Основные особенности социально-философской мысли Нового времени. Теории общественного договора
Концепция «общественного договора». Основные принципы
Эпоха Нового времени была представлена разнообразными социально-политическими учениями. Одной из центральных тем исследований этого периода была разработка различных вариантов теории «общественного договора».
Теория общественного договора (ТОД) – это философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. Определенные предпосылки и отдельные элементы данной теории встречаются уже в буддизме, в некоторых античных философских школах (например, у Эпикура), у известного христианского мыслителя ХIII века Фомы Аквинского, однако своего подлинного расцвета она достигли в эпоху Нового времени.
Основная причина интереса к теориям общественного договора в данную эпоху – падение в этот период веры в божественную природу монархической власти. Таким образом, основная задача ТОД – обосновать властные права государства по отношению к человеку в условиях падения представлений о божественном характере власти монарха, а также выявить границы полномочий государства в отношении к человеку, определить возможности допустимого неповиновения и даже свержения народом той или иной власти.
Любой вариант ТОД предполагает наличие определенного представления о естественном состоянии человечества, предшествующем заключению договора.
|
|
Эта концепция встречала резкую критику со стороны мыслителей, рассматривающих государство в качестве естественного образования (Вольтер). Для них общественное состояние тоже естественное, поэтому оно не требует никакого договора. С другой стороны, среди ее сторонников были и те, кто придерживался представления о естественном возникновении общества, а в заключении общественного договора видел переход общества на более высокую и упорядоченную ступень развития (Гроций). С точки зрения этого автора, существуют универсальные нормы, укорененные в самой человеческой природе.
Наиболее известные концепции общественного договора были созданы Гоббсом, Локком и Руссо.
Теория общественного договора Т.Гоббса (1588–1679)
Основное социально-политическое произведение Т.Гоббса – «Левиафан» (1651). Естественное состояние человечества Гоббс рассматривал как «войну всех против всех». В этом состоянии все равны, нет никаких законов и норм, люди живут без общества и общественных связей, однако жизнь каждого человека находится под постоянной угрозой. С целью обеспечения собственной безопасности люди вступают в соглашение, результатом которого становится учреждение государства, на которое частично переносятся права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. Самым опасным состоянием Гоббс считал состояние первобытной анархии, которое возникнет тотчас, как только будут поколеблены основы государственного строя. Именно поэтому он не допускал не только никакой революции, но даже какой-либо критики существующего государства. Договор, следовательно, заключался один раз и без права расторжения. В соответствии с этими представлениями Гоббс даже преобразовывает аристотелевскую классификацию форм государственного устройства: из нее удаляются все искаженные формы, ибо уже само определение какого-либо государственного устройства как искаженного является особой формой его критики. Кроме того, для своей эффективности договор должен базироваться на устрашении, и не случайно философ сравнивает государство с легендарным чудовищем Левиафаном. Поэтому, хотя Гоббс допускал возможность существования любых, по аристотелевской классификации «истинных» форм государства, его политическим идеалом была монархия. Кроме того, он был противником концепции разделения властей. С критикой теории Гоббса выступил Локк.
|
|
|
|
Теория общественного договора Дж. Локка (1632–1704)
Основное социально-философское произведение Дж.Локка – «Два трактата о правлении» (1690). В отличие от Гоббса, видевшего в естественном состоянии лишь всеобщую «войну всех против всех», Локк считал, что и в ту эпоху действовало некое врожденное каждому человеку «естественное право», согласно которому «никто не имеет права причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого». Однако в так понимаемом естественном состоянии это право является лишь нравственным императивом, и каждый оказывается сам судьей в собственном деле. Поэтому люди также заключают общественный договор и учреждают государство, но, в отличие от концепции Гоббса, делают они это не столько ради безопасности, сколько ради защиты собственности и свободы. В итоге основной задачей государства становится защита естественного права, и, в случае невыполнения этого условия, договор может быть расторгнут, в том числе с помощью революции. Поскольку в концепции Локка договор заключается между гражданами и правительством, за его выполнением следит третья сторона – независимая судебная власть. Таким образом, Локк одним из первых поставил вопрос о путях защиты человека от произвола государственной власти.
Учение Локка о естественном праве легло в основу современных представлений о неотчуждаемых правах человека.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 537; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!