ТРОИЦКАЯ ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ КАЗАНИ 7 страница



Внутри же города разгорелся такой сильный огонь, что только на третий день едва смогли его погасить. И приказал благочестивый царь очистить город от множества мертвых тел нечестивых. После этого повелел он протопопу своему, по имени Андрей, человеку добродетельному, собрать собор игуменов и священников и дьяконов и повелел им освятить церковь в честь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. И освятили церковь в год 7061 месяца октября в 5 день, в среду. И была она всячески украшена, как тому подобает, честными иконами и божественными книгами, и святым пением.

 

И потом обложи церковь соборную внутрь города Казани во имя пречистыя Богородица славнаго ея Благовѣщенья и свящав ю того же мѣсяца въ 9 день недельный. Предѣлы же у Пречистые устрои со обою страну: со едину страну страстотерпцы Христови Борис и Глѣб, а з другую муромские чюдотворцы, и лѣпотнѣ украси якоже бѣ достояше.

А потом заложил он соборную церковь в самом городе Казани во имя пречистой Богородицы славного ее Благовещения и освятил ее в девятый, воскресный, день того же месяца. Приделы же к церкви пречистой Богородицы устроил с обеих сторон: с одной стороны <во имя> страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, с другой — в честь муромских чудотворцев, и чудесным образом украсил их, как и подобало.

 

Освяти же убо и град благочестивый царь и государь нашъ великий князь Иванъ Васильевичь и по стенам града з животворящими кресты и со всѣми иконами самъ хождаше з братом своим со князем Владимером Андрѣевичем и со священным собором, и з боляры своими, и со всѣмъ своим христолюбивым воинством. И вся убо добрѣ и богоугодно благочестивый царь и государь устроив. Заповѣда же и воеводам своим во градѣ церкви ставити.

И город освятил благочестивый царь и государь наш великий князь Иван Васильевич, сам пройдя с животворящими крестами и со всеми иконами по городским стенам вместе с братом своим князем Владимиром Андреевичем и со священным собором, и с боярами своими, и со всем своим христолюбивым воинством. И обо всем благочестивый царь и государь хорошо и богоугодно распорядился. Повелел он и воеводам своим строить в городе церкви.

 

Град же убо взял благочестивый царь и государь в лѣто 7061-го, мѣсяца октября въ 2 день, на память священномученика Киприяна и Устинии, в день недельный, пятый часъ дни.

Город же взял благочестивый царь и государь в год 7061 -й (1552) месяца октября во второй день — день памяти священномучеников Киприана и Устинии, в воскресенье, в пятом часу дня.

 

Кто же, сия слыша великое милосердие Божие, не удивится и не прославит Бога, яко идѣже кумирская капища, наипаче же бесовская жилища, быша, ту же нынѣ церкви християнстии провозсияша; идѣже нечестивии они скварами бесовскими и кровми скотнями землю и воздух оскверневаху, ту нынѣ о спасении християнстем Богови жертва приношашеся и безпрестанное славословие и молитвы Богови всылаху; и идѣже жилища имѣху они нечестивии срацыни, ту нынѣ православнии християнѣ вселишася и вселяются. Вся яже сия быша изволением Божиим и подвигом государя нашего благочестиваго царя и великого князя Ивана Васильевича и его брата благовѣрного князя Владимира Андрѣевича и всего его христолюбиваго воинства.

Кто же, услышав о таком великом милосердии Божии, не удивится и не прославит Бога, ведь там, где были языческие капища, а точнее — бесовские жилища, ныне воссияли христианские церкви; там, где нечестивые бесовскими жертвоприношениями и кровью животных оскверняли землю и воздух, ныне о спасении христиан Богу жертва стала приноситься и непрестанные славословия и молитвы стали возноситься Богу; там, где были жилища нечестивых тех сарацин, ныне поселились и поселяются православные христиане. И все это свершилось по изволению Божьему и благодаря подвигу государя нашего благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича и брата его благоверного князя Владимира Андреевича, и всего его христолюбивого воинства.

 

Еще же хощу вамъ повѣдати о православных воинех благочестиваго государя нашего царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца: яко убо они, благочестивии воини, уже ко брани с нечестивыми приближающеся и первеѣ убо они внутрь уготовившеся, како стати пред страшным и нетлѣнным небесным царем — Господем нашим Исусъ Христом и отвѣтъ дати о согрѣшениих своих, и приходящим ко святым церквам и исповѣдающимся чистым покаянием ко отцем духовным и причащающимся страшныхъ и трепетных и ужасных своих тайн — пречистому тѣлу и крови Господа нашего Иисуса Христа, и такову получающу нетлѣнну надежду и оружие на супостаты непобедимое, и толико презрѣша смерть, яко не токмо боятися ея, но и радоватися неизреченною радостию, еже пострадати за православную вѣру и за своего православного царя и государя.

Еще хочу вам поведать о православных воинах благочестивого государя нашего царя и великого князя Ивана Васильевича всей Руси самодержца: когда приближалось им, благочестивым воинам, время идти на брань, приготовляли они себя сначала духовно, чтобы предстать пред вечным и строгим небесным царем — Господом нашим Иисусом Христом и ответ дать о прегрешениях своих, поэтому приходили они ко святым церквам и исповедовались с искренним покаянием перед духовными отцами и причащались страшным и трепетным и ужасным тайнам — пречистому телу и крови Господа нашего Иисуса Христа, и такую получали они нетленную надежду и непобедимое оружие против супостатов, и настолько презирали смерть, что не только не боялись ее, но радовались несказанною радостью о том, что могут пострадать за православную веру и за своего православного царя и государя.

 

И тако кои же, друг друга укрѣпляя, глаголаше: «Аще не ныне умрем, умрем же всяко, аще ли ныне умрем, от Господа приимемъ нетлѣнное и бесконечное царство; аще мужескии храбръствовав на брани и живи будем, великую от Господа милость приимем, а от нашего земного царя велию честь и славу восприимемъ, и всякое наше недостаточное он, благочестивый государь, нам исполнитъ, и от человѣкъ в роды и роды славни будем».

И так говорили некоторые из них, укрепляя <духом> друг друга: «Если теперь не умрем, все равно умрем когда-нибудь, если же умрем теперь, то получим от Господа нетленное и вечное царство; если будем мужественно и храбро сражатъся и останемся живы, то получим от Господа великую милость, а от нашего земного царя — великую честь и славу, и даст нам благочестивый государь все, чего нам недостает, и будет слава о нас переходить из рода в род».

 

О блаженнии и треблаженнии воини православнии! С таковою надежею уготовившеся на брань, и много они с нечестивыми бравшеся и ови убо от нихъ на брани с нечестивыми умирахуть, овии же послѣднѣхъ дышуще и во иноческий образ облещися желающе, и таковое свое прошение получиша, н ангельскимъ образом украсившеся, и с великою надежею и радостию ко Господу отъидоша; овии же от нихъ многи раны на тѣлесѣхъ имуще, отхождаху к своему государю и царю мужество и храбрство являше.

О блаженные и трижды блаженные воины православные! Укрепившись такою надеждою перед сражением, долго бились они с нечестивыми и одни из них умирали в бою с безбожными, другие при последнем вздохе хотели облечься в иноческий образ и получили исполнение своего желания, украсившись ангельским образом, и с большой надеждой и радостью отошли к Господу; некоторые же, имея многие раны на теле своем, возвращались к своему государю и царю, являя собой пример мужества и храбрости.

 

Мы же убо прекратимъ повѣсть сию и на предлежащеѣ возвратимся, и Господа и Бога и Спаса нашего Исуса Христа прославим, и сице глаголем: «Слава тебѣ, Господи, яко даровал еси нам сицева благочестиваго царя и государя и великого князя Ивана Васильевича! Слава тебѣ, Господи, укрѣпивый раба своего государя нашего на сопротивныя! Слава тебѣ, Господи, покоривый под нозѣ врагов государю нашему, православному царю, и нынѣ и в предидущая лѣта!

Мы же закончим повесть эту и к предыдущему возвратимся, и прославим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и скажем так: «Слава тебе, Господи, за то, что даровал нам такого благочестивого царя и государя и великого князя Ивана Васильевича! Слава тебе, Господи, укрепивший раба своего, государя нашего, против врагов! Слава тебе, Господи, покоривший врагов под ноги государю нашему, православному царю, теперь и в будущие годы!

 

О премилостивый Господи Исусе Христе, сыне Божий, молитвами пречистыя ти матере и всѣх святых молитвами и молитвами великого чюдотворца Сергия и Никона, помилуй и сохрани своею благодатию государя нашего, православнаго царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца и съ его благочестивою царицею Анастасиею и съ его сыном, царевичем Дмитрием, и съ его братиями, и со всѣмъ христолюбивым воинствомъ! И даруй ему, всемилостивый Господи, душевное спасение и тѣлесное здравие, и побѣду на сопротивныя, и яко твоею милостию страшен будетъ врагом своим, яко ты еси истинный Богь нашъ Исусъ Христосъ, сынъ Божий, и дая власть, емуже хощеши. И тебѣ славу всылаем со безначальным Отцем и с пресвятым и животворящим Духом нынѣ и в предидущия вѣки вѣкомъ! Аминь».

О премилостивый Господи Иисусе Христе, сыне Божий, за молитвы пречистой твоей матери и молитвы всех святых, и молитвы великого чудотворца Сергия и Никона помилуй и сохрани своею благодатию государя нашего, православного царя и великого князя Ивана Васильевича всей Руси самодержца с благочестивой его царицей Анастасией и с сыном его, царевичем Дмитрием, и с братьями его, и со всем христолюбивым воинством! И даруй ему, всемилостивый Господи, душевное спасение и телесное здравие, и победу над врагами, да будет он по твоей милости страшен врагам своим, ибо ты есть истинный Бог наш Иисус Христос, сын Божий, дающий власть, кому пожелаешь. И воссылаем тебе славу с безначальным Отцом и с пресвятым и животворящим Духом ныне и во все будущие века! Аминь».

 

Взято Казанское царство в лѣто 7061 году октября въ 5 день.

Взято Казанское царство в год 7061 (1552) октября в 5 день.

 


[1] ...тайну цареву добро есть хранити, а дѣла Божия преславно есть проповѣдати... — ср.: Товит. 12.7.

[2] Посылает убо благочестивый царь... — Поход на Свиягу с целью постройки города-крепости вблизи Казани происходил весной 1550 г.

[3] ...царя Шигалѣя Шиговлѣяровича... — Шигалей — касимовский царевич Шах-Али, трижды занимавший Казанский престол (см. о нем коммент. к «Казанской истории»).

[4] ...Юрья Михайловича Булгакова... — Ю. М. Булгаков (Голицын-Патрикеев) — московский боярин из рода Гедиминовичей, еще в XIV в. вошедших в состав великокняжеского двора, а во второй половине XV в. составивших самую влиятельную прослойку в Думе. Его дед Иван Булгак был потомком литовского князя Патрикия, в начале XV в. приехавшего на Русь и породнившегося с великим князем Василием I через брак своего сына Юрия с его дочерью. Ю. М. Булгаков получил боярство в период малолетства Ивана Грозного, в 40-е гг. служил в Коломне, Кашире, в Нижнем Новгороде. В 1550 г. был тысяцким на свадьбе Владимира Андреевича Старицкого и А. А. Нагой. Его участие в строительстве Свияжска подтверждается летописями.

[5] ...да болярина и воеводу князя Семена Ивановича Микулинского... — С. И. Микулинский (Телятевский-Пунков) — потомок тверских князей Микулинских, еще в середине XVI в. имевших собственных вассалов на территории бывшего Микулинского уезда, старший сын Ивана Андреевича Пунко (Луговицы), боярин с 1550 г., был женат на дочери В. Г. Морозова; как воевода участвовал в казанских походах 1547, 1548, 1550, 1551, 1552 гг., ливонских походах 1558—1559 гг., был оставлен наместником в Казани после взятия ее русскими войсками. Умер в 1562 г.

[6] ...да болярина и дворетцкого московского Данила Романовича... — Д. Р. Захарьин (Юрьев-Кошкин), брат царицы Анастасии Романовны, шурин Ивана Грозного, происходил из могущественного старомосковского рода Кобылиных, служивших московским князьям еще с середины XIV в. Его дед — Ю. З. Кошкин был видным политическим деятелем времен Ивана III. Д. Р. Захарьин, посланный на строительство Свияжска, оставался там в ожидании нового похода на Казань, летом 1552 г. он ходил из Свияжска на горных черемисов и привел их к присяге Ивану Грозному, после взятия Казани в 1560 г. был направлен царем на подавление бунта луговых черемисов во главе с Мамич-Бердеем.

[7] ...и царя им дав Шигалилѣя... — Речь идет о третьем, последнем правлении в Казани царя Шигалея (1551—1552). Обстоятельства третьего воцарения в Казани Шах-Али подробно описаны в «Летописце начала царства»; другую, беллетризованную версию дает автор «Казанской истории» (см. главы 35—36, 42).

[8] На рецѣ же на Каме немногие люди московские ихъ побиша и Кощака с товарыщи изымав, к Москве привели. — После смерти Сафа-Гирея власть в Казани захватила крымская группировка во главе с уланом Кучаком (Кощаком). Она провозгласила ханом малолетнего сына Сафа-Гирея, а регентшей — его вдову, мать Утямыша, Сююн-Бике. Правление Сююн-Бике продолжалось с марта 1549 по август 1551 г. (См. комментарии к «Казанской истории»).

[9] ...и казанского царя Аташа съ материю его со царицею Суюнбекѣ съимъ ис Казани взяли и къ государю к Москве послаша. — Аташ — Утемыш-Гирей (Мамшкирей), сын казанского царя Сафа-Гирея и Сююн-Бике, дочери ногайского мурзы Юсуфа, родился в 1549 г., в год смерти Сафа-Гирея; после крещения на Руси получил имя Александр (см. коммент. и описание этих событий в «Казанской истории», гл. 38—40).

[10] ...посла к ним бояр... Ивана Васильевича Шереметева... — И. В. Шереметев (Большой) — видный боярин эпохи Грозного, сын Василия Андреевича Шеремета, род которого, как и род Захарьиных, восходил к Федору Кошке из московской династии Кобылиных. В малолетство Грозного И. В. Шереметев был советником Шуйских, принял активное участие в свержении И. Бельского, позднее входил в ближнюю думу царя, имел немалые военные заслуги, принимал участие в казанском походе 1545 г., в январе 1552 г. по поручению Ивана Грозного вел переговоры с казанцами, просившими отозвать Шигалея из Казани; в ходе штурма Казани в октябре 1552 г. вместе с А. М. Курбским окружил и уничтожил последнюю группу казанцев, пытавшихся бежать из города; зимой 1554 г. руководил военными действиями против взбунтовавшихся луговых черемисов. В период опричнины постригся в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре.

[11] ...да с ними Алексѣя Федоровича Адашева. — А. Ф. Адашев — думный дворянин, окольничий, возглавивший первое правительство Ивана Грозного, позднее названное «избранной радой», в 50-е годы оказывал большое влияние на молодого Грозного, был инициатором реформ середины XVI в., укреплявших централизованную власть, возглавлял составление разрядных книг и летописей, в том числе и «Летописца начала царства» — источника Троицкого сочинения. В 1551 г. А. Адашев по поручению царя организовывал отправку из Казани в Москву царицы Сююн-Бике, затем принимал участие во взятии Казани. В 1560 г. он руководил военными действиями в Ливонии, но не сумел в полной мере воспользоваться победой над рыцарским войском, чем вызвал недовольство царя, попал в опалу и через год скончался в Юрьеве от «огненого недуга».

[12] ...болярина своего князя Олександра Борисовича Горъбатого... — А. Б. Горбатый — боярин и воевода, видный деятель времен Ивана IV. Его род восходит к младшей ветви суздальских князей, родоначальником которой был второй сын суздальского князя Дмитрия Константиновича Семен. Фамилию свою род Горбатых вел от его внука — Ивана Васильевича. В разрядах А. Б. Горбатый упоминается с 1538 г. Он принимал участие в казанских походах 1549 и 1552 гг., особенно отличившись во время взятия Казани и получив затем должность ее первого наместника. Был казнен в первые дни опричнины в феврале 1565 г.

[13] ...да болярина своего князя Петра Ивановича Шуйского... — П. И. Шуйский — знаменитый воевода, видный боярин середины XVI в., сын И. В. Шуйского, известного правителя времен малолетства Грозного, потомок той ветви рода суздальских князей, которая восходит к Василию Курдяпе, сыну князя Дмитрия Константиновича. Весной 1552 г. П. И. Шуйский вместе с А. Б. Горбатым был послан в Свияжск, где усмирил волнения горных черемисов и привел их к присяге Ивану Грозному. После взятия Казани он был оставлен наместником в Свияжске, принимал участие в подавлении бунта арских людей в 1556 г.; в ходе Ливонской войны возглавлял осаду Дерпта (1558), Мариенбурга и Феллина (1559); в 1563 г. после взятия Полоцка был оставлен в городе для его укрепления. Погиб в 1564 г. в сражении с гетманом Радзивиллом на р. Уле.

[14] ...царь крымской... — Девлет-Гирей, крымский хан (1551—1577), племянник Сахыб-Гирея, сменивший его на крымском престоле. Был ставленником турецкого султана. В 1552 г. при военной поддержке Турции попытался помешать походу русских на Казань. Осада Тулы была предпринята им в 20-х числах июня.

[15] ...якоже кроткому Давиду на безбожнаго Голияда. — См. коммент. к «Казанской истории».

[16] ...приими покаяние мое, якоже Давида, Иезекѣиля и Манасия, и разбойника, и ниневгитянъ. — Иван Грозный называет имена известных библейских героев: царя Давида, легендарного составителя Псалтири; пророка Иезекииля, жившего во времена царя Иосии; иудейского царя Манассии, преемника Езекии, чье царствование было ознаменовано грехами и беззакониями, за которые он был наказан Богом — уведен пленником в Вавилон, но после покаяния прощен и возвращен в Иерусалим; одного из разбойников, распятых вместе с Христом, который, согласно Евангелию от Луки (23, 39—44), перед смертью раскаялся и, уверовав в Христа, получил искупление грехов; ниневитян — жителей Ниневии, столицы Ассирийского царства, отличавшихся испорченными нравами, но помилованных Господом после их искреннего раскаяния (Иона. 3, 4—10).

[17] Ты пренепорочную владычицу Богородицу, со апостолы к тебѣ пришедшу, видѣ... — Имеется в виду эпизод, описанный в «Житии Сергия Радонежского», когда после молитвы святого перед образом Богоматери она предстала перед ним вместе с апостолами Петром и Иоанном и сообщила о Божьей милости, которую вымолил для своего монастыря Сергий (см. т. 6 наст. изд.).

[18] ...И якоже послал ... архистратига Михаила ... вѣрному своему Аврааму на Ходологомора царя содомского... и твоею, Господи, силою и помощию... архистратига Михаила сих побѣди... — Речь идет о библейском эпизоде, рассказывающем о победе Авраама над противником царей Содома и Гоморры Кедорлаомером, захватившим города Иорданской долины и взявшим в плен племянника Авраама Лота (Быт. 14, 5—24). В обоих списках Троицкого сочинения этот эпизод передан неточно, вероятно вследствие порчи первоначального текста.

[19] ...и якоже Исусу Навеину того же помощника послал еси ... егда же и обступиша град Иерихон ... Исус Наввин царей и всѣх людей ео Иѣрихоне граде изсѣче... — Согласно Библии, помощник и преемник Моисея Иисус Навин овладел городом Иерихоном благодаря чудесной помощи Бога: стены осажденного города рухнули от звуков труб и криков войска Иисуса Навина (Нав. 6, 19).

[20] ...такоже пособникъ бысть и Гедеону на мадияны той же архистратиг Михаил... и мадиямы сами между собою изсѣкошася смятением арханьгеловым... — Библейский герой Гедеон, сын Иоаса из г. Офры, 7-й судья израильский, согласно библейскому рассказу, был подвигнут ангелом Господним спасти свой народ от ига мадианитян: во главе трехсот безоружных воинов он окружил стан врагов и вызвал в нем такой сильный переполох звуками труб, треском разбитых кувшинов и светом свечей, что мадианитяне в темноте от страха поубивали друг друга (Суд. 7, 7—22).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!