Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях



1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 579-581
1930          Thomas, 87-88, 525

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1875-1876 Pope, 3:387-401
1892-1894 Miley, 2:440-447
1940        Wiley, 3:243-281

1960        Purkiser, 537-550

1983          Carter, 2:113-116

3. Баптистские

1767          Gill, 2:230-243

1887          Boyce, 451-461

1907          Strong, 1003-1015

1917          Mullins, 462-466

1983-1985 Erickson, 1185-1194, 1203-1204

4. Диспенсационалистские

1947        Chafer, 4:255-263; 5:280-314

1949        Thiessen, 337-350

1986        Ryrie, 273-274, 463

5. Лютеранские

1917-1924 Pieper, 3:515-534
1934        Mueller, 619-625

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1871-1873 Hodge, 3:790-836
1887-1921 Warfield, SSW, 1:348-364
1889          Shedd, 2b:641-646; 3:471-528

1937-1966 Murray, CW, 1:86-95; CW, 2:387-410
1938          Berkhof, 695-707

1962          Buswell, 2:341-423

7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)

1988-1992 Williams, 3:297-396

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

1. Традиционные

1955        Ott, 485-488


_________________ Глава 53. Возвращение Христа: когда и как ?____________________ 1251

2. Написанные после II Ватиканского собора
1980          McBrien, 2:1101-1106

Другие работы

Archer, Gleason, Paul Feinberg, Douglas Moo, and Richard Reiter. The Rapture: Pre-, Mid-, or Post-tribulational? Grand Rapids: Zondervan, 1984.

Bauckham, Richard J. "Apocalyptic". In NDT, pp. 33-35.

Beechick, Allen. The Pre-Tribulation Rapture. Denver: Accent, 1980.

Berkouwer, G. C. The Return of Christ. Trans, by James Van Oosterom. Ed. by Marlin J. Van Elderen. Grand Rapids: Eerdmans, 1972.

Clouse, F. G. "Rapture of the Church". In EDT, pp. 908-910.

Dumbrell, William J. The Search for Order: Biblical Eschatology in Focus. Grand Rapids: Baker, 1992.

Erickson, Millard. Contemporary Options in Eschatology. Grand Rapids: Baker, 1977.

Gundry, R. H. The Church and the Tribulation. Grand Rapids: Zondervan, 1973.

Hoekema, Anthony A. The Bible and the Future. Grand Rapids: Eerdmans, 1979, pp. 109-238.

Ladd, George Eldon. The Blessed Hope. Grand Rapids: Eerdmans, 1956.

Lightner, Robert P. The Last Days Handbook: A Comprehensive Guide to Under­standing the Different Views of Prophecy. Who Believes What About Prophecy and Why. Nashville, Tenn.: Thomas Nelson, 1990.

Rosenthal, Marvin. The Pre-Wrath Rapture of the Church. Nashville, Tenn.: Tho­mas Nelson, 1990.

Travis, S. H. "Eschatology". In NDT, pp. 228-231.

VanGemeren, Willem. The Progress of Redemption. Grand Rapids: Zondervan, 1988.

Van Kampen, Robert. The Sign. Wheaton, 111.: Crossway, 1992.

Vos, Geerhardus. The Pauline Eschatology. Grand Rapids: Eerdmans, 1961.

Walvoord, John F. The Blessed Hope and the Tribulation. Grand Rapids: Zonder­van, 1976.

Отрывок для запоминания

1 Фес. 4:15-18:

Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними вос­хищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами.


Г Л А В А 54

Миллениум

Что такое миллениум ?

Когда он должен наступить ?

Пройдут ли христиане через великую скорбь ?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

Слово «миллениум» означает «тысяча лет» (от лат. millennium, «тысячалет»). Этот термин основывается натексте Отк. 20:4,5, где говорится, что некие люди «ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысячалет». Непосредственно перед этим отрывком на­писано о том, что с неба сошел ангел, который взял дьявола, «и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысячалет» (Отк. 20:2,3).

В истории Церкви существовало три основных подхода к пониманию при­роды «миллениума».

А. Изложение трех основных подходов

/. Амилленаризм. Это самый простой подход.

В соответствии с этой точкой зрения, в Отк. 20:1 — 10 описывается нынеш­няя эпоха Церкви. Это та эпоха, в которую влияние сатаны на народы очень ограничено, так что Евангелие может быть проповедано всему миру. Те, о ком говорится, что они будут править с Христом в течение тысячи лет, — это хрис­тиане, которые умерли и уже правят с Христом на небесах. В соответствии с этим взглядом, царствование Христа в течение миллениума — это не телесное царствование на земле, а небесное царствование, подобное тому, о котором Он сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18).

Основная мысль амилленаризма заключается в том, что в будущем не бу­дет миллениума. Поскольку амилленарии верят, что текст Отк. 20 исполняет­ся уже сейчас, в эпоху Церкви, они утверждают, что именно сейчас длится период «миллениума», о котором говорится в этих стихах. Точную продолжи­тельность эпохи Церкви мы не можем узнать, и выражение «тысячалет» — это просто образное выражение длительного отрезка времени, в который сверша­ются превосходные планы Бога.

В соответствии с этой точкой зрения, нынешняя эпоха Церкви будет длиться до времени возвращения Христа. Когда Христос возвратится,


Глава 54. Миллениум


1253


произойдет воскресение как верующих, так и неверующих. Тела верующих воскреснут для воссоединения с душами, и верующие навечно войдут в веч­ную радость на небеса. Неверующие воскреснут для того, чтобы предстать перед судом и подвергнуться осуждению. Верующие также предстанут перед престолом Судьи Христа (2 Кор. 5:10), но этот суд определит лишь степень их вознаграждения на небесах, так как только неверующие будут навечно осуж­дены. В это время появятся новое небо и новая земля. Сразу же после суда наступит вечность (см. рис. 54.1).

Эта схема довольно проста, поскольку в ней все события конца времен происходят одновременно, сразу же после возвращения Христа. Некоторые амилленарии говорят, что Христос может возвратиться в любое время, другие же (как, напр., Беркхоф) утверждают, что некоторые знамения еще только должны исполниться.

ХРИСТОС


ЭПОХА ЦЕРКВИ


 

h


 

ВЕЧНОСТЬ


Отк. 20:1—6 — наши дни -dte-

Воскресение верующих Воскресение неверующих

Суд Новое небо, новая земля

Рис. 54.1. Амилленаризм

2. Постмилленаризм. Приставка «пост-» означает «после». В соответствии с этим подходом, Христос возвратится после миллениума. Точка зрения пост-милленариев представлена на рис. 54.2.

В соответствии с этой точкой зрения, постепенно будет все шире распро­страняться Евангелие и все больше расти церкви, таким образом, все боль­шая часть мирового населения обратится к христианству. Поэтому влияние христианства на общество будет все больше, а общество все в большей степе­ни будет жить в соответствии с тем, что заповедал Бог, и постепенно на земле наступит «век миллениума», век мира и праведности на земле. Этот «милле­ниум» будет длиться в течение длительного периода времени (не обязательно тысячу лет в буквальном смысле), и в конце этого периода Христос возвратится на землю, верующие и неверующие воскреснут, произойдет последний суд и возникнут новое небо и новая земля. Тогда мы войдем в вечность.

Самая основная черта амилленаризма — это уверенность в том, что Еванге­лие способно изменять жизни и приносить благо миру. Вера в постмилленаризм


1254 _______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________

усиливается, когда церковь переживает периоды возрождения, когда нет войн и международных конфликтов и когда создается впечатление, что достигнут большой прогресс в деле преодоления зла и страданий в мире. Однако утвер­ждения постмилленаризма основаны не просто на наблюдении событий, ко­торые происходят вокруг нас, а на аргументах, взятых из различных мест Пи­сания, которые будут рассмотрены ниже.

ХРИСТОС




ЭПОХА ЦЕРКВИ » МИЛЛЕНИУМ


 


Воскресение верующих Воскресение неверующих

Суд Новое небо, новая земля

Рис. 54.2. Постмилленаризм

3. Премименаризм. 1) Классический, или исторический, премилленаризм. При­ставка «пре-» означает «перед», и «премилленаристская» точка зрения заключается в том, что Христос возвратится перед миллениумом'. Этот взгляд имеет долгую историю, начиная с самых ранних веков. Этот подход изображен на рис. 54.3.

В соответствии с этой точкой зрения, современная эпоха Церкви будет длиться до тех пор, пока на землю не придут великая скорбь и страдания («С» на рис. 54.3 и 54.4 обозначает «скорбь», «В» — «верующих»)2. После периода скорби, в конце эпохи Церкви, Христос возвратится на землю для того, чтобы установить тысячелетнее царство. Когда Он возвратится, умершие верую­щие воскреснут из мертвых, их тела соединятся с душами и эти верующие бу­ дут править с Христом на земле в течение тысячилет. (Некоторые премилле-нарии считают, что это будет буквально тысячу лет, а другие полагают, что это символическое выражение для обозначения долгого периода времени.) В это время Христос будет физически присутствовать на земле в Своем воскрешен­ном теле и будет править как Царь на всей земле. Верующие, которые будут

1 Для обозначения премилленаризма используется и другой термин — «хилиазм», от
греческого слова ^iAioi, «тысяча». Этот термин встречается в основном в литературе про­
шлых лет, а в настоящее время используется редко.

2 Другой тип премилленаризма подразумевает, что Христос придет до периода вели­
кой скорби. Эту альтернативную форму премилленаризма мы рассмотрим ниже.


Глава 54. Миллениум__________________________ 1255

воскрешены из мертвых, и те, кто будет на земле, когда Христос возвратится, получат прославленные воскрешенные тела, которые не будут подвержены смерти, и в этих воскрешенных телах они будут жить на земле и править с Христом. Из тех неверующих, которые будут жить на земле, многие (но не все) обратятся к Христу и спасутся. Иисус будет править в совершенной правед­ности, и на всей земле будет мир. Многие премилленарии полагают, что земля будет обновлена и в это время мы увидим новое небо и новую землю (однако для премилленаризма этот вопрос не основной, так как можно быть премил-ленарием и верить, что новое небо и новая земля возникнут после суда). В на­чале этого периода сатана будет связан и брошен в бездну, так что в течение миллениума он не будет обладать никакой властью (Отк. 20:1—3).

В соответствии с премилленаристской точкой зрения, в конце тысячелет­него периода сатана будет освобожден из бездны и соединится с многочислен­ными неверующими, которые внешне подчинялись Христу, но внутренне были Ему непокорны. Сатана соберет этих непокорных людей для битвы с Христом и будет окончательно повержен. Тогда Христос воскресит из мертвых всех неве­рующих, умерших во все времена, и они предстанут перед Ним для последнего суда. После того как произойдет последний суд, верующие войдут в вечность.

Судя по всему, премилленаризм становится более популярен, когда Церковь претерпевает гонения, а зло и страдание умножаются на земле. Однако, как и в случае с постмилленаризмом, аргументы в пользу премилленаристской точки зрения основаны не просто на наблюдении происходящего, а на конкретных от­рывках из Писания, в основном (но не исключительно) на Отк. 20:1-10.

ХРИСТОС

«Восхищение» верующих на небо, чтобы пребывать с Христом

Ч— НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО —►

«В» ХРИСТОС


h

ЭПОХА ЦЕРКВИ <,C.FW^ МИЛЛЕНИУМ ■ Ш! ВЕЧНОСТЬ

Воскресение верующих                Воскресение неверующих

(Новое небо, новая земля)3                                                   Суд

(Новое небо, новая земля)

Рис. 54.3. Классический премилленаризм

3 Классические премилленарии расходятся во мнениях по вопросу о том, когда воз­никнет новое небо и новая земля.


1256 _______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________

2) Форма премилленаризма, подразумевающая восхищение Церкви до на­ ступления скорби (диспенсационалистский премилленаризм). Еще одна разно­видность премилленаризма получила широкое распространение в XIX и XX вв., особенно в Соединенном Королевстве и в Соединенных Штатах. В соответ­ствии с этим подходом, Христос возвратится не только до наступления мил­лениума, но также и до великой скорби. Эта точка зрения близка к класси­ческому премилленаризму, упомянутому выше, однако с одним важным от­личием: здесь добавляется еще одно возвращение Христа, которое произойдет до того, как Он вернется править на землю в период миллениума. Это будет тайное возвращение Христа, с целью забрать верующих из мира4. Этот взгляд представлен на рис. 54.4.

В соответствии с этой точкой зрения, эпоха Церкви будет длиться до тех пор, пока внезапно, неожиданно и тайно Христос не возвратится на землю, а затем не призовет верующих к Себе: «Мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:16,17). Затем Христос вместе с верую­ щими, взятыми с земли, возвратится на небеса. Когда это произойдет, на земле начнется великая скорбь, которая будет длиться семь лет5.

В течение этих семи лет скорби многие знамения, появление которых, как было предсказано, будет предвещать возвращение Христа, исполнятся6. Про­изойдет великий исход еврейского народа, и евреи уверуют в Христа как в Мессию. Среди великих страданий будет успешна проповедь, особенно из уст новообращенных евреев-христиан. В конце скорби Христос вернется со Свои­ ми святыми, чтобы править на земле в течение тысячи лет. После миллениу­ма произойдет война, в результате которой сатана и его силы будут оконча­тельно повержены, и тогда воскреснут неверующие, произойдет последний суд и начнется вечность.

Нужно упомянуть еще об одной особенности этой точки зрения. Она встречается исключительно среди диспенсационалистов, которые стремятся провести четкое различие между Израилем и Церковью. Подход, подразуме­вающий возвращение Христа до скорби, позволяет провести это разграниче­ние, поскольку Церковь забирается из мира до массового обращения еврей­ского народа. Поэтому евреи остаются отдельной от Церкви группой. Другая

4 Иногда это тайное возвращение Христа за верующими называют «восхищением».

5 Некоторые исследователи придерживаются несколько иной точки зрения. Они
считают, что Христос возвратится посреди скорби, чтобы избавить от нее верующих. После
этого скорбь будет длиться на земле еще три с половиной дополнительных года. Более
подробное изложение этой точки зрения см.: Gleason Archer, "The Case for the Mid-
Seventieth-Week Rapture Position" in Gleason Archer, Paul Feinberg, Douglas Moo, and
Richard Reiter, The Rapture: Pre-, Mid-, or Post-Tribulational? (Grand Rapids: Zondervan,
1984), pp. 113-145.

6 О знамениях, предшествующих возвращению Христа, см. в гл. 53.


Глава 54. Миллениум


1257


характерная черта премилленаризма, подразумевающего возвращение Хрис­та до скорби, заключается в стремлении истолкования библейских пророчеств «настолько буквально, насколько это возможно». Особенно это касается вет­хозаветных пророчеств об Израиле. Те, кто придерживается этой точки зре­ния, считают, что пророчества о будущем благословении Богом Израиля ис­полнятся в среде самого еврейского народа; евреи не «одухотворятся» своим исполнением в Церкви. И наконец, еще одной привлекательной чертой дан­ной разновидности премилленаризма является то, что она позволяет людям настаивать, что Христос может возвратиться «в любой момент», а потому пол­ностью учитывает те отрывки из Писания, которые призывают нас быть го­товыми к возвращению Христа. Тем не менее сторонники этого взгляда очень буквально истолковывают знамения, предшествующие возвращению Хрис­та, поскольку считают, что они еще только исполнятся во время скорби.

Прежде чем рассмотреть аргументы, свидетельствующие в пользу этих трех (или четырех) точек зрения, важно подчеркнуть, что истолкование дета­лей пророческих изречений, касающихся будущих событий, — часто задача очень нелегкая, зависящая от многих факторов. Поэтому степень увереннос­ти в наших выводах будет меньшей, чем в других учениях. Несмотря на то что я придерживаюсь одной точки зрения (классический премилленаризм), я по­лагаю, что евангельским христианам важно осознать, что эта область иссле­дований очень сложна и требует большой степени благодати в отношении тех, кто придерживается других взглядов на миллениум и период скорби.

ХРИСТОС

«Восхищение» верующих на небо, чтобы пребывать с Христом Ч— 7 лет —>■

«В»  ХРИСТОС




ЭПОХА ЦЕРКВИ


МИЛЛЕНИУМ


 


Воскресение верующих


Воскресение неверующих

Суд Новое небо, новая земля


Рис. 54.4. Диспенсационалистский премилленаризм


1258 _______________________ Часть УЛ. Учение о грядущем

Б. Аргументы в пользу амилленаризма

В защиту амилленаристской точки зрения приводятся следующие аргу­менты:

1. Амилленарии говорят, что во всей Библии лишь один отрывок (Отк. 20:1—6) содержит учение о будущем земном тысячелетнем царстве Христа и что сам по себе этот отрывок неясен. Неверно основывать столь важное учение на от­рывке, истолкование которого спорно и неясно.

Но каким образом амилленарии толкуют Отк. 20:1—6? Их толкование7 подразумевает, что в этом отрывке речь идет о нынешней эпохе Церкви. Вот этот отрывок:

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже наро­ды, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть ос­вобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и цар­ ствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, до­коле не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут цар­ ствовать с Ним тысячу лет.

В соответствии с амилленаристским толкованием8, связывание сатаны (ст. 1,2) произошло во время земного служения Иисуса. Он говорил о том, что сильного нужно связать, для того чтобы расхитить его дом (Мф. 12:29), ичто Дух Божий в то время присутствовал, побеждая бесовские силы: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28). О сокрушении сил сатаны Иисус сказал во время Своего служе­ния: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18).

7 Здесь я использую материал из книги: Anthony A. Hoekema, "Amillennialism", in
The Meaningofthe Millennium: Four Views, ed. Robert G. Clouse (Downers Grove, 111.: InterVarsity
Press, 1977), pp. 155-187.

8 Амилленарии утверждают, что связывание сатаны, описанное в Отк. 20:1—3, име­
ло определенную цель: «Дабы не прельщал уже народы» (ст. 3). Именно так и было, когда
пришел Иисус и Евангелие начало провозглашаться не только иудеям, но (после Пяти­
десятницы) также и всем народам мира. Всемирная миссионерская деятельность Церк­
ви, присутствие Церкви практически среди всех народов мира показывает, что власть
«прельщать народы» и держать их во тьме, которой сатана обладал в ветхозаветный пе­
риод, была уничтожена.


Глава 54. Миллениум__________________________ 1259

С точки зрения амилленариев, то, что описано в ст. 4, происходит на небе: «И увидел я... души обезглавленных за свидетельство Иисуса... Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». Поскольку Иоанн видит «души», а не фи­зические тела, то, как утверждают амилленарии, это должно произойти на небесах. Когда в тексте говорится, что «они ожили», то это не означает, что они обрели телесное воскресение. Возможно, это просто означает, что «они жили», поскольку аорист k^r\aav может быть истолкован как утверждение о действии, которое происходило втечение определенного периода времени. (Гла­гол «царствовали» — это также аорист изъявительного наклонения; он обо­значает действие, длившееся тысячу лет, поэтому глагол «ожили» может иметь сходное значение.) С другой стороны, некоторые амилленарии истолковыва­ют глагол et^rioav как «ожили» в том смысле, что люди вошли в небесное су­ществование в присутствии Христа и начали править с Ним на небесах.

В соответствии с этой точкой зрения, слова «первое воскресение» (ст. 5) обозначают уход на небеса для того, чтобы быть с Господом. Это не телесное воскресение, а вхождение в присутствие Бога на небесах. Точно так же ст. 5 («Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет») истол­ковывается в том смысле, что они не вошли в присутствие Божье для суда до окончания тысячелетнего периода. Таким образом, как в ст. 4, так и в ст. 5 выражение «ожили» означает «вошли в присутствие Божие». (Другое амилле-наристское толкование «первого воскресения» заключается в мнении о том, что здесь идет речь о воскресении Христа и об участии верующих в воскресе­нии Христа через единение с Христом.)

2. Второй аргумент, который часто приводят в пользу амилленаризма, за­ключается в том, что Писание учит лишь об одном воскресении, когда вос­крешены будут как верующие, так и неверующие, а не о двух воскресениях (о воскресении верующихдо миллениума и воскресении неверующих для суда по окончании миллениума). Это важный аргумент, так как премилленарист-ская позиция требует принятия двух различных воскресений, разделенных ты­сячелетием.

Свидетельства в пользу лишь одного воскресения содержатся, по мень­шей мере, в трех отрывках. Иисус говорит: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28,29, курсив мой. — У. Г.). Здесь Иисус говорит об одном «времени», когда и веру­ющие, и неверующие выйдут из могил. Павел, когда говорил на суде перед Феликсом, объяснил, что он, как и его недруги-иудеи, имел надежду на Бога, что «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян. 24:15, кур­сив мой. — У Г.). И вновь здесь говорится об одном воскресении — как веру­ющих, так и неверующих. И наконец, у пророка Даниила мы читаем: «И мно­гие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).


1260 _______________________ Часть VI1. Учение о грядущем_________________________

3. Слишком сложно принять мысль о том, что прославленные верующие и
грешники будут вместе жить на земле.
Беркхоф говорит: «Невозможно понять,
каким образом часть старой земли и грешное человечество сможет существо­
вать вместе с частью новой земли и прославленным человечеством. Как могут
совершенные святые в прославленных телах иметь общение с грешниками во
плоти? Как могут прославленные грешники существовать в этой искажен­
ной грехом атмосфере, посреди сцен смерти и разрушения?»9

4. Если Христос придет в славе, чтобы править на земле, то каким образом
люди могут продолжать упорствовать в грехе ?
Не кажется ли крайне неправ­
доподобным, что люди смогут продолжать отвергать Иисуса, пришедшего в
воскрешенном теле, чтобы править землей в качестве Царя, и что зло и непо­
виновение будут возрастать на земле до тех пор, пока сатана не соберет наро­
ды на битву с Христом?10

5. Нет никакой убедительной цели подобного миллениума. Как только
окончится эпоха Церкви и Христос возвратится, то для чего откладывать на­
ступление вечности?

6. И в заключение амиленнарии утверждают, что Писание, судя по всему,
показывает, что все основные будущие события, которые должны произойти до
наступления вечности, произойдут одновременно. Христос возвратится, бу­
дет одно воскресение и верующих, и неверующих, произойдет последний суд,
возникнут новое небо и новая земля. А затем мы войдем в вечность без милле­
ниума".

Здесь мы можем коротко ответить на эти аргументы амилленариев; неко­торые более полные ответы будут даны в разделе, посвященном премиллена-ризму.

Во-первых, в ответ на возражение о том, что только одно место в Писании учит о будущем земном миллениуме, можно привести несколько доводов.

1) Для того чтобы утвердить истину, Библии достаточно указать на нее лишь один раз, и мы должны верить в это. История о смешении языков

9 Berkhof, Systematic Theology, p. 715.

10 См. особенно удачное изложение этого аргумента: Arthur H. Lewis, The Dark Side of
the Millennium
(Grand Rapids: Baker, 1980).

" Поскольку амилленарии верят, что Отк. 20:1—6 относится к нынешней эпохе, они иногда говорят, что «премилленарии ждут миллениума, постмилленарии трудятся ради него, а мы наслаждаемся им».

Следует отметить, что некоторые амилленарии не любят, когда употребляется тер­мин «амилленаризм», поскольку он предполагает, что они вовсе не верят в миллениум, тогда как правильнее было бы сказать, что они не верят в будущий миллениум. Они предпочитают более позитивный термин «осознанный милленаризм», который позво­ляет им подчеркнуть, что они верят в тысячелетнее царство Христа, о котором говорит­ся в Отк. 20:1—6; однако они убеждены, что в этом отрывке говорится о современной эпохе Церкви (см.: Jay Adams, The Time Is at Hand [Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1970], p. 7-11).


Глава 54. Миллениум__________________________ 1261

при постройке Вавилонской башни, например, изложена только в Быт. 11:1—9, и все же мы верим, что она истинна, поскольку этому нас учит Писание. Точ­но так же, если только один отрывок учит нас о тысячелетнем царстве Христа, мы все же должны верить в это.

Кроме того, нет ничего удивительного в том, что это учение ясно излага­ется в Книге Откровение. Нечто подобное уже было. Например, во всем Вет­хом Завете нет ясного учения о том, что Мессия придет дважды: один раз как страдающий Мессия, Который умрет и воскреснет, заслужив для нас спасе­ние, а затем — как победоносный Царь, для того чтобы править землей. Воз­можно, косвенное упоминание о втором пришествии Христа содержится у вет­хозаветных пророков, однако нигде об этом не говорится открыто, так как Бог не считал необходимым открыть в такой степени Свой план спасения до того, как он осуществился. Точно также во многих книгах Ветхого и Нового Заве­тов, написанных до Откровения, содержатся намеки на будущий земной мил­лениум, который будет предшествовать вечности, однако ясное учение об этом не было явлено до тех пор, пока Иоанн не написал Откровение. Поскольку Откровение — это та книга, которая наиболее ясно излагает то, что произой­дет в будущем, вполне уместно, что это более ясное откровение помещено в этой части Библии.

2) В ответ на утверждение о том, что отрывок, который учит о миллениуме,
неясен, премилленарии отвечают, что Отк. 20:1-6 понимается очень просто:
текст гласит, что сатана будет связан и брошен в бездну на тысячу лет — именно
это и говорят премилленарии. Текст говорит о тысячелетнем царстве Христа,
и премилленарии ожидают будущего тысячелетнего царства Христа на земле.
Текст говорит о людях, воскресших в «первое воскресение», и премилленарии
говорят, что произойдет первое воскресение верующих, которые «блаженны и
святы» (Отк. 20:6), и второе воскресение, в конце тысячи лет, для «прочих умер­
ших» (ст. 5). По мнению премилленариев, «неясность» появляется в тексте
только тогда, когда его пытаются истолковать каким-либо иным, не прямым
и непосредственным образом.

3) Наконец, многие премилленарии считают, что есть и другие отрывки,
особенно в Ветхом Завете, которые требуют от нас веры в будущий период вре­
мени — более великий, чем нынешняя эпоха, но еще не равный вечности (см.:
Пс. 71:8-14; Ис. 11:2-9; 65:20; Зах. 14:6-21; 1 Кор. 15:24; Отк. 2:27; 12:5;
19:15)12. Они утверждают, что в этих отрывках речь идет о том времени, кото­
рое очень похоже на миллениум, как они его понимают.

4) В связи с амилленаристским толкованием Отк. 20:1—6 возникает мно­
го затруднений. Хотя Мф. 12:28,29 и Лк. 10:18 говорят о «связывании» сата­
ны во время земного служения Иисуса, все же связывание сатаны, описанное
в Отк. 20, кажется гораздо более значительным. В этом отрывке говорится
не просто о том, что сатана в это время связан, но также о «бездне» и об ангеле,

12 Анализ этих отрывков см. ниже.


1262 _______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________

который «низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет» (Отк. 20:2,3, кур­сив мой. — Примеч. пер.). Здесь имеется в виду нечто большее, чем связыва­ние, или ограничение. Образ низвержения сатаны в бездну, заключение и пе­чать над ним дает картину полного удаления его влияния с земли. Утвержде­ние о том, что сатана сейчас пребывает в бездне, заключен там и над ним положена печать, просто не согласуется с ситуацией в мире в эпоху Церкви, в которую сатана все еще очень силен, когда он «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5:8), когда он побуждает человеческое сердце «солгать Духу Святому» (Деян. 5:3) и когда «язычники, принося жертвы, приносят бе­сам, а не Богу» (1 Кор. 10:20).

Но даже после того, как сатана был связан, все же «бог века сего осле­пил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2 Кор. 4:4). Вот почему христиане все еще должны бороться «не против кро­ви и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Дело обстоит именно так, потому что даже в эпоху Церкви влияние сатаны на мир не пол­ностью устранено, хотя Евангелие и способно побеждать бесовские силы, противодействующие распространению Царства Божьего: «Дух антихрис­та... и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4:3), и «мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19, курсив мой. — Примеч. пер.). Эта тема активности сатаны на земле в течение всей эпохи Церкви постоянно повто­ряется в Новом Завете, и поэтому крайне трудно предположить, что сатана был брошен в бездну, заточен там и на него была положена печать на тысячу лет. Эти образы могут говорить только о полном уничтожении власти сата­ны на земле.

Однако что можно сказать о выражении «Дабы не прельщал уже народы» (Отк. 20:3), которое, как утверждают амилленарии, говорит о связывании и заточении сатаны? Разве это не означает, что Евангелие теперь может быть проповедано среди всех народов? Да, это выражение может иметь такой смысл. Но более согласуется со значением глагола «прельщать» (греч. nXavdto), осо­бенно в Откровении, утверждение о том, что это может происходить в тече­ ние всей эпохи Церкви и окончиться только с началом миллениума. Сатана назван «обольщающим всю вселенную» (Отк. 12:9), а о вавилонском вол­шебстве сказано, что им «введены в заблуждение все народы», до тех пор пока не придет суд (Отк. 18:23)13. Поэтому правильнее было бы сказать, что сатана сейчас продолжает прельщать народы, однако с началом миллениума это воз­действие прекратится. Влияние сатаны было сильнее перед первым прише­ствием Христа, однако и в наши дни оно продолжается.

13 В обоих отрывках употреблено слово пХаибш. Тот же самый глагол используется в Мф. 24:4,5,11,24 в связи с предостережением Иисуса о том, что многих соблазнят лже­христиане и лжепророки.


Глава 54. Мшлениум___________________________ 1263

Тот факт, что Иоанн видел «души», еще не означает, что виденное им про­изойдет на небесах. Поскольку души — это те, кто «ожил» в «первом воскре­сении», мы должны рассматривать их каклюдей, получивших воскрешенные тела, которые начали править на земле. Более того, Отк. 20:1 показывает, что все происходит на земле, так как там говорится: «И увидел я Ангела, сходяще­ го с неба». Но если ангел сошел с неба, то он далее действует на земле, и все описанное также происходит на земле.

Некоторые амилленарии доказывают, что выражение «ожили» относится к вхождению в небесное существование, или в присутствие Бога. Но где еще греческий глагол С,Ьш, «жить», имеет такое значение? Нигде в Новом Завете этот глагол не используется в значении «войти в присутствие Божие».

Кроме того, амилленаристское толкование выражения «первое воскресе­ние» неубедительно. Слово «воскресение» (греч. Ьа/дитаспд) ни в одном дру­гом месте не означает «вхождение на небо» или «вхождение в присутствие Бо­жие», а просто означает телесное воскресение. Именно в этом значении вос­принимали это слово также и читатели I в. Другое толкование «первого воскресения» — как воскресение Христа (и наше единение с ним) — также неправдоподобно, поскольку те, кто «ожил», — это те, кто был «обезглавлен за свидетельство Иисуса» (ст. 4), что подразумевает телесное воскресение после смерти14.

Во-вторых, трудно принять точку зрения, что Писание учит только об одном воскресении, когда воскреснут одновременно и верующие, и неверую­щие. Ведь в Отк. 20 открыто говорится о «.первом воскресении» и подразуме­вается, что будет также и второе. О тех, кто ожил и стал править с Христом, мы читаем: «Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в вос­кресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти» (ст. 5, 6). В этом тексте проводится различие между теми благословенными, которые участву­ют в этом первом воскресении, и теми, кто не участвует в нем. Это «прочие из умерших», и к ним не относится утверждение о власти «смерти второй» (т. е. последнего суда и вечного осуждения вне присутствия Божьего); они подвер­гнутся этой второй смерти. Но если в Отк. 20 содержится ясное учение о пер­вом воскресении и о том, что прочие умершие оживут по истечении тысячи лет, то это означает, что будет два разных воскресения.

В отношении же других отрывков, которые, по мнению амилленариев, подтверждают представление об одном воскресении, следует сказать, что эти

14 Есть и другие причины, по которым следует отвергнуть подобное толкование: 1) утверждают, что выражение «прочие из умерших не ожили, доколе не окончится ты­сяча лет» (ст. 5) говорит о воскресении неверующих. Однако это подразумевает, что слово «ожили» в обоих случаях обозначает телесное воскресение, а не просто духовное едине­ние с Христом при Его воскресении; 2) слова «это — первое воскресение» (ст. 5) в этом контексте противопоставлены оживлению верующих (ст. 4), и при этом в тексте нет упо­минания о воскресении Христа.


1264 ______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________

отрывки просто не уточняют, будут ли разделены во времени воскресение ве­рующих и воскресение неверующих. Утверждение Иисуса (Ин. 5) даже со­держит намек на два воскресения. Он говорит, что те, кто пребывает в моги­лах, выйдут из них, «творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28,29). Таким образом, Иисус говорит здесь о двух различных воскресениях15.

Что же касается Дан. 12:2,то там просто говорится,что те, ктоспитвпра-хе земном, пробудятся, «одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление», однако, произойдет это одновременно или в разное время, не уточняется. Просто говорится, что и одни люди, и другие воскреснут. То же самое справедливо в отношении Деян. 24:15, где Павел говорит, что «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных». Это утверждение о том, что как одни, так и другие люди воскреснут, но здесь не исключается возмож­ность, что это произойдет в разное время. Все эти стихи (без Отк. 20:5,6) мог­ли бы как свидетельствовать, так и не свидетельствовать о едином будущем воскресении. Однако при наличии явного учения о двух воскресениях, со­держащемся в Отк. 20:5,6, эти стихи следует истолковывать как свидетель­ство уверенности в будущем воскресении всех людей, без указания на то, что два различных воскресения будут разделены во времени.

В-третьих, мысль о том, что верующие и грешники будут во время мил-лениумажить на земле вместе, сейчас кажется нам странной, однако для Бога, безусловно, все возможно. Мы должны помнить, что Иисус жил на земле в прославленном теле в течение сорока дней после Своего воскресения, и, судя по всему, были и другие ветхозаветные святые, которые также жили в про­славленных телах в это же время (Мф. 27:53)16. Это действительно та ситуация,

15 Иисус в этом контексте говорит: «Наступает время, в которое все, находящиеся в
гробах, услышат глас Сына Божия», и это не означает, что оба воскресения произойдут
одновременно, так как слово «время» (в греческом [и английском] тексте — &ра, «час». —
Примеч. пер.) может обозначать длительный период времени; буквально тремя стихами
ранее Иисус говорит: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже,
когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» (Ин. 5:25). Здесь слово
«время» обозначает всю эпоху Церкви, когда все духовно мертвые люди слышат голос
Иисуса и входят в жизнь. Иисус может также употреблять слово «время» для обозна­
чения периода, когда подлинно верующие станут поклоняться Отцу в духе и истине
(Ин. 4:21,23) или когда ученики подвергнутся жестоким преследованиям (Ин. 16:2). В
этих примерах речь идет о длительном периоде времени, о целых эпохах.

Точно так же можно выразиться и в такой ситуации: «Не отчаивайтесь, время выпус­ка придет и для вас». Однако я знаю, что одни студенты закончат учебу в этом году, дру­гие — в следующем, а третьи — через два или три года. И все же я могу говорить о «вре­мени выпуска», а не о «временах выпуска», поскольку ясно, что я говорю о том, что это будет за время, а не о том, когда оно наступит, и не о том, произойдут эти события в одно или в разное время.

16 Об отрывке Мф. 27:52,53 см. в гл. 40.


Глава 54. Миллениум__________________________ 1265

в которой Бог будет больше прославлен, чем теперь, и которая будет сильно отличаться от современной, однако нам не следует утверждать, что Бог не мо­жет установить такой порядок вещей. Он, конечно же, может свершить это, и многие отрывки, судя по всему, указывают на то, что Он намеревается свер­шить это.

В-четвертых, вполне вероятно, что зло и тайное неповиновение могут продолжать свое существование на земле, несмотря на телесное присутствие Христа, Который будет править как Царь. Мы должны помнить, что иудеи жили рядом с Иисусом в течение трех лет и все же предали Его. Более того, многие фарисеи видели чудеса Иисуса и даже видели, как Он воскрешает лю­дей из мертвых, и все же не уверовали. Ведь даже среди учеников, бывших в присутствии прославленного Господа Иисуса, «иные усомнились» (Мф. 28:17). Трудно понять такое неверие в присутствии Христа, но мы должны помнить, что сам сатана пал, оставив высокое положение в присутствии Бога на не­бесах.

Когда амилленарии возражают, что люди не могут упорствовать в грехе во время телесного правления Христа на земле, они просто не отдают себе от­чета в том, насколько глубоко грех укоренился в природе человека, и забыва­ют, что грех абсолютно иррационален. Они не учитывают того факта, что даже «ясное доказательство» и «неоспоримая очевидность» не могут привести к под­линному обращению. Подлинное покаяние и вера возникают благодаря дейст­вию Святого Духа в человеческом сердце. Природа греха настолько иррацио­нальна, что те, кто «мертв в грехах и злодеяниях», часто упорствуют в непо­корности и неверии даже перед фактом полной очевидности17.

Это не означает, что никто не будет обращен в течение миллениума. Не­сомненно, в это время миллионы людей станут христианами и влияние цар­ства Христа будет видно в каждом аспекте любого общества мира. И все же одновременно будут возрастать зло и непокорность.

В-пятых, возможно, у Бога есть несколько целей относительно милле­ниума, и не все из них могут быть ясны для нас в данный момент. Одно ясно: в миллениум свершатся благие намерения Бога относительно институтов об­ щества, в особенности семьи и гражданских властей. В эпоху Церкви бла­гие цели Бога видны в первую очередь в частной жизни и в тех благослове­ниях, которые приходят к людям, верующим в Христа. Сейчас они в опреде­ленной степени (и в большей степени в периоды возрождения) затрагивают гражданское правительство, а также образовательные учреждения и союзы, и еще больше — семью. Однако ни в одной из этих структур благие цели

17 Сходный пример заключается в том факте, что многие люди в наши дни отказы­ваются верить в существование Бога, Который сотворил мир, несмотря на невероятную сложность устройства каждого живого существа и математически доказанную невоз­можность случайного возникновения мира.


1266 _______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________

Бога не проявляются в той степени, в которой могли бы, чтобы продемонст­рировать великую мудрость и благость Бога не только в отношении личнос­тей, но и в отношении общественных структур. В период миллениума Божья мудрость явит Его славу во всех этих общественных структурах.

Кроме того, во время миллениума праведность Божья будет по-прежнему под защитой. Некоторые люди будут продолжать грешить и упорствовать в неверии, и это покажет, что «противостояние греха Богу обусловлено не сквер­ным обществом или порочным окружением. Оно обусловлено греховностью человеческого сердца. Таким образом, в день последнего суда справедливость Бога будет полностью отомщена»18. В это время сатана будет связан на тыся­чу лет, но люди будут продолжать упорствовать в грехе, и это покажет, что глав­ная причина не в бесовском влиянии, а в греховности, которая глубоко укоре­нилась в человеческом сердце.

Библия показывает нам, что Бог чем дальше, тем больше хочет открывать Свои планы и являть Свою славу. От призвания Авраама до рождения Исаа­ка, затем — переселения в Египет и исхода, обоснования народа в Земле обе­тованной до царства Давида и разделенной монархии, плена, возвращения и восстановления храма, до сохранения последних верных и, наконец, прише­ствия Иисуса во плоти цели Бога проявлялись все яснее — все больше было видно, насколько они славны и чудны. И в жизни Иисуса откровение Его сла­вы проявлялось постепенно в течение тридцати трех лет, а кульминацией ста­ли три последних года Его жизни. Затем в смерти, воскресении и вознесении на небеса Иисуса было завершено наше искупление. И все же распростране­ние церкви среди всех народов на сегодняшний день длится уже 2000 лет, и мы не знаем, как долго оно продлится. Все это говорит о том, что Бог не желает, чтобы люди сразу осознали все Его благие цели; Он хочет постепенно откры­вать их с течением времени. Так происходит даже в жизни отдельных христи­ан, которые день за днем возрастают в благодати, в общении с Богом и в подо­бии Христу. Поэтому не стоит удивляться тому, что Бог перед наступлением вечности сделает окончательный шаг в откровении истории спасения. Это увеличит Его славу, на которую люди и ангелы взирают с изумлением, пора­жаясь мудрости плана Божьего.

И в-шестых, амилленарии не дают никакого удовлетворительного объяс­нения тексту Отк. 20, и это основной аргумент против их точки зрения19.

18 George Ladd, "Historic Premillennialism", in The Meaningofthe Millennium: Four Views, p. 40.

19 Амилленарии предлагали и другие объяснения Отк. 20, стараясь при этом найти
возможность по-иному истолковать этот текст, так как они убеждены, что нигде боль­
ше в Писании не говорится о будущем миллениуме. Но ведь нигде больше в Писании
и не отрицается миллениум (а в некоторых местах даже содержатся намеки на это явле­
ние). Следовательно, если в Отк. 20 говорится, что миллениум настанет, то разумнее бу­
дет принять это учение.


Глава 54. Миллениум__________________________ 1267

В. Аргументы в пользу постмилленаризма

1. Великое поручение Иисуса позволяет нам предположить, что Еванге­
лие будет распространяться и впоследствии христианский мир весьма рас­
ширится. Иисус прямо сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле:
итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до сконча­
ния века» (Мф. 28:18-20). Поскольку Христу дана всякая власть на небе и на
земле и поскольку Он обещает быть с нами при исполнении этого поручения,
то мы можем ожидать, что Евангелие будет распространяться без помех и со
временем восторжествует во всем мире.

2. Притчи о постепенном возрастании Царства указывают на то, что со
временем оно наполнит землю своим влиянием. Здесь постмилленарии ука­
зывают на следующие стихи:

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подоб­но зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, ко­торое, хотя меньше всех семян, но, когда выростет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укры­ваются в ветвях его (Мф. 13:31,32).

Мы можем отметить также следующий стих: «Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши, поло­жила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13:33). В соответствии с постмилленаристской точкой зрения, эти притчи указывают на то, что Цар­ство будет возрастать в силе до тех пор, пока не распространится повсюду в мире и в определенной степени не изменит его.

3. Постмилленарии также считают, что мир становится все более христи­
анским. Церковь растет и распространяется, и, даже когда ее угнетают или
преследуют, она значительно растет благодаря силе Божьей20.

Однако здесь нам следует отметить очень важное различие. Тот «милле­ниум», о котором говорят постмилленарии, очень отличается от «миллениу-ма», о котором говорят премилленарии. В каком-то смысле они говорят о раз­ных явлениях. /5>шилленарии говорят об обновленной земле, на которой фи­зически присутствует Иисус Христос как Царь, вместе с прославленными

20 Постмилленарии А. X. Стронг считает, что Отк. 20:4—10 «повествует не о событи­ях, которые обычно называют вторым пришествием и воскресением; здесь говорится о великих духовных изменениях в позднейшей истории Церкви, которые характерны для эпохи, предшествующей второму пришествию и воскресению». Поэтому он рассматри­вает Отк. 20 просто как предсказание «позднейших дней воинствующей Церкви» и вре­мени, когда «под воздействием Святого Духа» Церковь «как внутри, так и во вне, вос­торжествует над злом настолько, насколько прежде это было невозможно» (А. Н. Strong, Systematic Theology,?. 1013).


1268_______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________

верующими в воскрешенных телах; иостмилленарии говорят просто о земле, на которой очень много христиан и которые оказывают влияние на общество. Они не рассматривают миллениум как период времени, когда на обновлен­ной земле телесно правит Христос вместе с прославленными верующими (так как они считают, что эти явления будут, только когда Христос возвратится, чтобы торжественно открыть начало вечности)21. Поэтому вся дискуссия о миллениуме — это просто дискуссия о порядке событий, которые ему сопут­ствуют. Речь идет также и о значительных различиях в природе самого этого периода.

На самом деле, хотя я и не знаю таких случаев, возможен такой вариант, что кто-либо будет одновременно постмилленарием и премилленарием, по-иному понимая термин «миллениум». Человек, в принципе, может быть пост­милленарием и полагать, что влияние Евангелия будет возрастать до тех пор, пока мир не будет христианизирован, а затем возвратится Христос и устано­вит земное царство в буквальном смысле слова, воскресив верующих из мерт­вых, чтобы они правили вместе с ним в прославленных телах. С другой сторо­ны, очень оптимистично настроенный премилленарий вполне может принять многие постмилленаристские утверждения об усилении христианства в ны­нешнюю эпоху22.

В ответ на постмилленаристскую аргументацию можно отметить следу­ющее:

1. В тексте Великого поручения говорится о том, что Христу власть дейст­вительно дана, но не говорится о том, что Он будет использовать эту власть для обращения большинства населения мира. Сказать, что власть Христа ве­лика, — значит сказать, что власть Бога бесконечна, но ведь никто и не будет отрицать этого. Однако вопрос заключается в том, насколько Христос будет использовать эту власть для численного возрастания Церкви. Мы можем предположить, что Он будет пользоваться ею очень широко и приведет мир к обращению, однако это предположение остается лишь предположением, и не более. Оно не основано на каком-либо свидетельстве в Великом поручении или на каком-либо ином тексте, который говорил бы о власти Христа в ны­нешнюю эпоху23.

21 Очень похоже на то, как амилленарии говорят, что они «наслаждаются» миллени-
умом, который они, на основании Отк. 20, истолковывают как эпоху Церкви; они также
говорят о совершенно другом типе «миллениума», чем постмилленарии или премиллена­
рий.

22 Это не означает, что такой взгляд лишен внутренних сложностей (в особенности в
объяснении того, каким образом зло может уменьшаться, когда Христос отсутствует на
земле, но перерастать в открытую войну, когда Он физически присутствует на земле и
правит ею), однако такую точку зрения нельзя назвать абсолютно непоследовательной.

23 В 1 Кор. 15:25 говорится: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех
врагов под ноги Свои», однако здесь же (ст. 24, 26) говорится об уничтожении Его врагов
(в том числе о смерти, ст. 26), а не об обращении людей и не о привлечении их в церковь.


Глава 54. Миллениум________________________ 1269

2. Притчи о горчичном зерне и о закваске действительно говорят о том,
что Царство Божье постепенно возрастет из чего-то малого, до чего-то очень
большого, однако здесь не говорится, до какой степени оно будет возрас­
тать. Например, в притче о горчичном зерне не говорится, что дерево вырос­
ло настолько, что распространилось по всей земле. А в притче о закваске
просто говорится о постепенном росте, пронизывающем общество (как это
и происходит с Церковью), однако и здесь ничего не сказано о степени вли­
яния, которое оказывает этот рост (не говорится, что в конце 5% хлеба было
закваской, а 95% — тестом, или 20% — закваской, а 80% — тестом, или 60% —
закваской, а 40% — тестом и т. д.). Говорить, что в этой притче содержится
указание на что-либо, помимо того факта, что Царство будет возрастать по­
степенно и со временем начнет оказывать влияние на каждое общество на
планете, — значит просто пытаться вложить в нее некий заранее обдуман­
ный смысл.

3. В ответ на довод о том, что мир все более христианизируется, следует
ответить, что мир также становится все более злым. Даже студент-историк
не станет утверждать, что с веками человечество добилось большого прогрес­
са в борьбе с извращенностью и аморальностью, остающихся в человеческом
сердце. И в самом деле, технический прогресс в XX в. сопровождался не мо­
ральным улучшением, а беспрецедентным распространением наркомании,
супружеской неверности, порнографии, гомосексуализма, непокорности
властям, суеверий (астрология и движение «Новой эры»), материализма, жад­
ности, воровства и лжесвидетельства. Даже среди тех, кто исповедует хрис­
тианство, все время наблюдается пугающее несовершенство христианской
жизни, особенно в области морали и взаимоотношений с Богом. Там, где веру­
ющие в Библию христиане составляют значительную часть населения, не про­
исходит ничего, похожего на земное царство миллениума24. Верно, что рост
Церкви в процентном отношении к населению в последние десятилетия был

24 Один из любопытных примеров в Соединенных Штатах — это Техас. Статистика показывает, что около 50% населения Техаса принадлежит к Южным баптистским церк­вам — деноминации, которая проповедует подлинное Евангелие спасения одной лишь верой и необходимость нового рождения для каждого человека. Сам по себе этот факт прекрасен, и мы должны благодарить Бога за это, однако никто из живущих в наше время в Техасе не стал бы всерьез утверждать, что он уже живет в миллениуме (по край­ней мере, в том смысле, в каком понимают этот термин постмилленарии). Если мы при­бавим к количеству членов Южных баптистских церквей всех прочих верующих в Биб­лию христиан штата, то станет очевидно, что гораздо больше, чем половина населения, — это заново рожденные христиане. Однако если общество, на 50% состоящее из христи­ан, не в состоянии приблизить нас к миллениуму, то каково же должно быть процентное соотношение между христианами и нехристианами, чтобы постмилленаристские надеж­ды сбылись? И есть ли в истории свидетельства того, что мы значительно продвигаемся к осуществлению подобного миллениума?


1270___________________ Часть VII. Учение о грядущем_______________________

значительным25, и нас это должно ободрять. Возможно, что однажды мы уви­дим гораздо большее влияние подлинного христианства на многие общества, и если так оно и будет, то точка зрения постмилленариев покажется более прав­доподобной. Однако подобные события могут быть осмыслены также и в рам­ках премилленаристской и амилленаристской концепций, поэтому оконча­тельное решение вопроса об этих противоречащих друг другу взглядах пока может быть найдено, только исходя из трактовки библейских текстов.

4. И наконец, мы должны помнить о том, что в Новом Завете есть много текстов, в которых постмилленаристская позиция, судя по всему, открыто от­рицается. Иисус сказал: «Входите тесными вратами; потому что широки вра­та и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тес­ны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13,14, курсив мой. — У. Г.). Иисус, похоже, не утверждает, что мир станет христиан­ским; напротив, Он говорит, что спасенных «немного», в отличие от тех «мно­гих», которые идут к погибели. Иисус спрашивает также: «Но Сын Человечес­ кий пришед, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8, курсив мой. — У. Г.), и этот вопрос предполагает, что земля не будет наполнена верующими людьми, ско­рее управлять будут те, в ком нет веры.

В противоположность мнению о том, что мир будет становиться все луч­ше и лучше под влиянием роста Церкви, Павел предсказывает, что перед воз­вращением Христа произойдет «отступление» и явится «человек греха», «сын погибели», который «в храме Божием сядет... как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:3,4)26.

Во Втором послании к Тимофею Павел говорит:

...В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут са­молюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям не­покорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, на­глы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... (2 Тим. 3:1—5).

25 «С 1950 г. до 1992 г. количество верующих в Библию христиан возросло с 3% от
населения мира до 10%. Это означает скачок с 80 млн человек до 540 млн» (Rick Wood,
"Christianity: Waning or Growing?" in Mission Frontiers Bulletin [Pasadena, Calif.; Jan.—Feb.,
1993], p. 25). В этом журнале подобная статистика по различным странам публикуется
практически в каждом выпуске, показывая, что с 1950 г. рост церкви был столь значите­
лен, что его можно назвать беспрецедентным в мировой истории.

26 Некоторые постмилленарии верят, что перед возвращением Христа произойдет
окончательный отход от Бога. Эти стихи не противоречат данной точке зрения, однако
следующие стихи, которые указывают на преобладание нехристиан в мире перед воз­
вращением Христа, все же опровергают постмилленаристскую теорию; здесь мир пред­
ставлен совершенно иным, нежели миллениум мира и праведности, каким его пред­
ставляют себе постмилленарии.


Глава 54. Миллениум__________________________ 1271

Он говорит дал ее:

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут го­ нимы; злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в за­блуждение и заблуждаясь. <...> Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учите­лей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 3:12,13; 4:3,4).

И наконец, видимо, в наиболее полной форме о великой скорби, которая будут предшествовать времени возвращения Христа, говорится в Мф. 24:15—31:

Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доны­ не, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. <...> И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Челове­ ческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24:21-30; курсив мой. — У. Г.).

В этом отрывке изображен не христианский мир, а мир, полный страда­ния и зла, великой скорби, которая превосходит все предьщущие периоды стра­дания на земле. Здесь не говорится, что подавляющее большинство людей будут приветствовать Христа при Его возвращении, сказано, что, когда на небе явится знамение Сына Человеческого, «восплачутся все племена земные» (Мф. 24:30).

Поскольку Мф. 24 — это очень трудный для постмилленариев отрывок, было совершено немало попыток истолковать его не как предсказание собы­тий, которые произойдут непосредственно перед возвращением Христа, а как нечто, уже происшедшее во время разрушения Иерусалима в 70 г. н. э.

Для того чтобы обосновать такое толкование, постмилленарии считают большинство элементов Мф. 24:29-31 чистой символикой27. Они утвержда­ют, что помрачение солнца и луны, падение звезд с неба и потрясение сил не­бесных не следует понимать буквально, что это лишь образное описание того, как Бог является перед Своим судом. Утверждается, что такое же образное описание осуждения содержится в Иез. 32:7; Иоил. 2:10 и Амос. 8:9, — нов этих отрывках говорится просто об осуждении тьмой и не упоминается па­дение звезд с неба или потрясение сил небесных. Франс упоминает также Ис. 13:10 и 34:4, где говорится о помрачении солнца и луны и о падении не­бесного воинства, однако маловероятно, что Франс прав, утверждая, будто эти отрывки носят чисто символический характер, — они находятся в таком

27 Здесь я придерживаюсь выводов Франса, см.: R. Т. France, The Gospel According to Matthew, pp. 343-346.


1272 _______________________ Часть VII. Учение о грядущем_________________________

контексте, в котором легко могут быть поняты как буквальное предсказание космических изменений, которые будут предшествовать последнему суду. Итак, тот факт, что эти отрывки содержат просто апокалиптические образы осуждения Иерусалима, отнюдь не очевиден28.

Более того, символическое толкование этих стихов становится еще более проблематичным, когда мы читаем продолжение высказывания Иисуса: «Тог­да явится знамение Сына Человеческого на небе... и увидят Сына Человечес­ кого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30, кур­сив мой. — У. Г.). В соответствии со своим символическим истолкованием этого отрывка, Франс говорит, что выражение «все племена земные» относится в основном к евреям, т. е. речь идет о «всех племенах (коленах) земли»29 Израи­ля. Он утверждает также, что повествование о том, как Сын Человеческий при­дет на облакахс неба с силой и великой славой, описывает не возвращение Хри­ста, а Его приход к Отцу Небесному «для получения оправдания и власти»30. Франс одобрительно цитирует Г. Б. Кайрда, который говорит, что «пришествие Сына Человеческого на облаках с неба никогда не считалось просто способом перемещения в пространстве, это всегда было символом мощного переворота в истории и на национальном уровне»31. Ангелы Христовы, посланные с тру­бами для того, чтобы созвать Его избранных, истолковываются как послан­ники, которые проповедуют Евангелие по всей земле. Таким образом, созыв избранных — это собирание их в церковь через проповедь Евангелия.

Однако при таком толковании Франс не может удовлетворительно объяс­нить, почему Иисус говорит о том, что все племена земные «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Здесь речь идет не о невидимой, неземной передаче Богом-Отцом власти Христу — это предсказание возвращения Христа с силой и славой

28 Другой аргумент в пользу постмилленаристской точки зрения может быть осно­
ван на утверждении: «Не прейдет род сей, как все сие будет» (Мф. 24:34). Постмиллена-
рии истолковывают выражение «род сей» в прямом смысле — как обозначение людей,
которые внимали этим словам Иисуса, и это соображение выдвигается в поддержку
утверждения, что все события, описанные в ст. 29—31 (или даже ст. 5—31), произошли
уже к 70 г. н. э. Однако такое толкование Мф. 24:34 не является неопровержимым, по­
скольку выражение «род сей» можно истолковать как обозначение того поколения, ко­
торое увидит «все сие» (ст. 33), о чем бы ни шла речь. («Смоковницу» из ст. 32 не следует
воспринимать как пророческий символ некоего исторического периода — напр., воз­
рождение Израиля как нации, — так как Иисус использует этот образ просто в качестве
примера: когда на смоковнице появляются листья, это означает, что скоро наступит вес­
на; точно так же, когда являются эти знамения [ст. 5—31], это означает, что Сын челове­
ческий скоро возвратится.)

29 France, Matthew, p. 345.

30 Ibid., p. 344.

31 Ibid., quoting G. B. Caird, Jesus and the Jewish Nation (London: Athlone Press, 1965),
p. 20.


Глава 54. Миллешум___________________________ 1273

великой. Те, кто проповедует Евангелие, нигде не называются ангелами с гро­могласной трубой, а проповедь нигде не названа собиранием «избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31). Кроме того, когда в иных местах Иисус говорит о Своем пришествии на облаках, Он говорит не о пришествии к Богу-Отцу на небеса, а о пришествии к людям, на землю: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и воз­рыдают пред Ним все племена земные» (Отк. 1:7). Павел говорит, что, когда возвратится Христос, мы, живые, «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:17). Когда Христос приходит на облаках со сла­вой и с великой властью, Он приходит править землей, и именно об этом го­ворится в Мф. 24:30,31 (Франс не комментирует тот факт, что Иисус говорит о плачущих племенах земных: «Увидят Сына Человеческого, грядущего на об­лаках небесных» [ст. 30]. Это делает очень сомнительной точку зрения о том, что здесь речь идет о символах или о чем-то невидимом и небесном). Кроме того, вся совокупность фактов, которые нам известны из других текстов и которые мы относим к возвращению Христа (космические знамения, приход Христа с властью, громкий звук трубы, ангелы, созывающие избранных), дает полное основание полагать, что здесь имеется в виду второе пришествие Хри­ста и что это не просто символическое изображение передачи власти. И если в Мф. 24 говорится о втором пришествии Христа, то там говорится о Его при­шествии после периода великой скорби, а не после миллениума мира и пра­ведности32.

И наконец, все те тексты, в которых говорится о том, что Христос может возвратиться скоро и что мы должны быть готовы к Его возвращению в любое время33, также следует рассматривать как важный аргумент против пост-милленаризма. Ведь если Христос может возвратиться в любое время и мы дол­жны быть готовы к Его возвращению, то представление о длительном перио­де, необходимом для установления миллениума на земле до возвращения Хри­ста, не находит подтверждения.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!