Основные особенности социально-философского учения Маркса



Несмотря на то что Маркс никогда не считал себя социологом и был противником позитивного метода, сегодня он считается одним из клас­сиков данной дисциплины. Во-первых, это связано с более ши­роким пониманием социологии в наши дни, по сравнению со време­нем жизни Маркса, когда она неразрывно связывалась с позити­виз­мом. Во-вторых, практически все аспекты социально-философского учения Маркса в той или иной степени оказались использованы раз­личными социологическими школами. Поэтому, если быть точными, следует говорить не о социологической концепции Маркса, а о его со­циально-философских взглядах, а также о том влиянии, которое ока­зали отдельные элементы его учения на развитие социологической мыс­ли. Влияние же это было огромным.

Учение Маркса подвергалось бесчисленному количеству интер­пре­таций, связанных, в частности, с посмертной публикацией его об­ширного рукописного наследия. Поэтому необходимо четко отделять собственные взгляды Маркса от его позднейших трактовок, в том чис­ле данных в марксистской литературе.

Свой основной вклад в развитие социальной теории Маркс связы­вал с созданием материалистического понимания истории (истори­чес­кого материализма), с чем впоследствии согласилось и боль­шин­ство его комментаторов. Основная задача этого учения – вскрыть невидимые обыденному сознанию движущие силы исторического раз­вития (найти «скрытые пружины истории»); объяснить природу объективности социальных законов, т.е. показать, каким образом и почему в обществе, где действуют лишь наделенные разумом и волей лю­ди, возникают им неподвластные законы; наконец, объяснить ме­ха­низм и причины социальных революций.

По замыслу Маркса, реали­зация этих сугубо научных задач позво­лила бы ответить на главный воп­рос – при каких условиях и как воз­можно подлинное освобож­дение человека, т.е. превращение его из игрушки слепых и непод­вла­стных ему социальных сил (влияние кото­рых прежде всего и иссле­дуется социологией) в подлинного, осознан­но действующего творца исторического процесса.

Важнейший методологический принцип Маркса: о каком-либо со­циальном явлении, в том числе и об обществе в целом, нельзя су­дить по его собственным представлениям о себе, а необходимо опи­сы­вать его как объективное явление, доступное изучению научными ме­то­дами. Этот принцип впоследствии был взят за основу Дюрк­гей­мом при создании им метода социологии.

 

Основные положения материалистического понимания истории. Учение об иерархии общественных отношений

Базовые положения материалистического понимания истории в конспективной форме изложены Марксом во «Введении» к его работе «К критике политической экономии».

Человек, живя в обществе, застает уже сформированной систему определенных социальных отношений (политические, юридические, экономические и т.д.), в которые он вынужден вступать помимо своей воли и желания. Эти отношения в конечном счете определяют со­бой весь его образ жизни, и вопрос, который стремится разрешить Маркс – чем определяются эти не зависящие от человека отношения, ка­ков механизм их формирования и развития?

Решая данную проблему, Маркс вводит два понятия – произво­дительные силы и производственные отношения.

Производительные силы – это, прежде всего, материальные пред­меты, унаследованные дан­ным обществом от предшествующих поко­лений и служащие условием производства и воспроизводства мате­риальной жизни. Че­ловек не волен в выборе производительных сил, ибо их характер определяется уровнем развития данного общества, и каждое поко­ле­ние застает их уже существующими. В этом смысле можно говорить об их объективности.

Поскольку для человеческого общества характерна общественная дея­тельность, люди в ходе использования производительных сил вынуждены вступать в определенные общественные отношения, назы­вае­мые Марксом производственными, которые соответственно опре­де­ляются характером (спецификой) производительных сил. Напри­мер, крупное машинное производство невозможно без ор­га­низации социальных связей, по крайней мере, в рамках на­цио­наль­ного госу­дар­ства, тогда как хозяйство, основу которого составляет мотыга, мо­жет существовать даже в изолированной от всего ос­тального мира де­ревне.

Следовательно, эти производственные от­ношения также яв­ляются объективными и независящими от произ­во­ла человека.

Ко времени формирования концепции Маркса во многих иссле­до­ваниях уже была показана органическая целостность общества, т.е. взаимосвязь и взаимозависимость, как мы сказали бы сегодня, раз­лич­ных социальных институтов. Следовательно, и другие социальные отношения, будучи органически связанными с производственными, не могут быть произвольно изменяемы, поэтому они также оказы­вают­ся объективными и не зависящими от воли людей. «В общест­венном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производ­ствен­ные отношения, которые соответствуют определенной стадии разви­тия производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается вся юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общест­вен­ного сознания. Способ производства материальной жизни обус­лов­ливает социальный, политический и духовный процессы жизни вооб­ще» [17, XIII, 6–7].

Таким образом, согласно этому учению, политическая и даже ду­ховная жизнь общества являются чем-то вторичным по отношению к экономике и в конечном счете определяются господствующими в обществе экономическими отношениями. При этом Маркс под­чер­кивал, что данная зависимость отнюдь не является абсолютной и однозначной, и каждый из уровней обладает своей относительной са­мостоятельностью.

Таково наиболее общее представление Маркса о том, что Контом было названо социальной статикой.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!