Работа диктора на радио - и теле эфирах.



Диктор (лат. dictor — «говорящий», производное от лат. dicere — «говорить») — человек, осуществляющий чтение информационных, политических, художественных, рекламных материалов у микрофона в прямом эфире и в магнитной записи]. На телевидении и радио диктор ведёт студийные и внестудийные передачи всех видов и жанров, выступает как ведущий в передачах, не требующих актёрского исполнения и специальных знаний, выразительно читает в кадре и за кадром тексты передач, идущих в прямом эфире либо в видеозаписи. На спортивных соревнованиях объявляет зрителям результаты спортсменов, в игровых видах спорта — авторов голов, замены и порядок выхода с трибун. Для донесения информации до слушателей с проблемами слуха существуют дикторы сурдоперевода.

Бытовая и сценическая речь.

Речь — протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат. разговорная речь — 1) разновидность устной формы литературного языка: обиходно бытовая речь его носителей. 2) То же, что устная речь (в том числе диалектная, просторечная, речь отдельных социальных групп и т. д.) Разговорно-бытовая речь, ее этикет и правила ведения должны включать семейный и деловой диалоги, описание речи на улице, в магазине, транспорте, разных сферах обслуживания (где есть свои законы организации деятельности с помощью речи). Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Владея мастерством , актёр раскрывает внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Техника сценической речи — существенный элемент актёрского мастерства; она связана с звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения дикцией .интонационной выразительностью. Сценическая речь предполагает использование всего голосового аппарата. Нужно уметь не только правильно управлять голосовыми связками, но и дышать, держать осанку и так далее.

 


Сущность и назначение техники речи.

Техника речи – один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры. Техника речи – практический предмет, только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании. Умение владеть голосом важно не только для оратора, но для любого человека, профессия которого требует постоянного общения с людьми. В личном общении владение голосом также оказывается положительным качеством человека. Необходимыми качествами хорошего голоса являются: красивый тембр, сила, полетность, выносливость, большой диапазон. Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи». Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов, особые модификации интонации. Для улучшения речевых навыков, касающихся манеры выговаривать слова, необходимо постоянно слушать и стараться точно воспроизводить нормативную речь полного или нейтрального стилей. К сожалению, образцы такой речи сейчас уже редко можно услышать даже по радио и телевидению, это преимущественно речь людей, прошедших специальную подготовку, - профессиональных дикторов и актеров.

Строение речевого аппарата.

Речевой аппарат — это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев: дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох; органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань; органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора; головной мозг, который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Дикция.

Дикция – четкое произношение звуков, соответствующих фонетической норме данного языка. Ясная, четкая дикция – обязательное условие хорошей речи. К.С. Станиславский говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией, произношением... он должен чувствовать не только фразу, слово, но и каждый слог, каждую букву». С полным правом эти высказывания можно отнести и к оратору. Небрежность в произнесении, «съедание» конечного гласного или звука внутри слова, звучание «сквозь зубы» делает речь невнятной и неразборчивой. Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешают четкому и ясному произнесению многих согласных, в том числе шипящих и свистящих. Часто речь бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо ясно, свободно открывать рот, что является важным условием формирования звука. Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность и красоту.

 


Произношение гласных.

С орфоэпической точки зрения произношение ударных гласных не вызывает никаких трудностей, так как гласные в этом положении произносятся в соответствии с написанием: д[а]л, с[а]м, д[о]м, ст[о]л, [л'ес], [м'от] (мёд), [п'ат'] (пять), [ч 'ас]; в безударном положении после твёрдых согласных гласные [а], [о] совпадают в звуке, близком к [а], который в транскрипции обозначается как [L]: д[Ù]ла' (дала'), с[L]ма (сама'), д[L]ма'(дома'), ст[L]лы' (столы'). Такое произношение называется акающим. После мягких согласных безударные [а], [о], [е] совпадают в звуке, близком к [и]: в [л 'и]су' (в лесу'), в [м 'и]ду' (в меду'), к [п'u]mu' (к пяти'), [ч 'и]сы(часы'). Такое произношение называется икающим. Акание и икание составляют норму русского литературного произношения. На месте букв а и о в безударных слогах после твёрдых шипящих звуков [ш], [ж] и [ц] в современном литературном языке по общему правилу произносится звук, близкий к [а], который в транскрипции обозначается [L]:ж[л]ра (жара'), ж[L]бо' (жабо'),ш[L]ги'(шаги'), ш[L]фёр (шофёр), ш[L]ла'ш(шала'ш), ц[L]ри (цари'), ц[L]ра'патъ (цара'пать). На отдельные слова норма произношения с [L] не распространяется. По отношению к таким словам орфоэпическим следует считать произношение не с [L], а с [ы]. Сюда относится прежде всего слово ж[ы]ле'ть (жале'ть) и производные от него: к сож[ы]ле'нию, пож[ы]ле'й, а также в словахрж[ы]но'й (ржаной), ж[ы]ке'т (жакет), ж[ы]сми'н (жасмин) и в формах мн. числа слова «лошадь»: лош[ы]де'й, лош[ы]дя'м, в косвенных падежах числительных «двадцать» и «тридцать»: двадц[ы]ти', тридц[ы]ти'.Произношение ж[L]ле'ть. ж[L]ке'т, лош[L]де'й, двадц[L]ти', тридц[L]ти' хотя и распространено, однако не может считаться литературной нормой и в ряде случаев носит даже диалектную окраску. В ряде слов иноязычного происхождения на месте буквы о в первом предударном слоге в книжном стиле предпочтительно произношение гласного [о]: б[о]рдо', д[о]сье', п[о]э'зия, п[о]э'т, р[о]к[о]ко', ф[о]йе', ф[о]рпо'ст, ш[о]ссе' (при допустимом произношении с [L]). Только [о] произносится в словах б [о] а', б[о]мо'нд, кака'[о], pa'дu[o], ада'жи[о], три'[о], капри'ччи[о]. Безударный гласный [о] нередко сохраняется в иноязычных собственных именах: [О]н[о]ре' де Бальзак, Фл[о]бе'р, М[о]пасса'н, 3[о]ля, Р[о]де'н, Ш[о]пе'н. [О] произносится в заударных слогах: ве'т[о], кре'д[о], маэ'стр[о], Кару'з[о], Джорда 'н[о] Бру 'н[о]. Произносительные варианты п[о]э'т и п[L]э'т, с[о]нет и с[L]не'т, н[о]ктю'рн и н[L]ктю'рн стилистически нетождественны: произношение с безударным гласным [о] характеризует высокий, специфически книжный стиль, в то время как звук [L] в безударных словах свойствен обычному нейтральному стилю. Следует помнить, что различение звуков [а] и [о] в безударных слогах касается весьма ограниченного слоя лексики. В огромном же большинстве слов иноязычного происхождения, прочно освоенных нашим литературным языком и вошедших в общенародный язык, о и а в безударных слогах произносятся по общим правилам: б[L]ка'л(бокал), к[L]нспе'кт (конспект), р[L]ма'н (роман), пр[L]гре'сс (прогресс), к[L]стю'м (костюм), р[L]я'ль (рояль), пр[L]фе/ссор (профессор) и многие другие. На месте буквы е после твёрдых шипящих [ш], [ж] и [ц] в предударных слогах произносится гласный, близкий к [ы]: ж[ы]на’ (жена'), ж[ы]лте'ть (желте'ть), ш[ы]пта'тъ (шеп-та'ть), ц[ы]на’ (цена'). Такое произношение называется ыкающими вместе с аканием и иканием определяет орфоэпические нормы литературного языка.Определённого рода исключением оказывается во многих иноязычных словах звук [э], который может сохраняться в большинстве безударных позиций: [э]поле'ты, бруд[э]рша'фт, д[э]колъте'.

 


Произношение согласных.

В области согласных орфоэпические нормы регламентируют такие случаи произношения: а) Замена в некоторых словах [г] взрывного на [Υ] фрикативное (как в украинском языке). Звук [ Υ ] рекомендуется произносить в словах бухгалтер, господи, у бога, ага. б)Произношение долгого твердого согласного [ж] на месте букв жж, зж. Лишь в некоторых словах у ряда носителей языка (чаще всего у интеллигентов пожилого возраста) сохранился старомосковский вариант произношения с долгим мягким согласным [ж’] в таких словах, как дрожжи, брызжет, визжать, дребезжать, брюзжать, вожжи, езжу, позже, дожди, дождик. Надо отметить, что такие варианты произношения все более выходят из употребления. в) Произношение сочетания ЧН как [шн] или [чн]. В современном русском языке отмечается тенденция к сближению произношения с написанием, и вариант [шн] на месте орфографического ЧН как обязательная и единственная орфоэпическая норма отмечается лишь для некоторых слов: конечно, скучно, яичница, скворечник, прачечная, горчичник, нарочно (ср. явно устаревшие для современного языка варианты произношения, отмеченные в “Толковом словаре русского языка” Д.Н.Ушакова: молочник – моло[шн]ик, коричневый – кори[шн]евый, гречневый – гре[шн]евый). Поскольку старая орфоэпическая норма исчезает из языка достаточно медленно, возникают параллельные произносительные варианты: горни[чн]ая – горни[шн]ая, полуно[чн]ик -–полуно[шн]ик, двое[шн]ик – двое[чн]ик, порядо[чн]ый – порядо[шн]ый. В последние годы появилась тенденция произносить с [чн] женские отчества: Ильинична, Кузьминична, Никитична и др., которые совсем недавно рекомендовалось произносить только через [шн]. В некоторых словах разное произношение различает слова семантически: пере[чн]ица – ’столовый прибор’, старая пере[шн]ица (разг.-просторечн.) – устойчивый оборот с неодобрительной оценкой лица; серде[чн]ые капли, серде[чн]ый приступ – ’связанный с сердцем как внутренним органом’, серде[шн]ый друг – ’близкий, родной’. Со звуком [ш] произносится и сочетание ЧТ в словах что, чтобы, кое-что (но: почта, мачта и многие другие слова – только с [чт]). г) Произношение мягких согласных в конце слова, которые иногда под действием просторечия или диалектной речи неправомерно заменяются твердыми согласными: семь, восемь, очень, теперь, вепрь. д) Произношение согласных на месте удвоенных букв может быть долгим (касса – ка[с]а) или кратким (суббота – су[б]ота). Долгий согласный должен произноситься в следующих случаях: на месте интервокальной группы согласных после ударения: ва´нна, га´мма, из кла´сса; на стыке приставки и корня, предлога и знаменательного слова: рассердился, беззлобный, с собакай. Краткий согласный произносится: в интервокальной группе перед ударением, кроме случаев, отмеченных выше: суббота, иллюминация, терраса, территория; на месте удвоенной согласной в положении перед согласными: классный, программный, группка.

 


Согласные сонорные

В заключение – об особом классе звуков, который сочетает свойства гласных (произносимых голосом) и согласных (шумовых). В европейских языках, в том числе и в русском, – это [р], [л], [м] и [н]. Эти согласные могут быть произнесены отдельно от какого бы то ни было сопровождающего их гласного звука. Особенно легко это удается с первыми двумя, которые в некоторых языках (например, чешский, словацкий, сербскохорватский) могут даже образовывать слоги. Иногда слогообразование на основе сонорного согласного происходит и в других европейских языках, и русский не исключение: кремль [кремэль], то есть между звуками [м] и [ль] появляется дополнительная гласная, формирующая еще один слог.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 607; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!