Лета. Правила произношения гласных звуков.



С орфоэпической точки зрения произношение ударных гласных не вызывает никаких трудностей, так как гласные в этом положении произносятся в соответствии с написанием: д[а]л, с[а]м, д[о]м, ст[о]л, [л'ес], [м'от] (мёд), [п'ат'] (пять), [ч 'ас]; в безударном положении после твёрдых согласных гласные [а], [о] совпадают в звуке, близком к [а], который в транскрипции обозначается как [L]: д[Ù]ла' (дала'), с[L]ма (сама'), д[L]ма'(дома'), ст[L]лы' (столы'). Такое произношение называется акающим. После мягких согласных безударные [а], [о], [е] совпадают в звуке, близком к [и]: в [л 'и]су' (в лесу'), в [м 'и]ду' (в меду'), к [п'u]mu' (к пяти'), [ч 'и]сы(часы'). Такое произношение называется икающим. Акание и икание составляют норму русского литературного произношения. На месте букв а и о в безударных слогах после твёрдых шипящих звуков [ш], [ж] и [ц] в современном литературном языке по общему правилу произносится звук, близкий к [а], который в транскрипции обозначается [L]:ж[л]ра (жара'), ж[L]бо' (жабо'), ш[L]ги'(шаги'), ш[L]фёр (шофёр), ш[L]ла'ш(шала'ш), ц[L]ри (цари'), ц[L]ра'патъ (цара'пать). На отдельные слова норма произношения с [L] не распространяется. По отношению к таким словам орфоэпическим следует считать произношение не с [L], а с [ы]. Сюда относится прежде всего слово ж[ы]ле'ть (жале'ть) и производные от него: к сож[ы]ле'нию, пож[ы]ле'й, а также в словахрж[ы]но'й (ржаной), ж[ы]ке'т (жакет), ж[ы]сми'н (жасмин) и в формах мн. числа слова «лошадь»: лош[ы]де'й, лош[ы]дя'м, в косвенных падежах числительных «двадцать» и «тридцать»: двадц[ы]ти', тридц[ы]ти'.Произношение ж[L]ле'ть. ж[L]ке'т, лош[L]де'й, двадц[L]ти', тридц[L]ти' хотя и распространено, однако не может считаться литературной нормой и в ряде случаев носит даже диалектную окраску. В ряде слов иноязычного происхождения на месте буквы о в первом предударном слоге в книжном стиле предпочтительно произношение гласного [о]: б[о]рдо', д[о]сье', п[о]э'зия, п[о]э'т, р[о]к[о]ко', ф[о]йе', ф[о]рпо'ст, ш[о]ссе' (при допустимом произношении с [L]). Только [о] произносится в словах б [о] а', б[о]мо'нд, кака'[о], pa'дu[o], ада'жи[о], три'[о], капри'ччи[о]. Безударный гласный [о] нередко сохраняется в иноязычных собственных именах: [О]н[о]ре' де Бальзак, Фл[о]бе'р, М[о]пасса'н, 3[о]ля, Р[о]де'н, Ш[о]пе'н. [О] произносится в заударных слогах: ве'т[о], кре'д[о], маэ'стр[о], Кару'з[о], Джорда 'н[о] Бру 'н[о]. Произносительные варианты п[о]э'т и п[L]э'т, с[о]нет и с[L]не'т, н[о]ктю'рн и н[L]ктю'рн стилистически не тождественны: произношение с безударным гласным [о] характеризует высокий, специфически книжный стиль, в то время как звук [L] в безударных словах свойствен обычному нейтральному стилю. Следует помнить, что различение звуков [а] и [о] в безударных слогах касается весьма ограниченного слоя лексики. В огромном же большинстве слов иноязычного происхождения, прочно освоенных нашим литературным языком и вошедших в общенародный язык, о и а в безударных слогах произносятся по общим правилам: б[L]ка'л(бокал), к[L]нспе'кт (конспект), р[L]ма'н (роман), пр[L]гре'сс (прогресс), к[L]стю'м (костюм), р[L]я'ль (рояль), пр[L]фе/ссор (профессор) и многие другие. На месте буквы е после твёрдых шипящих [ш], [ж] и [ц] в предударных слогах произносится гласный, близкий к [ы]: ж[ы]на’ (жена'), ж[ы]лте'ть (желте'ть), ш[ы]пта'тъ (шеп-та'ть), ц[ы]на’ (цена'). Такое произношение называется ыкающими вместе с аканием и иканием определяет орфоэпические нормы литературного языка. Определённого рода исключением оказывается во многих иноязычных словах звук [э], который может сохраняться в большинстве безударных позиций: [э]поле'ты, бруд[э]рша'фт, д[э]колъте'.

 

Правила произношения согласных звуков.

Звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными произносятся как глухие: морковь – моркофь, морковка – моркофка; воз – вос, глазки – гласки, ход – хот; кадка – катка, друг – друк. Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко: сбор – збор, сделка – зделка, отдых – оддых. Перед звонкими Р, Л, М, Н, В не происходит уподобления глухих согласных звонким: с молодой, с ролью, с лимоном с вами, с Ниной. В сочетании с гласными звуками Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо: Жир – жыр, ширь – шырь, цинк – цынк. Звуки Щ, Ч всегда произносятся мягко: щука – щюка, чай – чяй.

 


Правила произношения сочетаний согласных звуков.

Звуки СШ, ЗШ, стоящие рядом, произносятся как удвоенное ШШ: расшумелся – раШШумелся, из шубы - иШШубы.

Сочетания в корнях слов ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ: позже – поЖЬЖе, приезжий – приеЖЬЖий дрожжи – дроЖЬЖи, визжать – виЖЬЖать брюзжать – брюЖЬЖать

Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как удвоенное Щ: счет – ЩЩет, счастье – Щщастье возчик – воЩЩик, без чаю – биЩЩаю.

Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное Ч: наладчик – налаЧЧик, отчаяние – оЧЧаянье.

Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное Ц: тридцать - триЦЦать, отца – оЦЦа.

Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц: городской – гороЦкой, советский – совеЦкий.

Сочетание ЧН имеет двоякое произношение как ШН и ЧН, так как ШН остается в словах живого разговорного языка: скучно – скуШНо, нарочно – нароШНо булочная – булоШНая, пустячный – пустяШНый яичница–яиШНица.

 

Функции дыхания.

Чем больше лет оратор пользуется неверным дыханием, тем сильнее усугубляется одышка и, как ни странно, тем сильнее он начинает нервничать перед выступлением. Как защитная реакция на нервозность приходит апатия, равнодушие, что крайне не желательно, если вы хотите действительно воздействовать на аудиторию. Когда такой оратор понимает, что у него кончается воздух, он делает быстрый, спазматический вдох, который задействует только верхнюю часть легких. Из-за такого типа мелкого и ленивого дыхания возникает одышка, воздуха не хватает на всю фразу, а напряжение мышц распространяется на все тело. Для того, чтобы научиться верно дышать, нужно посещать ораторские курсы или курсы актерского мастерства. Ведь актеры вынуждены говорить громко в течение всей жизни. И, в то же время, их речь должна быть естественной. Поэтому лучше всего знают, как дышать, чтобы дыхания хватало на фразу и вас слышали во всех уголках зала, актеры и хорошие лекторы. Диафрагмальное дыхание, которым большинство людей не пользуются, позволяет вашему телу избавиться от токсинов в крови. Именно поэтому она является одной из основ в йоге и медитации. Глубоко, «животом» вдохнуть – это первое, что нужно делать, если ситуация сложная и вы чувствуете приступ паники. Глубоко вдохнуть – это то, что необходимо сделать перед любым выступлением. Поверхностное дыхание, напротив, увеличивает стресс, потому что оно не позволяет устранить токсины и фактически увеличивает ваш уровень стресса и ваше состояние нервозности. Без воздуха, нет голоса. Таким образом, лучшее, что можно сделать, когда голос звучит слишком тихо — это прервать свою или презентацию, сделать паузу, вдохнуть немного воздуха, и только после этого продолжать говорить. Большинство людей делают это в нормальном разговоре, но ситуация изменяется, когда тот же человек выходит к публике.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!