Подготовка текста и перевод Т. Ф. Волковой, комментарии Т. Ф. Волковой и И. А. Лобаковой 72 страница



Царицу же казанскую, ранее взятую в плен жену Сафа-Гирея, царя казанского, которую долго принуждали добровольно принять крещение, но она не крестилась, отдал он замуж за царя Шигалея, поскольку ни за какого другого царя, если бы царь Шигалей не взял ее, как обещал ей и поклялся, не захотела она идти, от него она готова была даже смерть принять. Ведь царь этот знатного рода, и по рождению своему выше всех других царей, и из всех, служащих самодержцу, — самый старый и честнейший.

И взем ю за себя царь Шигалей, казанскую царицу, и не любляше красоты ея, хотѣ бо его в Казани былием отравным уморити, якоже преже сказася о ней. И живяше она, во отлученней у него и несвѣтлей храмине заключенна, аки в темнице, и спати с нею не схожася, и един раб его, варварин, з женою своею, старый, вѣрный ему, приставлен кормити и служити ей, да токмо не смѣяше ю живу уморити, слова ради к нему о ней самодержцева.

И взял царь Шигалей в жены казанскую царицу, но не любил он ее, несмотря на ее красоту, ибо хотела она его в Казани уморить отравленным кушаньем, как рассказано было раньше. И жила она у него, запертая, в отдаленной и несветлой комнате, словно в темнице, и не сходился он с нею спать, и только благодаря заступничеству за нее самодержца приставлен был к ней один преданный ему старый варвар с женой, раб его, прислуживать ей и кормить ее, так чтобы только не умерла с голоду.

А царевича младаго, сына ея, Мамш-Кирея, повелѣнием самодержцевым крестиша. И наречено бысть имя его во святом крещении царь Александръ. И изученъ бысть руской грамоте гораздо, и препираше многих в бесѣде, от книг истязающихся с нимъ, никтоже може препрѣтися с нимъ.

А царевича юного, сына ее Мамш-Кирея, по повелению самодержца окрестили. И дано было имя ему в святом крещении царь Александр. И хорошо овладел он русской грамотой, и побеждал в беседе многих, кто состязался с ним в книжных спорах, и никто не может его переспорить.

О ВЗЯТИИ КАЗАНСКОМ И О ТРУДѢХ, И О СКОРБѢХ ЦАРЯ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ И ВОЕВОД, И ВОЙ ЕГО, И О НУЖЫ ЗЕМСКИХ ЛЮДЕЙ. ГЛАВА 99

О ВЗЯТИИ КАЗАНИ, И О ТРУДАХ И ПЕЧАЛЯХ ЦАРЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ, И ВОЕВОД, И ВОИНОВ ЕГО, И О НУЖДАХ ЗЕМСКИХ ЛЮДЕЙ. ГЛАВА 99

Взятъ же столны и великий град Казань благовѣрный царь князь великий Иван Васильевичь Владимирский, Московский, и Великоновогородцкий, и Псковский, и всея великия Росии великий самодержецъ християнский лѣта 7061-го году октября во 2 день, на память святых великомученик Киприана и Устины, в день недельный, въ 3 часа дни, много подвизася за свою богохранимую державу, за Рускую землю, за православныя люди, день и нощъ сердцемъ боля и стоня душею, и сокрушаяся, и никогда же царских брашен сладких в сытость и в сладость насыщашеся до побежения казанцевъ. И печаль ему о Казани всегда веселие пресецаше, по всяк час слыша овцы своя, люди руския, от волкъ казанцевъ разганяемы и похищаемы, и снедаемы.

Взял же стольный и великий город Казань благоверный царь великий князь Иван Васильевич Владимирский, и Московский, и Великоновгородский, и Псковский, и всей великой России великий самодержец христианский в год 7061 (1552) октября во второй день на память святых великомучеников Киприана и Устины, в воскресный день, в три часа дня, много потрудившись для своей богохранимой державы, для Русской земли, для православных людей, день и ночь болея сердцем, и стеная душой, и сокрушаясь, и никогда до победы над казанцами не наедался он досыта и всласть сладкими царскими кушаньями. И всегда печаль о Казани прерывала ему веселье, ибо ежечасно слышал он, что овцы его, люди русские, волками-казанцами разгоняются, и похищаются, и съедаются.

И скорбь велика обдержаше много лѣт все христианство Русския земли, убогих и богатых, и воин, и воевод, князей и боляръ, и всѣх людей простых, изнемогаху бо земския люди простыя с частых податей и великих и не успѣваху, дающи царския оброки; воеводы же и воини, не опочивающи, во бранѣх тружахуся, борющеся с погаными за християны, и с коней своих не слазяще, и оружий своих не снимающи, подворей своих и женъ, и милых своих малых дѣтей не знающе, гостем толко прихажаху на час, являющися домови к женам своим и к дѣтемъ.

И много лет сильная скорбь владела всеми христианами Русской земли: бедными и богатыми, и воинами, и воеводами, князьями и боярами, и всеми простыми людьми, ибо изнемогли простые земские люди от частых и больших податей, не успевая платить царские оброки, воеводы же и воины без отдыха трудились на войне, сражаясь с погаными за христиан, с коней своих не слезая и не снимая оружия своего, не зная подворий своих, и жен, и милых своих малых детей, гостями только приходя на час к женам своим и детям.

И мнози тогда худоумные человѣцы или, прямо рещи, безумныя и тщедушныя, негодоваху и роптаху на самодержца своего, яко самому ему землю свою губящу и паче злѣе ратных, и не щадящу, и не брегущу людей своих. Онъ же, предобрый в самодержцех, не похвалы тлѣнныя себѣ взыскуя, да славен будетъ в родѣх мужествомъ, якоже и Макидонский Александръ, до край земли дошед и смерти не убѣжа, или преже его бывый Ликиний царь, до четырех градов дошед и столпове тамо постави, и свое имя в писаниих. — Сей же не о таковѣй славе подвизашеся, но о своем царствии тружашеся, общаго ради составления мирскаго, о благостоянии святых церквей и устроении земскомъ, и о тишинѣ всего православнаго християнства, да не паки бы поработитися поганым, якоже при царѣ Батые бысть.

И многие тогда глупые люди, или прямо сказать безумные и слабые духом, негодовали и роптали на самодержца своего, что сам он больше, чем войны, губит землю свою и не щадит и не бережет людей своих. Он же, добрейший из самодержцев, не тленных похвал себе искал, чтобы прославиться мужеством у потомков, как, например, Александр Македонский, дошедший до края земли и смерти не избежавший, или до него царь Ликиний, дошедший до четырех городов и поставивший там столпы, где записал свое имя. Этот же не о такой славе заботился, но для своего царства трудился ради общего мирского благополучия, ради благосостояния святых церквей и порядка земского, и тишины для всего православного христианства, дабы снова не поработиться поганым, как было при царе Батые.

И в день убо царская строяше, нощию же по церквам святым и по монастырем, близ града стоящим, яздяще и молящеся къ человѣколюбцу Богу и ко пречистой Богородицы, обливаяся слезами, помиловати и ущедрити согрѣшившая рабы своя и до конца смирити, и покорити ему поганыя казанцы со всею многою черемисою их.

И днем он справлялся с царскими делами, ночью же ездил по святым церквам и по монастырям, стоящим возле города, и, обливаясь слезами, молил человеколюбца Бога и пречистую Богородицу помиловать и пощадить согрешивших своих рабов и до конца смирить и подчинить ему поганых казанцев со всею многочисленной их черемисой.

Не презрѣ же Господь моление раба своего и увидѣ смирение и сокрушение сердца его, и вѣрное прошение его, и воздыхание с рыданиемъ услыша, и сотвори с нимъ по вѣре его великую свою милость, и даде ему милосердый Богь желание сердца его, и вся подвиги и труды его благих исполни, и предаде его в руцѣ, яко малу и худу птицу, великое царство Казанское, на час его от прародителей его убреже ему.

И не отверг Господь моления раба своего, и увидел смирение и сокрушение сердца его и правоверное прошение его, и услышал вздохи его и рыдания, и послал ему по вере его великую свою милость, и дал ему милосердный Бог то, чего желало его сердце, и всем стараниям его и трудам ниспослал удачу и предал ему в руки, словно маленькую и бедную птицу, великое Казанское царство, сохранив его для него от прародителей его.

И тако Казань державы царския до конца отпаде и великому царству Московскому работати и нехотя повинуся, и Руская земля совершеннаго мира от казанцевъ насладися.

Так и перестала Казань окончательно быть независимым царством и против своей воли подчинилась великому царству Московскому, и Русская земля насладилась полным миром с казанцами.

О ХОЖЕНИИ X КАЗАНИ ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ И О КОЛИЧЕСТВѢ ИЗБИЕННЫХ ПОГАНЫХ, И О ШЕСТВИИ ЕГО ВО ГРАД. ГЛАВА 100

О ПОХОДЕ НА КАЗАНЬ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ, И О КОЛИЧЕСТВЕ УБИТЫХ ПОГАНЫХ, И О ШЕСТВИИ ЕГО В ГОРОД. ГЛАВА 100

Дважды бо бѣ самъ ходил х Казани со всѣми силами рускими, дважды же царя Шигалея посылал и великих воевод своих с нимъ, такоже со всѣми вои рускими. Всего же было хожения при нем х Казани в лѣте, в зимѣ седмью в девять лѣт: пятью бо ходиша до Казанскаго взятия, дважды же после взятия — нижния черемисы плѣномъ и сѣчью до конца показнити за измѣнство их, что предавшеся и паки скоро измѣниша того же лѣта.

Дважды ведь сам он ходил на Казань со всеми русскими силами, дважды же посылал царя Шигалея и с ним первых воевод своих также со всеми русскими воинами. Всего же при нем ходили на Казань летом и зимою за девять лет семь раз: пять раз ходили до казанского взятия, дважды же после взятия — окончательно расправиться, разорив ее и перебив, с низовой черемисой, которая сначала покорилась, а потом вскоре, в том же году, снова изменила.

По 6 месяцех паки учиниша брань сице: воеводы бо казанския послаша воеводу свияжскаго Бориса Салтыкова не с великою силою на нѣкия улусы черемиския, еще не покаряющимся имъ, яко да и тѣх покорят и смирят. И за тѣх восташа вси людие, и паки возмятеся вся земля. И того воеводу жива яша, побивше вои его 20000, и заведоша его в башкирския улусы и в далную черемису, за 700 верстъ за Казань, и умучиша его тамо. И воевахуся пять лѣт не отступающи от Казани и паки хотяще град свой восприяти, не дадущи гражаном руским на дѣла своя из града изходити. Токмо великою силою прогоняще их и тако исхожаху на оружия своя, данележе изчезѣ вся черемиса за беззакония своя, якоже и владѣлцы их — уланове и князи и мурзы, остриемъ меча вси поразишася.

Спустя шесть месяцев снова разгорелась война, а было это так: казанские воеводы послали свияжского воеводу Бориса Салтыкова с небольшой силой на некие черемисские улусы, которые еще не покорились, дабы и их покорили и смирили. И из-за тех восстали все люди, и снова пришла в смятение вся земля. И того воеводу живым взяли в плен, побив двадцать тысяч его воинов, и завели его в башкирские улусы и земли дальней черемисы за семьсот верст от Казани, и там замучили его. И пять лет воевали они, не отступая от Казани и желая снова вернуть себе город свой, не давая русским горожанам по своим делам выходить из города. Только с помощью большого числа воинов прогоняли их и тогда выходили на свою работу, пока не погибла вся черемиса за преступления свои и все правители их — уланы, князья и мурзы — не были поражены остриями мечей.

И сосчиташа же сами себѣ изставшиися казанцы и черемиса всѣх побитых своих во взятье казанское и преже взятья, и по взятии — и татар, и черемисы, во граде и в острогах, и во пленъ сведеных, и от глада умерших, и от мраза, и всячески вездѣ погибших, вѣдомых ими и писаных, кромѣ невѣдомых и неписаных, 757270 человѣкъ. Мало же их живых остася во всей земли Казанской, развѣ простых живых людей, худых и немощных, и убозѣх земледѣлецъ.

И сосчитали сами оставшиеся в живых казанцы и черемиса всех своих, убитых в Казанское взятие, и до взятия, и после взятия — и татар и черемису в городе, и в острогах, и уведенных в плен, и умерших с голода, и замерзших, и от других причин в разных местах погибших, о которых знали они и которые были записаны, и насчитали, кроме неизвестных и незаписанных, семьсот пятьдесят семь тысяч двести семьдесят человек. Мало осталось их в живых во всей Казанской земле — только простые люди, больные и немощные и бедные земледельцы.

Въѣхавъ же великий самодержецъ благовѣрный царь князь великий Иванъ Васильевичь во царствующий свой в преименитый град Москву месяца ноября вь 1 день, на память святых безсребреникъ Козмы и Дамиана, и тако сѣд на престолѣ своем — великаго царства Рускаго, правя скипетръ державы своея, утер кровавый пот свой, покорив под себя жестокия и лукавыя казанцы и паче злѣйшую их черемису поганую, оставив себѣ славу великую превыше отецъ своих и память вѣчную в роды руския в вѣки.

Въехал же великий самодержец благоверный царь великий князь Иван Васильевич в царствующий свой прославленный город Москву месяца ноября в первый день, в день памяти святых бессребреников Козьмы и Дамиана, и сел на престол великого своего Русского царства, управляя державой своей, утер кровавый пот свой, покорив себе жестоких и лукавых казанцев и злейшую поганую черемису, оставив по себе русским людям великую славу, большую, чем предки его, и вечную память на века.

ПОХВАЛА ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ И ВСѢМЪ ВОЕВОДАМ ЕГО И ВОЕМЪ. ГЛАВА 101

ПОХВАЛА ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ И ВСЕМ ВОЕВОДАМ ЕГО И ВОИНАМ. ГЛАВА 101

Сицев бѣ той царь князь великий. И многа при себѣ памяти и похвалы достойна сотвори: грады новые созда и ветхия обнови, и церкви пречюдныя и прекрасныя воздвиже, и монастыря общежителныя иночествующимъ устрой. И от юны версты не любяше никакия потѣхи царския: ни птичья лова, ни песья, ни звериныя борбы, ни гуселнаго звяцания, ни прегубницъ скрипѣния, ни мусикийскаго гласа, ни пискания свирѣлнаго, ни скомрах, видимых бѣсов, скакания и плясания. И всяко смѣхотворение от себе отрину, и глумники отгна, и вконецъ сих возненавидѣ. И токмо всегда о воинственнемъ попечении упражняшеся и поучение о бранѣх творяше, и почиташе доброконники и храбрыя оружники, и о сих с воеводами прилежаще, и симъ во вся дни живота своего с мудрыми совѣтники своими поучашеся и подвизашеся, како бы очистити землю свою от поганых нашествия и от частаго плѣнения их; к сему же тщашеся и покушашеся, како бы всяку неправду и нечестие, и кривосудство, и посулы, и резоимание, и разбой, и татбы изо всей земли своей извести, правду же и благочестие в людех насѣяти, возрастити. И того ради по всей области великия державы своея, по всѣмъ градомъ и по селом изыска, устави разумныя люди и вѣрныя сотники, и пятдесятники, и десятники на вѣре и к роте приведе во всѣх людех якоже Моисей во израилтянех,[204] да кииждо блюдет числа своего, аки пастырь овцы своя, и разсмотряетъ в них, и изыскует всякого зла и неправды, и да обличает виноватаго пред болшими судьями, и, аще не престанет от злаго обычая своего, то да смерть примет о дѣле своемъ неизмолимо. И сим обычаем укрѣпи землю свою. Но ли еси не мощно злыя обычаи, издавна застарѣвшаяся в человѣцѣх, искорени и истребити!

Таков был тот царь великий князь. И еще при жизни своей совершил он много дел, достойных похвалы и памяти: города новые построил, а старые обновил, и воздвиг церкви чудесные и прекрасные, и монастыри общежительные устроил для иночествующих. И с юных лет не любил он никаких царских потех: ни охоты на птицу, ни собачьей, ни звериной борьбы, ни гусельного бренчания, ни скрипения прегубниц, ни музыкального звука, ни пищания свирельного, ни скакания и плясок скоморохов, зримых бесов. И всякое балагурство от себя отринул и насмешников отогнал и окончательно их возненавидел. И жил лишь воинскими заботами и обучал ратному делу, и почитал добрых конников и храбрых стрелков, и заботился о них с воеводами, и всю жизнь свою советовался с мудрыми советниками своими, и стремился к тому, чтобы избавить землю свою от нашествия поганых и от частого разорения; кроме того, пытался он и старался всякую неправду, и бесчестье, и неправедный суд, и посулы, и подкупы, и разбой, и грабеж вывести по всей своей земле и насеять в людях и взрастить правду и благочестие. И для того по всей великой своей державе, по всем городам и селам, подыскав, расселил разумных людей и верных сотников, и пятидесятников, и десятников и заставил всех людей присягнуть ему на верность, как некогда Моисей израильтян, дабы каждый отвечал за свое число, как пастырь за овец своих, и наблюдал за ними, и вскрывал всякое зло и неправду, и обличал бы виновных перед старшими судьями, и, если бы такой человек не прекратил злых своих дел, чтобы неумолимо предавали его смерти за проступок его. И таким способом укрепил он землю свою. Можно ведь дурные застаревшие привычки искоренять у людей и истреблять!

И бысть в царствии его велия тишина во всей земли Рустей, и укротися всяка бѣда и мятеж, и великий разбой, и хищения, и татба не имѣновашеся, яко при отцѣ его бысть, и частое варварское плѣнение преста, убояша бо ся крѣпкия силы его пагании цари, и устрашишася меча его нечестивии короли, и военачалницы нагайския, мурзы, усумнѣшася блещания копей его и щитов, и вострясошася, и побѣгоша нѣмцы с магистром ото искуснейших ратоборецъ, и сосѣче стремление люборатным казанцем, и смирение прекланяет выя черемиская! И стеснившаяся от супостат руския предѣлы на всѣ страны разшири, и продолжи их до край морских, и наполни безчислеными селенми людскими, и многи побѣды на супротивных постави, яко разнымъ точию именъ воеводских боятися и трепетати. И зваху его во всѣх странах крѣпкимъ царем и непобѣдимым, и бояхуся погании языцы ратию приходити на Русь, слышаще же его жива еще, и страх его свѣдуще, якоже заточеные самояди македонскимъ царем Александромъ за великия горы на край Чермнаго моря.[205] Колижды же прихожаху агаряне на землю нашу, но не яве, якоже при отцѣ его и прадѣде, яко во всей земли, неисходяще, в руских украинах живяху, но татем прихожаху и нѣчто украдомъ похищаху, и бѣгаху, яко звирие гоними. Воеводы же московския, гдѣ убо ощутивше варвар и на кою украйну пришедших, и тамо, собравшеся, прогоняху их и, яко мышей, давляху и побиваху: то бо есть от вѣка и от рожения дѣло варварское и ремество — кормитися войною.

И была в царствование его великая тишина по всей Русской земле, и улеглись всякие беды и мятежи, и прекратился сильный разбой, и хищения, и воровство, которые были при его отце, и варварские набеги прекратились, ибо испугались крепкой силы его поганые цари и устрашились меча его нечестивые короли, и военачальники ногайские, мурзы, дрогнули перед блистанием копий его и щитов и затряслись и побежали немцы во главе с магистром от доблестных воинов, и пресек стремления воинственных казанцев, и заставил смиренно преклониться черемисов! И расширил он во все стороны русские границы, продолжил их до берегов морских, и наполнил их бесчисленными людскими селениями, и одержал много побед над врагами, так что боялись и трепетали они от одного имени его воевод. И звали его во всех странах могущественным и непобедимым царем, и боялись поганые народы приходить войной на Русь, слыша, что еще жив он, зная грозность его, как самоеды, заточенные македонским царем Александром за высокие горы на самом краю Красного моря. И много раз приходили агаряне на землю нашу, но не открыто, как при отце его и прадеде, когда безвыходно жили они по русским границам, но как разбойники приходили, и что-то воровски похищали, и убегали, словно гонимые звери. Воеводы же московские, когда узнавали, что к какой-то границе подошли варвары, собравшись, прогоняли их оттуда и, словно мышей, давили их и побивали, ведь это испокон веку, от рождения их, варварское дело и ремесло — кормиться войною.

Конецъ о взятии Казанскомъ.

Конец о взятии Казанском.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 478; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!