СИМВОЛ ВЕРЫ ( ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТЬ СТАТЕЙ ) (1571: англиканская церковь )



/. О вере в Святую Троицу

Существует только один живой и истинный Бог, вечный, не имеющий тела, частей или страстей; обладающий бесконечными могуществом, мудростью и благостью; Создатель и Хранитель всех вещей, видимых и невидимых. И в единстве этого Бога заключены три Личности, единые в Своей сущности, мо­гуществе и вечности: Отец, Сын и Святой Дух.

//. О Слове, или Сыне Божьем, Который был воплощен в человека

Сын, Который является Словом Отца, извечно порожденным Отцом, при­нял человеческую природу во чреве Девы Марии, от ее сущности, так что две полные и совершенные природы, Божественная и человеческая, соединились в одной Личности, чтобы никогда больше не разъединяться, откуда следует, что есть один Христос, Бог и Человек; Который претерпел страдания, был рас­пят, умер и был погребен, чтобы примирить Своего Отца с нами и стать жерт­вой не только за первородный грех, но и за индивидуальные грехи людей.


1324


Приложения


HI. О сошествии Христа в ад

Поскольку Христос умер за нас и был погребен, следует также верить, что Он сошел в ад.

IV. О воскресении Христа

Христос действительно воскрес из мертвых и получил снова Свое тело из плоти, костей и всех вещей, присущих совершенству человеческой природы; после чего Он вознесся на небо, и восседает там, пока не возвратится, чтобы судить всех людей в последний день.

V. О Святом Духе

Святой Дух, исходящий от Отца и Сына, обладает такими же сущнос­тью, величием и славой, какими обладают Отец и Сын, и является истинным и вечным Богом.

VI. О достаточности Священного Писания для спасения

Священное Писание содержит все необходимое для спасения: поэтому ни от кого нельзя требовать, чтобы все, чего нельзя из него вычитать или доказать с его помощью, принималось за Символ веры или считалось необ­ходимым для спасения. Под Священным Писанием мы понимаем те кано­нические книги Ветхого и Нового Заветов, чей авторитет никогда не под­вергался сомнению в Церкви.

О названиях и количестве канонических книг

Вторая книга Паралипоменон

Первая книга Ездры**

Вторая книга Ездры**

Книга Есфирь

Книга Иова

Псалтирь

Книга Екклесиаста,

или Проповедника Книга Песни Песней Соломона Четыре великих пророка*** Двенадцать малых пророков***

Бытие

Исход

Левит

Числа

Второзаконие

Книга Иисуса Навина

Книга Судей Израилевых

Первая книга Самуила*

Вторая книга Самуила*

Первая книга Царств*

Вторая книга Царств*

Первая книга Паралипоменон

* В русской синодальной Библии это Первая книга Царств, Вторая книга Царств, Третья книга Царств, Четвертая книга Царств, соответственно. — Примеч. ред. ** В русской синодальной Библии — Книга Ездры. — Примеч. ред. *** Имеются в виду книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Ма-лахии. — Примеч. ред.


________________ Приложение 1. Исторические символы веры__________________ 1325

Остальные книги церковь действительно читает ради примера и улучше­ния нравов; однако она не использует их для утверждения какой-либо докт­рины:

Третья книга Ездры                      Книга пророка Варуха

Четвертая книга Ездры                Песнь трех детей

Книга Товита                                История Сусанны

Книга Юдифь                               О Виде и драконе

Продолжение книги Есфирь        Молитва Манассии

Книга Премудрости Иисуса,       Первая книга Маккавейская

сына Сирахова                         Вторая книга Маккавейская

Все книги Нового Завета, получившие общее признание, мы также при­знаем и считаем каноническими.

VII. О Ветхом Завете

Ветхий Завет не противоречит Новому: ибо и в Ветхом, и в Новом Завете вечная жизнь предлагается человечеству через Христа, Который является един­ственным Посредником между Богом и человеком, будучи Богом и Челове­ком. По той причине, что прежде это было неизвестно, древние отцы стреми­лись получить только преходящие обетования. Хотя закон, данный Богом че­рез Моисея и касающийся церемоний и обрядов, не обязывает христиан соблюдать его, равно как и гражданские предписания этого закона не требу­ют исполнения в любом обществе, ни один христианин не освобождается от послушания заповедям, каковые именуются моральными.

VIII. О символах веры

Никейский символ веры, а также вероисповедание, обычно именуемое Апостольским символом веры, следует полностью принимать и верить им: ибо они могут быть подтверждены наиболее ясными свидетельствами Священного Писания.

IX. О первородном грехе

Первородный грех состоит не в подражании Адаму (как напрасно утвер­ждают пелагиане), а в испорченности природы каждого человека, каковая естественным образом передается потомкам Адама. Из-за того что человек отдалился от первоначальной праведности и стал по своей природе склонным к греху, вожделение плоти всегда противоречит духу, и каждый человек, рож­денный в этом мире, заслуживает Божьего гнева и осуждения. И эта заражен­ность природы остается даже у тех, кто возрожден, ибо вожделение плоти, именуемое по-гречески фрдища оаркбд (каковое иными истолковывается как мудрость, иными как чувственность, иными как страсть, иными как желание плоти), не подвластно закону Бога. И хотя верующие и крещенные не подлежат


1326                                                        Приложения

осуждению, апостол признает, что сами по себе страсть и вожделение имеют греховную природу.

X. О свободной воле

Состояние человека после грехопадения Адама таково, что он не может измениться и подготовить себя к вере своими собственными естественными силами и добрыми делами и воззвать к Богу. По той причине, что у нас нет возможности делать добрые дела, приятные и угодные Богу, без Божьей благо­дати, мы можем иметь добрую волю только через Христа, направляющего нас и действующего в нас, когда мы имеем эту добрую волю.

XI. Об оправдании человека

Мы считаемся оправданными перед Богом благодаря нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу только верой, а не нашими собственными делами или заслугами. То, что мы оправданы только верой, составляет самую благо­творную доктрину и дает великое утешение, о чем более подробно говорится в Гомилии об оправдании.

XII. О добрых делах

Добрые дела, которые являются плодами веры и совершаются после оправдания, не могут искупить наши грехи и помочь нам выдержать суро­вость Божьего суда. Однако они действительно приятны и угодны Богу во Христе и обязательно вырастают из истинной и живой веры; по ним живая вера узнается также наглядно, как дерево узнается по его плодам.

XIII. О делах до оправдания

Дела, совершенные до обретения Христовой благодати и воздействия Его Духа, не угодны Богу, поскольку они не произрастают из веры в Иисуса Хрис­та; кроме того, они не подготавливают человека к получению благодати и не заслуживают (вопреки утверждениям некоторых ученых мужей) благодати соответствия. Напротив, поскольку они совершены не по воле и повелению Бога, мы нисколько не сомневаемся, что они имеют греховную природу.

XIV. О сверхдолжных делах

Проповедовать пользу добровольных дел, совершаемых независимо от повелений Бога (так называемых «сверхдолжных» дел), невозможно иначе, как с высокомерием и нечестивостью. Ибо такими делами люди показывают, что они отдают Богу не только то, что обязаны отдавать, а делают ради Него го­раздо больше, чем того требует долг, хотя Христос ясно сказал: «Когда испол­ните все повеленное вам, говорите: „мы рабы ничего нестоющие"».


_________________ Приложение 1. Исторические символы веры________________ 1327

XV. О том, что безгрешен только Христос

Христос поистине был во всем уподоблен нам, за исключением греха, ко­торого Он был полностью лишен, — как в плоти, так и в духе. Он пришел, чтобы стать непорочным Агнцем, Который, принеся Себя однажды в жертву, должен был очистить мир от греха, хотя (как говорит святой Иоанн) в Нем не было греха. Но все мы, пусть даже крещенные и заново рожденные во Хри­сте, совершаем многие прегрешения; и если мы говорим, что в нас нет греха, то обманываем себя, и нет в нас правды.

XVI. О грехе после крещения

Не всякий тяжкий грех, совершенный после крещения, является грехом против Святого Духа, и потому непростительным. По этой причине дар пока­яния не следует отнимать у тех, кто впал в грех после крещения. После того как мы получили Святого Духа, мы можем отдалиться от дарованной благо­дати и впасть в грех, но, по милости Божьей, мы имеем возможность возро­диться и изменить свою жизнь к лучшему. Поэтому заслуживают осуждения те, кто говорит, что не сможет согрешить до конца своих дней, и отрицает зна­чение прощения тех, кто искренне раскаивается.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!