Согласные свистящие и шипящие.



[С], [З], [Ш], [Ж], [Ч'], [Щ'], [Ц] Эти звуки являются самыми неблагополучными в устной речи. Дефекты произношения их весьма разнообразны. Сюда относятся шепелявость, сюсюканье, присвист, а также замена другими звуками алфавита. Так, иногда вместо «собака» говорят «шабака», забака» или «табака»; вместо «щука» — шука», вместо «цапля» — «сапля», вместо «жук» — «зук», вместо «шапка» — «сапка». Такие дефекты в произношении обычно вызваны неправильным строением костяка речевого аппарата: зубов, челюстей, то есть объясняются причинами органического характера. Редко расставленные или слишком короткие и неровные зубы, щели, между ними, отсутствие передних зубов, чрезмерно выдвинутая вперед челюсть, толстый язык — вот что может стать причиной недостатков в произношении свистящих и шипящих звуков. В этом случае может помочь либо стоматолог, либо логопед. Но когда эти дефекты вызваны вялостью мышц языка или укоренившимися с детства привычками, их можно устранить с помощью учебно-тренировочных упражнений. При произнесении звуков [С], [С'] — [З], [З'] губы полураскрыты, между зубами небольшая щель (1—2 мм), кончик языка упирается в нижние передние зубы, края же его касаются верхних коренных зубов, посередине языка в передней его части образуется небольшой желобок. При произнесений звука [З], [З'] голосовые складки сближены и вибрируют, а звук [С], [С'] произносится без голоса. [С] — глухой, [З] — звонкий согласный. Дефекты этих звуков связаны с искажением, неточностью артикуляционного уклада их, а также с замещением другими звуками ([С] вместо [Ш], [Ж] и т. д.). Шепелявость и другие недостатки произношения сравнительно легко поддаются исправлению с помощью упражнений. При произнесении твердых согласных [Ш] и [Ж] губы раскрыты, между зубами расстояние 1—2 мм, кончик языка лопатообразно приподнят по направлению к передней части нёба за альвеолы верхних передних зубов, но не касается твердого нёба; боковые края языка касаются верхних коренных зубов и несколько приподняты, образуя в языке легкую впадину. При произнесении глухого [Ш] голосовые складки не вибрируют, в то время как при звуке [Ж] работают не только голосовые складки, но и вибрирует кончик языка. В речи часто наблюдаются дефекты этих сложных двойных звуков из-за неправильной артикуляции или замены их другими звуками. В многочисленных говорах звук [Ч'] произносится твердо, а звук [Щ'] как ШЬЧ (роща — рощьча, проще — прощьче, вещий — вещь-чий). Это отклонение от нормы. Надо запомнить, что звуки [Ч'] и [Щ'] всегда звучат мягко, а звук [Ц] всегда произносится твердо. При произнесении звука [Ч'] язык поднимается лопатообразно к альвеолам верхних передних зубов, язык более напряжен и ближе направлен к зубам, чем при [Ш]. Звук произносится мягко, как сочетание ТЬШЬ, произносимое слитно. При произнесении звука [Щ'] слышится мягкое и протяжно звучащее [ШЬШЬ].


Артикуляция. Взаимосвязь дикции и артикуляции.

Слово, обращенное к аудитории либо в речи, должно быть четким и ясным по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от "архитектуры" которого зависит качество звука. Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать: "снятие зажатий", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе Вам помогут простейшие упражнения. Активная естественность или активная свобода - это нормальная жизненная манера (но не манерность!) произношения звуков, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом "на последний ряд зрительного зала". Активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу. Зеркало - большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице говорящего.\

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 440; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!