Непогрешимость и авторитетность 3 страница



Бесстрастность — учение, основанное на сомнительном толковании Деян. 14:16, согласно которому Бог лишен каких-либо чувств и страстей. Между тем


_______________________________ Словарь____________________________ 1393

Писание неопровержимо свидетельствует, что Бог испытывает чувства, но эти чув­ства никогда не бывают греховными.

Бесы — согрешившие перед Богом падшие ангелы, непрерывно творящие в мире зло и поныне.

Библейское богословие — исследование учений отдельных авторов и разделов Библии и роли каждого учения в истории формирования Библии.

Благодать — благость Бога по отношению к тем, кто не заслужил ничего, кро­ме наказания.

Благость — учение о том, что Бог является высшим мерилом добра и что Его сущность и деяния достойны одобрения.

Блаженство — учение о довольстве Бога Самим Собой и всем тем, что отра­жает Его характер.

Бог — в Новом Завете — перевод греческого слова веб/;, которое обычно, хотя и не всегда, используется по отношению к Богу-Отцу.

Богодухновенно — перевод греческого слова веблиеьию/;, которое в Библии используется метафорически, указывая на то, что слова Писания произнесены Богом.

Богословие Ветхого Завета — наука об учениях отдельных авторов и разделов Ветхого Завета, а также о роли каждого из этих учений в историческом развитии Ветхого Завета.

Богословие Нового Завета — наука об учениях отдельных авторов и разделов Нового Завета, а также о роли каждого из этих учений в историческом развитии Нового Завета.

Бодрствующие — ангелы (Дан. 4:10,14,20).

Божьи установления — вечные планы Бога, посредством которых, еще преж­де сотворения мира, Он определил все, что произошло и происходит.

Вдохновение — понятие, указывающее на то, что слова Писания произнесе­ны Богом. Учитывая невыразительность этого слова, обусловленную его обыч­ным употреблением, в этом тексте мы отдаем предпочтение понятию «богодух-новенность».

Вездесущность — учение о том, что Бог не ограничен пространственными измерениями и присутствует в каждой точке Вселенной всем Своим существом, однако действует в различных местах по-разному.

Великая скорбь — выражение из Мф. 24:21, относящееся к великим испыта­ниям и страданиям накануне возвращения Христа.

Великий белый престол — выражение, связанное с оглашением окончатель­ного приговора в Отк. 20:11 — 15.

Великое поручение — последние повеления Иисуса ученикам, зафиксирован­ные в Мф. 28:18-20.

Вера — доверие к Богу, основанное на том, что мы верим Его слову (см. так­же спасительная вера).

Вера и практика — выражение, используемое людьми, которые, отрицая не­погрешимость Библии, утверждают, что назначение Библии состоит только в том, чтобы рассказывать нам об этих двух предметах.

Верность — учение, согласно которому Бог всегда верен Своему слову и неизменно исполняет Свои обещания.

-45 3.1К.


1394 ________________________________ Словарь___________________________________

Верование — в современной культуре это понятие обычно указывает на при­знание истинности чего-либо, например сведений о Христе, не обязательно вклю­чающее личную преданность этой истине или зависимость от нее. В Новом За­вете значение этого понятия часто включает элемент преданности (ср.: Ин. 3:16; см. также вера).

Ветхий Завет — понятие, относящееся к Моисееву завету, заключенному на Синае и представлявшему собой детально расписанные законы, данные на вре­мя, чтобы удержать людей от греха и сохранить их для дальнейшего обращения к Христу.

Ветхозаветное действие Святого Духа — менее интенсивная деятельность Святого Духа, характеризующая Ветхий Завет до наступления Пятидесятницы (см. Святой Дух).

Вечеря Господня — одно из двух таинств, которые Иисус заповедал соблю­дать Своей Церкви. Мы должны соблюдать это таинство на протяжении всей жиз­ни в знак своего непрекращающегося общения с Христом.

Вечность — учение, согласно которому Бог в Своем существовании не имеет начала, конца или последовательности моментов, и, хотя все времена одинаково доступны Его взору, Он видит события во времени и действует во времени.

Взаимное дополнение — представление о том, что мужчины и женщины рав­ны перед Богом, однако определенные роли руководителей и наставников в церк­ви должны исполняться мужчинами.

Взаимное подчинение — выражение, которое сторонники эгалитаризма ис­пользуют для описания отношений, которые, по их мнению, должны существо­вать между мужем и женой, и предполагают определенную меру подчинения каж­дого из супругов друг другу. Такое понимание «взаимного подчинения» подрыва­ет главенство, которое Библия отводит мужчине в супружеских отношениях.

Взаимодействие — аспект Божьего промысла, посредством которого Бог со­трудничает с сотворенными сущностями в каждом деле, направляя их отличитель­ные свойства таким образом, чтобы побудить их действовать так, а не иначе.

Взятие на небо — спасение (rapture от лат. rapio, «хватать, уносить») верую­щих, которым суждено быть с Христом во время Его второго пришествия.

Видение райского блаженства — истинное и реальное, хотя и не исчерпываю­щее, созерцание Бога, которое будет доступно на небе.

Видимая церковь — церковь, какой ее видят на земле христиане. По той при­чине, что в наших сердцах читает только Бог, видимая церковь всегда будет вклю­чать какое-то количество неверующих (см. также церковь).

Власть церкви — данное Богом право церкви вести духовную войну, провоз­глашать Евангелие и поддерживать церковную дисциплину.

Вмененная праведность — праведность, которой Бог реально наделяет нас, изменяя тем самым нашу сущность. Католическая церковь считает, что оправда­ние включает в себя подобный акт, тогда как в протестантизме оправдание рас­сматривается как декларация Бога, имеющая силу закона.

Вменять — приписывать кому-либо некое свойство или вину. Бог рассматри­вает грех Адама как наш грех, и потому «вменяет» его нам, но в деле оправдания Бог рассматривает праведность Христа как нашу праведность, и потому взаимо­действует с нами на этом основании.


_______________________________ Словарь____________________________ 1395

Внешнее призвание — евангельский призыв, ставший известным благодаря человеческому провозглашению Евангелия и адресованный всем людям. Имену­ющийся также «общим призванием» или «евангельским призывом», этот призыв может быть отвергнут людьми.

Внутреннее ощущение Бога — инстинктивная уверенность в существовании Бога, имеющаяся у всех людей.

Внутреннее призвание — то же, что и актуальный призыв.

Возвышение Христа — одно из двух «состояний» Христа (другое — уничиже­ние). Состояние возвышения включает четыре аспекта Его работы: воскресение, вознесение на небо, пребывание одесную Бога и возвращение в силе и славе.

Возложение рук — действие, в Новом Завете часто сопровождающее молитву и являющееся средством личного служения отдельным людям.

Вознесение — вознесение Иисуса на небо на сороковой день после воскре­сения.

Возраст ответственности — понятие, используемое некоторыми богослова­ми для обозначения момента в человеческой жизни, до наступления которого (по их мнению) человек не несет ответственности за грех и не считается винов­ным перед Богом.

«Во имя Иисуса» — понятие, относящееся к молитве, направляемой Иису­сом и согласующейся с Его характером.

Воля — атрибут Бога, проявляющийся в принятии решений об осуществле­нии определенных действий, необходимых для жизнедеятельности Его Самого и всего творения.

Воплощение — деяние Бога-Сына, заключающееся в том, что Он принял че­ловеческую природу.

Воскресение — воскресение из мертвых в новый вид жизни, не подвержен­ной болезням, старению, дряхлению и смерти.

Воскресение с Христом — выражение, указывающее на один из аспектов еди­нения с Христом, благодаря которому человек начинает жить новой духовной жизнью, а его характер и личность изменяются после обращения в веру.

«Восстает в славе» — выражение, характеризующее наши воскрешенные тела, которые будут являть всю полноту силы, предназначавшейся людям при их со­творении Богом {см. воскресение).

Восточная церковь — значительная часть церкви, известная ныне как Пра­вославная церковь, отделившаяся от Западной (Римско-католической) церкви в 1054 г.

«Во Христе» — понятие, обозначающее целый ряд отношений между верую­щими и Христом, благодаря которым христиане пользуются благами спасения.

Временное благословение — влияние Святого Духа и церкви, проявляющее­ся в том, что неверующие начинают выглядеть и говорить как истинные верую­щие, хотя в действительности таковыми не являются.

«В Святом Духе» — состояние осознанного пребывания в присутствии Бога.

Всемогущество — учение о том, что Бог может делать все, что пожелает Его святая воля (от лат. omni, «все», и potens, «могущественный»).

Всеобщее спасение — то же, что и неограниченное искупление.

Вторичная причина — свойства и действия сотворенных сущностей, вызыва­ющие различные события в мире.


1396 ________________________________ Словарь___________________________________

Второе пришествие Христа — внезапное, личное, видимое, телесное возвра­щение Христа с неба на землю.

Второстепенное учение — учение, не оказывающее значительного воздействия на наше отношение к другим учениям и на нашу христианскую жизнь.

Генеральная ассамблея — в пресвитерианской системе церковного управле­ния — государственный (или региональный) правящий орган.

Геология потопа — воззрение, объясняющее нынешнее геологическое состо­яние Земли разрушительными природными силами, приведенными в действие потопом, описанным в Быт. 6—9.

Герменевтика — дисциплина, содержание которой составляет разработка точ­ных методов толкования текстов.

Гнев — атрибут Бога, проявляющийся в Его нетерпимости ко всякому греху.

Говорение на языках — молитва или восхваление, произносимые на языке, непонятном самому говорящему.

Господство — власть Бога над творением.

Господь — в Новом Завете — перевод греческого слова кЬрю/;, которое обыч­но, хотя и не всегда, используется по отношению к Христу. В греческом переводе Ветхого Завета это слово используется для передачи древнееврейского ФСЭрВ, лич­ного имени всемогущего Бога.

Грех — любое несоответствие моральному закону Бога в поступках, поведе­нии или характере.

Греховность — другое понятие для обозначения унаследованного греха.

Дары, не связанные с чудесами — более распространенные и кажущиеся более обычными такие дары Святого Духа, как служение, наставление, воодушевление и благотворительность.

Деизм — представление о том, что Бог сотворил вселенную, но в настоящее время не оказывает непосредственного влияния на творение.

Детерминизм — представление о том, что любые поступки, события и реше­ния являются неизбежным результатом неких предшествующих обстоятельств или решений, не зависящих от человеческой воли.

Диктовка — представление о том, что Бог отчетливо произносил каждое сло­во Писания человеческим авторам.

Диспенсационализм — богословская система, возникшая в XIX в. с появлени­ем трудов Дж. Н. Дарби. Основные доктрины этой системы таковы: различение Израиля и Церкви как двух групп в общем замысле Бога, взятие Церкви на небо до наступления последних испытаний, точное исполнение ветхозаветных про­рочеств, касающихся Израиля, и разделение библейской истории на семь пери­одов {dispensations), каждый из которых отличается особыми отношениями Бога со Своим народом.

Диспенсационалистский премилленаризм — определение «диспенсациона-листский» используется по той причине, что большинство сторонников этого воз­зрения стремятся провести четкое различие между Церковью и Израилем, отно­шения с которым Бог строит на других условиях, или законах {dispensations).


___________________________     Словарь_____________________________ 1397

Дихотомизм — представление о том, что природу созданного Богом человека образуют два начала: материальное и духовное — тело и душа (дух).

Доверие — особенность библейской веры, заключающаяся в том, что мы не просто знаем об Иисусе и признаем эти сведения истинными, но и полагаем­ся на Него как на живого человека.

Догма — синоним понятия «доктрина». Это слово часто употребляется по от­ношению к доктринам, получившим официальное одобрение церкви.

Догматическое богословие — понятие, синонимичное систематическому бо­гословию.

Докетизм — еретическое учение, согласно которому в действительности Иисус не был человеком, а только казался таковым (от греч. глагола 8окёа>, «казаться, выглядеть»).

Доктрина — то, чему учит нас сегодня вся Библия по тому или иному конк­ретному вопросу.

Долготерпение — благодать Бога, откладывающего наказание грешников (см. благодать).

Достаточность Писания — представление о том, что Писание содержит в себе все слова Божьи, которые Он хотел донести до Своего народа на различных эта­пах истории спасения, и что ныне оно содержит в себе все, что нам необходимо для спасения, для совершенной веры и совершенного послушания Ему.

Достоверность, не нуждающаяся во внешних доказательствах — самоудостове­ряющий характер Библии, убеждающий нас в том, что слова этой книги являют­ся словами Бога (см. также порочный круг в доказательстве).

Дуализм — представление о том, что Бог и материальная вселенная вечно сосуществовали как две высшие силы во вселенной. Это предполагает, что между Богом и греховными аспектами материальной вселенной ведется вечная борьба.

Дух — нематериальное начало человека, синоним понятия «душа».

Духовное присутствие — понятие, отражающее реформатское понимание Вечери Господней, в соответствии с которым Христос рассматривается как осо­бым образом духовно присутствующий при нашем причащении хлебом и вином (см. Вечеря Господня).

Духовное тело — тело, которое мы получим в будущем воскресении; оно бу­дет не «бесплотным», а, скорее, приспособленным для существования под води­тельством Святого Духа.

Духовность Бога — учение, согласно которому Бог не имеет в Своем суще­стве никаких материальных элементов и пространственных измерений, не может восприниматься нашими органами чувств и превосходит Своим совершенством всякое бытие.

Духовные дары — все способности, которыми наделяет Святой Дух и кото­рые используются в любом служении церкви.

Душа — нематериальное начало человека; используется как синоним поня­тия «дух».

Дьякон — перевод греческого слова 8i6xovo<; («слуга»). В определенном кон­тексте это понятие обозначает церковного служителя, в чьи обязанности может входить ведение финансами, административные вопросы и забота о насущных потребностях прихожан.


1398 ________________________________ Словарь___________________________________

Евангельский призыв — обращение Евангелия ко всем людям, осуществляе­мое через проповедь. То же, что и внешнее призвание.

Евтихианство — другое обозначение монофизитской ереси; название про­изошло от имени монаха Евтихия, жившего в V в.

Евхаристия — другое понятие, обозначающее Вечерю Господню (от греч. ei>xocpiatia, «благодарение»).

Единение с Христом — выражение, объединяющее несколько различных ви­дов отношений между верующими и Христом, благодаря которым христиане пользуются всеми благами спасения. Эти отношения основаны на том, что мы пребываем во Христе, а Христос — в нас, а также на том, что мы подобны Христу и едины с ним.

Единородный Сын — перевод греческого слова \iovoyevf\c, (Ин. 3:16 и др.), что означает «единственный». Ариане используют это слово для отрицания боже­ственности Христа, но остальные христианские церкви истолковывают это поня­тие как указание на предвечное родство Отца и Сына (см. также арианство).

Единство — учение, согласно которому Бог неделим, хотя в отдельные мо­менты мы наблюдаем преобладание тех или иных Его атрибутов.

Единство ипостасей — соединение божественной и человеческой природы Христа в одной личности (от греч. слова bndataaig, «сущность»).

Единство церкви — мера способности церкви противодействовать разногла­сиям среди истинных христиан.

Единый, простой и вечный акт — понятие, обозначающее свойство Божьего знания, благодаря которому Он всегда полностью осведомлен обо всем, и Его знание никогда не изменяется и не возрастает (см. знание).

ex nihilo латинское выражение («из ничего»), указывающее на то, что Бог создал вселенную, не используя какие-либо существовавшие ранее материалы.

ex opere operato латинское выражение, означающее «совершенным действи­ем». В католицизме это выражение используется для указания на то, что таин­ства (напр., крещение) действуют в силу фактического совершения ритуала, не­зависимо от субъективной веры его участников.

Епископ — понятие (перевод греч. слова кл'юколос), используемое в Новом Завете, наряду с понятиями «пастор», «надзиратель» и «староста», для обозначе­ния высшей руководящей должности в поместной церкви. Кроме того, это поня­тие обозначает священника, которому подчиняются несколько церквей в епис­копальной форме церковного управления.

Епископальное правление — иерархическая форма церковного управления, характеризующаяся подчинением нескольких церквей одному епископу (от греч. knioKOTioc;, «надзиратель»).

Естественный отбор — содержащаяся в эволюционной теории идея, соглас­но которой живые организмы, наиболее приспособленные к окружающей среде, выживают и размножаются, тогда как остальные погибают (иногда эту концеп­цию называют выживанием наиболее приспособленных).

Жертва — смерть Христа на кресте, рассматриваемая как принятое Им на Себя наказание, которое заслужили мы.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!