Основные положения материалистического понимания истории. Учение о законах развития общества



Учение Маркса о законах развития общества, т.е. о социальной ди­намике, органически взаимосвязано с учением о законах его функцио­ни­рования. Развитие производительных сил происходит постепенно, т.е. эволюционно, тогда как производственные отношения, к кото­рым, в частности, относятся отношения собственности и которые свя­за­ны со всей социальной структурой общества вообще, способны лишь к скачкообразному, революционному изменению.

В итоге на определенном этапе своего развития производительные силы перерастают производственные отношения, которые тем са­мым превращаются в их оковы. Другими словами, характер органи­за­ции экономического взаимодействия в масштабах всего общества оказывается неорганичен достигшим уже более высокого уровня раз­вития производительным силам. Это проявляется, в частности, в развитии кризисных явлений в экономической жизни. В результате дей­ствия этих факторов наступает период социальной революции, ко­торая оказывается не политической случайностью, а проявлением глу­бин­ной исторической закономерности. Согласно Марксу, это уни­вер­сальный механизм исторического развития, лежащий в основе смены об­щественно-экономических формаций. В рамках этой теории истори­чес­кое развитие человечества рассматривается как прогрес­сивное.

 

Учение Маркса о классах и классовой борьбе

Экономическое противоречие между производительными силами и производственными отношениями на социальном уровне реали­зуется и проявляется через классовую борьбу. Представление о клас­сах существовало в социально-экономических науках задолго до Маркса – классы и их экономические отношения исследовались пред­ставителями политической экономии (Кёне, Смит, Рикардо), исто­ри­ками (Тьерри, Минье), представителями утопического социализма (Сен-Симон) и т.д. Новаторство Маркса, в первую очередь, состояло в том, что он связал существование классов с определенными ступе­ня­ми в развитии производства и объяснил их борьбу происходящими в обществе экономическими процессами. Он также обосновывал преходящий характер классов и, соответственно, классовой борьбы.

Согласно Марксу, поскольку производственные отношения есть прежде всего отношения, складывающиеся в процессе производства между различными социально-экономическими классами, иссле­до­вание экономической жизни общества является ключом к пониманию социальных процессов, в нем происходящих.

Деление общества на классы Маркс связывал с разделением труда и институтом частной собственности. Основной показатель принад­леж­ности человека к классу – экономический, который определяется отношением этого человека к средствам производства. Другие факто­ры социального расслоения Маркс рассматривал либо как произ­вод­ные, либо как второстепенные.

Согласно Марксу, во всех наблюдавшихся в истории общественно-экономических формациях существовал господствующий класс, в руках которого находились средства производства. Таким образом, конф­ликт производительных сил и производственных отношений вы­ражается в классовой борьбе, в которой один из классов представляет собой прогрессивную, другой – регрессивную силу.

Для Маркса политическая власть представляла собой лишь юри­ди­ческое выражение классового господства. Из такого взгляда естест­венно вытекал вывод, что с исчезновением в будущем классового противостояния институт государства с неизбежностью отомрет.

 

Учение Маркса о буржуазном обществе

Свои общесоциологические выводы Маркс использовал для ис­сле­дования современного ему буржуазного общества. Исследование это привело к следующим результатам.

Буржуазное общество расколото на два антагонистических клас­са – буржуазию и пролетариат. Существование других классов и групп им не отрицалось (ремесленники, торговцы, крестьяне – соб­ствен­ники), однако их положение рассматривалось как неустойчивое, не имеющее исторической перспективы, и в конечном счете их предста­вители должны будут слиться или с буржуазией, или с про­летариатом.

Маркс выделял важнейшую особенность буржуазии – она не мо­жет существовать, не развивая постоянно средства производства. При всей прогрессивности этой деятельности на определенном этапе это развитие начинает порождать, а затем и усиливать конфликт произ­вод­ственных отношений и производительных сил. Характер произ­вод­ства становится все более общественным, т.е. в производстве любого продукта – вплоть до булавки или иглы (излюбленные приме­ры экономистов той эпохи) – принимают участие не только разные лю­ди, но даже разные страны, однако организация, управление произ­водством по-прежнему подчиняются правилам частнособ­ствен­ни­ческих отношений. Одно из проявлений этого конфликта – кризи­сы перепроизводства, которые рассматривались как неизлечимая бо­лезнь капитализма, порождаемая имманентными законами ры­ночной стихии. Он сравнивал буржуазию с волшебником, не способным спра­виться с вызванными им самим подземными силами.

Этот антагонизм капитализма проявляется, с одной стороны, в рос­те численности, с другой – в росте нищеты пролетариата ибо по ме­ре развития техники все меньшая доля капитала превращается в заработную плату рабочих. Как результат – рост безработицы и па­дение жизненного уровня работающих пролетариев. Одни пролетарии обречены на чрезмерный труд, другие в итоге оказываются вообще лишенными работы. Но пролетариям «нечего терять, кроме своих цепей». Из «класса в себе», т.е. из совокупности людей, хотя и принад­ле­жащих объективно к определенному общественному классу, но не осознающих адекватно своего места в обществе, пролетарии должны превратиться в «класс для себя», т.е. осознать свое по­ло­жение и орга­низовать борьбу против буржуазии. Первая стадия – сугубо профес­сио­нальная борьба «местного» масштаба, но по­сте­пенно, в том числе и благодаря развитию средств связи, она должна перерасти в нацио­наль­ную, а затем и интернациональную борьбу. Итогом этой борьбы должна стать пролетарская революция, которая приведет к созданию бес­классового коммунистического общества. Это будет завершением «пре­дыстории» человечества, началом его под­линной истории.

В рамках коммунизма социальная жизнь перестанет господ­ство­вать над человеком в качестве некоей чуждой, от него не зависящей силы, а тем самым исчезнут основания для существования иллю­зор­ных форм общественного сознания, в частности религии.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!