Непогрешимость и авторитетность 4 страница




_______________________________ Словарь__________________________ 1399

Завет — неизменный, установленный свыше правовой договор между Богом и человеком, предусматривающий условия их отношений.

Завет благодати — установленное Богом после грехопадения Адама правовое соглашение между Богом и человеком, на основании которого человек может быть спасен. Несмотря на то что на протяжении истории спасения отдельные поло­жения этого завета изменялись, важнейшее условие, предполагающее веру в Хри­ста как Спасителя, оставалось неизменным.

Завет дел — правовое соглашение между Богом и Адамом и Евой, заключен­ное в Эдемском саду, по которому пользование благословениями завета зависело от послушания, или «дел», Адама и Евы.

Завет искупления — соглашение между членами Троицы, по которому каж­дый из Них обязуется исполнить Свою роль в осуществлении спасения людей.

Законы природы — связанные с обсуждением чудес любые «законы природы» или свойства естественного порядка вещей, которые рассматриваются некоторы­ми людьми как действующие независимо от Бога.

Заместительное искупление — дело, совершенное Христом, Который Своей жизнью и смертью занял наше место, чтобы заработать наше спасение.

Западная церковь — наименование Римско-католической церкви после того, как в 1054 г. от нее отделилась Восточная (Православная) церковь. Позднее Запад­ная церковь раскололась на два направления — протестантское и католическое.

Знамение — библейское определение чуда (перевод евр. BSCS и греч. a-q^islov), точный смысл которого заключается в указании на нечто, стоящее за видимым явлением, особенно на присутствие и могущество Бога.

Знание — учение, согласно которому Бог полностью познает Себя, а также все существующие и возможные вещи одним простым и вечным актом.

Зрелый креационизм — теория «молодости» творения, согласно которой тво­рение с самого начала имело вид «древнего». Это воззрение называют также тео­рией «идеального времени», так как провозглашаемая в ней видимость древнос­ти земли не имеет никакого отношения к реальному времени.

Избрание — решение Бога спасти некоторых людей, которое Он принял за­долго до творения не на основании предвидения их заслуг, а только по Своей доброй воле.

Иерархическое правление — то же, что и епископальная форма церковного управления, в которой право принимать окончательные решения не принадле­жит поместной церкви.

imago Dei — латинское выражение, означающее образ Божий.

Имена Бога — различные определения Бога, встречающиеся в Писании.

Имманентность — внутренне присущее свойство, пребывание в себе. Это по­нятие используется в богословии применительно к причастности Бога к творе­нию.

Интеллектуальные атрибуты — аспекты характера Бога, охватывающие Его разум и присущий Ему ход мышления.

Искажение ролей — представление о том, что Бог, наказывая Адама и Еву после грехопадения, не поручил им новые роли или функции, а только привнес в их прежние роли боль и страдание.


1400 ________________________________ Словарь___________________________________

Искупление — работа, проделанная Христом в жизни и смерти, чтобы заслу­жить наше спасение.

ICBI — International Council on Biblical Inerrancy (Международный комитет непогрешимости Библии). В 1978 г. эта организация выпустила в свет «Чикаг­скую декларацию о непогрешимости Библии», в которой дала четкое определе­ние непогрешимости, разделяемое большинством протестантов.

Исполнение Святым Духом — явление, происходящее после обращения, ког­да на верующего нисходит Святой Дух. Разнообразные последствия этого явле­ния включают еще большую любовь к Богу, еще более решительную победу над грехом, возрастание сил, необходимых для служения, а иногда и получение ду­ховных даров.

Истинность — учение, согласно которому Бог — это истинный Бог, а Его зна­ние и слова истинны и являют собой высшее мерило истины.

Исторический премилленаризм — представление о том, что Христос возвра­тится на землю после периода великих испытаний и установит тысячелетнее цар­ство. При этом умершие верующие будут воскрешены, а верующие, которые бу­дут живы, получат прославленные воскрешенные тела, и все они будут править с Христом в течение тысячи лет.

Историческое богословие — историческое исследование подходов к тем или иным богословским проблемам, которыми занимались христиане различных эпох.

История спасения — совокупность событий на протяжении истории, с помо­щью которых Бог осуществлял замысел спасения Своего народа (см. спасение).

Исцеление — дар Святого Духа, позволяющий возвращать здоровье и пред­вещающий полное освобождение от физической немощи, купленное для нас Христом смертью и воскресением.

Кальвинизм — богословская традиция, названная в честь французского ре­форматора Жана Кальвина (1509—1564). В кальвинизме подчеркивается верхов­ная власть Бога над всеми вещами, человеческая неспособность творить духов­ное благо перед Богом и слава Бога как высшая цель всего, что происходит.

Канон — книги, входящие в состав Библии (от греч. Kavdw, «измерительная трость», «стандарт»).

Канонические — сохранившиеся книги, обладающие божественным автори­тетом и потому включенные в канон Писания как записанные подлинные Божьи слова.

Караемое замещение — воззрение, согласно которому Христос Своей смертью понес справедливое наказание Бога за наши грехи, выступая нашим заместите­лем.

Классис — региональный орган управления в христианской реформатской церкви (подобный пресвитерии в пресвитерианской системе).

«Ключи Царства» — выражение Иисуса из Мф. 16:19, означающее право про­поведовать Евангелие и требовать соблюдения церковной дисциплины.

Конкордизм — другое понятие для обозначения теории «день — эпоха», на­званное так в связи со стремлением к «согласию» («конкордии») между Библией и научными выводами о возрасте Земли.


_______________________________ Словарь____________________________ 1401

Консистория — понятие, обозначающее местный совет пресвитеров в христи­анской реформатской церкви (подобный сессии в пресвитерианской системе).

Космологический аргумент — доказательство существования Бога, основан­ное на том, что, поскольку все известные предметы и явления во вселенной име­ют причины, сама вселенная также должна иметь причину, и этой причиной мо­жет быть только Бог.

Красота — атрибут Бога, делающий Его средоточием всех прекрасных качеств.

Креационизм — представление о том, что Бог создает новую душу для каждо­го человека и направляет ее в человеческое тело где-то между зачатием и рожде­нием.

Крещение верующих — воззрение, согласно которому крещение совершается надлежащим образом только над теми, кто проявляет убедительное исповедание веры в Иисуса Христа.

Крещение в Святом Духе — выражение, которое используют новозаветные авторы, говоря о подчинении власти нового завета Святого Духа. Этот акт подразу­мевает начало новой духовной жизни (в возрождении), очищение от греха, избав­ление от склонности к греху и от его власти, а также получение сил для служения.

Крещение младенцев (педобаптизм) — обычай, по которому крещение совер­шают над младенцами (приставка nai8o- происходит от греч. ясйд, «дитя»).

Крещение Святым Духом — толкование выражения, переводимого так же, как «крещение в Святом Духе». Перевод греческого предлога kv творительным паде­жом указывает на то, что Святой Дух выступает как деятель, совершающий кре­щение, однако более точный смысл этого выражения заключается в том, что Свя­той Дух представляет элемент, «в» который (или «которым») крестят верующих при обращении.

Кровь Христа — выражение, обозначающее смерть Христа в ее спасительных аспектах, поскольку кровь, которую Он пролил на кресте, была зримым доказа­тельством того, что Его кровь пролилась, когда Он умер жертвенной смертью, чтобы заплатить за наше спасение.

Личная эсхатология — учение о событиях, которые произойдут в будущем с отдельными людьми, а именно о смерти, промежуточном состоянии и прослав­лении.

Хбуод — греческое понятие («слово»), которое апостол Иоанн использует по отношению к Христу в Ин. 1:1. Применительно к Иисусу это понятие отражает и ветхозаветное представление о созидательной силе Божьего слова, и греческую идею об организующем и объединяющем принципе вселенной.

Любовь — применительно к Богу — учение, согласно которому Бог вечно отдает Себя другим.

Макроэволюция — «общая теория эволюции», или представление о том, что все организмы возникли из неживой материи.

Материализм — учение, согласно которому не существует ничего, кроме ма­териальной вселенной.

Микроэволюция — теория, согласно которой незначительные внутривидо­вые изменения не приводят к возникновению новых видов.


1402 ________________________________ Словарь___________________________________

Миллениум — понятие, обозначающее тысячелетие, названное в Отк. 20:4,5 временем царствования на земле Христа и праведников (от лат. millennium, «ты­сяча лет»).

Милосердие — благодать Бога по отношению к тем, кто пребывает в нужде и страдании.

Мир — учение о том, что существованию и деяниям Бога чужд всякий беспо­рядок, хотя Он непрерывно проявляет активность, совершая бесчисленные, хо­рошо организованные и полностью управляемые одновременные деяния.

Мистическое слияние — понятие, обозначающее соединение верующего с Христом, — процесс, сущность которого не вполне ясна и который известен только из откровения в Писании (см. также единение с Христом).

Михаил — архангел, изображенный в Писании как предводитель небесного воинства.

Могущественные деяния — библейское понятие, обозначающее чудеса (пе­ревод евр. РГСЗПВЭСЭ и греч. ёЬшци;) и указывающее на проявление необыкновен­ного могущества (см также чудо).

Модализм — еретическое учение, согласно которому Бог представляет Со­бой не единство трех отдельных личностей, а одну личность, являющуюся лю­дям в те или иные моменты в различных видах («модусах»).

Модалистское монархианство — то же, что и модализм.

Молитва — личное общение с Богом.

Монизм — представление о том, что в человеке присутствует только одно на­чало и что тело — это и есть личность.

Монофелитство — отвергнутое в VII в. еретическое воззрение, по которому Христос обладал только одной волей.

Монофизитство — ересь V в., согласно которой Христос обладал только одной природой, объединявшей божественное и человеческое начала (от греч. цбиос;, «один», и фьспд, «природа»).

Моральный аргумент — доказательство существования Бога, основанное на необходимости Бога, Который является для человека источником понимания добра и зла.

Мудрость — учение о том, что Бог всегда выбирает самые разумные цели и находит оптимальные пути их достижения.

Наделение силами для служения — основной аспект работы Святого Духа, за­ключающийся в свидетельстве о Божьем присутствии и благословении (см. так­же Святой Дух).

Надзиратель — перевод греческого слова кп'юколод — понятия, используемо­го в Новом Завете, наряду со словами «пастырь» и «пресвитер», для обозначения высшего должностного лица в поместной церкви.

Небо — место, где Бог наиболее полно дает знать о Своем присутствии и благословении. Именно на небе Бог являет всю полноту Своей славы, а спасен­ные святые, ангелы и другие небесные существа поклоняются Ему.

Невидимая церковь — церковь, какой ее видит Бог (см. также церковь).

Невидимость — учение, согласно которому мы никогда не сможем увидеть Бога во всей полноте Его духовной сущности, хотя Бог и являет Себя через види­мые, сотворенные сущности.


____________________________ Словарь____________________________ 1403

Независимость — учение, согласно которому Бог не нуждается в нас, равно как и в остальном творении, однако мы и остальное творение можем прославлять Его и доставлять Ему радость.

Неизменность — учение, согласно которому Бог неизменен в Своей сущ­ности, совершенствах, целях и обетованиях, однако Он пребывает в действии и испытывает эмоции, причем действует и чувствует по-разному в различных си­туациях.

Необходимость Писания — представление о том, что Библия необходима для ознакомления с Благой вестью, поддержания духовной жизни и познания Божьей воли, но не является необходимым источником информации о существовании Бога, Его качествах и моральных законах.

Неограниченное искупление — воззрение, согласно которому смерть Христа была расплатой за грехи всех людей, живших когда-либо на земле.

Неокатастрофизм — другое понятие для обозначения воззрения на геологи­ческое строение Земли, разделяемого сторонниками геологии потопа.

Неоортодоксия — разработанное в XX в. богословское направление, представ­ленное учением Карла Барта. В противоположность ортодоксальному утвержде­нию, что все слова Писания произнесены Богом, Карл Барт считал, что слова Писания становятся для нас словами Бога, когда мы встречаемся с ними.

Неотступность святых — учение, согласно которому все, кто был действи­тельно «рожден свыше», будут оберегаться Богом и останутся христианами до конца своих дней, и только те, кто будет стоять до конца, были действительно «рождены свыше»

Непередаваемые атрибуты — свойства характера Бога, которые Он не переда­ет нам.

Непогрешимость Писания — представление о том, что все слова Писания, вышедшие из-под пера авторов Писания, не утверждают что-либо противореча­щее фактам и не могут ввести в заблуждение в вопросах веры и практики.

Непорочное зачатие — библейское учение о том, что Иисус был зачат в чреве Девы Марии чудесным действием Святого Духа без участия земного отца.

Непорочные — нравственно совершенные в глазах Бога; характеристика тех, кто полностью подчиняется Божьему слову (Пс. 118:1).

Непостижимость — то, что невозможно понять до конца. Применительно к Богу это означает, что Бога невозможно постичь полностью, или исчерпывающе, хотя некоторые истины о Боге нам доступны.

Непреодолимая благодать — понятие, указывающее на то, что Бог действен­но призывает людей и предоставляет им возможность возрождения, гарантируя тем самым, что мы ответим на это верой, ведущей к спасению. Это понятие часто истолковывают неверно, поскольку некоторым кажется, что оно подразумевает невозможность свободного выбора в ответ на призыв Евангелия.

Непрощаемый грех — злостная клевета на работу Святого Духа, свидетель­ствующего о Христе, и приписывание этой работы сатане.

«Не рассуждая о Теле» — выражение, использованное в 1 Кор. 11:29 в связи с нарушением порядка Вечери Господней, допущенного коринфянами. Своим эго­истичным, легкомысленным отношением друг к другу во время Вечери Господней


1404 ________________________________ Словарь___________________________________

они проявляли непонимание единства и взаимозависимости людей в церкви, которая является телом Христа.

Нетленность — природа наших будущих воскрешенных тел, которые уподо­бятся воскрешенному телу Христа, и потому не будут дряхлеть, стареть или под­вергаться каким-либо заболеваниям.

Несторианство — возникшая в V в. ересь, согласно которой в Христе присут­ствовали две различные личности — человеческая и божественная.

Новое небо и новая земля — образ полностью обновленного мира, в котором будут обитать верующие после последнего суда.

Новозаветное действие Святого Духа — более интенсивное участие Святого Духа в жизни людей, начавшееся для учеников в Пятидесятницу и ощущаемое ныне верующими при обращении.

Новый завет — завет благодати, утвержденный после смерти и воскресения Христа, по которому искупительная смерть Христа покрывает все грехи верую­щего, а Святой Дух наделяет верующего способностью исполнять справедливые требования закона.

Образ Божий — особенность природы человека, благодаря которой он упо­добляется Богу и представляет Бога.

Обращение — наш добровольный отклик на призыв Евангелия, при котором мы совершаем искреннее покаяние в грехах и доверяем Христу наше спасение.

Обряд — понятие, обычно используемое баптистами для обозначения кре­щения и Вечери Господней; остальные протестанты, такие, как лютеране, рефор­маты и англикане, предпочитают использовать слово «таинство».

Общая благодать — Божья благодать, через которую Бог дарует людям неис­числимые благословения, не имеющие отношения к спасению.

Общая эсхатология — учение о таких будущих событиях, как второе прише­ствие Христа, тысячелетнее царство и последний суд, которые окажут воздействие на всю вселенную.

Общее откровение — знание о существовании Бога, Его качествах и мораль­ном законе, доступное всему человечеству через творение.

Общение святых — понятие в Апостольском символе веры, обозначающее единение верующих на земле с верующими на небе с помощью общей молитвы.

Община завета — сообщество, объединяющее Божий народ. Протестантские сторонники крещения младенцев рассматривают крещение как символ вхожде­ния в «общину завета» Божьего народа.

Ограниченное искупление — реформатское воззрение, согласно которому Хри­стос расплатился за грехи тех, кто, как Он знал, будут в конечном счете спасены. Это воззрение более точно выражается понятием «спасение избранных», так как дело не в том, что возможности искупления ограничены, а в том, что оно более действенно в отношении избранных.

Одержимость — вводящее в заблуждение выражение, встречающееся в неко­торых английских переводах Библии, под которым, очевидно, подразумевается полное подчинение человеческой воли бесу. Греческое понятие Sainovi&nca пра­вильнее переводить как «нахождение под бесовским воздействием», кое может простираться от умеренного до сильного.


_______________________________ Словарь____________________________ 1405

Ожидание Господа — состояние сердца во время молитвы, когда мы стоим пе­ред Богом в терпеливом ожидании силы, направляющей нашу молитву, а также уверенности в присутствии Бога и в том, что Он ответит на нашу молитву.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!