ХОЖДЕНИЕ НА ВОСТОК ГОСТЯ ВАСИЛИЯ ПОЗНЯКОВА С ТОВАРИЩИ 8 страница



[64] ...мощи святыхъ отецъ избиенныхъ в Синаи и в Раифе. — В IV и V вв. на Синае и в Раифе христианские монахи подвергались массовому избиению со стороны сарацин (арабов) и варваров. Позднее они были отнесены к раннехристианским мученикам.

[65] ...а поникадилъ 50. — Паникадила — подвесные церковные светильники, состоявшие из многочисленных лампад.

[66] ...царь Устиян... — Византийский император Юстиниан I (527—565).

[67] ...церковъ Василей Кѣсарийский... — Василий Кесарийский, иначе Василий Великий (329—378), один из авторитетных богословов раннего христианства; был епископом в Кесарии Каппадокийской; автор многих сочинений, посланий, проповедей.

[68] ...святый Илья пророк... вранове приношаху. — Илья пророк, согласно библейскому рассказу, был послан на землю во время трехлетней засухи. Он скрывался и постился в пустыне, куда ему доставлял пищу вóрон (3 Цар. 17, 1—6).

[69] ...церковъ Елисей пророкъ... да... Марина. — Елисей — один из библейских пророков, ученик пророка Ильи (3 Цар. 19, 19—21); мученица Марина умерла около 275 г.

[70] ...Егда Богъ сниде к Моисею... гдѣ Моисей постился 40 дней. — Здесь история Моисея излагается согласно библейскому рассказу (Исход. 24, 12—18), но с некоторыми дополнительными подробностями — о камне, закрывшем пророка с головой, о темнице, где он постился.

[71] ...Моисей на столпе змию медяну возносилъ. — Согласно библейскому рассказу (Числ. 21, 5—9), пророк Моисей создал медного змея и установил его на столбе для исцеления израильтян, пораженных укусами змей.

[72] ...тот горнъ, где израильтяне главу тельчию слияли... — О создании кумира — литого тельца — сообщается в библейском рассказе (Исход. 32, 8).

[73] ...две церькви: 40 мученикъ, да... Антония Великого. — Согласно житийной легенде в IV в. в Севастии Армянской сорок мучеников были осуждены за приверженность христианской религии и приговорены к жестокой казни (их раздели и оставили на ночь на льду замерзшего озера). Антоний Великий (ок. 251—356) — родом из Египта. Его считают отцом монашества. Смолоду до конца жизни он вел отшельническую жизнь, во время которой боролся с искушениями трудом и молитвой.

[74] ...на празникъ... Екатерины. — Память св. Екатерины отмечалась 24 ноября.

[75] ...бумагою хлопчатую... — Хлопок или хлопчатобумажная ткань была необычной для русских путешественников, употреблявших ткани льняные или шерстяные.

[76] ...где постился Иванъ Лестьвичьникъ 40 лет... — Иоанн Лествичник (ум. ок. 563 г.), автор «Лествицы райской», о трудностях иноческой жизни. Вел отшельническую жизнь, а последние несколько лет был игуменом Синайского монастыря.

[77] ...пророкъ Давидъ написа: «Птица... насытишася зело». — Здесь цитируется текст Псалтыри (77, 27—29).

[78] ...животворящее дрѣво... — Т. е. крест, на котором был распят Христос.

[79] ...святыхъ безсребреникъ Козмы и Домъяна... — Святые Козьма и Дамиан прославлялись как бескорыстные врачи-целители.

[80] ...апостола Луки... — Апостолу Луке приписывается авторство одного из Евангелий; кроме того, его считали автором иконописного изображения Богоматери с младенцем Христом.

[81] ...ко Гробу Господню. — Гробом Господним называлась пещера с гробницей Христа и сооружения над ней, многократно подвергавшиеся переделкам и перестройкам со времени завоевания Иерусалима крестоносцами и в последующий период. В числе этих сооружений церковь Воскресения, возведенная непосредственно над пещерой с Гробом Господним в XI в. и перестроенная в XII в.

[82] ...на память святого пророка Наума. — Память св. пророка Наума приходится на 1 декабря.

[83] ...Корабли... деланы без железного гвоздия... к собе привлечетъ. — Критика приведенного в тексте объяснения, почему не употребляли гвозди в кораблях, была высказана еще в VI в. византийским историком Прокопием Кесарийским. Возникновение легенды о магните в водах Красного моря он объяснял запретом на торговлю железом, которого не было у индов и эфиопов, чьи корабли достигали указанного моря.

[84] ...пяти пядѣей... — Пядь — старинная русская мера длины, равная расстоянию между концами растянутых пальцев, большого и указательного.

[85] ...где Моисей насади 70 финиковъ... из горъ каменныхъ... вода... горька добре. — Здесь и далее текст опирается на библейский рассказ о жаждавших в пустыне израильтянах, которым была горька вода в Мерре, пока они не достигли 70 финиковых деревьев и 12 источников (Исход. 15, 23 и 27; Числ. 33, 8—9).

[86] ...до монастыря Иванна Роифенского... — Иоанн Раифский, или Раифенский, был местночтимым святым.

[87] ...на Сионѣ горѣ... — Сион — гора (холм) в Иерусалиме.

[88] ...царица Елена. — Елена (ум. в 327 г.) — мать императора Константина Великого (274—337). Ей приписывается обретение и украшение гроба Христа и креста, на котором он был распят.

[89] ...со Иосифомъ и с Никодимомъ... — Согласно евангельскому рассказу, Иосиф Аримафейский и Никодим были тайными учениками и последователями Христа. Они сняли с креста мертвого Христа и совершили над ним обряд погребения (Иоан. 19, 38—42; Лк. 23, 50—53).

[90] ...камень, что ангелъ отвалилъ... — Согласно евангельскому рассказу при воскресении Христа камень от его гроба отвалил ангел (Мф. 28, 2).

[91] ...престолъ болгарский... — Имеется в виду храм, освященный болгарской автокефальной церковью.

[92] ...пупъ всей земли... — Понятие «средина земли» по христианскому вероучению отводилось месту, где испытал страдания Христос. В Псалтыри говорится: «царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (73, 12).

[93] ...темница, где седел... Исусъ Христосъ. — Согласно четвероевангелию Христа привели в дом первосвященника. «Темница» представляет собой апокрифическое дополнение легенды.

[94] ...латынское каньдило. — Подсвечник (лампада) западноевропейской работы.

[95] ...столпъ от мрамора... часть во Цареградѣ... часть его в Римѣ... — Христианские реликвии нередко принадлежали нескольким владельцам.

[96] ...истече кровь... Христа на Одамову главу. — (Иоан. 19, 33—34). Пав на землю, кровь достигла черепа Адама, находившегося под крестом.

[97] ...то место зоветца Лобное. — Название Лобное место — второе название Голгофы (от лба — черепа Адама).

[98] ...Иверская земля... вера греческая, а языкъ у нихъ свой. — Иверской землей называли Грузию. Иверов, или грузин, как и болгар, автор Хождения упоминает как православных христиан, в противовес еретикам.

[99] ...гробъ Мельхиседековъ. — Мельхиседек был царем Салима, согласно рассказу Библии (Бытие. 14, 18).

[100] ...снятие со креста... обви плащеницею. — Описание снятия с креста известно по евангельскому рассказу. Обычай обвивать тело умершего пеленами соблюдался иудеями. В церковном обиходе плащаницей называют пелену с изображением положения Христа во гроб и его оплакивания.

[101] ...патриархъ... Герьман. — Герман — патриарх иерусадимский в 1534—1579 гг.

[102] ...арнапиты... — Арванитами, или арнанитами, греки называли албанцев (турки называли их арнаутами).

[103] ...4 золотыхъ угорских... — Угорские (венгерские) золотые монеты имели хождение в средние века в странах Ближнего Востока, на Балканах и на Руси.

[104] ...фрязовъ... — Фрягами на Руси называли иностранцев западноевропейского происхождения.

[105] ...погани турцы спагли и санчаки... — Возможно, что вместо спагли в оригинале читалось с поганими.

[106] ...дадутъ старую трапезу. — Т. е. старую трапезную, как правило служившую не только столовой, но и монастырским храмом.

[107] ...не прочитая парѣмеи... — Паремеи, или паремии, — отрывки из книг Ветхого завета, содержащие пророчества и поучения, которые читались на вечернем богослужении.

[108] ...хоруговъ... — Хоругвь — род церковного знамени с двусторонним изображением.

[109] ...игумѣн венецкой Внифаньтей... — Бонифаций Стефан Красси Рагузинский, занимавший пост «стража Святой Земли» в 1550—1559 и 1563—1565 гг.

[110] ...пояшѣ стихеру: «Днесь адъ стоня вопиетъ». — Начало церковного песнопения.

[111] ...преже нашего патриарха... патриархъ же нашь Герьман... — Рассказчик называет патриарха иерусалимского Германа «нашим» в противовес «латынскому» игумену.

[112] ...петь божестьвенную литурьгию. — Литургия, иначе обедня, — богослужение, совершаемое до обеда.

[113] ...чести апостолская Деяния. — Деяния апостолов — часть Священного писания. Она состоит из 28 глав, которые постепенно читаются во время богослужения.

[114] ...церьковъ великая... утворена мусиею и подписана златом. — Церковь Воскресения Христова была украшена мозаикой с применением золотого фона.

[115] ...еретиковъ бесящихся, — великое ихъ неистовство... скакаше и плесаше аки скомороси. — Здесь проявляется нетерпимое отношение русских паломников к обрядности других вероисповеданий.

[116] ...и празнуютъ неделю въсю радующеся духовнѣ, а нѣ телеснѣ, не пьянствомъ. — Отмеченный русскими паломниками «духовный» характер празднования пасхальной недели в Иерусалиме, видимо, объясняется тем, что рассказчики были светскими лицами, лучше знавшими народные обычаи, а не церковный или монастырский быт.

[117] ...Иякова, брата Господня. — Иаков был одним из 12 апостолов, учеников Христа, он приходился Христу двоюродным братом.

[118] ...Иванъ Предотеча... — Иоанн Предтеча, или Креститель — предшественник и предвестник Христа.

[119] ...церковъ... Святая Святыхъ. — Христианская церковь Святая Святых в Иерусалиме, построенная на месте храма, основанного царем Соломоном (3 Цар. 6 и 7), церковь оказалась в результате перестроек внутри мечети Омара.

[120] ...Соломан со июдеи... — Царь Соломон, полулегендарный царь израильский (1020—980 гг. до н. э.), сын царя Давида и Вирсавии. Его считали «царем мира», автором притч и книги Екклезиаст, вошедшей в состав Библии. История царя Соломона излагается в 3-й книге Царств и 2-й книге Паралипоменон.

[121] ...«Разорю церковъ сию и трѣми деньми созижьду ̀ю». — Здесь приводится перефразированный евангельский текст (Мф. 26, 61).

[122] ...заклан был... Захария... — Об убийстве Захарии сообщается в Евангелии от Матфея (23, 34).

[123] ...праведный Семионъ... твоих и Израиля». — Симеон Богоприимец — старец-священник, который принял младенца Христа в храм и произнес пророческие слова, процитированные здесь по евангельскому тексту (Лк. 2, 29—32). Этот сюжет называется Сретение.

[124] ...к горе Елѣоньстей... — Елеонская (Масличная) гора под Иерусалимом.

[125] Вифания... — село за горой Елеонской.

[126] ...Дети еврѣйския... осанна в вышьних... — Здесь пересказан евангельский рассказ о въезде Христа в Иерусалим и о том, как встречал его народ (Мф. 21, 7—9; Мр. 11, 9—10).

[127] ...ста камень... мякокъ, аки воскъ. — Рассказ о следах на камне относится к числу неканоничных преданий.

[128] ...Исусъ Христосъ изгна торжники. — Рассказ об изгнании Христом торгующих из храма известен по евангельским текстам (Мр. 11, 15—17; Мф. 21, 12—14).

[129] ...введена бысть пресвятая Богородща трею летъ сущи. — Этот сюжет — Введение во храм — почерпнут из так называемого Первоевангелия, рассказывающего о детстве Богородицы.

[130] ...мерило праведное... скалвы... — Мерило праведное, или весы, следует связывать с апокрифическими источниками; скалвы (шведск.) — коромысловые весы.

[131] ...А варки... на земли. — Это место остается неясным, оно не переведено.

[132] ...розбиена до основания царемъ Титомъ римскимъ. — Иерусалим был захвачен и разрушен во время Иудейской войны в 68—69 гг. сыном римского императора Веспасиана полководцем Титом. В память об этом событии в Риме воздвигнута триумфальная арка (арка Тита).

[133] ...пророкъ Давидъ глаголетъ: «Боже... оскверниша церковъ святую твою». — Цитата из Псалтыри (78, 1).

[134] ...домъ... Иакима и Анны. — Иоаким и Анна — родители Богоматери.

[135] ...виде святая Анна гнездо птиче... — Согласно тексту апокрифического Первоевангелия, Анна увидела птичье гнездо на лавровом дереве, когда стала молиться.

[136] ...ровъ Еремия пророка... — Пророк Иеремия за пророчество о гибели Иерусалима от вавилонян был брошен в ров с нечистотами. Иеремии приписывается авторство библейской книги Иеремии и Плач по Иерусалиму.

[137] ...домъ Пилатовъ... — Понтий Пилат — правитель Палестины, во время правления которого, согласно евангельскому тексту, судили и распяли Христа.

[138] ...домъ Аннинъ и Кайяфинъ... — Анна и Каиафа — первосвященники и духовные вожди иудеев, согласно евангельскому тексту, во время суда над Христом.

[139] ...от Лиды... — Лидда — библейский город по дороге из Иерусалима к Иоппии.

[140] ...видѣ Давид Вирсавию во ограде мыющеся. — Согласно библейскому рассказу (2 Цар. 11, 2), царь Давид с кровли своего дома увидел Вирсавию во время омовения. Он отослал ее мужа Урию в военный поход, а сам взял Вирсавию в жены.

[141] ...рече Божестеенное Писание: «В дому Давидове страх велик... судятся всяка плѣмена земная и языцы». — Приведенный текст перефразирует один из псалмов Давида (Псалтырь. 121, 5).

[142] ...патриарха иерусалимского Софрония. — Замена имени Германа Софронием в данном списке (и в двух списках ИРЛИ) указывает, что текст Хождения Познякова при переписке подновлялся, так как Софроний был патриархом после Германа — с 1579 по 1607 г.

[143] ...Удоль плачевна... — Название ручья — Юдоль плачевная.

[144] ...домъ Зеведеовъ, отца Иванна Богослова... окаяннаго Июды... — Зеведей — отец Иоанна Богослова и Иакова, двух из двенадцати апостолов, учеников Христа. Перед тайной вечерей Христос омыл ученикам ноги, не исключая Иуду, предавшего Христа.

[145] ...Иванна Богослова возляже... — Следует читать Иван Богослов в именительном падеже.

[146] ...«Жено, се сын твой»... «Се мати твоя»... — Здесь цитируется евангельский текст (Иоанн. 19, 26—27).

[147] ...прииде Исусъ Христосъ по воскресении своем ко ученикомъ... — Описывается сюжет Воскресения Христова (Мф. 28, 1—10).

[148] ...ребра своя показа и Фому увѣривъ. — Уверение Фомы — сюжет евангельского рассказа (Иоан, 11, 20, 24—29) о том, как воскресший Христос вложил руку усомнившегося в чуде апостола Фомы в раны от гвоздей и вернул ему веру.

[149] ...сшествие Святого Духа... — Сошествие Святого Духа на апостолов, согласно библейскому рассказу (Деяния апостолов. 2, 1—4), чудесное нисхождение на каждого из них огненного языка при шуме ветра, после чего все они стали говорить на разных языках, вещая «слово Божие».

[150] ...первомученика Стефанна. — Стефан, побитый камнями за проповедь учения Христа, согласно рассказу о нем в Деяниях Апостолов (главы 6 и 7), считается самым первым христианским мучеником.

[151] ...отсекл аггелъ... руцѣ жидовину... — Апокрифический рассказ об успении Богоматери сообщает о нечестивце Авфонии, который пытался опрокинуть ложе усопшей. За это он был наказан: ангел отсек ему руки мечом.

[152] Галилѣя Малая — одна из вершин горы Елеонской.

[153] ...семнадцать монастырей стоитъ. — Испр., в рук. семь. В двух других списках XVII в. читается семнадцать монастырей. В публикуемой рукописи перечислено 13 монастырей.

[154] ...Богородицы... Одегитрия. — Одигитрия (греч.) — Путеводительница. Это особый иконографический тип изображения Богоматери с младенцем.

[155] ...великомученика Димитрия... — Известен греческий святой Дмитрий Солунский (убит в 306 г), прославленный как воин.

[156] архистратига Михаила... — Архистратиг (архангел) Михаил — согласно библейскому преданию один из семи архангелов, вождь небесного воинства.

[157] ...Старцы же Савина монастыря... приидоша в Московское царство. — Монастырь Саввы Освященного находился за стенами города, вне Иерусалима. При царе Иване IV Грозном иерусалимскому монастырю Саввы Освященного была дана жалованная грамота, по которой его старцы могли приезжать на Русь для сбора средств на церковное строение.

[158] ...Еуфимия Великого. — Евфимий Великий (376—477) — отшельник, поселившийся в пещере под Иерусалимом. Позднее там возникла Евфимиева лавра.

[159] ...святыя великомученицы Феклы... святого отца Харитона. — Христианские святые родом из Малой Азии. Фекла считается ученицей апостола Павла; она прожила 90 лет, в течение которых подвергалась преследованиям за верность христианской религии. Харитон Исповедник (ум. ок. 350 г.), также испытавший гонения, способствовал основанию палестинских монастырей.

[160] ...Воздвижение Честнаго Креста... — Один из церковных праздников, связанный с идеей торжества христианской веры.

[161] ...пещера, коли бежала Елисавефъ... ото Ирода царя. — О бегстве матери Иоанна Предтечи Елизаветы с сыном-младенцем от преследований царя Ирода не сообщается в евангельском рассказе.

[162] ...спали два пророка. — Возможно, что здесь содержится намек на апокрифическое сказание о пророке Иеремии, в котором фигурирует длительный сон (66 или 70 лет) юноши Авимелеха под смоковным деревом.

[163] О селѣ Скудельниче... в погрѣбение страннымъ... — Село Скудельниче (Горшечниково) было куплено у горшечника на деньги, заплаченные Иуде за предательство, — таков евангельский рассказ (Мф. 27, 7 и 10). В этом селе хоронили паломников.

[164] См. сноску 163.

[165] ...Егда преда Июда... Тогда завеса церковная раздрася надвое... — По евангельскому рассказу во время распятия Христа был ряд знамений — разорвалась церковная завеса, померкло солнце и т. д.

[166] ...а въ другой закромъ кости. — Сохранение останков в так называемых костницах характерно для афонских и греческих монастырей.

[167] ...домъ пустъ...праведнаго Иева... — Иов праведный — библейский персонаж, является примером терпения и преданности Богу, несмотря на выпавшие на его долю лишения и несчастия (Книга Иова).

[168] ...Содомское морѣ.— Мертвое море.

[169] ...Силуямля купель... погружаются... и здрави бываютъ. — Силоамский источник в Иерусалиме у горы Сион. Вода в нем считалась исцеляюшей.

[170] ...«Егда возерати Господь от Вавилона пленение... и дастъ ему Господь в той купели воду». — Здесь рассказывается о том, как пророк Иеремия напоил из источника израильтян, выведенных им из многолетнего вавилонского плена (Исход. 8, 6; Иоан. 9, 7—11).

[171] ...с Семена дни... — Семенов день — 1 сентября.

[172] О селе Гепсимании. — Гефсимания — сад и уединенное место на Елеонской горе, где согласно евангельскому рассказу находился Христос после тайной вечери и где он был схвачен перед казнью.

[173] ...тѣмъ окномъ... взято тѣло Богородицыно из гроба... — Здесь рассказчик опирается на известия апокрифического характера,

[174] ...пещера велика, подписана была вся, а над дверьми написан Спасов образ. — Живопись пещерных средневековых храмов была характерна для Греции, Афона, Сирии и Палестины.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!