ХОЖДЕНИЕ НА ВОСТОК ГОСТЯ ВАСИЛИЯ ПОЗНЯКОВА С ТОВАРИЩИ 11 страница



Моисей же спустился с горы и повелел им разделиться на двенадцать колен. И пришел к морю, и ударил жезлом поперек моря, и сказал: «Во имя Господа Бога Саваофа да расступится море, да пройдут сыны израилевы посуху». И вот расступилось море. И ударил Моисей двенадцать раз по морю, и стало двенадцать дорог, и пошли сыны израилевы каждое колено своей дорогой, а фараон пришел вслед и погнался за ними. И вышли сыны израилевы на берег моря, а фараон был посреди моря. Моисей же простер руку и ударил жезлом в длину моря: «Во имя Господа Бога Саваофа да сомкнется вода!» И тотчас сомкнулась вода. Моисей начертал на море прообраз креста Господня; фараон же утонул в море со всеми своими воинами, а люди фараоновы обратились в рыб; у тех рыб головы человеческие, а туловища у них нет, только одна голова; зубы и нос человечьи, а где были уши, тут перья; а где затылок, тут стал хвост; и не ест их никто. И кони и оружие обратились рыбами; на конских рыбах шерсть конская, и кожа у них толщиною в палец. А когда их ловят, то кожу снимают, а тело бросают. Из кожи арабы делают подошвы с мехом, а воды не выносят, а в сухое время на год хватает. А где вышли сыны израилевы из моря, то от того места в пяти верстах двенадцать источников. В том месте сыны израилевы возроптали на Моисея за то, что воды нет и пить им нечего. Моисей же повелел им встать каждому своим коленом, и они встали почти на двух верстах. Пришел Моисей в станы их и ударил жезлом, и закипела вода — двенадцать источников. Удивительное <говорят> об этих источниках. Гора высокая была из песка: песку много — по колено погружается нога в песок. И на этой горе те источники кипят, брызгая вверх, а протекши сажени с две, опять уходят в землю. И тут мы себе воды набрали, Потом шли еще три дня и поднялись на высокую гору. На этой горе сыны израилевы опять возроптали на Моисея. Моисей же ударил жезлом в гору, и потекла из горы река. Об этой реке пророк написал: «Даст им Бог в безводных <местах> реки». И оттуда шли три дня и нашли на дороге большой камень: из того камня Моисей вывел двенадцать источников, И теперь видно, откуда шла вода.

 

И приидохомъ к пречестному монастырю Синайские горы. Игуменъ же синайской з братиею вышьли со кресты за полверсты от монастыря стрѣтоша их и патриарху и вынесли крестъ на блюдѣ серебрянъ. Патриархъ же темъ крестомъ благослови игумена и всю братию. К намъ же пришед игумен и целоваху насъ обнимая и захлипаяся слезами, глаголюще: «Благодаримъ Бога сподобившего насъ видети православного царя посланьники». Потом же начаша насъ братия обнимати и целовати с великою любовию и со слезы испущаху от радости. Не могущѣ удерьжатися от слезъ. И потом внидоша во церковъ. Мы же яко в рай внидохомъ: церковъ Прѣображение Господа Бога[55] и Спаса нашѣго Исуса Христа велми чюдна, вымощена мраморомъ белым да синим; да камѣние рѣзано надробно, да крашено розными красками, а мощена узоры, что камчатыми.[56] Мы же поклонихомся святымъ образомъ и поидохомъ на правую сторону олтаря. Туто же противъ престола на стѣны стоятъ мощи святыя мученицы Екатѣрины.[57] Гробница здѣлана от мрамору белого, узоры жѣ хороши резаны на гробницы, длина ей яко сажень. Мы же помолився святыя Екатерины и покрыхомъ те мощи покровомъ царя государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии. А покровъ с нами посланъ, бархатъ на золотѣ.[58] В той же церкви за олтаремъ приделъ над Нѣопалимою купиною, гдѣ Моисей видел Богородицу со младенцом во огни стоящу, нѣопалиму.[59] В тотъ приделъ в Нѣопалимую купину входъ из надворья, а двери, на нихъ резаны 12 празниковъ.[60] А ходятъ люди в ту церковъ в великой чистотѣ, ризы измывъ или в новых ризах. А пришедъ ко церковным дверѣмъ сапоги или попучи снимаютъ долобъ; да ноги вымывъ, да босы входятъ или в суконныхъ чюлках.[61] И внидохомъ мы грѣшьнии помолитися и видехомъ то мѣсто покрыто каменем мраморным, камень в полсажени на четыре углы. Над темъ камѣнемъ престолъ[62] стоит и служьба божестьвенная соверьшаетца. В немъ же вдѣланы два камѣни велики, что опалила Нѣопалимая купина. И тѣ камѣни целовал патриархъ, а блиско к нимъ не приходилъ, ставъ одалѣ, излегь по земли, какъ бы мочно достать целовать, а мы грешьнии цѣловали. А над Купиною горятъ 3 каньдила нѣугасимыхъ. А на правой сторонѣ написано на полотьнѣ Моисѣево деяние.[63] И вышед ис того придѣла прямо в стѣне заделаны мощи святыхъ отецъ избиенныхъ в Синаи и в Раифе.[64] А в большой церкви 12 столповъ иссечены от дикого камѣни, а поникадилъ 50.[65] А всехъ церьквѣй и придѣлов в Синайскомъ монастырѣ 25. А монастырь стоитъ промежь дву горъ, а кѣлей в немъ 300, все каменные, и ограда каменная, а на вратех градныхъ две пушьки лежатъ. А братьи 90 братов, потому мало, что имъ великое насилие от безбожьныхъ орапов. А тех араповъ дал имъ благочѣстивый царь Устиян[66] на монастырь 400 человекъ. А нынѣ добрѣ ихъ много, а живутъ около монастыря по пустынямъ; и пряходятъ в монастырь по 200 человекъ на всякъ день, и емлютъ всѣ с монастыря оброкъ: муку пшеничную, и соль, и масло, и лукъ. А коли имъ старцы корму не дадутъ, и они старцов камѣниемъ бьютъ за монастыремъ. Видели есмя великое насилие от техъ арапов старцомъ синайским, како могутъ терьпети от нихъ! И видѣли есми многихъ старцовъ к Богу подвижьны. Среди монастыря кладенецъ, а под темъ кладенъцомъ дрѣво шипокъ, что Моисей насадил. Ис того кладенца весь монастырь питаетца. А на левой сторонѣ против кладенца стоитъ церковъ Василей Кѣсарийский,[67] а нынѣ турки в нѣй собѣ учинили мечитъ.

И вот пришли мы к пречестному монастырю Синайской горы. Игумен же синайский с братиею вышли с крестами за полверсты от монастыря, они встретили нас, а патриарху вынесли серебряный крест на блюде. Патриарх же тем крестом благословил игумена и всю братию. Игумен подошел к нам и целовал нас, обнимая и захлебываясь слезами и говоря: «Мы благодарим Бога, сподобившего нас видеть посланников православного царя». Потом стали нас обнимать и целовать братья с великою любовью, проливая слезы от радости. Не могли они удержаться от слез. Потом вошли в церковь. Мы будто в рай вошли: церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа весьма красива, вымощена мрамором, белым и синим; резьба по камню мелкая, расцвечена разными красками и устлана узорами будто камчатными. Мы же поклонились святым иконам и пошли вправо от алтаря. И тут против престола около стены стоят мощи святой мученицы Екатерины. Гробница сделана из белого мрамора, на гробнице же резаны искусные узоры; в длину она около сажени. И мы, помолившись святой Екатерине, покрыли те мощи покровом царя государя и великого князя всея Руси Ивана Васильевича. А покров с нами был послан, бархатный с золотым шитьем. В той же церкви за алтарем придел над Неопалимою Купиною, где Моисей видел Богородицу с младенцем, стоящую в огне и не опаляемую. В этот придел — в Неопалимую Купину — вход со двора, а на дверях вырезаны двенадцать праздников. А ходят люди в ту церковь в великой чистоте, в выстиранной или в новой одежде. А придя к церковным дверям, сапоги или башмаки снимают, да ноги вымыв, входят босиком или в суконных чулках. И мьг, грешные, вошли помолиться и увидели то место, покрытое квадратной мраморной плитой в полсажени. Надтой плитой поставлен престол и совершается божественная служба. В нее вделаны два больших камня, которые опалила Неопалимая Купина. Эти камни патриарх целовал, близко к ним не подходил, а, став поодаль, лег на землю, <так>, чтобы можно было достать и поцеловать; и мы, грешные, целовали. А над Купиною горят три лампады неугасимые. Справа написано на полотне Моисеево деяние. При выходе из того придела прямо в стене замурованы мощи святых отцов, избиенных в Синае и в Раифе. А в большой церкви двенадцать столпов, высеченных из дикого камня, а паникадил пятьдесят. Всех же церквей и приделов в Синайском монастыре двадцать пять. Монастырь стоит между двух гор; келий в нем триста, все каменные, и ограда каменная; на воротах оградыстоят две пушки. А братьи девяносто человек, потому так мало, что они терпят великое насилие от безбожных арабов. Тех арабов в количестве четырехсот человек прислал сюда в монастырь благочестивый царь Юстиниан. А теперь их стало очень много, и живут около монастыря по пустыням; приходят в монастырь по двести человек каждый день, и все берут с монастыря оброк: муку пшеничную, и соль, и масло, и лук. А если им старцы корму не дадут, тогда они старцев побивают камнями за монастырем. Мы видели великое насилие от тех арабов над старцами синайскими, как только могут терпеть от них! И видели мы много старцев-подвижников. Посреди монастыря колодец, а около того колодца растет шиповник, который посадил Моисей. Этот колодец питает водою весь монастырь. На левой стороне против колодца стоит церковь Василия Кесарийского, а ныне турки в ней устроили себе мечеть.

 

И бывъ в монастырѣ 4 дни. И поидохомъ с патриархомъ на самый святой верьхъ Синайские горы. А пошли отпевъ обедню рано, а там на святый верьхъ к ноче взыдохомъ, ход бо нужен вельми — все на гору по камению. И видѣли на дороге воду, что синайской старецъ молитвою извелъ из горы каменные. И та вода и нынѣ идѣтъ по каменнымъ трубамъ, напояетъ виноградъ монастырьской. И оттоле пошѣдъ стоят 3 церкви: церковъ святый Илья пророк, тутъ он и постился 40 дней, а пищу ему вранове приношаху,[68] да церковъ Елисей пророкъ, да церковъ святая мученица Марина.[69] И оттоле пошедъ под святымъ верьхомъ лежитъ камень великъ зело; коли Илья пророкъ пошолъ на святый верьх, и ангелъ тѣмъ каменемъ заложил дорогу, и от того камѣни вельми тяжекъ восходъ на святый верьх, — гора пришла станьма. И учинѣна лестьвица камѣнная. И ту патриарха старецъ синайской Малахия на собѣ вознесѣ за плечьми, а самъ нѣ могь взыти. И взыдохом на святый верьхъ. И тута стоитъ церьковъ Прѣображение Господне. И в той церкви возле олтаря лежитъ камень великъ. Егда Богь сниде к Моисею на святой верьхъ, и ста Моисей при томъ камени, и камень Моисея погрузи в себя и покры главу его. И под темъ камѣнемъ глагола Моисей з Богомъ и закон принял от Бога — скрижали каменны, написанны перстом Божиим. Туто же есми видѣли темницу каменну, гдѣ Моисей постился 40 дней.[70] Ту же и арапская мѣчитъ на святомъ верху. И пребыхомъ ту день да нощь. Гора же та вельми высока, облака небесная ходятъ по воздуху ниже горы и трутца по горы. А ветъръ на горѣ великъ вельми и студь велика добре.

И были мы в монастыре четыре дня. И пошли с патриархом на самую святую вершину Синайской горы. Вышли мы, отслужив раннюю обедню, а туда, на святую вершину, к ночи взошли: очень труден подъем — все время в гору по камням. По пути мы видели источник, который синайский старец вывел из каменной горы молитвою. Эта вода и ныне идет по каменным трубам, орошает монастырский сад. По дороге от этого места стоят три церкви: церковь святого Ильи пророка, тут он и постился сорок дней, а пищу ему вороны приносили, да церковь Елисея пророка, да церковь святой мученицы Марины. А по дороге от этого места, не доходя святой вершины, находится большая скала; когда Илья пророк поднялся на святую вершину, ангел той скалой заложил дорогу, и из-за этой скалы весьма тяжек подъем на святую вершину — гора пошла круто вверх. И устроена каменная лестница. Тут патриарха поднял на своих плечах старец синайский Малахия: сам патриарх не мог подняться. И вот мы поднялись на святую вершину. Тут стоит церковь Преображения Господня. В той церкви возле алтаря лежит большой камень. Когда Бог сошел к Моисею на святую вершину, Моисей встал около этого камня, и камень закрыл собой Моисея с головой. И, стоя за тем камнем, говорил Моисей с Богом и принял от Бога закон — каменные скрижали, написанные рукой Божьей. Тут же мы видели каменную пещеру, где Моисей постился сорок дней. Тут же и арабская мечеть на святой вершине. И пробыли мы тут день да ночь. Гора же та очень высока, облака небесные ходят по воздуху ниже горы и трутся о горы. А ветер на горе очень сильный и стужа лютая.

 

И поидохомъ з горы, и прѣбыхомъ на дороге нощь у монастыря, гдѣ Илья постился. А на святомъ верьху патриархъ и игумен синайской соборомъ служили божественую литурьгию. И пребыхомъ в Синайскомъ монастыре 3 дни и поидохомъ на гору святыя мученицы Екатерины. И мало отшедъ от монастыря лежатъ два камени по-розну; на них же Моисей на столпе змию медяну возносилъ.[71] То и жилище было сыномъ израильтяном. И мало пошѣд видѣхомъ тотъ горнъ, где израильтяне главу тельчию слияли,[72] межи дву каменевъ изсеченъ. И приидохомъ в сад монастырьской, и в саду две церькви: 40 мученикъ, да преподобного отца нашего Антония Великого.[73] Садъ вельми хорошь и великъ и мъного в нѣм винограду всякого.

И пошли мы с горы, и пробыли по дороге ночь в монастыре, где Илья постился. А на святой вершине патриарх и игумен синайский собором отслужили божественную литургию. В Синайском монастыре мы пробыли три дня и пошли на гору святой мученицы Екатерины. Если немного отойти от монастыря, тут лежат два камня порознь; на них Моисей водрузил на столпе медного змия. Тут и жилище было сынам израилевым. Пройдя еще немного, мы увидели тот горн, высеченный из двух камней, в котором израильтяне отливали голову тельца. Пришли мы в сад монастырский, а в монастыре две церкви: Сорока мучеников и преподобного отца нашего Антония Великого. Сад большой и очень хороший, и много в нем всяких плодов.

 

По одну сторону Синайская гора, а по другую сторону гора святые мученицы Екатерины. Ту жѣ прѣбыхомъ нощь, наутрия же рано за три часу до света с фонари поидохомъ святые мученицы Екатерины. И трудно же ити вельми, горы же все каменны. И взыдохомъ на гору о полудни. А ходу от Синайские горы до Екатеринины горы 5 поприщь. И видѣхомъ на верьху горы мѣсто, где лѣжатъ мощи святые мученицы Екатерины 300 лет, и то место знать, гдѣ 2 ангела стерегли тѣло ея. Ту же помолихомся святому мѣсту. И оттолѣ поидохомъ з горы и зашли в другой садъ монастырьской. И в томъ саду церковъ святых апостолъ Петра и Павла, и кельи стоятъ, и старцы живутъ. И приидохомъ в монастырь Синайской на празникъ святыя мученицы Екатерины.[74] И после всеношьного патриархъ, отпечатав гробницу с мощьми, и целоваху мощи святые самъ патриархъ и мы, грешьнии и нѣдостойнии, целовахомъ главу святые Екатерины. Мощи же ея святые наги, собраны в гробницу и покрыты бумагою хлопчатую,[75] да сверьху решоткою железною наложены. Благоухание же исходитъ благовонно от мощей святых и от бумаги той. И ту бумагу даваше патриархъ християномъ на почесть, а мощей святыхъ никому нѣ даютъ, понеже не велела святая своих мощей никому крянути. И сотвориша празникъ честѣнъ. Наутрии жѣ поидохом где постился Иванъ Лестьвичьникъ 40 лет,[76] и на пути видѣхом темницу Синайския горы, где Иванъ Лестьвичьникъ приходил и виделъ падших кающихся со слезами нежѣли нѣ падшихъ. От темницы же приидохомъ на мѣсто Иванна Лестьвичьника и видѣхомъ жилищѣ его под каменем — мало и темно; и то место от монастыря кабы версты с четыре. И оттуду видѣл святый Иванъ на святомъ верьху лестьвицу до небеси и по ней восходящихъ иноковъ, и приемлетъ их самъ Господь Исусъ Христосъ за руку. И всего прѣбыхомъ в Синайскомъ монастыри 20 дней. И видѣхомъ в Синайскомъ монастыре птицы рябы, кабы наши куры. И те птицы посла Богъ с небеси израильтяномъ, коли онѣ жили в Синайской пустыни 40 лет. О томъ пророкъ Давидъ написа: «Птица пернаты падоша посреде стана их окрестъ жилищъ их; ядоша и насытишася зело».[77] А мяса нетъ сладчае техъ птицъ.

Синайская гора — по одну сторону, а по другую сторону — гора святой мученицы Екатерины. Тут мы пробыли ночь; утром рано, за три часа до рассвета, мы пошли с фонарями к святой мученице Екатерине. И трудно очень идти, горы все каменные. На гору мы поднялись к полудню. А ходу от Синайской горы до Екатерининой горы пять поприщ. На верху горы мы видели место, где триста лет лежат мощи святой мученицы Екатерины, и на том месте были, где два ангела стерегли ее тело. И тут мы помолились святому месту. И оттуда мы пошли с горы и зашли в другой сад монастырский. В том монастыре церковь святых апостолов Петра и Павла, и кельи стоят, и старцы живут. В Синайский монастырь мы пришли на праздник святой мученицы Екатерины. И после всенощной патриарх, распечатав гробницу с мощами, сам целовал святые мощи, и мы, грешные и недостойные, целовали голову святой Екатерины. Святые же ее мощи, нагие, собраны в гробнице и покрыты тканью хлопчатою, да сверх их решетка железная наложена. От мощей святых и от ткани той благоухание исходит благовонное. И частицы той ткани патриарх давал христианам для почитания, а частицы мощей святой никому не дают, потому что не велела святая свои мощи никому трогать. И так отметили честной праздник. Утром мы пошли туда, где постился Иоанн Лествичник сорок лет, а на пути видели пещеру на Синайской горе, куда приходил Иоанн Лествичник и видел больше грешников, кающихся со слезами, чем безгрешных. От пещеры мы пошли на место Иоанна Лествичника и видели его жилище под скалой — тесное и темное; это место от монастыря около четырех верст. Оттуда и видел святой Иоанн на святой вершине лестницу до небес и по ней восходящих иноков, и как их берет сам Господь Иисус Христос за руку. А всего пробыли мы в Синайском монастыре двадцать дней. И видели в Синайском монастыре птиц рябых, вроде наших кур. Тех птиц Бог послал с небес израильтянам, когда они жили в Синайской пустыне сорок лет. О том написал пророк Давид: «Птицы пернатые упали на стан их, около жилищ их, и они ели и насытились». И нет мяса вкуснее тех птиц.

 

И в останошьной день патриархъ показа намъ мощи: животворящее дрѣво,[78] — цветомъ недобре, черно, кабы серо; немного его, с невеликой черенъ. Потом показа намъ три кости ручьных мощей святыхъ безсребреникъ Козмы и Домъяна,[79] да святого апостола Луки[80] мышька, да часть камени, которой был приваленъ ко Гробу Господню.[81] И иныхъ мощей, да не вѣмъ которого святаго, подпись загладилась. А монастырь Синайской межи дву горъ каменныхъ, не видеть его за полверъсты ниотколево. Ис Синайского монастыря седши на верьблюды, с патриархомъ и идохомъ к Раифе и Божиею помощию доидохомъ в три дни до Раифе. Дорога же добре нужьна промежь горъ каменыхъ, кромѣ верблюдовъ никако мочно проити; и по той дороги источьниковъ водныхъ добре много. И приидохомъ в Раифу на память святого пророка Наума.[82] В Раифе же гречанъ нетъ, живутъ сирьянѣ, — вера православная, християнская. В Раифе же кораблемъ пристанище иньдийскимъ. От Раифе до Иньдии 3 месяца моремъ. Раифа же городъ каменъной невеликъ, а турокъ в немъ нетъ, все християнѣ живутъ, одинъ соньчакъ да 10 енычанъ.

И в конце дня патриарх показал нам мощи: животворящее древо — цветом некрасивое, темное, как бы серое; немного его, с небольшой черенок. Потом он показал нам три кости рук от мощей святых бессеребренников Козьмы и Дамиана, да часть руки святого апостола Луки, да осколок от камня, который был привален к Гробу Господню. И иные мощи, но не знаем, какого святого, — подпись стерлась. Монастырь Синайский между двух гор каменных, и его не видно за полверсты ниоткуда. Из Синайского монастыря, сев на верблюдов, мы направились с патриархом к Раифе и с Божьей помощью дошли за три дня до Раифы. Дорога очень трудная, между каменных гор, кроме как на верблюдах, никак не возможно пройти; по той дороге водных источников очень много. Мы пришли в Раифу в день памяти святого пророка Наума. В Раифе греков нет, живут сирийцы — вера православная, христианская. В Раифе находится пристань для индийских кораблей. От Раифы до Индии три месяца морского пути. Раифа — каменный город, небольшой, турок в нем нет, только христиане живут, один санджак, да десять янычаров.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 422; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!