Политическая теория Никколо Макиавелли (1469–1527)



В период Средневековья человеческая мысль в основном была нацелена на создание самодовлеющих метафизических учений о Боге, и, соответственно, реальная земная жизнь человека была лишена самостоятельной ценности, а значит, и познавательного интереса. Имен­но поэтому Средневековье практически не оставило ори­гиналь­ных естественно-научных и социально-политических учений. Ситуа­ция в корне изменилась в эпоху Возрождения, основным принципом которой как раз и становится интерес и к природе, и к человеку, в си­лу чего начинают формироваться оригинальные социально-полити­чес­кие учения. Одной из наиболее известных социально-полити­чес­ких концепций данного периода стало учение Н.Макиавелли.

Будучи итальянцем, Макиавелли имел перед глазами богатый жиз­ненный материал для научных обобщений, ибо политическая жизнь в этой стране характеризовалась нескончаемыми феодальными воина­ми, а также активизировавшейся борьбой папства за усиление своего светского влияния в Европе. Кроме того, на протяжении 10 лет Ма­киавелли был личным секретарем Ч.Борджиа, вошедшего в историю человечества в качестве одного из самых хитрых и коварных монархов.

Основными социально-политическими произведениями Ма­киа­вел­ли были «Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия» и «Госу­дарь». В первой из них излагается то, что можно было бы назвать его по­ли­тическим идеалом. Видя бесспорные слабости каждой из трех арис­тотелевских «правильных» форм государственного правления, он противопоставляет им Римскую республику, как некую смешанную форму, в государственном устройстве которой присутствовали все три клас­сических аристотелевских элемента. Власть императора соот­ветст­вовала, по Макиавелли, монархическому элементу, сената – арис­то­кра­тическому, трибуны же олицетворяли в этой республике де­мокра­тические начала. Вывод мыслителя парадоксален: именно пос­тоянное противоборство этих трех сил, их равновесное про­тиво­стояние, не позволяющее ни одному из этих элементов пол­ностью по­давить, а зна­чит, и ослабить два остальных, и сделало Рим могу­щес­т­веннейшей дер­жавой современного ему мира. Однако для создания такого госу­дарства необходимы развитые гражданские добродетели, а в их от­сутствие наиболее адекватная политическая форма – практи­чески ничем не ограниченная власть монарха. Ос­мыс­ление природы этой власти, способов ее получения, удержания и передачи и состави­ло основную проблематику его самой знаменитой книги «Государь».

Это произведение представляет собой систематизированный свод практических правил и принципов, которыми следует руковод­ство­вать­ся правителю, поставившему своей главной целью захват и удер­жание власти. Исходный постулат Макиавелли – недопустимость для государя в своих действиях опираться на возвышенные и чистые по­мыслы сограждан. Слишком уж неустойчивы последние и слишком уж эфемерным оказывается зиждущееся на столь шатком фундаменте господство. Другое дело – личный интерес, подкрепленный самым силь­ным из всех мотивов человеческих действий – страхом. Именно эти, наиболее устойчивые и незыблемые, побудительные силы дейст­вий человека и должен принимать во внимание самодержец, вы­страи­вая планы удержания власти. И если уж этот расчет покажет целе­сообразность каких-либо действий, то никакие сооб­ра­жения нрав­ственности и человеколюбия не должны их по­коле­бать. Напри­мер, государь должен держать слово лишь тогда, ког­да это выгодно; при­выкших к свободе жителей захваченного го­ро­да следует пересе­лить; разумным государем яв­ля­ет­ся не жес­токий и не милосердный, а тот, кто действует в соответ­ст­вии с обстоятельствами. «Цель оправ­дывает средства» – этот афо­ризм, нередко приписываемый Макиа­вел­ли более поздними авто­рами, бесспорно мог бы явиться лучшим эпиграфом к его трактату.

Конечно, многие взгляды флорентийца сегодня кажутся далеко не бес­спорными, в частности, его однозначное постулирование низких и мер­кантильных интересов людей в качестве основных движущих сил их поступков. Однако постановка вопроса о существовании самостоя­тель­ных, принципиально противоположных нравственным законам пра­вил и принципов политической жизни сыграла огромную роль в ста­новлении позитивной социальной науки (теория политики была ос­вобождена от этики). Следующий шаг – превращение отдельных раз­мышлений на социальную тематику в систематические социаль­ные исследования – был делом уже новой эпохи – эпохи Нового времени.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!