АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ (III-IV вв . н . э .)



Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли.

И во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, зача­того от Духа Святого, рожденного от девы Марии, пострадавшего при Пон-тии Пилате, распятого, умершего и погребенного1, воскресшего из мертвых в третий день, вознесшегося на небеса, сидящего одесную Бога, всемогущего Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.

Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в обще­ние святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную. Аминь.

НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ (325 г . н . э .; уточнен на Константинопольском соборе в 381 г . н . э .)

Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего ви­димого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога2, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, и чрез Которого все сотворено, сошедшего с небес ради нас, людей, и нашего ради спасения; воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечивше-гося, и распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию, и вознесшегося на небеса, и сидяще­го одесную Отца, и снова грядущего во славе судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца.

И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца и Сына3 исходя­щего, с Отцом и Сыном достойного принять поклонение и прославление, го­ворившего через пророков.

' Я не включаю сюда фразу «сошедшего в ад», так как ее нет в ранней редакции Апостольского символа веры и так как это вызывает доктринальные споры (см. дискус­сию в гл. 26).

2 Слов «Бога от Бога» не было в версии 381 г., они взяты из предыдущего текста, 325 г.,
и включены в современную редакцию.

3 Слова «и Сына» были включены в текст после Константинопольского собора 381 г.,
и сегодня такая редакция этого текста принята и протестантской, и Римско-католи­
ческой церковью. Но этих слов нет в тексте, принятом православными церквами. (См.
гл. 13.)


_________________ Приложение 1. Исторические символы веры________________ 1321

И во единую святую, христианскую (кафолическую) и апостольскую Церковь.

Исповедую единое Крещение во оставление грехов, ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

ХАЛКИДОНСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ (451 г . н . э .)

Итак мы, следуя Святым Отцам, единодушно учим людей исповедовать единого Сына, нашего Господа Иисуса Христа, единого совершенного в Бо­жественной сущности и совершенного в человеческой сущности; истинного Бога и истинного человека, наделенного разумной душой и телом; единосущ­ ного Отцу в Божестве и единосущного нам по человеческой сущности; во всем подобного нам, без греха; рожденного прежде всех веков Отцом в Божествен­ной сущности и в сии последние дни, нас ради и нашего ради спасения, родив­шегося от Девы Марии, Матери Божьей, в человеческой сущности; единого Христа, Сына, Господа, единородного, признаваемого в двух природах, неслиян- но, неизменно, нераздельно, неразлучно; так что различение природ никоим об­разом не уничтожается их соединением, но свойства каждой природы сохраня­ ются и согласно действуют в одном Лице и одной ипостаси, не разделенной на два лица, но единого Сына, единородного, Бога, Слова, Господа Иисуса Хрис­та, как о Нем возвестили пророки от начала, и как нас научил Сам Господь Иисус Христос, и как нам передано в исповедании Святых Отцов.

АФАНАСЬЕВСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ (IV-V вв . н . э .)

1. Всякий, желающий спастись, должен прежде всего иметь всеобщую
[кафолическую] христианскую веру.

2. Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно обречен на
вечную погибель.

3. Всеобщая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу
в Триединстве и Триединству в Едином Божестве;

4. Не смешивая ипостаси и не разделяя сущность Божества.

5. Ибо одна ипостась Божества — Отец, другая — Сын, третья же — Дух
Святой.


1322______________________________ Приложения

6. Но Божество — Отец, Сын и Святой Дух — едино, слава [всех ипоста­
сей] одинакова, величие [всех ипостасей] вечно.

7. Каков Отец, таков же и Сын и таков же Дух Святой.

8. Отец не сотворен, Сын не сотворен и Дух не сотворен.

9. Отец не постижим, Сын не постижим и Святой Дух не постижим.

 

10. Отец вечен, Сын вечен и Святой Дух вечен.

11. И все же они являются не тремя вечными, но единым Вечным [Боже­
ством].

12. Равно как не существует трех Несотворенных и трех Непостижимых,
но один Несотворенный и один Непостижимый.

13. Таким же образом, Отец всемогущ, Сын всемогущ и Святой Дух все­
могущ.

14. Но все же не трое Всемогущих, но один Всемогущий.

15. Так же Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог.

16. Хотя они являются не тремя Богами, но одним Богом.

17. Точно так же Отец есть Господь, Сын есть Господь и Святой Дух есть
Господь.

18. И все же существуют не три Господа, но один Господь.

19. Ибо подобно тому, как христианская истина побуждает нас признать
каждую ипостась Богом и Господом, так и всеобщая [кафолическая] вера зап­
рещает нам говорить, что существует три Бога, или три Господа.

20. Отец является Несозданным, Несотворенным и Нерожденным.

21. Сын происходит только от Отца, Он не создан и не сотворен, но по­
рожден.

22. Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан, не сотворен,
не рожден, но исходит [от Них].

23. Итак, существует один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына,
один Святой Дух, а не три Святых Духа.

24. И в этом Триединстве никто не является ни первым, ни последующим,
равно как никто не больше и не меньше других,

25. Но все три ипостаси одинаково вечны и равны между собою. И так во
всем, как было сказано выше, надлежит поклоняться Единству в Триедин­
стве и Триединству в Единстве.

26. И всякий, кто желает обрести спасение, должен так рассуждать о
Троице.

27. Кроме того, для вечного спасения необходимо твердо веровать в во­
площение нашего Господа Иисуса Христа.

28. Ибо праведная вера заключается в том, что мы веруем и исповедуем
нашего Господа Иисуса Христа Сыном Божьим, Богом и Человеком.

29. Богом от Сути Отца, порожденным прежде всех веков; и Человеком,
от естества матери Своей рожденным в должное время.

30. Совершенным Богом и совершенным Человеком, обладающим разум­
ной душой и человеческим телом.


_________________ Приложение 1. Исторические символы веры________________ 1323

31. Равным Отцу по Божественности и подчиненным Отцу по Своей че­
ловеческой сущности.

32. Который, хотя и является Богом и Человеком, при этом является не дву­
мя, но единым Христом.

33. Единым не потому, что человеческая сущность превратилась в Бога.

34. Полностью Единым не потому, что сущности смешались, но по при­
чине единства ипостаси.

35. Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Чело­
век есть один Христос.

36. Который пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, воскрес из мерт­
вых в третий день.

37. Он вознесся на небеса, Он восседает одесную Отца, Бога Всемогущего,
откуда Он придет судить живых и мертвых.

38. При Его пришествии все люди вновь воскреснут телесно и дадут отчет
о своих деяниях.

39. И творившие добро войдут в жизнь вечную. Совершавшие же зло —
[будут посланы] в вечный огонь.

40. Это всеобщая [кафолическая] вера. Тот, кто искренне и твердо не ве­
рует в это, не может обрести спасения.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!