Подготовка текста и перевод Т. Ф. Волковой, комментарии Т. Ф. Волковой и И. А. Лобаковой 69 страница



И повелѣ царь князь великий пѣшцемъ чистити град и царевъ двор, и улицы вси, и площади и всѣх побитых казанцевъ трупия вонъ из града извлачити и далече внѣ града пометати, на пусте мѣсте, псомъ и звѣремъ на снѣдение и на раздробление воздушным птицам. Ту же наидоша в трупии томъ и сеита казанскаго, убита, и оного буяго варвара — сходника и прелагатая князя Чапкуна, лежаща нага, по частем разсѣчена и толь скоро согнивша во единъ день, и червми кипяща, и злосмрадие злое издающа на показанне протчимъ всѣмъ измѣнникомъ, с лестию и неправдою служащимъ государемъ своимъ — им же да буди вѣчная мука!

И повелел царь великий князь пехотинцам вычистить город, и царский двор, и все улицы, и площади и вытащить вон нз города трупы всех убитых казанцев, и побросать их далеко за городом, в пустынном месте, на съедение псам и зверям и на расклевание птицам небесным. Среди трупов нашли и убитого казанского сеита, и того наглого варвара, что был лазутчиком и изменником, — князя Чапкуна, который лежал нагой, рассеченный на части и так быстро — за один день! — сгнивший, и червями кипящий, и злосмрадие сильное издающий в назидание всем другим изменникам, с лицемерием и неправдой служащим своим государям, — да будет им вечная мука!

ВШЕСТВИЕ В КАЗАНЬ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ И МОЛЕНИЕ ЕГО И БЛАГОДАРЕНИЕ КЪ БОГУ. ГЛАВА 87

ВХОД В КАЗАНЬ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ И МОЛИТВА ЕГО И БЛАГОДАРЕНИЕ БОГУ. ГЛАВА 87

И егда исчистиша град, тогда самъ благовѣрный царь князь великий во вторникъ въѣхавъ в столный град Казань в час 3 дня[191] со всею силою своею, предидущу пред нимъ хоругви его — образу Спасову[192] и того рождшей пречистей Богородицы, и честному кресту. И приѣхавъ на великую площадь къ цареву двору, и ту сойде с коня своего, дивяся во умѣ своемъ и чюдяся, и пад на земли и благодаряше Бога, зря на образ его, еже на хоругви, и на пречистую Богородицу, и на честный крестъ Спасовъ, слезы точя о неначаемых избывшихся ему.

И когда очистили город, тогда сам благоверный царь великий князь во вторник въехал в стольный город Казань в третьем часу дня со всею своей силою, а впереди него несли его хоругвь — образ Спаса и родившей его пречистой Богородицы и честной крест. И, приехав на большую площадь к царскому двору, сошел он здесь с коня своего, удивляясь про себя и изумляясь, и, упав на землю, благодарил он Бога, глядя на образ его на хоругви, и на пречистую Богородицу, и на честной Спасов крест, проливая слезы о неожиданно сбывшемся.

И воставъ от земли и радости и жалости наполнився, рече: «О, коликъ народ людей паде единемъ малым часомъ единаго ради града сего! И не без ума положиша главы своя казанцы до смерти, яко велика бѣ слава и красота царства сего».

И, поднявшись с земли и наполнившись радостью и жалостью, воскликнул он: «О, сколько в единый малый час пало людей за один город этот! И не по глупости своей сложили за него казанцы свои головы: велика была слава и красота царства этого».

И пойде во царевъ двор, таже и на сѣни и в полаты, и в златоверхия теремы, и походи в них, красуяся и веселяся: разруши бо ся красота их и охудѣ ото многаго биения пушечнаго. И созрѣ цареву казну всю очима своима самъ, повелѣ преписати ю и печатью своею запечатати, да не угибнет от нея ничтоже. Приставленъ бо бѣ к ней воевода со стрелцы огненными брещи ея от расхищения вой.

И пошел он на царский двор, и в сени, и в палаты, и в златоверхие терема и расхаживал по ним, красуясь и веселясь, ибо разрушилась и исчезла красота их от частой пушечной стрельбы. И, сам своими глазами осмотрев царскую казну, повелел он переписать ее и запечатать своею печатью, дабы ничто из нее не погибло. И приставлен был к ней воевода с пищальниками охранять ее, чтобы воины не растащили.

И повелѣ молебная благодарения презвитером своим и дияконом, и всѣмъ людемъ Богу воздати о всѣх от Бога дарованных ему по желанию его, и воду святити, и со кресты и с литиею окрестъ всего града ходити священником и всѣмъ воемъ повелѣ. И бѣ самъ ходя за кресты, слезяше и глаголаше: «Благодарю тя, Христе Боже мой, яко не предал мя еси в руцѣ врагь моих до конца в посмѣх и укоризну и не презрѣл еси моления моего, но даровал ми еси, юному, сия вся нынѣ збывшася видѣти очима моима, еже на жребий мой и на честь, и на славу мнѣ от прародителей моих убреглъ еси, еже они многа лѣта подвизашася о Казани и одолѣти не возмогоша, и ничимъ же охуженъ есмь от них».

И повелел он пресвитерам своим, и дьяконам, и всем людям молитвами возблагодарить Бога за все, что даровал ему Бог по желанию его; и повелел освятить воду и ходить вокруг города с крестами и молитвой священникам и всем воинам. И сам, ходя за крестами, проливал слезы и говорил: «Благодарю тебя, Бог мой Христос, за то, что не отдал меня в руки врагов моих на посмеяние и унижение и не презрел моления моего, но даровал мне, юному, видеть своими глазами все сбывшееся теперь, то, что сделал ты моим жребием и на честь и на славу мне уберег от прародителей моих, — ведь они много лет домогались Казани и не смогли одолеть ее, и теперь ничем я не хуже их».

И вси людие «Господи, помилуй» взываху, и вси вопияху: «Десница твоя въ крѣпости прославися, и десная ти рука, Господи, сокруши враги наши, и множествомъ славы твоея стерлъ еси супротивных. И паки сей день, иже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». И много воспѣвающи, и много благодарственыя гласы воспущаху, и, яко велицыи громи, до небесъ слышахуся гласи их.

И все люди взывали: «Господи, помилуй!», и все кричали: «Прославилась крепостью десница твоя, и сокрушила, Господь, правая твоя рука врагов наших, и великой своей славой стер ты противника! Так возрадуемся же и возвеселимся мы в день, когда совершил все это Господь!» И долго пели они, и долго воссылали слова благодарности, и, словно сильные громы, поднимались крики их до небес.

Священницы же святую воду святивше з животворящих крестовъ и святых иконъ, и з чюдотворных мощей и святых, и все христолюбивое воинство, и кони их и по всему граду: по улицам и по домомъ, и по храминамъ, и всюду ходяще, доволно кропиша. И тако святым обновлениемъ обновиша Казань град.

Священники же, животворящими крестами, и святыми иконами, и Чудотворными и святыми мощами освятив воду, кропили ею все христолюбивое воинство, и коней их, и весь город, ходя всюду: по улицам, и по домам, и по строениям. И так святым обновлением обновили город Казань.

И разрушенная мѣста и паки повелѣ царь князь великий поровняти и поставити, и крѣпце здати, и болѣ стараго прибавити град, и мѣста разширити на здание каменнаго града. И поча на весну того же лѣта строити каменный град и церкви в немъ на болшее утвержение царству.

И повелел царь великий князь разрушенные места разровнять и вновь застроить, и сделать еще крепче, и увеличить крепостную стену по сравнению со старой, и расширить место для возведения каменного города. И весной того же года начали строить каменный город и в нем — церкви для большего укрепления царства.

О ЗАЛОЖЕНИИ ЧЕРЕМИСЫ ДОСТАЛНЫЯ ЗА ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ И О ИСПОЛНЕНИИ ОБѢЩАНИЯ ЕГО. ГЛАВА 88

О ДОБРОВОЛЬНОМ ПОДЧИНЕНИИ ОСТАЛЬНОЙ ЧЕРЕМИСЫ ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ И ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЕГО ОБЕЩАНИЯ. ГЛАВА 88

Черемиса же луговая досталная вся, свѣдавше того же дня взятие великаго града своего, изыдоша из остроговъ своих: и старѣйшины их, и сотники, кои были не взяты еще. И собравшеся мнози, приидоша в Казань ко царю самодержцу с великимъ смирениемъ и покорениемъ и предашася ему вси, и назваша его себѣ новым царемъ. Онъ же возлюби их и пожалова, на обѣде своемъ накормивъ их и напоивъ, и дастъ сѣмена земныя и кони, и волы на орание: инымъ же и одѣяние дастъ, и сребреницъ понемногу. Они же радовахуся о милосердии его. И отпусти их по мѣстом своимъ жити без боязни, наказавъ воеводамъ, да накажут воемъ своимъ не обидѣти их ничимъ же. И преписаша тѣх оставшихся от воевания живых 93075. И от того дне преста воевати казанския земли.

Вся же остальная луговая черемиса, в тот же день узнав о взятии великого своего города, повыходила из острогов своих: и старейшины их и сотники, кто еще не был взят в плен. И когда собралось их много, пришли они в Казань к царю-самодержцу с большим смирением и покорностью, и покорились ему все, и назвали его своим новым царем. Он же полюбил их и пожаловал, на обеде своем накормив их и напоив, и раздал им семена, и коней, и волов для вспашки земли; некоторым же и одежду дал, и понемногу серебра. Они же радовались милосердию его. И отпустил их по своим местам, чтобы жили они без страха, наказав воеводам приказать своим воинам ничем их не обижать. И переписали их, оставшихся в живых после войны, девяносто три тысячи семьдесят пять. И с того дня прекратили разорять казанские земли.

И вскорѣ восхотѣ благовѣрный царь обѣщание свое исполнити, еже обѣщася пред образомъ Спасовымъ, х Казани пошед: мечети поганыя раскопати и святыя церкви воздвизати на мѣстех их. И повелѣваетъ всѣмъ воеводамъ и воемъ на плещах своих от лѣса древие носити, самъ преже рукама своима древо секирою посѣче и от лѣса на плещу свою принесе.

И вскоре захотел благоверный царь исполнить свое обещание, которое дал перед образом Спаса, пойдя на Казань, разрушить поганые мечети и воздвигнуть на их месте святые церкви. И повелевает он всем воеводам и воинам на своих плечах носить из леса бревна, прежде же других сам своими руками подсек секирой дерево и принес его на своем плече из леса.

И во единъ день созда храмъ соборный Благовѣщение пресвятыя владычицы нашея Богородицы на мѣсте краснѣ, на площадѣ близ царева двора, предѣла два имущи. И единемъ стояниемъ сотворены церкви же предѣлныя: велицы страстотерпцы руския Борис и Глѣб и новоявленныя чюдотворцы муромския князь Петръ и княгини Феврония. Вторую же церковь постави Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, 3-ю церковь святых великомученикъ Киприана и Устины, 4 же — за градом, на пожарѣ, противу врат градных, на торговищи, нерукотворенный образ Господа нашего Иисуса Христа, пятую же — великаго чюдотворца Николы монастырь общежителный учини. Потомъ же многи церкви от християн во имяна святых воздвигнуты быша в похвалу имяни Христа, Бога нашего.

И за один день в красивом месте — на площади возле царского дворца — возвели соборный храм Благовещения пресвятой владычицы нашей Богородицы, имеющий два придела. И одновременно построены были придельные церкви: в честь великих страстотерпцев русских Бориса и Глеба и новоявленных чудотворцев муромских князя Петра и княгини Февронии. Вторую же церковь поставили в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа; третью церковь — в честь святых великомучеников Киприана и Устины; четвертую же, в честь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, — за городом на пожарище, напротив городских ворот, на рынке; пятым же построили общежительный монастырь великого чудотворца Николы. После этого много было церквей воздвигнуто христианами в честь святых, во славу Христа, Бога нашего.

И наведе же богатых жителей царь князь великий в Казань из области своея, из селъ и из градов, и наполни град людми своими, десятерицею старого болѣ. И великим богатством Казань воскипѣ, и необычною красотою восия. И забываше всякъ человекъ иноземец, видѣвше царство то, отца своего и матерь, и жену, и дѣти, и племя свое, и друзи, и землю свою, и жити в Казани, и не помышляющи воспять во отечествие свое обратитися.

И привел царь великий князь в Казань богатых жителей из владений своих, из сел и городов, и наполнил город своими людьми в десять раз больше прежнего. И закипела Казань несметными богатствами и засияла необычной красотою. И, увидев то царство, забывал любой иноземец отца своего, и мать, и жену, и детей, и родственников своих, и друзей, и землю свою и оставался жить в Казани, не помышляя возвратиться назад, в отечество свое.

О ПОСТАВЛЕНИИ В КАЗАНИ АРХИЕПИСКОПА И ПОХВАЛА ХРИСТУ БОГУ НАШЕМУ. ГЛАВА 89

О ПОСТАВЛЕНИИ В КАЗАНИ АРХИЕПИСКОПА И ПОХВАЛА ХРИСТУ, БОГУ НАШЕМУ. ГЛАВА 89

Минувшима же по взятии Казани лѣтома двѣма, и Божиимъ промысломъ, изволениемъ самодержца и проразсужениемъ великаго святительскаго собора святиша новаго архиепископа граду Казанскому перваго, Гуриа[193] именемъ, игумена бывшаго честныя обители Иосифовы, да в новомъ царстве, в Казани, устрояетъ и утвержает, и исправляетъ слово истинныя вѣры, и во скрепление граду, и от измѣнных лстец, и во блюдение христоименитымъ людемъ, живущимъ во граде и в селех, духовне и всячески да не прелщаются людие, сходящися с поганою черемисою, яко русь литовская с ляхи, и да ни женятся, ни посягают с ними, ни ядят, ни пиют у них и ни к себѣ да взывают их. И учини быти царь князь великий казанскаго архиепископа под Ноугородцкою архиепископию, третияго в Руси.

Когда же минуло два года после взятия Казани, Божиим промыслом по желанию самодержца и по решению большого святительского собора впервые для службы в городе Казани поставлен был новый архиепископ — бывший игумен честной Иосифовой обители по имени Гурий, для того чтобы в новом царстве, в Казани, проповедовал он, и утверждал, и насаждал слово истинной веры, а также для очищения города от льстивых изменников и для наблюдения над христианами, живущими в городе и селах, дабы духовно и всячески не прельщались люди, сходясь с поганой черемисой, так же как литовская русь с ляхами, и не переженились бы с ними, и не посягали на них, не ели бы и не пили у них, и к себе бы их не приглашали. И определил царь великий князь казанского архиепископа под начало Новгородской архиепископии третьим на Руси.

Но, о великих тѣх чюдес, Христе, кое благодарение о сих мы, грѣшнии, тебѣ принесем? Точию: «Слава неизреченнымъ судбамъ твоимъ, Владыко! Слава человеколюбию и милосердию твоему к намъ! Слава неизреченной ти благости! Велий еси Господи, и чюдна дѣла твоя, и ни едино же есть слово доволно наше к похвалению чюдес твоих!» И паки: «Велий Господь наш и велия крѣпость его, и разуму его нѣсть числа! Кто возглаголетъ силы Господни и слышаны сотворит вся хвалы его? Слава единому Богу нашему, творящему дивная и преславная чюдеса, еже видѣста очи наши!»

Но, Христос, какое благодарение можем мы, грешные, принести тебе за великие те чудеса? Разве только: «Слава непостижимым замыслам твоим, Владыка! Слава человеколюбию и милосердию твоему к нам! Слава непостижимой твоей благодати! Велик ты, Господи, и чудны дела твои, и ни одно слово наше не достойно восхваления твоих чудес!» И еще скажем: «Велик Господь наш, и велика сила его, и разуму его нет предела! Кто расскажет о могуществе Господнем и сделает слышимыми все похвалы ему? Слава единому Богу нашему, творящему дивные и преславные чудеса, которые видят глаза наши!»

ПОХВАЛА ГРАДУ КАЗАНИ. ГЛАВА 90

ПОХВАЛА ГОРОДУ КАЗАНИ. ГЛАВА 90

О, блаженъ еси нынѣ, градѣ прекрасный Казань, и от Бога благословен еси, зѣло радуйся и веселися паче всѣх руских градов! Вся бо Руская земля и градове издавна от благодати Святаго Духа просвѣщение прияша, ты же нынѣ ново православиемъ просветися и Божественными храмы обновися и, яко младенецъ, породися, избѣгъ темныя вѣры суетства, и всяко нечестие потреби, и поганую бахмичю вѣру до конца погуби. Яко солнце красное от темных облакъ произшед, от прелести тоя провосия, всю страну ту лучами благовѣрия просвѣщаеши. И сего ради не унывай, но паче ликоствуй и свѣтло торжествуй, и красуйся! Отъят бо Господь от тебе неправды твоя, бывшая от зачала в тебѣ, избави тя от варварскаго державства и жертвъ служения сквернаго Бахмета. И воцарися Господь посредѣ тебе, и той сохранит тя, яко сѣницу ока десницею своею покрыет, и заступит тя от враг твоих, и не узриши зла к тому ни от кого же, яко новорожденнаго младенца, и мир Божий на тебѣ до вѣка временных пребудет!

О прекрасный город Казань, достойный похвалы и Богом благословенный, радуйся и веселись больше всех русских городов! Ведь вся Русская земля и города ее еще в давние времена просветились благодатью Святого Духа, ты же теперь внове православием просветился, и обновился Божественными храмами, и, словно младенец, народился, избежав обмана темной веры, и истребил всякое нечестие, и окончательно разрушил магометанскую веру. Словно красное солнце, выйдя из-за темных облаков, засиял ты, освободившись от того заблуждения, просвещая всю страну лучами благоверия. Поэтому не унывай, но еще больше ликуй, и светло торжествуй, и красуйся! Ибо освободил тебя Господь от неправды твоей, которая изначально была в тебе — избавил тебя от варварского правления и жертвоприношений скверному Магомету. И воцарился в тебе Господь и теперь сохранит тебя: словно зеницу ока, прикроет он тебя десницею своею, и, как новорожденного младенца, защитит от врагов твоих, и ни от кого не увидишь ты теперь зла, и пребудет в тебе мир Божий на долгие века!

Древле бо ты злобами и неправдами великими наполняшеся и кровию многою рускою, и горкими слезами, яко реками, кипяше, и всяцеми сквернами и нечистотами преизобиловашеся, и тѣх ради многих беззаконей твоих великою славою словяше, яко доходити славѣ твоей и до самаго царя вавилонскаго, и другу ему именоватися, и почитаему быти от него, и любиму, и славиму, от руских людей всегда поношаемь и проклинаемь бываше, и к Богу своему со слезами моляхуся, да воздастъ ти Господь по дѣломъ твоимъ, еже и восприял еси; нынѣ же от них вмѣсто проклятия благословениемъ веселишися и похвалами ублажаемь, прославишися и седмерицею паче перваго славнейши сотворися, не до Вавилона, но от конец до конец земли.

Если в давние времена был ты наполнен злобою и большими неправдами и кипел, словно реками, многою кровью русскою и горькими слезами, и изобиловал всякими сквернами и нечистотами, и далеко прославился теми многочисленными своими преступлениями, так что доходила слава твоя до самого царя вавилонского, и другом ему называли тебя, и был ты им почитаем, и любим, и прославляем, в то время как русские люди всегда поносили тебя, и проклинали, и Богу своему молились со слезами, чтобы воздал тебе Господь по делам твоим, что и случилось; то теперь вместо проклятия получил ты благословение от них и веселишься, и, похвалами их ублажаем, прославился ты и в семь раз известнее стал — не до Вавилона, но от одного конца земли до другого.

Мы же, истиннии християне и не лестнии поборницы вѣре Христовѣ, како не удивимся нынѣ Божию человеколюбию на нас: идѣже царство темное и нечестивое бѣ, и ту царство благочестивое процвѣте, идѣже умножися грѣх, ту преизобиловаше Божия благодать. И кто ся не почюдит, и кто не прославит Бога о семъ? Токмо еретик и невѣрных иноземцевъ — тии бо суть едини не ради християнскому добру: распыхахуся сердцы своими, завистию снедаеми, видяще Христову вѣру разширяющюся и их вѣру изчезающю силою Христовою, и Рускую землю продолжающуся и разширяющуся, и народа людми умножающюся.

Мы же, истинные христиане и нелицемерные поборники Христовой веры, как не подивимся теперь Божьему человеколюбию, нам показанному: там, где было царство темное и нечестивое, процвело царство благочестивое; там, где умножался грех, воцарилась Божья благодать. И кто же не удивится и не прославит за это Бога? Только еретики и неверные иноземцы — они одни не рады христианскому благополучию: разъярились сердца их, снедаемые завистью, когда увидели они, что Христова вера распространяется, а их вера уничтожается Христовою силой и что Русская земля растет и процветает и народ в ней умножается.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!