ТРОИЦКАЯ ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ КАЗАНИ 6 страница



Иное хочу поведать вам — о том, что сотворил преподобный отец наш Сергий: некоторые благочестивые люди видели себя во сне в городе Казани и там видели они старца с очень густой, но не очень длинной бородой в ветхих монашеских одеждах, который ходил по городу и подметал в домах и на улицах. И некие светлые существа, окружавшие его, говорили ему: «Зачем, святой Сергий, сам метешь ты дома, повели же кому-нибудь другому вымести». Святой же отвечал им так: «Лучше сам я вычищу, ведь будет у меня здесь наутро много гостей». И рассказали люди об этом видении.

 

По взятии же града многих нечестивых срацын полониша, и многия отъ онѣх нечестивыхъ извѣстнеѣ про святаго Сергия сказаша, яко они, варвари, по многие дни и нощи пред взятием града такова старца видѣша, по граду ходяща и градъ очищающа. И рѣша нечестивии, яко: «Многажды намъ на него устремившеся и яти его хотящим, онъ же от нас невидим бысть».

После взятия же города множество нечестивых сарацин попало в плен, и многие из этих нечестивых рассказали про святого Сергия — о том, что они, варвары, в течение многих дней и ночей перед взятием города видели такого старца, ходящего по городу и город очищающего. И рассказывали нечестивые: «Много раз устремлялись мы на него и хотели его схватить, но он становился для нас невидим».

 

И таковая вся благочестивому царю и великому князю возвестиша. Он же заповѣда никому же сихъ чюдесъ исповѣдати дондеже на нем милость Божия совершится. Сам же безпрестани втайнѣ Бога моляше, глаголя: «Ты, премилостивый Господи Исусе Христе сыне Божий, тайная свѣси и нас, раб своих, помилуй по велицей милости твоей, Владыко, царю небесный!»

И обо всем этом сообщили благочестивому царю и великому князю. Он же распорядился никому об этих чудесах не рассказывать до тех пор, пока не свершится на нем милость Божия. Сам же непрестанно мысленно молил Бога, говоря: «Премилостивый Господи Иисусе Христе сыне Божий, тебе ведомо все тайное, помилуй нас, рабов твоих, по великой твоей милости, Владыка, царь небесный!»

 

И по сем же убо благочестивый царь и великий князь повелѣ всѣм готовым быти в полцѣхъ людем, хотя приступати ко граду. Отобра же множества воинства своего и тѣм повелѣ пѣшим приступати ко граду, а полки всѣ свои изъстави около города. В день же убо недѣльный повелѣ заутренюю пѣти, воевод же всѣх отпущати по полком, и повелѣ всѣх огражати животворящим крестом и кропити святою водою. И повелѣ имъ готовом быти и своего царского приходу ждати. Своему же царскому полку у своего стану повелѣ стояти, сам же хотяше ѣхати дондеже пѣния скончаются и Божия Богови отдавъ.

И повелел после этого благочестивый царь и великий князь приготовиться всем людям в полках, желая идти на штурм города. Отобрал он множество своих воинов и повелел им пешими идти на приступ к городу, а все свои полки расставил вокруг городских стен. В воскресный же день повелел он петь заутреню, воевод же всех распустил по полкам и приказал ограждать всех животворящим крестом и кропить святою водой. И повелел им быть готовыми и ждать своего царского прихода. Своему же царскому полку повелел стоять у своего стана, намереваясь сам ехать, как только окончится пение, отдав Божие Богу.

 

Егда же заутренюю совершиша, и в той час повелѣ вскорѣ литургию начати, священнику уже готову стоящу. Литургии же начинаемѣй, страшно убо и умилению достойно в то время благочестиваго царя бяше видѣти во церкви вооруженна стояща, доспѣхъ убо на нем ничим же прикрыт, но тако свѣтяще. Сам же благочестивый царь на образъ Христа, Бога нашего, прилѣжно зряше и на рождьшую его Богоматерь, и на угодника его великаго Сергия, ту бо противу его чюдотворцеву образу стоящу, в сердцы же своем безпрестанныя молитвы возсылая, ото очию же его, яко река, слезы изливахуся. И сицевая Господеви глаголаше.

Когда же отслужили заутреню, повелел он сразу же начать литургию — священник уже стоял наготове. Когда же началась литургия, трепета и благоговения достойное зрелище представлял собою благочестивый царь, стоявший в церкви во всем вооружении, в сияющих, ничем не прикрытых доспехах. Сам же благочестивый царь прилежно взирал на образ Христа, Бога нашего, и на родившую его Богоматерь, и на угодника его великого Сергия, ибо стоял он перед его чудотворным образом, непрестанно в сердце своем повторяя молитвы и изливая из глаз реки слез. И так говорил он Господу.

 

Молитва: «О Владыко, премилостивый Господи! Помилуй раб своих! Се бо время прииде милости твоея — се время подати крѣпость на сопротивныя рабомъ твоим. Помилуй, милостиве, помилуй, человѣколюбче, даруй помощъ на сопротивныя, посли милость твою свыше».

Молитва: «О Владыка премилостивый Господь! Помилуй рабов своих! Ведь пришло уже время милости твоей — время послать рабам твоим мужество, чтобы одолели они врагов своих. Помилуй, милостивый, помилуй, человеколюбец, даруй помощь в борьбе с врагами, пошли милость свою свыше!»

 

Молитва: «И ты, о пречистая владычице Богородице, умоли рождьшагося ис тебе Христа, Бога нашего, да не помянетъ грѣховъ моих и беззаконий моих, елико согрѣшил есмъ пред величеством славы его, но помилует мя великия ради милости твоея. Ты, Владычице, помощница ми буди и всему воинству нашему, и на тя надѣющеся, не посрамимся, но побѣждаем врагов своих твоими молитвами и всѣх святых и святителей руских, наших помощников и молитвеников».

Молитва: «И ты, о пречистая владычица Богородица, умоли рожденного тобою Христа, Бога нашего, чтобы не припомнил он мне грехи мои и беззакония, которые совершил я пред величием славы его, но помиловал бы меня великого ради твоего милосердия. Будь же, Владычица, помощницей мне и всему воинству нашему, а мы, надеющиеся на тебя, не посрамимся, но победим врагов своих твоими молитвами и молитвами всех святых и святителей русских, наших помощников и молитвенников».

 

Внегда же приспѣ время чести святоѣ Еуангелие, солнцу же восходящу, и егда кончеваше дияконъ и возгласи послѣднюю строку во Евангелии: «И будет едино стадо и един пастырь»,[41] и абие яко сильный гром возгремѣ, и велми земля дрогну. Благочестивый же царь и великий князь из церковных дверей мало поступи и видя градную стѣну подкопом вырвану и страшно зрѣние: дым убо от земля яко тма являшеся, и на велику высоту восходящу великия и многия бревна, и онѣх нечестивых на высоту возметаща и многия побиваше.

Когда же на восходе солнца подошло время читать святое Евангелие и дьякон, заканчивая чтение, произнес последнюю строку из Евангелия: «И будет одно стадо и один пастырь», внезапно как будто загремел сильный гром и сильно задрожала земля. Благочестивый же царь и великий князь, выйдя немного из церковных дверей, увидел разрушенную подкопом городскую стену и страшное зрелище: от дыма, смешанного с землей, все покрылось тьмой, и на большую высоту взлетали многочисленные огромные бревна, поднимая вместе с собою на высоту нечестивых и многих убивая.

 

И се внезапу вторый подкоп тако же сотвори, и вси людие Бога на помощь призываше, на нечестивых устремишася. Благочестивый же царь и великий князь в церковь на молитву обратися и к слезам слезы изливая, яко да одолѣем до конца врагов своих. И се прииде нѣкий ближник царев и глаголет ему: «Се, государь, велие время приспѣ тобѣ ѣхати, яко бой убо велик во граде, и многия полки ожидают тобя, государя». Царь же отвѣща ему: «Аще до кончания молитвы пождем, велию милость от Христа приимем — велие бо оружие молитвеное на враги наша».

И тут внезапно взорвался и второй подкоп, и все воины, призывая на помощь Бога, устремились на нечестивых. Благочестивый же царь и великий князь, вернувшись в церковь на молитву, проливал обильные слезы, да одолеем до конца врагов своих. И вот приходит некто из царских приближенных и говорит ему: «Уже, государь, окончательно пришло время тебе ехать, ибо уже идет сильный бой в городе, и многие полки ожидают тебя, государя». Царь же отвечал ему: «Если дождемся мы окончания молитвы, то великую милость получим от Христа — мощное оружие молитвенное против врагов наших».

 

И се вторая вѣсть прииде, царь же и великий князь слышав, из глубины воздохнув и слезы многия пролияв, глаголаше: «Не остави мене, Господи Боже мой, и не отступи от мене, вонми в помощь мою!»[42] И прииде ко образу великого чюдотворца Сергия, и приложися к нему, и целовав любезно. И рече: «Угодниче Христов, помогай нам молитвами своими!» И причастився святыя воды, и доры вкусив, и тако же и Богородицына хлѣба[43] вкусив.

Когда же услышал царь и великий князь, что прибыл за ним второй гонец, вздохнул он из глубины души и, обливаясь слезами, проговорил: «Не оставь меня, Господи Боже мой, и не отступи от меня, приди мне на помощь!» И подошел он к образу великого чудотворца Сергия, и приложился к нему, и поцеловал его с любовью. И сказал: «Угодник Христов, помогай нам молитвами своими!» И причастился он святой водой, и вкусил доры, а также и Богородицына хлеба.

 

И литоргии скончаней бывши, благочестивый же царь исходит из церкви, весь якоже осѣнен, молитвою вооружен. И обращься к своим богомольцем, рек: «Мене убо благословляйте, а вы безпрестани Бога молите, да вашими молитвами Господь поможет нам на противныя враги наша». И сѣде на царской свой конь, вооружився крестом животворящим, сице рек: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми подщися![44] Суди, Господи, борющимся с нами и противящимся врагом нашим, и да будут яко прах пред лицем вѣтру! О сродницы наши и заступницы русстии Борисе и Глѣбе, будите нам в сий час заступницы и помощницы на противныя враги наша!»

Когда же окончилась литургия, благочестивый царь вышел из церкви весь словно в сиянии, вооруженный молитвою. И обратившись к своим богомольцам, сказал он: «Благословите меня, а сами непрестанно молите Бога, чтобы вашими молитвами помог нам Бог одолеть врагов наших». И сев на царского своего коня, вооружился он животворящим крестом и сказал так: «Боже, услышь мой зов о помощи и подвигнись на помощь мне, Господи! Осуди, Господи, борющихся с нами и противящихся нам врагов наших, да уподобятся они пыли, противостоящей ветру! О предки наши и заступники русские Борис и Глеб, будьте нам в этот час заступниками и помощниками против врагов наших!»

 

Видѣвше вси людие, яко государь к ним приближися, и в той час от всѣх стран на стѣну градную, яко на крылѣх, возлетѣша. И на всѣх стѣнах православнии сташа, Богу им помогающу, и нечестивых нещадно сѣчаху. И толико нечестивых сѣчаху, яко по удолиям крови течаху. И милостию и помощию всесильнаго Бога начаша православнии нечестивых одолѣвати. И уже православнии к цареву двору приближающуся и нечестивых нещадно сѣчаху.

Когда же увидели все воины, что приближается к ним государь, тотчас со всех сторон, словно на крыльях, взлетели они на городские стены. И заняли православные все стены, ибо помогал им Бог, и нещадно секли они нечестивых. И столько побили они нечестивых, что кровь их растеклась по оврагам. И с помощью всесильного Бога и по его милосердию начали православные одолевать нечестивых. И уже приближались православные к царскому дворцу, нещадно побивая нечестивых.

 

Нечестивии же вси собравшеся на царев двор, и нечестивии, видѣвше свою конечную погибель, и друг другу глаголаше: «Бѣжим, бѣжим убо скоро от них, яко Бог по них побарает и многия наша уже умроша». И начаша из града с стѣны метатися, и многия к лѣсу на побѣжение устремишася.

Нечестивые же все собрались на царском дворе и, видя свою окончательную гибель, говорили друг другу: «Бежим, бежим скорее от них, ведь сам Бог сражается вместе с ними, и много наших уже умерло». И начали они прыгать с городской стены, и многие бегом устремились к лесу.

 

 

И в той час вѣсть приспѣ ко благочестивому царю и великому князю, что за градом многия люди со града сметашася[45] и побѣгоша, тамо же царя и великого князя воеводы на той странѣ и многих нечестивых побиша; инии же на иную страну побегоша. На тѣх же царь и государь вскоре посла дву боляринов и с ними своих дворян. И тамо они толико нечестивых побиша, яко от реки и до лесу на велицем лузѣ мертвии лѣжаху.

И тотчас пришло известие к благочестивому царю и великому князю, что многие из горожан попрыгали с городских стен и пустились в бегство, но воеводы царя и великого князя, находившиеся на той стороне, многих нечестивых побили; часть же <казанцев> побежала на другую сторону. На тех царь и государь вскоре послал двух бояр со своими дворянами. И там они побили такое количество нечестивых, что мертвые лежали по всему огромному лугу от реки и до леса.

 

И уже великою милостию Божиею и помощию всесильнаго Бога нашего Исуса Христа и молитвами пречистыя владычица нашея Богородица, и молитвами и пособием великого архистратига Михаила и всѣх святых, и всѣхъ руских чюдотворцов и наших заступников и помощников молитвами, благочестивый царь и государь нашъ великий князь со своим православным воинством брався с нечестивыми и одолѣ. И до конца нечестивых православнии избиша, и царя казанского Едигара Каса-Ахануловича изымаша, и знамена его взяша, и ко благочестивому царю нашему и великому князю его приведоша, и град Казань взяша, яко убо стада полон гоняхутъ. Се же мы своима очима видѣхом, не ложно бо есть писание, но истинна.

И благодаря великой милости Божьей и помощи всесильного Бога нашего Иисуса Христа и молитвам пречистой владычицы нашей Богородицы и молитвам и помощи великого архистратига Михаила и всех святых, и всех русских чудотворцев и наших заступников и помощников молитвам, благочестивый наш царь и государь и великий князь со своим православным воинством одержал верх в битве с нечестивыми. И перебили православные всех нечестивых, и взяли в плен царя казанского Едигера Каса-Ахануловича, и захватили его знамена, и привели его к благочестивому царю нашему и великому князю, и взяли город Казань, и гнали, словно стада, толпы пленников. Все это мы видели своими глазами, так что не лживое это описание, но истинное.

 

Нечестивых же толико побиша, яко убо внутрь града стѣн толико мертвых нечестивых онѣх казанских татар лежаше, яко и з градными стенами сравнятися трупие мертвых. Во градных же вратѣхъ и во градѣ яко грамады мертвии лежаху, за градом же — во рвѣх и по Казани рецѣ и за Казанию рекою — бесчислено множество мертвыхъ бысть.

Нечестивых же побили так много, что <горы> мертвых тел казанских татар, лежавшие возле стен внутри города, сравнялись с городскими стенами. И в городских воротах, и в самом городе лежали огромные кучи мертвых, и за городом — во рвах, в реке Казани и за Казанью рекою — везде было бесчисленное множество мертвых.

 

И видѣв же благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии таковое милосердие Божие на себѣ и на всем своем христолюбивом воинствѣ, и руцѣ воздѣвъ ко Господу, благодарныя молитвы приношаше, сице глаголя: «Слава тебѣ, всемилостивый Господи Исусе Христе сыне Божий, давый нам побѣду на враги наша! Десница твоя прославися, Господи, в крѣпости, десная ти рука, Господи, сокруши враги наша. Что ти воздаммы, Господи, за вся благая, яже воздал еси нам? Слава тебѣ, премилостивый человѣколюбче Господи, яко не презрѣл еси моления раба своего! Слава тебѣ, Господи, яко малое воздыхание сердца моего и слезы услышал еси и прошения наша исполнил еси, и милость свою великую излиял еси на нас, и сопротивных наших до конца потребил еси.

Благочестивый же царь и великий князь всей Руси Иван Васильевич, видя такое милосердие Божие к себе и ко всему своему христолюбивому воинству, воздев руки к Господу, приносил благодарственные молитвы, говоря так: «Слава тебе, всемилостивый Господи Иисусе Христе, сыне Божий, даровавший нам победу над врагами нашими! Десница твоя, Господи, прославилась своей крепостью и сокрушила, Господи, правая твоя рука врагов наших. Чем воздадим мы тебе, Господи, за все то благое, что сделал ты для нас? Слава тебе, милосерднейший человеколюбец Господи, за то, что не презрел молений раба своего! Слава тебе, Господи, за то, что услышал ты тихие воздыхания сердца моего и слезы и исполнил прошения наши, и излил на нас великое милосердие свое, и всех врагов наших истребил до конца.

 

О премилостивая владычице Богородице, слава тебѣ, яко твоими молитвами и заступлением побѣжени быша враги наша. О всемилостивая госпоже владычице Богородице, ты со всеми святыми да и с нашими заступники — новыми рускими чюдотворцы умолила еси Господа нашего Исуса Христа з безначальным его Отцем и животворящим Духом, да услыша Господь молитву твою и дал нам победительная на сопостаты, и покорил нам враги наша под ноги наша. И о всѣх сих прославляется святое имя Отца и Сына и Святаго Духа нынѣ и присно и въ вѣки вѣком. Аминь».

О премилостивая владычица Богородица, слава тебе, ибо твоими молитвами и заступничеством побеждены были враги наши. О всемилостивая госпожа владычица Богородица, умолила ты со всеми святыми и нашими заступниками — новыми русскими чудотворцами Господа нашего Иисуса Христа с безначальным его Отцом и животворящим Духом, чтобы услышал Господь молитву твою и даровал нам победу над супостатами, и покорил нам под ноги врагов наших. И прославляется всем этим святое имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь».

 

Повелѣ же благочестивый царь и великий князь священному собору приити съ честным крестом, в нем же бѣ животворящеѣ древо, на нем же распятся Господь нашъ Исусъ Христосъ, и с святыми образы чюдотворными и всему причту церковному на мѣсто, идѣже бѣ стояше знамя царское, и повелѣ молебная пѣния пѣти о побѣде, благодарения всесильному Богу воздающе. И в той часъ повелѣ животворящий крестъ поставити и церковъ обложити Нерукотвореннаго образа же Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на том мѣсте, идѣже знамя его стояло, на знамени бо его царской образъ бѣ нерукотворенный Господа нашего Исуса Христа.

И повелел благочестивый царь и великий князь, чтобы священный собор и весь причт церковный с честным крестом, содержащим кусочек животворящего древа, на котором распят был Господь наш Иисус Христос, и со святыми чудотворными иконами пришли к месту, где стояло царское знамя, и приказал в честь победы петь молебные песнопения, воссылая благодарности всесильному Богу. И повелел он тогда же поставить животворящий крест и заложить церковь в честь Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на том месте, где стояло его знамя, ибо на знамени его царском был запечатлен нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа.

 

Внутри града толику силну огню возгорѣвшуся, яко едва на третий день возмогоша угасити. Повелѣ же благочестивый царь и градъ чистити от множества мертвых онѣх нечестивых. По семъ же повелѣ протопопу своему, именем Андрѣю, мужу добродѣтельну сущу, собрати соборъ игуменов и священниковъ и дияконовъ и повелѣ церковъ свящати Нерукотвореннаго образа Господа нашего Исуса Христа. Освятиша же церковь в лѣто 7061, мѣсяца октября въ 5 день в среду. И всячески и украси ю, якоже бо лѣпо, честными иконами и божествеными книгами, и святым пѣнием.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!