, страдание, смерть и погребение.
1414 ________________________________ Словарь___________________________________
Управление — аспект Божьего провидения, указывающий на то, что все деяния Бога в мире имеют определенную цель и что Он провиденциально управляет всеми явлениями, чтобы осуществить Свои замыслы.
«Условное бессмертие» — учение, по которому созданные Богом люди могут обрести бессмертие только в том случае, если они признают Христа своим Спасителем. Согласно этому учению, те, кто не стал христианином, просто прекратят свое существование в момент смерти или во время последнего суда.
Усыновление — деяние Бога, с помощью которого Он делает нас членами Своей семьи.
Учение — в Новом Завете — способность толковать Писание и применять его в жизни.
Учение о совместимости — другое обозначение реформатского воззрения на провидение. Это понятие указывает на то, что абсолютное господство Бога совместимо с возможностью свободного человеческого выбора.
Фатализм — концепция, согласно которой человеческий выбор и человеческие решения не имеют никакого значения, поскольку все происходит так, как было заранее предначертано. Это мировоззрение являет собой полную противоположность доктрине избрания, согласно которой у людей есть реальная возможность выбора, за последствия которого они будут нести ответственность.
filioque — латинское выражение «и от Сына», включенное в Никейский символ веры для указания на то, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Полемика, разгоревшаяся по этому доктринальному вопросу, привела к расколу между Западной и Восточной церквами в 1054 г.
Философское богословие — исследование богословских вопросов, осуществляемое методами философского анализа.
Халкидонское определение — положение, выработанное в 451 г. Халкидон-ским собором, которое рассматривается большинством христианских церквей как ортодоксальное определение библейского учения о личности Христа.
Харизматический — понятие, применяющееся по отношению к любым группам или индивидуумам, ведущим свое историческое происхождение от харизматического движения возрождения 1960-х и 1970-х гг. Подобные группы стремятся практиковать все духовные дары, упоминаемые в Новом Завете, однако, в отличие от многих пятидесятнических конфессий, допускают различные точки зрения на то, происходит ли крещение Святым Духом после обращения и являются ли языки знаком крещения в Святом Духе.
Херувимы — разновидность сотворенных Богом духовных существ, которые, помимо прочего, охраняли вход в Эдемский сад.
buoiovcnoi; — греческое слово, означающее «единосущный» и включенное в Никейский символ веры, чтобы показать, что природа Христа и Бога-Отца едина, и, следовательно, Христос в полной мере божествен и в полной мере человечен.
Христиане двух типов — воззрение на церковь, согласно которому она разделена на две категории верующих: простых и «освященных», простых и крещеных Святым Духом.
____ Словарь___________________________ 1415
Христианская этика — исследование, отвечающее на вопрос: «Какие требования предъявляет к нам Бог сегодня и какого поведения Он ожидает от нас в той или иной ситуации?»
Хула на Духа Святого — злонамеренная клевета на работу Христа, совершаемую Святым Духом, и приписывание этой работы сатане (см. также смертный грех).
Царь — одна из трех должностей Христа, исполняя которую Он господствует над Церковью и над вселенной.
Церковь — сообщество всех истинных верующих на все времена.
Цессационисты — те, кто считает, что духовные дары чудотворения прекратились со смертью апостолов и завершением Писания.
Частное откровение — слова Бога, обращенные к конкретным людям, в том числе слова Библии. Это откровение следует отличать от общего откровения, доступного всем людям.
«Четыре животных» — сотворенные духовные существа, напоминающие своим видом льва, тельца, человека и орла, которые восхваляют Бога, стоя перед Его престолом.
Чистилище — согласно воззрению, принятому в католическом богословии, место, куда попадают души верующих, умерших до воскресения Христа, где они ожидают завершения Его работы спасения (от лат. limbus, «граница»).
Чистота церкви — мера свободы церкви от лжеучений и недостойного руководства, а также мера соответствия явленной Божьей воле относительно церкви.
Чудесные дары — редко встречающиеся дары Святого Духа, вызывающие у людей благоговейный трепет и изумление и свидетельствующие о Боге.
Чудо — библейское понятие, обозначающее чудеса (перевод евр. DBS^SCS и греч. тёрад), особенно те, которые вызывают у людей крайнее изумление.
Экзегетика — процесс истолкования текста Писания.
Экзорцизм — изгнание злых духов при помощи словесного повеления.
kKK&ri<jia — греческое понятие, переведенное в Новом Завете как «церковь». Точное значение этого слова — «собрание», и в Библии оно обозначает собрание, или общину, Божьего народа.
Этика — см. христианская этика.
Явленная воля — высказанная Божья воля относительно того, что мы должны делать или что нам повелевает делать Бог (см. также воля).
Ясность Писания — представление о том, что Библия написана таким образом, что ее учение понятно каждому, кто станет ее читать в надежде на Божью помощь и с намерением следовать ей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
Указатель выборочный: выбирались главным образом темы, которые может разыскивать читатель, чтобы полнее ознакомиться с той или иной проблемой, рассмотренной в этой книге.
Указатель охватывает все материалы издания.
Алфавитный принцип в указателе — «слово за словом», т. е. сначала по буквам первых слов, затем, если первые слова одинаковы, — по буквам второго слова и т. д. Предлоги на расстановку рубрик по алфавиту влияют. Слова, пишущиеся через дефис, рассматриваются как одно слово.
При построении указателя предпочтение отдано аналитическому принципу, т. е. гнездам (рубрикам с подрубриками), во всех случаях, когда поиск по единичным темам маловероятен или затруднителен. Лишь темы с очень характерными названиями, по которым, вероятнее всего, будет вести поиск читатель, выделены в самостоятельную рубрику.
Таким образом, тема гнезда во многих случаях совпадает с темой главы, но подруб-рики расположены в указателе не в систематическом порядке, как в тексте, а в алфавитном. Указатель как бы преобразует книгу в словарь.
Полужирным выделены страницы, на которых данная тема рассматривается наиболее подробно.
абсолютная необходимость результата 642 абсолютный авторитет 75--77 автограф 95
авторитарная теория 658 авторитет Писания 69-87, 1335 высшая мера истины 81 не означает, что Писание написано
под диктовку 77
никогда не противоречит новым фактам 81 порочный круг в доказательстве? 69—
75,75
появление уверенности в этом при чтении 74
самоудостоверяющий характер 75, 80 связан с написанными словами 80
авторитет Писания:
утверждения о воплощении в Писании
слов Бога 69 Агав 1186, 1188, 1191 ад 1287,1296-1302
определение 1296, 1297 Адам и Ева 520-522
исторические 317
сотворение 302 адопцианство 264, 265 активное послушание 643—645 актуальный призыв 779—781 амилленаризм 1252, 1253, 1258—1266 ангелы 447—461
Ангел Господень 235, 452
ангелам не молются 459
ангелам не поклоняются 459
ангелы страшного суда 1293
Тематический указатель
1417
ангелы (окончание)
ангелы-хранители 450
ангельские чины 448
другие термины для обозначения ангелов 447
имена конкретных ангелов 449
когда сотворены 447, 452
могущество ангелов 451
мы будем судить 453
мы должны осознавать существование ангелов 457
наблюдают за нашей жизнью 458
не вступают в брак 451
недопустимость принятия лжеучений 458
оберегают нас 447
определение 447
появляются ли они в наши дни 460
радуются нашему спасению 455
радуются появлению интернациональной Церкви 456
сколько их 450
служат нам 453
только в одном месте и в одно время 449
посещают нас, изменив свой облик
458 англиканская (епископальная) церковь
992
англиканская церковь 992 Анна 538
аннигиляционизм 931, 1298—1300 антиномия 30
антихрист 1240, 1242, 1246, 1262 антропоморфный язык 161 апокрифы
не входят в Писание 53, 54, 1335
переводы 52 аполлинаризм 625 апологетика 13 апостол (понятие) 1028
в широком и узком смысле 1022,1023, 1028
недопустимость притязаний на это
звание 1029 апостолы 1022-1029
право создавать Писание 55
какие люди были апостолами? 1023, 1024, 1028
апостолы (окончание)
никто не является апостолом в наши дни 1022, 1029
только мужчины 1062
чудеса могли совершать только они?
1003
Апостольский символ веры 659, 662, 671 Апостольский символ веры (глава) 660 Апостольский символ веры (текст) 1320 арианство 261, 264 арминианство 377-381,384,390- 393,680,
762,771,892,898,911 Арминий, Якоб 377 архангел 448 архиепископ 1020 асеизм 163 аскетизм 296, 343 Асшер, Джеймз, архиепископ 297 атрибуты см. Бог: атрибуты Аугсбургское исповедание 977, 1319 Афанасьевский символ веры 264, 273,
1319
Афанасьевский символ веры (текст) 1321 Афанасий 53
«баптистская вера и весть» (текст) 1362—
1367
Барт, Карл 762
безгрешное совершенство 847 безгрешность Христа 602 безусловное избрание 765 бесконечность Бога 153,165,172,173,181,
187
бесноватый (понятие) 477 бесстрастность Бога 169 бесы 464-489
в Ветхом Завете 469
в Новом Завете 470, 471
в служении среди неверующих 474,486
в церковную эпоху 1252,1262
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!