Логическая перспектива текста.



Логическая перспектива — это донесение основной мысли при чтении вслух предложения, «цепочки» из нескольких предложений, законченных по мысли и композиционно, отрывка, рассказа, статьи, монолога и пр. Когда мы в главе «Логическое ударение» говорили о фразовых ударениях I и II, мы практически уже касались передачи логической перспективы фразы и небольшой «цепочки» предложений. Станиславский называл перспективой «расчетливое гармоническое соотношение и распределение частей при охвате всего целого» ’. Об особенностях логической перспективы он говорил так: «В перспективе передаваемой мысли (логической перспективе) важную роль играют логика и последовательность при развитии мысли и при создании соотношения частей на протяжении всего целого. Такая перспектива в развертывающейся мысли создается с помощью длинного ряда выделенных ударениями слов, которые придают смысл фразе. Подобно тому, как в слове мы выделяем тот или другой слог, а в фразе то или иное слово, следует в большой мысли выделить наиболее важные фразы, а в целом длинном рассказе, диалоге, монологе — их наиболее важные составные части, точно так, как в целой большой сцене, акте и прочее — их наиболее важные эпизоды. Получается вереница ударных моментов, которые отличаются друг от друга силой и выпуклостью» . Иными словами, для того чтобы речь имела перспективу, надо знать главную мысль отрывка и создать звуковые соотношения между всеми ударяемыми (сильно, средне, слабо) и неударяемыми словами, составляющими предложение или ряд предложений. Чтобы наиболее точно и выразительно донести свои мысли и чувства, исполнитель прежде всего должен овладеть техникой передачи логической перспективы в звучании. Внутреннее не может быть выражено без помощи внешнего.

Логические ударения и речевые звенья.

Не только логические паузы помогают нам точно и ясно донести авторские мысли до слушателей. Этому способствует также правильная расстановка и соблюдение логических ударений. Логическим ударением называется выделение с помощью звуковых средств  слова или группы слов среди других слов в предложении или речевом такте. В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу выделяется в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется – тактовоелогическим ударением. Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль, поэтому ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения. Логическое ударение может стоять на любом значимом слове, где бы оно ни находилось - в начале, середине или в конце речевого такта. Но, часто логически ударное слово стоит в конце речевого такта, что свойственно русской интонации. Во фразе может быть несколько логических ударений (по числу речевых тактов), но одно из них является главным ударением фразы -фразовым ударением. Главное логическое ударение подчиняет себе все остальные ударные слова фразы, точно так же, как рядовое ударное слово подчиняет себе все безударные слова своего речевого такта. Способы выделения ударных слов различны: они выделяются повышением, понижением, замедлением или усилением голоса, а также при помощи пауз. Все способы выделения ударного слова обычно используются в сочетании друг с другом. Выделение ударных слов зависит от контекста и действенных задач. Тем не менее, существуют законы и правила постановки логических ударений. Слова, которые обозначают новые, незнакомые по предыдущему тексту понятия (названия лиц, предметов, свойств; действий и т.д.), выделяются ударением. Знакомые понятия, такие, о которых ранее уже упоминалось, как правило, не являются ударными. Они могут быть выделены лишь в тех случаях, когда этого требует смысл или особое построение фразы. В нераспространенных предложениях, которые обычно состоят из подлежащего и сказуемого, как правило, ударение ставится на последнее слово. Следовательно, при прямом порядке слов в таких предложениях ударным становится сказуемое, а в инверсированных предложениях – подлежащее. Когда подлежащее и сказуемое являются новыми понятиями, они оба выделяются. Сказуемое, смысл которого как бы заключен в подлежащем, не выделяется, на каком бы месте в нераспространенном предложении оно не стояло. Обращение в начале фразы выделяется логическим ударением и паузой. В середине и в конце фразы обращение не требует ударения и является частью речевого такта.


Пауза. Виды пауз.

Остановка речи может производить действие не менее сильное, чем ее звучание. Различают логические и психологические остановки речи. Логическая пауза расчленяет речь на обособленные части, каждая из которых объединена одной мыслью. Эти безмолвные промежутки бывают разной длительности в зависимости от того, насколько важны мысли, которые оратор намерен подчеркнуть. Слова, даже фразы между этими паузам произносятся плавно, без разрывов. Всякие остановки здесь не только нежелательны, но разрывают логический строй фразы, а то и искажают смысл. Логические паузы могут быть соединительными и разъединительными. Соединительная пауза в передаче смысла возникает, когда мысль продолжается в своем развитии, голос при произнесении фразы в этих паузах остается на определенной высоте, как бы предупреждая о незаконченности высказывания. Разъединительные паузы служат передаче законченности мысли, голос на этих паузах опускается вниз и дает понять, что мысль закончена. Психологическая пауза есть внешнее отражение той работы, которая рождает наши мысли, воплощает их в слова, образует фразы. Эта пауза, основанная на двойственной (смысловой и эмоциональной) природе слова, раскрывает внутреннюю значимость произносимого отрезка речи. Таким образом, логическая пауза больше служит форме речи, психологическая – подчеркивает значение содержания. Как замечал К.С. Станиславский, без логической паузы речь безграмотна, а без психологической она безжизненна. Первая – пассивна, формальна; вторая – всегда активна, богата внутренним содержанием. Логическая пауза служит уму, психологическая – чувству.

Основные речевые законы.

Одним из важнейших разделов работы будущих дикторов и актеров над словом Константин Сергеевич считал изучение законов речи. Они учат речи и толковому чтению. При помощи этих законов познаются: мелодика речи (голосоведение), ударения, паузы, ритмика и логическая перспектива. Закон эмоционального подавления логики: в условиях эмоционального возбуждения человек плохо говорит и плохо понимает обращенную к нему речь, а также теряет логичность и аргументированность. Следовательно, при необходимости общаться с человеком, находящимся в сильном эмоциональном напряжении, в психологически подавленном состоянии или измененном состоянии сознания, не стоит опираться на логические рассуждения и убеждать его в чем-либо — лучше демонстративно соглашаться с ним и постепенно снижать его эмоциональный накал. Закон отклонения публичной критики: когда осуществляется публичная критика кого-либо но тому или иному вопросу и при этом присутствует человек, у которого есть аналогичные недостатки, но его лично в данный момент не критикуют, этот человек критику по отношению к себе (критику по аналогии) практически всегда отвергает, считая, что "у него — совсем другое". Закон искажения информации при ее передаче (закон "испорченного телефона"): любая передаваемая информация искажается в процессе передачи в степени, прямо пропорциональной числу передающих ее лиц. Эта житейская истина не требует доказательств: чем большее число людей передает какую-либо информацию, тем больше вероятность ее искажения. Закон детального обсуждения мелочей: большинство людей охотнее сосредотачивают свое внимание на обсуждении незначительных вопросов и готово уделять этому гораздо больше времени, нежели обсуждению важных проблем. Знание этого закона особенно ценно для публичных обсуждений (полемики, дискуссии, дебатов), а также при принятии коллективных решений.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!