О видиньи святыя Богородици Вълахернахъ



О видении святой Богородицы во Влахернах

 

Неусыпающи службѣ бывающи въ святѣи церкви сущии Влахернах,[27] иде блаженыи Андреи тамо же, обычая дѣя своя. Бѣаше же Епифанъ и отрокъ его единъ с нимъ. Да стояху другоици до полунощи, а другоици до свѣта.

Когда бывало всенощное бдение в святой церкви во Влахернах, блаженный Андрей шел туда, совершая свои обычные дела. Епифаний с одним из своих слуг тоже бывал с ним. И стояли иной раз до полуночи, а иногда до рассвета.

 

Часу же нощному сущю 4-му,[28] узри блаженыи Андреи святую Богородицю очивѣсть, вельми сущю высоку, пришедшю цьсарьскыми враты, страшнами слугами, в нихже бѣаше честныи Предтеча[29] и Громныи Сынъ,[30] обаполу держащю ю. И инѣи святци мнозѣ в бѣлахъ ризахъ идяху предъ нею, а друзѣи по неи с пѣсними духовными.

В четвертом часу ночи блаженный Андрей увидел наяву святую Богородицу, вошедшую через Императорские врата — очень высокую, в сопровождении грозных слуг, среди которых были честной Предтеча и Сын Грома, поддерживавшие ее с обеих сторон. И множество других святых в белых ризах шли перед нею и за ней с духовными песнями.

 

Да егдаже приде близъ амбона, приде святець къ Епифанови и рече: «Видиши ли Госпожю всего мира и цьсарицю?»

И когда она приблизилась к амвону, святой подошел к Епифанию и спросил: «Видишь Владычицу и Царицу мира?»

 

Он же рече: «Вижю, отче мои».

Тот ответил: «Вижу, отец мой».

 

И сима зрящима, приклоньши колѣни, на многы часы молитися нача, слезами кропящи боговидное свое лице. По молитвѣ приде къ олтарю, молящися о стоящихъ людѣи тамо.

И на их глазах она преклонила колени и долго молилась, орошая слезами богоподобное свое лицо. Окончив молитву, она подошла к алтарю и молилась за стоящих там людей.

 

Да егда ся отмоли, мафоръ[31] ея, яко молниино видиние имѣя, еже на пречистѣмь ея вѣрсѣ лежаще, отвивши от себе и пречистыма своима рукама вземьши, страшьно же и велико суще, вѣрху всѣх людѣи простре стоящихъ ту. Еже на многы часы видисте святца вѣрху люди прострето суще и сияя, яко же иликтръ,[32] славу Божию. Да донелѣже бѣаше тамо святая Богородица, видисте и та, а понелѣже отиде, боле того не видисте, взяла бо будеть со собою, а благодѣть оставила есть сущимъ тамо.[33]

И помолившись, она сняла с себя сияющий, словно молния, мафорий, который покрывал ее пречистую голову и плечи, и, взяв в свои пречистые руки, — был он велик и страшен — распростерла над стоящими там людьми. Долгое время видели его святые распростертым над людьми и излучающим, словно электр, славу Божью. И пока святая Богородица находилась там, они видели и покров, а когда она удалилась, они его больше не видели, ибо она взяла его, очевидно, с собой, а благодать оставила тем, кто был там.

 


[1] ...Лва Великого… — Имеется в виду, очевидно, византийский император Лев VI Мудрый (886—912).

[2] ...протоспафаревымъ саномь... — Протоспафарий — титул среднего ранга в Византийской империи, присваивавшийся в основном военным.

[3] ... воеводу отвори на въсточныхъ странахъ. — В греч. оригинале στρατηλάτης... ἐν τοῖς ἀνατολικοῖς μόρεσιν. Слово «стратилат» — полководец не имело четкого терминологического содержания и применялось в отношении как военных командующих, так и светских правителей. Феогност был, вероятнее всего, военным, чем можно было бы объяснить его пребывание со всем домом в Константинополе: военнослужащие восточных областей Византии могли подолгу жить в столице, осуществляя свои должностные обязанности главным образом в летний период.

[4] ...слов ѣ нинъ. — В оригинале σκύθης скиф. Древнерусский переводчик, несомненно, был знаком с византийской литературой, в которой «скифами» назывались самые разные северные по отношению к Византии народы, в частности болгары и русские.

[5] «Полунощи въстаяхъ испов ѣ датися Теб ѣ ». — Ср. «В полночь вставал (я) славословить Тебя...» (Пс. 118, 62).

[6] ...козичиною своею. — Точное значение слова «козичина», так же как и его греч. соответствия αἰγιομάλοις (от αἴξ ‘коза’ и μαλή ‘шерсть’), неизвестно; вероятнее всего, имеется в виду козья шкура или одеяло из козьей шерсти, а не род одежды, ибо, как было сказано выше, Андрей носил дорогое господское платье.

[7] ...тоштетину ялъ... — Греч. ὁ τὰ σέλη ἐσθίων (τὰ σέλη — разновидность бобовых) является, очевидно, парафразом презрительного σελοϕάγος 'бобоед'.

[8] ...на позорищи. — Позорище — театр (θέατρον) — монументальное открытое сооружение, предназначавшееся для публичных зрелищ и народных собраний.

[9] ...множьство ефиопъ много... — Ефиоп (αἰθίοψ), мавр (муринъ, μαῦρος), черный — средневековые наименования черта.

[10] ...б ѣ лоризець... — В греч. λευσχήμων (=λευχείμων) ‘одетый в белое’ — об ангелах; белые одежды символизировали чистоту и святость.

[11] ...уч ѣ рнене... — Греч, ἠσβολομένος ‘измазанный сажей’.

[12] ...неудобь есть... възъбраняющю завистью сему. — Византийская церковь осуждала содержание в рабстве христиан.

[13] ...мученица Анастасия... — Св. Анастасия считалась целительницей безумных.

[14] ...благов ѣ рный Левъ Мясникъ... — Лев I Великий или Макел (μακέλλης ‘мясник’), византийский император (457—474). Называя этого императора Макелом, автор Жития очевидным образом противопоставляет его упомянутому выше Льву, названному им Великим, что является дополнительным аргументом в пользу идентификации последнего со Львом VI Мудрым (см. выше).

[15] «Азъ есмь... Исуса Христа». — Во время Тайной Вечери апостол Иоанн возлежал на груди Исуса (Иоан. 13, 23).

[16] ...кидонатъ... — Кидонат — кидонийская айва (Кидония — древний город на северном побережье Крита, совр. г. Канея).

[17] ...похабу Смеона... — Симеон Юродивый жил в г. Емесе в конце VI в. Из его Жития заимствованы автором Жития Андрея Юродивого некоторые сюжетные мотивы.

[18] ...на пр ѣ дняя сп ѣ вати, а задняя забывати. — Ср.: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3, 13—14).

[19] ...близъ блудныхъ храмъ... — Проституция была довольно широко распространена в Константинополе, где почти в каждом квартале имелись публичные дома.

[20] Патрика... — Патрикий — титул высшего ранга в Византийской империи.

[21] ...множество ефиопъ д ѣ монъ... — Буквально воспроизводит генитив мн. числа греч. αἰθιόπων δαιμόνων.

[22] ...глубныи зм ѣ и... — Змей — одно из воплощений Сатаны, терзающего грешников в аду.

[23] ...ядущему... — Древнерусский перевод буквально воспроизводит греч. ἐστίοντι 'пожирателю'.

[24] ...хвалити его нача, праведника его наричая... — Ошибка в древнерусском переводе (так в архетипах древнейших редакций) или результат порчи текста в греческом списке, с которого был сделан перевод. В греческом оригинале — διεχλεύασεν τὸν δίκαιον εἰπών ‘стал ругать праведника, говоря...’.

[25] Амафоръ — мафорий (μαϕόριον), длинный кусок ткани, покрывавший голову и плечи, носившийся женщинами вне дома.

[26] Хартулаи... плоимомь. — Морской хартуларий, заместитель командующего (друнгария) морских сил Константинополя.

[27] ...въ свят ѣ и церкви сущии Влахернах... — В греч. ἐν τῆ ἁγία σορῶ τῆ οὔση ἐν Βλαχέρναις. Имеется в виду, очевидно, влахернский Святой Сорос — церковь, которую построил в конце своего правления Лев I как помещение для собственно Сороса (реликвария), в котором хранился покров Богородицы, привезенный из Капернаума молодыми патрициями Гальбой и Кандидом. Влахерны — северо-западный район Константинополя.

[28] Часу же нощному сущю 4-му... — Поскольку ночь разделялась на двенадцать равных частей, «четвертый час» соответствовал приблизительно 10—11 часам вечера.

[29] Предтеча — Иоанн Креститель.

[30] Громныи Сынъ — Иоанн Богослов, автор Апокалипсиса.

[31] Мафоръ — мафорий (см. выше, коммент. к с. 352). В традиционной иконографии принято изображать Богородицу в пурпурном плаще и пурпурном мафорий в знак ее происхождения из царского рода.

[32] Иликтръ — τὸ ἤλεκτρον, янтарь или металл электр (сплав из 80 % золота и 20 % серебра).

[33] ... сущимъ тамо. — Далее в греческом тексте следует заключительное предложение этого рассказа, опущенное в древнерусском переводе: «Епифаний видел все это через посредство богоносного отца (т. е. Андрея), ибо тот мог легко (мысленно) к нему обращаться и сообщать Епифанию все, что он видел, действуя для него как медиатор. Мысленно сопровождая его повсюду, он приобщал его к великолепной славе».

ПЕРЕВОД

ЭТА КНИГА — О ЖИТИИ И ЖИЗНИ СВЯТОГО И БЛАЖЕННОГО ОТЦА НАШЕГО АНДРЕЯ, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВОГО, И СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ЕПИФАНИЯ, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!