Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях
1. Традиционные
1955 Ott, 479-482, 492-496
2. Написанные после II Ватиканского собора
1980 McBrien, 2:1150—1155
Другие работы
Beckwith, R. Т. "Purgatory". In NDT, p. 549-550.
Blamires, Harry. Knowing the Truth About Heaven and Hell. Knowing the Truth Series, eds. J. I. Packer and Peter Kreeft. Ann Arbor: Servant, 1988.
Buis, Harry. The Doctrine of Eternal Punishment. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1957.
Cameron, Nigel M. de S., ed. Universalism and the Doctrine of Hell. Carlisle, U. K.: Paternoster, and Grand Rapids: Baker, 1992.
Crockett, William V., Z. J. Hayes, Clark H. Pinnock, and John F. Walvoord. Four Views on Hell. Grand Rapids: Zondervan, 1992.
Gerstner, John H. Repent or Perish. Ligonier, Pa.: Soli Deo Gloria, 1990.
Helm, Paul. "Universalism and the Threat of Hell". TrinJ\o\. 4 N. S., No. 1 (Spring 1983): 35-43.
Hoekema, Anthony A. The Bible and the Future. Grand Rapids: Eerdmans, 1979, pp. 253-273.
Hubbard, D. A. "Last Judgment, The". In EDT, pp. 620, 621.
Martin, James P. The Last Judgment. Grand Rapids: Eerdmans, 1983.
Morris, L. "Eternal Punishment". In EDT, pp. 369, 370.
O'Donovan, O. M. T, and R. J. Song. "Punishment". In NDT, pp. 547-549.
Packer, J.I. "Evangelicals and the Way of Salvation: New Challenges to the Gospel — Universalism and Justification by Faith". In Evangelical Affirmations. Ed. Kenneth S. Kantzer and Carl F. H. Henry. Grand Rapids: Zondervan, 1990, pp. 107-136.
Travis, S. H. "Judgment of God". In NDT, p. 358.
Глава 55. Последний суд и вечное наказание 1305
Отрывок для запоминания
Отк. 20:11-13:
И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
|
|
ГЛАВА 56
Новое небо и новая земля
Что такое небо ? Место ли это ?
Каким образом будет обновлена земля ? Какой будет жизнь на новом небе и новой земле ?
ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
А. Мы вечно будем жить с Богом на новом небе и на новой земле
После суда верующие войдут в состояние полного наслаждения жизнью в присутствии Бога на вечные времена. Иисус скажет нам: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царстю, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Мы войдем в Царство, где «ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (Отк. 22:3).
Ссылаясь на этот стих, христиане часто говорят, что они вечно будут жить с Богом «на небе». Однако библейское учение богаче: оно говорит нам, что там будут новое небо и новая земля — полностью обновленное творение — и мы будем жить там с Богом.
Господь дает обетование через Исайю: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы» (Ис. 65:17), и говорит о «новом небе и новой земле», которые Он сотворит (Ис. 66:22). Петр говорит: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13, курсив мой. — У. Г.). В описании своего видения тех событий, которые произойдут после суда, Иоанн говорит: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Отк. 21:1, курсив мой. — У. Г.). Он продолжает, и говорит, что произойдет нечто, что сделает равными небо и землю, так как он видит святой город, «новый Иерусалим», сходящий «от Бога с неба» (Отк. 21:1), и слышит голос, объявляющий, что «скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (ст. 3). Итак, в этом новом творении произойдет соединение земли и неба, и там мы будем жить в присутствии Бога.
|
|
1. Что такое небо? В современную эпоху то место, где пребывает Бог, в Писании часто называется «небом». Господь говорит: «Небо — престол Мой» (Ис. 66:1), а Иисус учит нас молиться: «Отче наш, сущий на небесах» (Мф. 6:9). Иисус, «восшедна небо, пребывает одесную Бога» (1 Пет. 3:22). Итак, понятие «небо» можно определить следующим образом: небо — это то место, в кото ром Бог наиболее полно являет Свое присутствие для благословения.
_____________________ Глава 56. Новое небо и новая земля____________________ 1307
|
|
Ранее мы рассматривали вопрос о том, каким образом Бог присутствует всюду1, и, в частности, как в некоторых местах Он являет свое присутствие для благословения. Величайшее проявление присутствия Божьего для благословения происходит на небе, где Он являет Свою славу и где ангелы, прочие небесные существа и спасенные святые поклоняются Ему.
2. Небо — это определенное место, а не просто состояние разума. Однако кто-то может спросить, каким образом можно соединить небо и землю? Ясно, что земля — это место, которое расположено на определенном участке нашего мира, существующего в пространстве и времени, но вероятно ли помыслить о небе как о месте, которое может быть соединено с землей?
Представление о небе как об определенном месте часто отрицается, в основном потому, что его существование подтверждается только свидетельством Писания. В последнее время даже некоторые евангельские исследователи очень неуверенно говорили о том, что небо — это определенное место2. Можно ли отрицать, что небо — это реальное место, лишь на том основании, что мы о нем знаем только из Библии и не можем исследовать его опытным путем?
Новый Завет ясно и неоднократно учит о том, что небо расположено в определенном месте. Когда Иисус вознесся на небо, тот факт, что Он отправился в определенное место, похоже, составляет основную суть повествования. Кроме того, Иисус хотел, чтобы Его ученики именно так восприняли Его вознесение, когда Он постепенно возносился, все еще говоря с ними: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9; ср. с Лк. 24:51: «И когда благословлял их, стал отдаляться от них»). Ангелы воскликнули: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Трудно яснее представить учение о том, что Иисус вознесся в некое место.
|
|
Тот же самый вывод можно сделать из повествования о смерти Стефана. Перед тем, как его побили камнями, он, «будучи исполнен Духа Святого, воз зрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную
1 О вездесущности Бога см. в гл. 10.
2 Миллард Эриксон говорит: «Хотя небо — это и место, и состояние, в первую
очередь это все же состояние» (Millard Erickson, Christian Theology, p. 1232). Это утверж
дение очень трудно понять. Нечто может либо быть местом, либо не быть местом; ничто
не может являться местом, но при этом «в первую очередь — состоянием». Еще более кате
горичен Дональд Гатри, который говорит о Новом Завете: «Однако нам не стоит пытаться
найти описание места, кроме упоминания присутствия в нем» (Donald Guthrie, New Testament
Theology, p. 875). Он говорит также: «Павел не мыслит о небе как о месте, он мыслит о нем
в терминах присутствия Бога» (там же, р. 880). Однако какой смысл имеет такое разграни
чение? Если кто-то присутствует где-либо, то, по определению, там должно быть место,
поскольку «присутствовать» означает «находиться в том или ином месте».
1308 _______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________
Бога» (Деян. 7:55,56). Он увидел не просто символы некоего состояния. Похоже, его глазам открылось то духовное измерение реальности, которое Бог скрыл от нас в этом веке, то измерение, которое тем не менее существует в нашем мире пространства и времени и в котором Иисус ныне живет в Своем воскрешенном теле, ожидая времени, когда Он возвратится на землю3. Кроме того, тот факт, что мы обретем воскрешенные тела, подобные воскрешенному телу Христа, указывает нам, что небо — это место, где мы в этих физических телах (ставших совершенными, не подверженными слабости и старению)4 будем населять определенное место в определенное время, как ныне Иисус в Его воскрешенном теле.
Представление о небе, как об определенном месте, в первую очередь базируется на обетовании Иисуса: «Я иду приготовить место вам» (Ин. 14:2, курсив мой. — У. Г.). Он совершенно определенно говорит о том, что уходит из этого Своего существования обратно к Отцу, а затем снова вернется: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14:3, курсив мой. — У. Г.).
Эти тексты подводят нас к выводу, что даже сейчас небо — это определенное место, хотя его расположение ныне нам неизвестно и мы не можем воспринять его нашими чувствами. Это место, в котором пребывает Бог и которое после суда будет каким-то образом обновлено и соединено с обновленной землей.
3. Физическое творение будет обновлено, и мы будем продолжать суще ствовать и действовать в нем. Помимо нового неба Бог сотворит «новую землю» (2 Пет. 3:13; Отк. 21:1). Многие отрывки из Писания указывают на то, что физическое творение будет значительно изменено: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, — потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде, что и сама тварь осво бождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:19—21, курсив мой. — У. Г.).
Однако возникает вопрос, будет ли земля просто обновлена, или же полностью разрушена и заменена новой землей, заново сотворенной Богом? Похоже, что в некоторых местах Писания говорится о совершенно новом творении. Автор Послания к Евреям (цитируя Псалом 101) говорит о небе и земле: «Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся» (Евр. 1:11,12). Далее он говорит о Божьем обетовании: «Еще раз поколеблю не только землю, но и небо», и это означает «изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое»
3 Вопрос о воскрешенном теле Иисуса и Его вознесении рассматривается в гл. 27.
4 О природе наших воскрешенных тел см. в гл. 41.
Глава 56. Новое небо и новая земля
(Евр. 12:26,27). Петр говорит: «Придет же день Господень, как тать ночью и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10, курсив мой. — У. Г.). Схожее описание есть и в Откровении, где Иоанн говорит: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» (Отк. 20:11). Более того, Иоанн говорит: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Отк. 21:1).
В протестантском мире существует разногласие по вопросу о том, будет ли земля полностью разрушена и заменена, или просто обновлена. Беркхоф говорит, что богословы-лютеране подчеркивают тот факт, что творение будет совершенно новым, тогда как богословы-реформаты особое значение придают тем стихам, в которых говорится о том, что творение будет просто обновлено5. Процитированные выше отрывки, повествующие о том, что земля будет потрясена и что прежняя земля «прейдет», могут повествовать просто о земле в том виде, в каком она существует сейчас, а не о земле вообще. Даже во 2 Пет. 3:10, где говорится о разрушении стихий и о том, что земля и все пребывающие на ней дела сгорят, возможно, имеется в виду земля не как планета, а скорее как то, что находится на поверхности земли (т. е. большая часть почвы и то, что на ней расположено).
4. Наши воскрешенные тела будут частью обновленного творения. На новом небе и новой земле будет место и возможность для занятий в наших воскрешенных телах, которые никогда не состарятся и не станут слабыми или больными. В пользу этой точки зрения свидетельствует убедительный аргумент, гласящий, что первоначальное физическое творение было «хорошо весь- ма» (Быт. 1:31). Поэтому в физическом мире не содержится ничего наслед- ственно-греховного, злого или «недуховного», то же самое можно сказать и о творении, которое Бог облек в физическую форму, и о наших телах, в которых Он нас сотворил. Хотя все это было нарушено и повреждено грехом, Бог не уничтожит физический мир полностью (что свидетельствовало бы о том, что грех расстроил и нарушил планы Бога), Он просто сделает совершенным все творение и приведет его в гармонию с теми целями, для которых оно было первоначально создано. Поэтому мы можем ожидать, что на новом небе и на новой земле возникнет полностью совершенная земля, которая вновь будет «хороша весьма». Мы можем ожидать также, что наши физические тела снова
5 В данном случае реформатская точка зрения кажется предпочтительней, поскольку трудно представить себе, что Бог полностью уничтожит Свое первоначальное творение, тем самым как бы оставляя последнее слово за дьяволом, отдавая на разрушение то творение, которое сначала было «хорошо весьма» (Быт. 1:31).
1310 _______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________
станут «хороши весьма» в очах Божьих, и они будут содействовать исполнению тех целей, ради которых человек первоначально и был помещен на землю.
Когда автор Послания к Евреям говорит, что мы «еще» не видим, что все покорено человеку (Евр. 2:8), он подразумевает, что в будущем все будет нам подчинено, ради царственности человека Иисуса Христа (отметим ст. 9: «За претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус»). Это будет исполнением первоначального плана Бога, который состоял в том, что все должно быть подчинено человеческим существам, которых Он сотворил6. В этом смысле мы будем «наследовать землю» (Мф. 5:5) и править ею, как того изначально и хотел Бог.
Поэтому нас не должно удивлять, что в некоторых описаниях жизни на небесах мы видим черты, очень схожие с физическим или материальным творением Бога. Мы будем пить и есть на брачной вечере Агнца (Отк. 19:9). Иисус будет вновь пить вино со Своими учениками в Царстве Небесном (Лк. 22:18). «Река воды жизни» будет течь «от престола Бога и Агнца... среди улицы его» (Отк. 22:1, курсив мой. — У. Г.). Нет никаких причин утверждать, что все эти выражения сугубо символические, без какого бы то ни было буквального значения. Разве в плане Божьем символические пиры, символическое вино, символические реки и деревья в каком-либо смысле более возвышенны, чем реальные пиры, реальное вино и реальные реки и деревья? Эти вещи — просто одна из прекрасных черт совершенства и благости физического творения, созданного Богом.
Конечно, в Книге Откровение есть символические описания, и мы не сможем абсолютно во всех случаях точно установить, что следует понимать буквально, а что — символически. Однако нетрудно представить себе, что описание небесного города с воротами и стеной и с основаниями — это описание чего-то буквального и реального, «великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию: светило его подобно драгоценнейшему камню» (Отк. 21:10,11). «Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. <...> ...И цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов» (Отк. 21:21—26).
Хотя мы можем испытывать определенную неуверенность в отношении тех или иных деталей, мы не вступили бы в противоречие с текстом, если бы сказали, что на новом небе и на новой земле мы будем есть и пить, а также осуществлять другие физические действия. В Откровении, в описании неба, огромную роль играет музыка, и мы можем предположить, что там музыка и искусство будут прославлять Бога. Возможно, люди будут трудиться над целым
6 О первоначальном плане Бога, который заключался в том, чтобы человек правил всем творением, см. в гл. 14 и гл. 20.
_____________________ Глава 56. Новое небо и новая земля____________________ 1311
рядом всевозможных исследований по технологическому, творческому развитию творения, показывая таким образом всю полноту совершенства их творения по образу Божьему.
Более того, поскольку Бог бесконечен и мы никогда не сможем постигнуть всю полноту Его величия (Пс. 144:3) и поскольку мы являемся конечным творением, которое никогда не сравнится в познании с Богом7, мы можем ожидать, что во всей вечности будем продолжать изучать Бога и Его отношения с творением. Так мы продолжим процесс изучения, который начали в этой жизни, ведь «поступать достойно Бога» — значит жить, постоянно «возрастая в познании Бога» (Кол. 1:10).
5. Новое творение не будет «вневременным», а будет состоять из беско нечной последовательности мгновений. Хотя в известном гимне и поется о времени, когда «труба Господня прозвучит, и времени не будет больше», Писание не подтверждает подобного представления. Несомненно, что небесный город, освещаемый славой Божьей (Отк. 21:23), никогда не будет погружен во тьму или ночь: «Ночи там не будет» (Отк. 21:25). Однако это не означает, что небо — это такое место, где нет времени или что там невозможно сделать нечто после чего-то другого. И действительно, описания небесного поклонения в Откровении состоят из слов, которые произносятся друг за другом в связных предложениях, а действия производятся в определенной последовательности (напр., пред престолом Божьим падают старцы, и «поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои»; Отк. 4:10). Когда мы читаем о том, как «цари земные... принесут в него славу и честь народов» (Отк. 21:24—26), мы видим действие, которое предполагает последовательность событий, которые происходят одно после другого. Это, несомненно, следует также из того факта, что древо жизни, приносящее двенадцать видов плодов, дает «на каждый месяц плод свой» (Отк. 22:2, курсив мой. — У. Г.). (О тексте Отк. 10:6 см. в гл. 10.)
Поскольку мы существа конечные, то можно ожидать, что мы всегда будем жить в последовательности мгновений. Как мы никогда не достигнем Божьего всезнания или вездесущности, так и вечности Бога, в смысле равного восприятия всего времени, жизни вне последовательности мгновений, вне ограничения временем. Мы являемся конечными существами, которые будут жить в бесконечной последовательности мгновений.
7 В 1 Кор. 13:12 не утверждается, что мы будем знать абсолютно все (Павел мог бы сказать, что мы будем знать все, -сдсябапа, если бы имел в виду именно это). При правильном переводе в этом месте говорится о том, что мы будем обладать более полным и насыщенным знанием «подобно тому, как мы познаны», т. е. без заблуждений и ошибок.
1312 _______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________
Б. Учение о новом творении
побуждает нас собирать сокровища на небе,
а не на земле
Когда мы осознаем, что нынешнее творение временно и что наша жизнь в новом творении будет длиться вечно, это побуждает нас к благочестивой жизни и к стремлению собирать сокровища на небе. Рассуждая о том, что земля и небо будут уничтожены, Петр говорит:
Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жиз ни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет. 3:11—13, курсив мой. — У. Г.).
А Иисус прямо говорит нам:
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:19—21, курсив мой. — У. r.f.
В. Новое творение будет прекрасно и исполнено изобилия и радости в присутствии Божьем
Исследуя все вопросы, касающиеся нового неба и новой земли, мы не должны забывать, что Писание говорит об этом новом творении как о месте, исполненном красоты и радости. Эта тема постоянно повторяется в описании неба в Книге Откровение (гл. 21 и 22). Это «святой город», «приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (21:2). Там «смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (21:4). Там мы будем пить «даром от источника воды живой» (21:6). Этот город «имеет славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» (21:11). Это город огромных размеров, вне зависимости оттого, как мы понимаем приводимые цифры — буквально или символически. Длина его — «двенадцать тысяч стадий» (21:16), т. е. около 1400 миль (2250 км), и «длина и широта и высота его равны» (21:16). Разные части города изготовлены из огромных драгоценных камней различного цвета (21:18-21). В нем не будет никакого зла, так как «не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (21:27).
8 О степени вознаграждения на небесах см. в гл. 55.
Глава 56. Новое небо и новая земля 1313
В этом городе мы будем править всем творением Божьим: «И будут царствовать во веки веков» (22:5).
Однако более важным, чем физическая красота небесного города, более важным, чем общение, которым мы будем наслаждаться с народом Божьим из всех наций и исторических периодов, более важным, чем наше избавление от боли, горя и физического страдания, и более важным, чем власть над Царством Божьим, — гораздо более важным, чем все это, — будет наше присутствие перед Богом и наслаждение общением с Ним. «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их...» (21:3,4, курсив мой. - У. Г.).
В Ветхом Завете сказано, что когда слава Божья наполняла храм, священники не могли стоять на служении (2 Пар. 5:14). В Новом Завете сказано, что, когда слава Божья окружила пастухов на поле близ Вифлеема, они «убоялись страхом великим» (Лк. 2:9). Однако там, в небесном городе, мы будем способны вынести присутствие силы и святости Бога. «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и све тильник его—Агнец» (21:23, курсив мой. — У. Г.). Это будет исполнением плана Бога, Который решил призвать нас «славою и благостию» (2 Пет. 1:3); тогда Бог призовет нас постоянно пребывать «пред славою Своею непорочными в радости» (Иуд. 1:24, курсив мой. — У Г.; ср.: Рим. 3:23; 8:18; 9:23; 1 Кор. 15:43; 2 Кор. 3:18; 4:17; Кол. 3:4; 1 Фес. 2:12; Евр.2:10; 1 Пет. 5:1,4,10).
В этом городе мы будем жить в присутствии Божьем, так как «престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (22:3). Здесь, на земле, мы иногда испытываем радость подлинного поклонения Богу и осознаем, что наша величайшая радость заключается в Его прославлении. Но в том городе радость увеличится во много раз и мы испытаем то, ради чего и были сотворены. Наша величайшая радость будет заключаться в том, что мы увидим Самого Господа и навсегда пребудем с Ним. Когда Иоанн говорит о благословениях небесного города, то последнее, о чем он упоминает, — «узрят лице Его» (22:4, курсив мой. — У. Г.) — это самое значительное благословение. Когда мы посмотрим в лицо нашему Господу, а Он в ответ посмотрит на нас с бесконечной любовью, мы увидим в Нем исполнение всего хорошего, справедливого и желанного, что только есть в мире. В лице Бога мы увидим исполнение всех желаний: совершенной любви, мира, радости, познания истины, справедливости, святости и мудрости, доброты и силы, славы и красоты. Когда мы посмотрим в лицо нашего Господа, мы более полно, чем когда-либо, осознаем: «Полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей во век» (Пс. 15:11, курсив мой. — У. Г.). Тогда исполнится стремление наших сердец: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26:4, курсив мой. — У. Г.).
•42 Зак 3605
1314 _______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________
Когда мы, наконец, увидим Господа лицом к лицу, наши сердца уже ни в чем не будут нуждаться более. «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле... Богтвердыня сердца моего и часть моя вовек» (Пс. 72:25,26). Тогда мы с радостью присоединимся к спасенным всех времен и к великому небесному воинству, которые воспевают: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8).
Вопросы для самостоятельной работы
1. Прежде вы часто размышляли о новом небе и новой земле? Стремитесь ли
вы к ним всем сердцем? Если ваше стремление не очень сильно, то, как вы дума
ете, почему?
2. После прочтение этой главы усилилось ли ваше желание попасть в небес
ный город? Как вы считаете, какой эффект окажет на вашу христианскую жизнь
горячее стремление к будущей жизни?
3. Согласны ли вы с тем, что новое творение — это определенное место, в
котором мы будем существовать в наших совершенных физических телах? Если
да, вас это вдохновляет или тревожит? Почему? Как вы полагаете, почему даже в
наши дни необходимо настаивать на том, что небо — это определенное место?
4. Каким образом вы уже смогли сберечь сокровища на небе, а не на земле? Как
вы могли бы добиться большего в этом плане? Как вы считаете, вам это удастся?
5. Иногда люди думают, что будущая жизнь будет скучна. Вам приходила в
голову эта мысль? Как можно возразить на это?
6. Вы в состоянии описать ваши ощущения, которые, по вашему мнению, вы
испытаете, когда войдете в присутствие Божье и увидите Его лицом к лицу?
Специальные термины
небо новое небо
новая земля
Библиография
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!