ТРОИЦКАЯ ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ КАЗАНИ 4 страница



И понравился безбожному совет их, и посылает он к Туле вперед себя большое войско и наряд в год 7063-й (1555) в 21 день июня. И пришло на тульскую землю множество безбожных агарян во вторник, и окружили они город, многие же другие зловерные отправились в разведку. А на следующий день — 22 июня, в среду, и царь крымский подошел к Туле и приказал многим воинам идти на штурм города. И начали они бить из многочисленных пушек и пищалей многими огненными стрелами и пушечными ядрами. И когда начали обстреливать город янычары турецкого султана, во многих местах загорелся городской посад.

 

Во граде же тогда бѣ царя и великого князя воевода князь Григорей Иванович Темкинъ и немногие люди с ним, понеже безвѣстно пришли безбожнии срацыны. И начаша во граде православнии християне с воплем великим и со слезами молити всемилостиваго Бога и пречистую Богородицу, християнскую заступницу, и великих чюдотворцов о помощи на поганых и о избавлении града. И помощию всесильного Бога угасиша во граде огнь и толико с нечестивыми бишася, яко и от града отбиша, и граду нечестивии ничтоже зла сотвориша.

В городе же тогда был лишь один великого князя воевода князь Григорий Иванович Темкин с немногими воинами, поскольку неожиданно подошли безбожные сарацины. И начали в городе православные христиане с громкими стенаниями и со слезами молить всемилостивого Бога и пречистую Богородицу, заступницу христиан, и великих чудотворцев о помощи против поганых и о спасении города. И с помощью всесильного Бога потушили в городе пожар, и так горожане бились с нечестивыми, что прогнали их с городских стен, и не смогли нечестивые причинить городу никакого вреда.

 

И слышав благочестивый царь и великий князь сия, яко нечестивый царь убояся и не поиде противу его и поиде к Тулѣ, и в той часъ благочестивый царь и великий князь посла к Тулѣ болярина своего и воеводу князя Петра Михайловича Щенятева и иных многих воеводъ и повелѣ им вельми ускорити к Тулѣ, а сам поиде къ Кошире граду и тамо хотяше реку возитися и к Тулѣ итти.

Когда же благочестивый царь и великий князь услышал о том, что нечестивый царь испугался и не выступил против него, а пошел к Туле, тотчас послал благочестивый царь и великий князь к Туле боярина своего и воеводу князя Петра Михайловича Щенятева и многих других воевод, повелев им как можно быстрее идти к Туле, сам же пошел к городу Кашире, где намеревался переправиться через реку и идти к Туле.

 

Воеводы же великого князя вборзѣ ускориша к Тулѣ. И еще им недошедшим града, и возвестиша им, яко многия люди крымския идут из загонов и многъ полон ведутъ. Они же вскорѣ их постигоша и помощию Божиею и молитвами пречистыя Богородица, християнския заступница, и великих чюдотворцов руских многих безбожных агарян побиша, и многие языки изымаша, и весь той полон православное християнство отполониша.

Воеводы же великого князя поспешили к Туле. И когда они еще не дошли до города, сообщили им, что возвращаются из набега многочисленные крымские воины и ведут с собой много пленных. Они же вскоре догнали их и с Божьей помощью и благодаря молитвам пречистой Богородицы, заступницы христиан, и великих русских чудотворцев побили много безбожных агарян, и захватили многих языков, и отбили всех пленных православных христиан.

 

И прииде вскоре вѣсть к безбожному царю, яко многия воеводы московские приидоша и с ними многие люди. И из града православнии узрѣша вдали во многих поляхъ необычныя и великия пыли, от земля восходяща, и людей многих з градныя стены узрѣша, и разумѣша, яко православнаго царя нашего воеводы со многими людми идут.

И дошла вскоре до безбожного царя весть о том, что пришло много московских воевод и с ними много воинов. Из города же православные увидели вдали поднимающуюся по всей степи небывалую густую пыль, и увидели они с городских стен многочисленных людей и поняли, что это идут воеводы православного нашего царя с многочисленными воинами.

 

И возопиша во градѣ велиим гласом: «Боже милостивый, помози нам, яко православнии наши приближаются!» И устремишася, и изыдоша из града не токмо воеводы и многие люди, но и жены и малые дѣти, и многих противних под градом убиша, и много наряду и зелие, и пушки, на разорение граду привезенныя, взяша.

И громко возопили в городе: «Боже милостивый, помоги нам, ведь наши православные приближаются!» И устремились из города не только воеводы с многочисленными воинами, но и женщины с малыми детьми, и поубивали они у городских стен многих врагов и захватили большое количество орудий, пороха и пушек, привезенных для захвата города.

 

И в той час нечестивый царь в полѣ с срамом побѣже, зане близ бѣ поля, и толико скоро побѣже, яко царя и великого князя воеводы не могоша постигнути. Погании же они срацины многия телѣги и вельбуды своя пометаша, а безбожный царь от града побѣже июня 23 день.

Нечестивый же царь тотчас с позором побежал в поле, ибо стоял он недалеко от поля, и так быстро побежал, что царя и великого князя воеводы не могли его настигнуть. И побросали поганые те сарацины многочисленные свои телеги и верблюдов, а безбожный царь побежал от города июня в 23 день.

 

Воеводы же благочестиваго царя и великого князя того дни к Тулѣ пришли июня въ 23 день, а царь до них пошел за 3 часа. И вси православнии християне людие прославиша всемилостиваго Бога, яко такову побѣду дарова Богь над погаными. И в той часъ послаша вѣстьника ко государю и многие языки. И прииде вѣстникъ ко царю и великому князю и сказа, яко поганых многих побиша и многи языки приведоша, и мног полон отполониша, а нечестивый царь скоро побѣже тою же дорогою.

Воеводы же благочестивого царя и великого князя в тот же день, 23 июня, подошли к Туле, а царь ушел за три часа до их прихода. И все православные христиане прославили всемилостивого Бога за то, что даровал он такую победу над погаными. И тотчас послали к государю гонца и многих языков. Гонец же, придя к царю и великому князю, сообщил ему, что много поганых побили, и привели много языков, и освободили много пленников, а нечестивый царь быстро побежал назад тою же дорогою.

 

И слышав благочестивый царь и великий князь и видѣх онѣх многихъ срацын приведеныхъ, и прослави всесильного Бога, яко таковую побѣду дарова ему Богь молитвами пречистыя Богородица и великихъ чюдотворцовъ руских. И повелѣ языков пытати. И сказаша языки, яко того ради царь поиде на Руское царство, сказали ему в Крыму царя и великого князя со всѣми силами его в Казани.

Благочестивый же царь и великий князь, услышав все это и увидев приведенных тех многочисленных сарацин, прославил всесильного Бога за то, что даровал ему Бог такую победу по молитвам пречистой Богородицы и великих русских чудотворцев. И приказал он допрашивать языков. И рассказали языки, что царь их потому пошел на русскую землю, что сказали ему в Крыму, будто царь и великий князь со всем своим воинством находится в Казани.

 

И поиде же благочестивый царь на Коломну, и прииде в соборную церковь пречистые Богородицы, и многие молитвы и благодарения воздая Богу и пречистой Богородицы о побѣде на поганыя. И вскорѣ здумав з братом своим со князем Владимером Ондрѣевичем и со царем Шигалѣем и з боляры и поиде к Казани. И прииде в Муром месяца июля.

И пошел благочестивый царь к Коломне, и пришел в соборную церковь пречистой Богородицы, и многие молитвы с благодарностью воздал Богу и пречистой Богородице за победу над погаными. И вскоре, посовещавшись с братом своим князем Владимиром Андреевичем и с царем Шигалеем, и с боярами, пошел к Казани. И пришел в Муром в месяце июле.

 

И собрався со всѣм своим воинством, и посылаетъ царя Шигалѣя водою в судѣх, а с ним отпустил воеводу своего князя Петра Андрѣевича Булгакова[33] и с ним послал многих людей. Сам же благочестивый царь и великий князь Иванъ Васильевичь поиде из Мурома полемъ, а князя Владимера Ондрѣевича с собою взял. И иде полем до нова города Свияжского. И не доходя нова города Свияжского встрѣтили его воеводы князь Олександръ Борисович Горбатой да князь Петръ Иванович Шуйской да Данило Романович и иные многия воеводы и многия люди с ними. И многия люди горние черемисы встрѣтили государя и били челом о своей измѣне, государь же их пожаловал.

И собрав все свое воинство, посылает он царя Шигалея водою в судах, а с ним отпускает воеводу своего князя Петра Андреевича Булгакова со многими воинами. Сам же благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич пошел из Мурома полем, взяв с собой князя Владимира Андреевича. И шел он полем до нового города Свияжска. И встретили его на подходе к новому городу Свияжску воеводы — князь Александр Борисович Горбатый, князь Петр Иванович Шуйский и Данила Романович и многие иные воеводы с многочисленными воинами. И многие из горных черемисов встретили государя и били ему челом, каясь в своей измене, государь же простил их.

 

Прииде же благочестивый царь и государь и великий князь в новой городъ на Свиягу и з братом своим со князем Владимером Андрѣевичем и со всѣм воинствомъ месяца августа. И вниде в церковъ причистыя Богородицы, и молитвы и благодарения возсылая къ Богу, такоже и причистей его Богоматери, християнской заступницы на поганыя. Такоже и в церкви преподобнаго чюдотворца Сергия помолився прилѣжно и изыде.

Пришел же благочестивый царь и государь и великий князь в новый город на Свиягу с братом своим князем Владимиром Андреевичем и со всем воинством в августе месяце. И вошел он в церковь пречистой Богородицы, и молился, и благодарил Бога и пречистую его Богоматерь, заступницу за христиан в борьбе с погаными. Также прилежно помолился он и в церкви преподобного чудотворца Сергия и вышел.

 

ПОВЕСТЬ КАКО БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАНЪ ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕА РУСИИ САМОДЕРЖЕЦЪ МИЛОСТИЮ ВСЕСИЛЬНАГО БОГА И ПОМОЩИЮ И МОЛИТВАМИ ПРЕЧИСТЫЯ БОГОРОДИЦА, ВОЕВОДЕ И ЗАСТУПНИЦЕ ХРИСТИЯНОМ, И ВЕЛИКИХ ЧЮДОТВОРЦОВЪ ВРАГОМ СВОИМ ОДОЛѢ И ГРАД КАЗАНЬ ВЗЯЛЪ

ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЙ РУСИ САМОДЕРЖЕЦ БЛАГОДАРЯ МИЛОСТИ ВСЕСИЛЬНОГО БОГА И ПОМОЩИ И МОЛИТВАМ ПРЕЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЫ, ПРЕДВОДИТЕЛЬНИЦЫ И ЗАСТУПНИЦЫ ХРИСТИАН, И ВЕЛИКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ ОДОЛЕЛ ВРАГОВ СВОИХ И ВЗЯЛ ГОРОД КАЗАНЬ

 

Благочестивый же царь и великий князь Иванъ Васильевич всеа Русии самодержецъ сниде из нова города Свияжского и поиде къ Казани со всѣм своим христолюбивым воинствомъ. И нача возитися великую реку Волгу, ста на Цареве лугу и повелѣ наряд из судов имати и мосты мостити, и туры[34] плести. В то же время ис Казани къ государю приѣде Комай-мурза служити, а с ним семь человѣкъ. Повелѣ же государь ко граду туры катити и наряд.

Благочестивый же царь и великий князь Иван Васильевич всей Руси самодержец вышел из нового города Свияжска и пошел к Казани со всем своим христолюбивым воинством. И начал он переправляться через великую реку Волгу, расположился на Царевом луге и приказал выгружать из судов наряд и строить мосты, и плести туры. В то же время приехал на службу к государю из Казани Комай-мурза и с ним семь человек. Государь же приказал катить к городу туры и орудия.

 

И многие люди ко граду поидоша. Казанцы же из града противу изыдоша, и бысть брань велика, и многие люди от обоих падоша. Но Божиею милостию и помощию одолѣша православнии, многих татар побиша, а иныхъ живых рукама яша. Туры же и пушки около града поставиша, и облегоша градъ христолюбивое воинство многия люди около, яко никакоже мощно поганым ни во град, ни из града исходити.

И отправилось к городу множество воинов. Казанцы же вышли им навстречу из города, и была большая битва, и много людей погибло с обеих сторон. Но благодаря Божьей милости и помощи одержали верх православные, побили они многих татар, иных же живыми захватили в плен. И, расставив вокруг стен туры и пушки, окружило город многочисленное христолюбивое воинство, так что невозможно было поганым ни войти в город, ни выйти из него.

 

Царь же и государь ста близ Отучевы мизгити на Нагайской дорозе и повелѣ у собя в стану поставити три церкви полотняные — всегда бо с ним тѣ три храмы вождаху: едина убо церковь во имя архистратига Михаила, вторая же Христова мученице Екатерина, третяя — преподобный чюдотворецъ Сергѣй. И повелѣ царь и государь полки своя ставити около города.

Царь же и государь встал вблизи Отучевой мечети на Ногайской дороге и повелел поставить у себя в стане три полотняные церкви — всегда ведь за ним возили те три храма: одна церковь во имя архистратига Михаила, вторая — мученицы Христовой Екатерины, третья — преподобного чудотворца Сергия. И приказал царь и государь расставлять свои полки возле города.

 

И не по мнозе же времени начаща многие казанские люди, конные и пѣшие, из лѣса приходити на воеводския полки, которые на Арскомъ поле стоятъ, и немала бысть скорбь православным от них. И хотяху многие воеводы и князи, и боляре, и дѣти боярские с ними дѣло дѣлати, но отнюдь царь и государь без своего велѣния никакоже веляше с ними братися. Сего ради немала скорбь бысть воинству православному, что им государь воли не даяше: не разумѣша бо яко Господь Богъ вложи такову мысль православному царю нашему — яко егда приспѣетъ подобно время и от Бога помощъ будет, тогда христолюбивая воинство, сынове рустии, готови на брань, цѣли и неврежени ничимже, но аки львы от звѣрские ярости рищуще, ловъ себѣ обрѣтше, и на нь устремляются, — тако и сии будут, егда помощь Божия приидетъ и время тому приспѣетъ.

И немного времени спустя начали нападать из леса на полки, стоявшие под началом воевод на Арском поле, многочисленные казанцы, конные и пешие, и доставляли они немало бед православным. И хотели многие воеводы, и князья, и бояре, и дети боярские вступить с ними в бой, но царь и государь без своего приказа не разрешил с ними биться. Воины же православные пребывали в немалом огорчении из-за того, что не давал им воли государь: не понимали ведь они, что замысел этот сам Господь Бог подсказал православному нашему царю — когда приспеет надлежащее время и придет помощь от Бога, тогда христолюбивое воинство, сыны русские, приготовятся на брань, целые и невредимые, и будут они словно львы, рыщущие в звериной ярости и, обретя свою добычу, устремляющиеся на нее, — такими же и они будут, когда придет помощь Божия и приспеет для этого время.

 

Вборзе потом православный царь и государь и великий князь посылает на тѣх безбожных своих воевод и со многими людми. И приидоша полцы государевы на Арское поле против нечестивых. Нечестивии же они агаряне по своему разуму держахуся близ лѣсу и не смѣяше от лесу отлучитися великия ради силы государевы. Православнии же умудришася на них и со едину страну множество пѣших с пищальми поставиша, и повелѣша немногим людем приближитися к нечестивым. Нечестивии же вси на них устремишася, православнии же вси призвавша всесильнаго Бога на помощъ и крестною силою оградишася, и на них вси устремишася. И всѣх иноплеменных вскорѣ потопиша и побиша, и на многие версты на лесу по них гнаша, и избиша, триста же и четыредесять живых рукама яша и къ государю царю и великому князю послаша. И сами воеводы и все православное воинство с великою побѣдою къ государю приѣхаша.

Вскоре после этого православный царь и государь и великий князь против тех безбожных посылает своих воевод со многими воинами. И пришли государевы полки на Арское поле биться с нечестивыми. Нечестивые же те агаряне по своему разумению держались возле леса и не решались отходить от леса из-за великой силы государевой. Православные же догадались поставить с одной стороны множество пехотинцев с пищалями, а небольшому отряду было приказано приблизиться к нечестивым. И устремились к ним все нечестивые, православные же все, призвав на помощь всесильного Бога и оградив себя крестною силою, устремились на них. И вскоре потопили и побили они всех иноплеменников и многие версты гнались за ними по лесу, и всех перебили, а триста сорок человек взяли живыми и послали к государю царю и великому князю. И с большою победою приехали воеводы и все православное воинство к государю.

 

Видѣв же православный государь сицевую милость Божию на себѣ и на всем своем воинствѣ, и в той час скоро прииде во церковь великого Сергия и со многою радостию и слезами благодарныя пѣсни Господеви воздаваше и пречистой Богородицы, християнскому забралу и помощницы, и великому чюдотворцу Сергию. И тако свѣтлый пир сотвори, и своих воевод, и всѣх людей многими жаловании одари, и благоувѣтливыми своими царьскими словесы всѣх утѣшив. Из наряду же изо всего из пушек и ис пищалей изо огненых беспрестани по граду день и нощъ биюще, яко за многия версты от града великий громъ той и трус слышашеся.

Православный же государь, видя такое милосердие Божие к себе и всему своему воинству, тотчас же поспешил в церковь великого Сергия и с огромною радостью и слезами воздал благодарственными песнопениями Господу и пречистой Богородице, защитнице и помощнице христиан, и великому чудотворцу Сергию. И устроил он светлый пир, и одарил своих воевод и всех воинов богатыми дарами, и утешил всех ласковыми своими царскими речами. Из орудий же из всех — из пушек и из огнестрельных пищалей — беспрестанно день и ночь били по городу, так что были слышны этот сильный грохот и сотрясение за многие версты от города.

 

Но паки благочестивая она и богохранимая глава — царь и великий князь на милость обращашеся, не поминая онѣх зловѣрных и безбожных агарян, еже пред ним, государем, измѣнъ великих и еже християнъ православных от нечестивых кровопролития, и хотя пред ними смиритися, вѣдый бо он, государь, в конец Божественое писание, яко Господь гордым противится, смиренным же даетъ благодать. И посылает свое царское жалованное слово во град к нечестивым: «Аще град здадите ми, аз всѣх вас хощу жаловати и не поминаю ваших многих измѣн».

Но снова благочестивая эта и богохранимая глава — царь и великий князь склоняется к милосердию, не вспоминая о великих изменах ему, государю, тех зловерных и безбожных агарян и о пролитии нечестивыми крови православных христиан, и хочет пред ними выказать смирение, ибо хорошо знал он слова Божественного писания о том, что Господь гордых наказывает, смиренным же дарует благодать. И посылает он в город к нечестивым свое царское милостивое слово: «Если сдадите мне город, я всех вас жалую и не припомню вам многих ваших измен».

 

И повелѣ многи языки пред градом водити, чтобы нечестивыи, на них зря, смирилися и государю ся здали. Они же нечестивии изъбраша себѣ смерть неже живот, и государево словесе и благоутробия, еже на них восхотѣ показати, никакоже послушаша. И повелѣ православный царь онѣхъ языков нечестивых пред градом всѣх изсещи. Они же, видѣвше своих единоязычных изсѣчение из града и никакоже смиришася, ожѣсти бо сердца их Богъ за их неправду, якоже древле и фараона, вѣдый ихъ в конечную погибель, да прославится Господь, якоже о фараонѣ и о колесницах его,[35] — сице и о сих не покоряющихся благочестивому царю государю нашему великому князю.

И приказал он водить перед городскими стенами многочисленных языков, чтобы нечестивые, увидев их, смирились и сдались государю. Но нечестивые эти выбрали не жизнь, а смерть и не послушали государева слова и не приняли его милосердия, которое хотел он им показать. И приказал православный царь тех языков нечестивых на виду у города всех перебить. Казанцы же, видя из города, как убивают их соплеменников, так и не смирились, ибо ожесточил Бог сердца их за их неправду, как в древности фараона, и привел их к окончательной гибели, чтобы прославился Господь, как <в древности> через фараона и колесницы его, — так и теперь через этих, не покорившихся благочестивому царю государю нашему великому князю.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 768; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!