ЖИТИЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ 23 страница



Увидели же это люди, живущие на побережье, что поселились иноки на острове Соловецком; и те, что селились напротив того острова, начали им завидовать и захотели изгнать их с острова, говоря так: «Мы самые близкие в Карельской земле кровные наследники острова этого. Будем же владеть им как своим отцовским наследием — себе и детям нашим и в будущие лета родов наших, а этих пришельцев прогоним с места того». И, посовещавшись, послали на остров одного из карельских жителей с женой и детьми.

Той же прииде на остров по съвѣщанию съсѣд своих; и начаста здати храмы, яко же бы мощно житие имѣти, и по езером начаша ловити рыбы. Преподобному же Саватию не вѣдущу тѣхъ пришествиа на остров, ни подругу его Герману.

Он же пришел на остров по совету своих соседей; и начали они строить себе дома, чтобы было где жить, и стали по озерам рыбу ловить. Преподобный же Савватий не знал об их приходе на остров, так же как и друг его Герман.

Прилучи же ся в день воскресениа, дни свитающу, святому же поющу заутренюю и въ время исшедшу ему ис кѣлиа покадити Честный Крестъ, иже и бѣ въдрузилъ близъ кѣлия своея поклонениа ради,[31] и слыша глас и вопль велик вопиющь, моляся. И бысть въ удивлении и в ужасѣ от гласа вопля того, и възва Германа ис кѣлиа, рече: «Что, яко слышу глас вопля человеческаго?» Он же рече: «Откуда бѣ таковый глас слышашеся, а не имущим жития человеком, развѣ нас?» И знаменавшеся крестным знамениемъ, отидоша в кѣлию, дивяшеся глаголаху: «Что се бысть? Откуду бѣ таковъ гласъ?» И кончаста утренюю, сътворша молитву. Гласу же паки болма слышащуся. Германъ же приимъ благословение от святаго и поиде на глас той.

Случилось же, в один воскресный день, когда рассветало, а святой пел заутреню, — когда он вышел покадить у Честного Креста, который водрузил вблизи своей келии для поклонов, услышал он возглас и громкий вопль, взывающий с мольбою. Удивился он и пришел в ужас от того вопля, и позвал Германа из келии, и сказал: «Что это? Как будто слышу вопль человеческий?» Тот же ответил: «Откуда бы мог слышаться этот голос, если здесь никто не живет, кроме нас?» И, осенив себя крестным знамением, пошли они в келию, удивляясь и говоря: «Что это было? Откуда мог быть этот крик?» И, помолившись, закончили утреню. И снова услышали возглас, еще более громкий. Тогда Герман получил от святого благословение и пошел на тот крик.

Пришедшу же ему, обрѣте жену лежащу и плачющу с воплем. Герман же въпрашаше вины плача ея: «Что ти бысть, жено, почто плачеши кричащи?» Она же съ многым въсклицаниемь начат повѣдати, сице глаголющи: «Господине отче! Идущу ми на езеро к мужу своему, и срътоста мя два юноши страшна образом свътла зѣло и начаста мя бити дубци, глаголюще: „Изыдета скоро от острава сего, вам бо не достоит жити зде! Но благоволи Богъ на пребывание иноческого чина устроену быти мѣсту сему! Вы же скорѣе отидете отсуду, да не како злою смертию погыбнете! Сие же мѣсто иноческое жительство будеть отселѣ, да съберутся ту множество иноческых чина, и да прославляеться от них имя Божие на мѣсте семь, и храм во имя Исусъ Христа възъдвигнется!” И тако невидима быша».

Придя, нашел он женщину, лежащую и плачущую навзрыд. И спросил ее Герман о причине ее плача: «Жена, что случилось с тобой? Отчего ты плачешь и кричишь?» Она же, с многими восклицаниями, стала рассказывать ему следующее: «Господине отче! Когда я шла на озеро к своему мужу, встретили меня два грозных юноши со светлыми лицами и стали бить меня прутьями, говоря: „Уходите скорее с этого острова, ибо не дóлжно вам жить здесь! Но благоволил Бог устроить это место для жизни иноков! Вы же уходите скорее отсюда, да не погибнете здесь злою смертью! Отныне на этом месте будет обитель иноческая и да соберется здесь множество монахов, и имя Божие да прославляется ими на месте этом, и храм во имя Иисуса Христа воздвигнут будет!” И сказав так, невидимыми стали».

Герман же, слышав сие, отиде от неа, скоро възвратися кь старцу Саватию и сказавъ ему вся пореду, еже слыша. И тако поразумѣша от Бога хотящую быти благодать на острове том. И от того времене никтоже смѣя дерзнути от человекъ мирьскых приближатися ко острову тому жити. Преподобный же, слышав от Германа, въстав, прослезися и съкрушеным сердцемь общу хвалу въздаша Господеви и Пречистѣй Его Матери съ многым благодарением. Начаша жити на мѣсте том въ всяцех трудѣх и злостраданиих мнозех.

Герман же, услышав это, оставил ее и скорее возвратился к старцу Савватию и рассказал ему обо всем по порядку, о чем услышал. И так они узнали, что по воле Божией пребудет на том острове благодать. И с той поры никто из мирян не смел дерзнуть приблизиться к тому острову, чтобы жить там. Преподобный же, услышав от Германа (о случившемся), встав, прослезился — и с сокрушенным сердцем воздали они общую хвалу и многое благодарение Господу и Пречистой Его Матери. И жили они на том острове в непрестанных трудах и злостраданиях многих.

По лѣтех же нѣколикых Герману обычное благословение испросившу от святаго, еже отити на брег моря и на Онѣгу рѣку нѣкыя ради потребы. И тамо отшед, умедли. Старцу же Саватию единому оставшу на островѣ и пребывающу много времени. И сперва убо мыслию поскорбѣ о отшествии Германовѣ, и по сих нача болма простиратися на подвиг и, слезами на всяк день постелю омокая, псаломскы рече: «Господи, Боже мой, на Тя уповах, спаси мя![32] Яко к Тебѣ взях душю мою[33] от юности моея, и не лиши мене, от мног лѣт въжделѣвша мѣста сего святаго!»

Прошло несколько лет, и Герман испросил, по обычаю, у святого благословение, чтобы отправиться на побережье и на Онегу-реку ради некоторых надобностей. И, уйдя туда, задержался. Старец же Савватий один остался на острове и жил так долгое время. Сперва погрустил он в помыслах об уходе Германа, но потом стал еще усерднее подвизаться и, слезами каждый день ложе омывая, взывал стихами псалмов: «Господи, Боже мой, на Тебя уповаю, спаси меня! Ибо Тебе отдал душу мою от юности моей, и не отвергни меня, многие лета желавшего этого места святого!»

Видевшие же нечистии дуси себе утѣсняеми и страдалца крѣпко оружием крестным утвердившася, начаша досады многы и страшилища творити и сподвигошася на нь всею силою. Приидоша, воображахуся овии въ змиа, инии же в различныа звѣря дивия, поглотити хотяше. Святый же оградився крестным знамением и начатъ пѣти: «Да въскреснетъ Богъ и разыдутся врази Его!»[34] И скончавъ весь псаломъ, и тако вси лукавых козни без вести быша. И тако святый пребысть без вреда, день же и нощь всегда пребываа в молитвах безпрестани.

Увидели же нечистые духи, как теснит их подвижник, утвердившийся крепко оружием крестным, и стали чинить ему многие досаждения и устрашать его, и двинулись на него всею силою. Пришли, обратившись: одни — в змей, другие — в различных диких зверей, хотящих поглотить его. Святой же оградился крестным знамением и стал петь: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его!» И закончил весь псалом — и все козни бесовские исчезли. И так остался святой невредим, днем и ночью всегда пребывая непрестанно в молитвах.

Герману же пришедшу на осень къ брегу морьскому, хотящу шествиа творити на остров Соловецькый, и не возможе, бѣ бо воздухъ хладен, и вѣтри противни, и снѣговѣ мнози, и бяше въ мори велико волнение. И пакы възвратися на Онѣгу озимѣти. Въ второе же лѣто хотяше ити в путь свой взыскати старца, и бѣ обият болезнию на многа времена, и пакы не возможе шествовати, к нему же желааше.

Герман же пришел осенью на побережье, желая плыть на остров Соловецкий, но не смог, так как настала стужа, дул встречный ветер, шел снег и было сильное волнение на море. И возвратился он зимовать на Онегу. На следующее лето снова хотел он идти в путь, чтобы вернуться к старцу, но был тяжело болен долгое время и опять не смог идти к тому, к кому так желал.

Преподобный же Саватий, стоя на обычном своем правиле[35] и единъ къ единому Богови бесѣдуа в молитвах, и приим извѣщение от Бога, еже отрешитися съюзъ плотскых и отити к Господу, егоже от юности въжделѣ. И начатъ молитися, сице глаголя: «Господи Боже, Вседръжителю, услыши мя, Человеколюбче, не презри молитву недостойнаго раба своего! Сподоби мя быти причастника Пречистых и Животворящих Тайнъ Пречистаго Ти Тѣла и Всечестныа Крове Твоея, Господа моего Исуса Христа, юже нас ради пролия! Понеже бо много времена лишен бых сего сладкого просвѣщениа, якоже с Валаама изыдох и пребых во островѣ сем».

Преподобный же Савватий, стоя на обычном своем правиле и в молитвах наедине беседуя с Богом, получил весть от Бога, что надлежит ему освободиться от телесных уз и отойти к Господу, к которому от юности стремился. И стал он молиться, говоря так: «Господи Боже, Вседержителю, услыши меня, Человеколюбче, не презри молитву недостойного раба своего! Сподоби меня быть причастником Пречистых и Животворящих Тайн Пречистого Твоего Тела и Всечестной Твоей Крови, Господа моего Иисуса Христа, которую Ты ради нас пролил! Ибо долгое время лишен был я этого сладкого просвещения — с тех пор как ушел с Валаама и живу на этом острове».

Святый же по молитвѣ изыде на брег острова к морю и обрѣте карбас на брезе съ всяцемь устроением, якоже мощно быти плаванию. И уразумъв бывшее Божие смотрение, не възвратися в кѣлью, но сѣде в карбас, поиде шествие творя по морю, аможе Богъ наставит й обрѣсти желаемое.

После молитвы пошел святой на берег к морю и нашел на берегу лодку с полным снаряжением, готовую к плаванию. И усмотрев в этом Божие попечение, не стал возвращаться в келию, но сел в лодку и отправился в путь по морю, куда его Бог направит, чтоб обрести желаемое.

Бывшу же стройну плаванию: бысть в мори тишина велиа, вѣтру тонку дыхающу. Блаженый же моляшеся, глаголя: «О Владыко, Ты утвердил еси силою твоею море,[36] възмущение же волны его Ты укращаеши».[37] И тако сохраняемъ Божьею благодатию, въскорѣ преплу пучину морскую, яко единем днем, на Выгънаволокъ.[38] И обрѣтѣ ту игумена именем Нафонаила[39] на Выгу-рѣцѣ у часовни, пришедше тамо посещения ради православных християн. И яко узрѣ его блаженый Саватие, возрадовася духом и рече: «Величит душа моя Господа,[40] яко на презрѣ молениа моего Благыи!» И, сотворше молитву, лобызааше друг друга святым целованием, и един от единого просяше благословения. Посем рече преподобный Саватие: «Подобает убо тебѣ, о священный отче, благословити наше смирение, понеже сподобися просвещениа благодати Святаго Духа, приимь великый чинъ священьства вязати и рѣшати согрѣшающая,[41] ими же и нашу худость просвѣтити и направити к Божиим повелѣнием и святых заповедей хранению».

И было легким плавание: на море стояла тишина и тихий ветер веял. Блаженный же молился, говоря: «О Владыко, Ты разделил силою Твоею море и мятеж его волн Ты укрощаешь!» И так, хранимый Божией благодатию, вскоре переплыл морскую пучину — всего за один день — и приплыл в Выг-наволок. И встретил там на Выгу-реке у часовни игумена по имени Нафанаил, который пришел туда для посещения православных христиан. Когда увидел его блаженный Савватий, возрадовался духом и молвил: «Величит душа моя Господа, ибо не презрел моления моего Благой!» И, сотворив молитву, целовали они друг друга святым целованием, и просили один у другого благословения. И тогда сказал преподобный Савватий: «Подобает же тебе, священный отче, благословить наше смирение, ибо ты удостоился просвещения благодатию Святого Духа, получив великую власть священства освобождать или связывать согрешающих, ею же и нашу худость просвети и наставь к исполнению Божиих повелений и хранению святых Его заповедей».

Поразумѣв же игуменъ Нафонаилъ Божиа раба суща старца и рече: «Кто ты еси, отче? И откуду? И камо идеши?» Отвѣщав же, блаженныи рече к нему: «Азъ, о отче святый, многрѣшный Саватие нарицаюся, живях в нѣкоем островов сих морьскых, страны сея имый пребывание. И пребых нѣколико лѣт, работаа Господеви. И имѣх с собою брата именем Германа, и се второе лѣто, якоже отиде от мене со острова, и не вѣм, что случися ему. Аз же, грѣшный, молих Господа Бога о сем, да мя сподобить Пречистых Тайнъ причастия, поразумех бо, яко ошествие мое приближися, и не вѣм дне скончаниа моего. И се Божья благодать настави мя приити до тебе. И нынѣ молю свою святость, да отимеши грѣхы моя от мене честнымь исповѣданием. И аще Богъ благоволит и твое священьство, да мя сподобиши быти причастника Святых и Животворящих Тайнъ Причистаго Тѣла и Честныа Крови Владыкы Христа и Бога моего, от много бо лѣт желаю напитатися душепитателною сею пищею! Нынѣ же человеколюбець Богъ объяви ми твое боголюбье чистителя душам и врача, да оцестиши мя от согрѣшениих, яже согреших от юности моеа, словом и дѣлом и помышлением, отнележе родихся, даже и доднесь».

Понял же игумен Нафанаил, что старец — истинный раб Божий, и спросил: «Кто ты, отче? И откуда? И куда идешь?» Отвечая, блаженный сказал ему: «Зовут меня, о отче святой, многогрешный Савватий, жил я на одном из этих морских островов, находящихся в этом краю. И прожил там несколько лет, служа Господу. И имел с собой брата по имени Герман, но вот уже второй год, как он ушел от меня с острова, и не знаю, что с ним случилось. Я же, грешный, молил Господа Бога о том, чтобы сподобил меня причастия Пречистых Тайн, ибо познал я, что уход мой близок, но не знаю дня кончины моей. И вот Божия благодать направила меня к тебе. И ныне молю твою святость, разреши меня от грехов моих таинством исповеди! И, если благоволит Бог и изволит твое священство, сподоби меня быть причастником Святых и Животворящих Тайн Пречистого Тела и Честной Крови Владыки Христа и Бога моего, ибо много лет желаю напитаться сей душепитательной пищей! И ныне Человеколюбец Бог указал мне твое боголюбие — врача и чистителя душам, да очистишь меня от согрешений, которыми я от юности моей согрешил, словом и делом и помышлением, от рождения даже и доныне».

И отвѣща игумен преподобному Саватию: «Богъ да простит ти, отче святый, мною, недостойным рабом своим!» И на небо возведе очи свои, глаголаше: «О колико имать Господь съкровеных рабъ, имьже не бѣ достоинъ весь мир!»[42] И надолзѣ стоя, дивяся, взирая к преподобному и съ слезами глаголаше: «Да бых аз имѣл грѣхы твоя, отче, въ оцищение моего недостоинъства!»

И отвечал игумен преподобному Савватию: «Бог да простит тебя, отче святой, мною, недостойным рабом своим!» И возведя очи к небу, произнес: «О, сколько имеет Господь сокровенных рабов своих, которых недостоин и целый мир!» И долго стоял он в изумлении, глядя на преподобного, и со слезами говорил: «О если бы мне иметь грехи твои, отче, во очищение моего недостоинства!»

И намнозѣ рад бых игуменъ, яко видению блаженаго Саватиа сподобися и слышав от него богодухновеная словеса. Бѣ бо многа слава о немъ добродѣтелнаго ради житиа его. Тогда глагола преподобный къ игумену: «Отче святый, время уже настоит: концу приближающуся моего житиа; молюся твоей святыни, да подаси ми комкание пречистаго бисера — Тѣла и Крове Господа нашего Исуса Христа! Да не умедлиши нимало!»

И очень был рад игумен, что удостоился видеть блаженного Савватия и слышать его богодухновенные слова. Ведь из-за добродетельной его жизни шла о нем многая слава. И тогда сказал преподобный игумену: «Отче святой, время уже наступает: приближается кончина моя; молю твое священство, подай мне причастие пречистого бисера — Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа! Не медли нисколько!»

Игумен же глагола ему тако: «Да идеши ты, господи мой Саватие, на Выг-рѣку к часовнѣ и пождеши мене. Аз же скоро заутра възвращюся к тебѣ». И прииде бо в то время нѣкый человекь по игумена от населных тамо живущих, сказуа человека тяжка боляща и желающа отца духовнаго. Блаженый же Саватие глагола ему яже о себѣ: «Како же убо, отче духовный, не отлагай до заутра въ еже сподобити мене Божественных Тайнъ причастия! Не убо вѣмы, аще съберемь духа от въздуха дыханиа до заутра». Прорече же й исхождение свое. «А иже речеши ми на Выг-реку к часовнѣ, иду, а по сих сключившихся, не вем, что будеть, понеже сила моя в немощи совершается».[43]

Игумен же ответил ему так: «Ступай, господин мой Савватий, на реку Выг к часовне и подожди меня. Я же утром возвращусь к тебе вскоре». Ибо пришел тогда за игуменом один из местных жителей от тяжелобольного, зовущего к себе отца духовного. Блаженный же Савватий сказал ему о себе: «Как же так, отче духовный, не откладывай до утра причащения Божественных Тайн! Ведь не знаем того, сохраним ли дух, чтобы дышать до утра» (предсказал ему этим уход свой). «А теперь, коль велишь мне идти на Выг-реку к часовне, — иду, а что после случится, того не знаю, „ибо сила моя в немощи совершается"».

Игуменъ же познает раба Божиа; и слышавъ извѣстно от него о исшествии ис телесе и том часѣ причасти его Пречистых и Животворящих Тайн Тела и Крове Христа Бога нашего. И давъ ему целование, отпусти и рекъ: «Молю, рабе Божии, да пождеши мя при часовне на Выгу». Святый же отвеща: «Аще Богъ повелит, всяко имамь преждати тя при часовне, — якоже тъи самь рече Владыка Христос: „Небо и земля мимоидеть, а словеса моя не преидут”».[44] Игумен же отоиде на присѣщение болнаго оного, егоже прежде рекохом, и тщашеся скоро возвратись къ блаженому.

И познал в нем игумен Нафанаил истинного раба Божия; и услышав от него достоверно о разлучении с телом, тотчас причастил его Пречистых и Животворящих Тайн Тела и Крови Христа Бога нашего. И простившись с ним святым целованием, отпустил его и сказал: «Молю тебя, раб Божий, подожди меня на Выгу при часовне!» Святой же ответил: «Если Бог повелит, то всяко должен буду дождаться тебя при часовне, — ибо об этом говорит и сам Владыка Христос: „Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут”». И отправился игумен посетить того больного, о котором мы ранее сказали, желая поскорее вернуться к блаженному.

Саватие же прииде на реченое от Бога мѣсто на Выг к часовне, и радостию великою возрадовася, яко сподобися Пречестных Тайнъ причастия. И вшед в часовню, помолився на мног час, хвалу възсылая Господеви и Его Пречистѣй Матери Богородици. И отоиде в кѣльицу, затвори себѣ, и тамо молитвы безпрестани въздая Богови, готовляшеся к вѣчному шествию.

Савватий же пришел в указанное ему Богом место — к часовне на реке Выг, и возрадовался радостью великой, что сподобился причастия Пречистых Тайн. И войдя в часовню, молился там долгое время, воссылая хвалу Господу и Пречистой Его Матери Богородице. И ушел в кельицу и затворился, и там беспрестанно воссылая молитвы Богу, готовился к отходу в вечность.

В то же время прииде нѣкый купець из Новаграда, иды в насадѣ,[45] именем Иоаннь. И пришед из насада, вниде в часовню поклонениа ради святых иконъ — образа Господа нашего Исуса Христа и Пречистыа Его Матере и иных святых икон, обрѣтшихся тамо. И прииде в кѣлью блаженнаго Саватиа, въсхотѣ благословитися от него. Старець же отверзъ двѣри кѣлиа и приат его.

А в то время пристал к берегу некий купец из Новгорода, плывший в насаде, по имени Иоанн. Сойдя с судна, пришел он в часовню поклониться святым иконам — Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери и другим святым иконам, находившимся там. И пришел в келию блаженного Савватия, желая получить от него благословение. Старец же, отворив двери келии, принял его.

Муж же той боголюбив сый, и бѣ богатство имѣя много, и рабы, и рабыня, и принесе милостыня. Старець же не въсхотѣ взяти. Купець же много молив старца, дабы что взял от руку его: одежда или пища, или сребреница. И отречеся блаженый, едино рек ему: «Аще хощеши творити милостыня, то имате требующих». И поучив его доволно о милостини, о любви и цѣломудрии, и о милосердии домочадець, и о заступлении вдовиць и сиротах, и о прочей ползи душевнѣй — и благословивъ, отпусти и́.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!