В чем, согласно Н.А. Бердяеву, амбивалентность проявления человеческого начала в технике. Согласны ли вы с его мнением?



"Техника имеет космогоническое значение, через нее создается новый космос. Lafitte в недавно вышедшей книге «Reflexions sur la science des machines» говорит, что наряду с неорганическими и органическими телами есть еще тела организованные — царство машин, особое царство. Это есть новая категория бытия. Машина действительно не есть ни неорганическое, ни органическое тело. Появление этих новых тел связано с различием между органическим и организованным. Совершенно ошибочно было бы отнести машину к неорганическому миру на том основании, что для ее организации пользуются элементами неорганических тел, взятых из механико-физико-химической действительности. В природе неорганической машин не существует, они существуют лишь в мире социальном. Эти организованные тела появляются не до человека, как тела неорганические, а после человека и через человека. Человеку удалось вызвать к жизни, реализовать новую действительность. Это есть показатель страшной мощи человека. Это указывает на его творческое и царственное призвание в мире. Но также и показатель его слабости, его склонности к рабству. Машина имеет огромное не только социологическое, но и космологическое значение, и она ставит с необычайной остротой проблему судьбы человека в обществе и космосе. Это есть проблема отношения человека к природе, личности к обществу, духа к материи, иррационального к рациональному".

Н. А. Бердяев "Человек и машина"

10. В чем, по мнению Бердяева, состоит "антигуманистичность" техники?

"В чем главная опасность, которую несет с собою машина для человека, опасность уже вполне обнаружившаяся? Я не думаю, чтобы это была опасность главным образом для духа и духовной жизни. Машина и техника наносят страшные поражения душевной жизни человека, и прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации. Так можно сказать, что старая культура была опасна для человеческого тела, она оставляла его в небрежении, часто его изнеживала и расслабляла. Машинная, техническая цивилизация опасна прежде всего для души. Сердце с трудом выносит прикосновение холодного металла, оно не может жить в металлической среде. Для нашей эпохи характерны процессы разрушения сердца как ядра души. У самых больших французских писателей нашей эпохи, напр., Пруста и Жида, нельзя уже найти сердца как целостного органа душевной жизни человека. Все разложилось на элемент интеллектуальный и на чувственные ощущения. Кейзерлинг совершенно прав, когда он говорит о разрушении эмоционального порядка в современной технической цивилизации и хочет восстановления этого порядка. Техника наносит страшные удары гуманизму, гуманистическому миросозерцанию, гуманистическому идеалу человека и культуры. Машина по природе своей антигуманистична. Техническое понимание науки совершенно противоположно гуманистическому пониманию науки и вступает в конфликт с гуманистическим пониманием полноты человечности".

Н. А. Бердяев "Человек и машина"

ТЕСТЫ


Животных и людей объединяет

А) техническое знание

Б) техническое сознание

В) техническое действие

Г) техническое стремление

Объектом философии техники является

А) техническое сознание

Б) технологическая форма движения материи

В) технические устройства и приспособления

Г) техносфера

Философия техники является разделом

А) гносеологии

Б) эпистемологии

В) праксеологии

Г) аксиологии

Принцип органопроекции лежит в основе учения о технике

А) К. Маркса

Б) А. Эспинаса

В) Ф. Бона

Г) Э. Каппа

5. "Религиозные практики трансформируются в технологии", – так считал

А) М. Хайдеггер

Б) А. Эспинас

В) Ф. Бон

Г) К. Ясперс

6. "Трехакт" технического творчества выявил

А) П. Энгельмейер

Б) Ф. Дессауэр

В) К. Ясперс

Г) Л. Мамфорд

Негативное влияние машин обусловлено не ими самими, а капиталистическим способом их использования (способом производства). Так считал

А) К. Маркс

Б) А. Эспинас

В) Ф. Бон

Г) Л. Мамфорд

8. Технику как "про-из-ведение" определял

А) Ж. Эллюль

Б) А. Эспинас

В) М. Хайдеггер

Г) Л. Мамфорд

9. "Техника знаменует собой переход от органической жизни к организованной жизни", – так считал

А) П. Энгельмейер

Б) Н. Бердяев

В) М. Хайдеггер

Г) Ж. Эллюль

10. "В раю техники быть не может", – так утверждал

А) К. Ясперс

Б) Н. Бердяев

В) Ж. Эллюль

Г) М. Хайдеггер

11. Концепцию "политико-технической революции" разработал

А) К. Ясперс

Б) Н. Бердяев

В) Ж. Эллюль

Г) М. Хайдеггер

Под технологией понимают

А) средства труда

Б) предметы труда

В) орудия труда

Г) приемы труда


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 707; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!