Теория социального действия и его виды



Как видим, разрабатывая теорию о взаимосвязи между эконо­ми­кой и религией, Вебер обратил внимание на различную степень рациональности действий индивидов, принадлежащих различным ре­лигиям и культурам. Развивая данный подход, ученый создал кон­цеп­цию социального действия и дал классификацию его основных видов. Данная концепция в итоге легла в основу разработанной им новой мо­дели построения социологической науки.

В отличие от своих предшественников, в частности от Конта и Дюрк­гейма, автор «Протестантской этики и духа капитализма» отка­зы­вается строить со­циологию по образцу естественных наук.

Опираясь на методологические разработки неокантианства (Вин­дельбанд, Риккерт) и философии жизни (Дильтей), он вводит пред­став­ление о социальном действии как о некоем «первичном атоме» общественной жизни, из которых впоследствии складывается все мно­гообразие социального мира. В отличие от событий, исследуемых ес­тественными науками, это действие изначально наделено субъек­тив­ным смыслом, поэтому для его адекватного научного познания будет недостаточно описать лишь внешний, наблюдаемый результат, не­обходимо понять субъективные мотивы, которые руководят совер­шаю­щим это действие человеком. Поэтому свою социологическую па­радигму Вебер назвал «понимающей социологией».

Вебер указывает два необходимых признака социального дей­ст­вия: во-первых, оно должно быть осознанным, во-вторых, ориенти­ро­ванным на ожидаемую реакцию других людей. Ученый выделяет четыре основных вида социальных действий и располагает их в по­ряд­ке убывания степени рациональности (осознанности).

Целерациональное действие – наиболее рациональный, осознан­ный тип, который характеризуется четкой, ясно поставленной целью, для достижения которой рационально подбираются адекватные ей сред­ства. Типичным примером такого действия является поведение че­ловека, как оно представлено в классических экономических моде­лях, поведение ученого, ставящего эксперимент, или же поведение абитуриента, усердно готовящегося к поступлению на заранее вы­бранный по своим интересам факультет. При этом если человек, в си­лу ограниченности своего жизненного опыта или по каким-то иным причинам, ошибочно выбрал средства, неадекватные поставленной цели, это не изменяет характер действия – как мы помним, в осно­ва­нии классификации лежит субъективное намерение, с каковым совер­шается действие, а не его результат.

Ценностно-рациональное действие основывается на осознанной вере индивида в ценность определенного действия независимо от его непосредственного явного успеха. Примером является действие капи­тана корабля, сознательно тонущего вместе со своим кораблем (аль­труистическое самоубийство по классификации Дюркгейма), или выход на дуэль дворянина. Непосредственная цель дуэли – победа, но она отступает на второй план перед самим поступком – принятием вызова, который соответствует дворянским представлениям о чести. Наконец, к данному типу действий относится и трудовое поведение протестантов, основателей западного капитализма. Явная цель труда – производство продукта, непосредственно или через обмен удовле­тво­ряющего определенную материальную потребность произво­ди­теля. Но в данном случае самоценной оказывалась сама высокоэф­фек­тивная трудовая деятельность, демонстрирующая особую форму служения Богу.

Традиционное – определяется традициями, привычками, обы­чаями, верованиями, ставшими «второй натурой». Типичный при­мер – ритуальное действие, когда человек из религиозной, но при этом не фанатичной семьи в Пасхальную субботу несет в ближайший храм на освящение кулич, точно так же, как это делали некогда его ро­дители, бабушки и т.д.

Аффективное – определяется эмоциональным состоянием чело­века, который впоследствии вполне может пожалеть о содеянном. Не слу­чайно, что свершение преступления в состоянии аффекта рас­смат­ривается, в соответствии с российским законодательством, как смяг­чающее обстоятельство.

Теория социального действия Вебера оказала значительное влия­ние на развитие всех современных социальных наук. В том числе в рус­ле развития его концепций во второй половине ХХ века сфор­ми­ро­валась экономическая социология (см. 24).

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!