ЖИТИЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ 18 страница




[1] ...Спиридоном, митрополитомъ Киевьскимъ. — Митрополит Спиридон — выдающийся деятель Русской Церкви третьей четверти XV в. В 1476 г. был рукоположен в Константинополе патриархом в сан «митрополита Киевского и всея Руси» в качестве единого главы Русской Церкви, разделенной границами Московского и Польско-Литовского государств. Однако в этом сане Спиридон не был признан ни в Польше, ни в Москве, где с середины XV в. была учреждена независимая от Константинопольского патриархата Московская митрополия. В Польше митрополит Спиридон был заключен в крепость (в гор. Пуне), где написал «Изложение о православной истинной нашей вере». В Москву он был отпущен после 1482 г., но снова оказался в заточении — в Ферапонтовом монастыре на Белом озере. В Москве его обвинили в подкупе константинопольского патриарха и в покровительстве ему со стороны «безбожного Турского царя», по повелению которого Спиридон был рукоположен в сан митрополита. О своем положении непризнанный митрополит написал в «Изложении о православной истинной нашей вере»: «Сладки нам узы и радостно изгнание...» О высоте духовной жизни митрополита Спиридона сказал его современник архиепископ Новгородский Геннадий: «Человек этот в наше время был столпом церковным <...> и был старец чудной жизни, украшенный многолетними сединами».

[2] Благослови, отче! — С этими словами чтец обращается к священнику за благословением перед чтением в церкви или за трапезой.

[3] Бысть въ дни... великого князя Василия Васильевича... и великого князя Бориса Александровича Твѣрьскаго, и великого князя Феодора Резанскаго Олговича в лѣто... Фотию митрополиту... и в Новѣгород ... архиепископу Ифимию Брадатому. — Упоминание названных здесь светских и духовных правителей Руси в соотнесении с 1436 (6944) г. не соответствует данным летописей: в 1436 г. в действительности правили только великий князь Московский Василий II Темный (1425—1462) и великий князь Тверской Борис Александрович (1426—1461). Великий же князь Рязанский Федор Ольгович (1402 — ок. 1427) и оба упомянутых церковных иерарха — митрополит Фотий (1408—1431) и архиепископ Новгородский Евфимий (1423—1428) — к указанному сроку скончались. Время правления названных исторических деятелей может быть отнесено только к короткому промежутку 1426—1427 гг. (который, по-видимому, и следует считать точкой отсчета рассказа о преп. Савватии, начинающегося с описания его жизни в Кирилловой монастыре). Что же касается 1436 года, то согласно позднейшей соловецкой традиции этот год считается временем прибытия на Соловки преподобных Зосимы и Германа и, следовательно, датой основания собственно монастыря (эта традиция отражена, в частности, в Соловецком Летописце, созданном в начале XVIII в.).

[4] ...во едином от манастырей Бѣлозерскых Кирилов именуем... — Кирилловский монастырь в Белозерье был основан преп. Кириллом в 1397 г. Преп. Савватии был младшим современником и, по-видимому, учеником преп. Кирилла (ум. в 1427 г.).

[5] ...«Славу от человекь приемлюще, а славы, яже от единого Бога, не ищете». — Ин. 5, 24.

[6] ...тщася в лучшия преходити... — Ср.: Евр. 11, 16.

[7] ..лвъсхожениа в сердци си полагая... и пойдут от силы в силу». — Пс. 83, 6—8.

[8] ...остров, рекомый Валам. — Валаам — остров в Ладожском озере с несколькими прилежащими к нему островками: известен благодаря монастырю, основанному в XIV в. преподобными Сергием и Германом Валаамскими.

[9] ...«богат сый нас ради обнища, да мы его нищетою обогатимся». — Почти дословная цитата из Слова на Пасху св. Григория Богослова. С этими же словами игумен обращается и к каждому новому брату, приступающему к монашескому постригу (в чинопоследовании иноческого пострижения).

[10] ...«Иже кто хощет поМнѣ ити, да възмет крестъ свой и послѣдуетМнѣ». — Мф. 16, 24; Мр. 8, 34; Лк. 9, 23. С этими словами игумен обращается к новопостригаемому в чине «оглашения», предваряющем монашеский постриг.

[11] Не бо можашѣ град укрытися верху горы стоя... — Ср.: Мф. 5, 14.

[12] ...«Славящая Мя прославлю». — 1 Цар. 2, 30.

[13] ...«Се удалихся бѣгая... чаях Бога, спасающаго мя». — Пс. 54, 8—9.

[14] ...«Сей покой мой... яко благоизволи тебѣ Богъ». — Пс. 114, 7.

[15] ...не пришел еси спасти спасаемых, но призвати грѣшных в покаяние. — Ср.: Мф. 9,13; Мр. 2, 17; Лк. 5, 32.

[16] «Настави мя, Господи, на путь... яко к Тебѣ взях душу мою»... — Пс. 142, 8.

[17] «...спаси мя, уповающаго на Тя». — Пс. 85, 2.

[18] ...якоже птица от пругла и яко серна от тенета... — Ср.: Притч. 6, 5.

[19] ...пятью хлѣб 5000 народа насытившу... — См.: Мф. 14, 13—21; Мр. 6, 35—46; Лк. 9, 12—17.

[20] ...седмью хлѣб 4000 насытившу... — См.: Мф. 15, 34—38; Мр. 8, 5—9.

[21] ...воду вино сътворша. — См.: Ин. 2, 1 —11.

[22] …Възверзи на Господа печаль твою и Той тя препитает»... — Пс. 54, 23.

[23] И прииде нарѣку Выг, мѣсто бо наричемо Сорока. — Селение Сорока (Сороцкое) находится на острове в устье реки Выг, в месте впадения ее в Онежскую губу Белого моря. Название «Сорока» происходит от карельского слова «саарийоки» — «река с островом». В 1938 г. село Сорока было переименовано в город Беломорск.

[24] Карбас — беломорская лодка с веслами и парусом.

[25] Бѣ же над езером тѣм гора превысока зѣло. — Место первоначальной пустыннической жизни преподобных Савватия и Германа находилось у озера Долгого невдалеке от Секирной горы. Позднее здесь находилась «Савватиева пустынь», где хранилась икона Божией Матери Одигитрии, принесенная, по преданию, преподобным Савватием. В 20—30-е гг. XX в., когда на Соловках был устроен лагерь особого назначения, на «Секирке» находился штрафной изолятор.

[26] К вышним умъ свой вперяя... — Ср.: Кол. 3, 2.

[27] ...поучаяся присно въ псалмѣх... поя Господеви въ сердци своем... — Ефес. 5, 19.

[28] … На тя бо, Господи, упова душа моя...» — Пс. 129, 4.

[29] «...и помощник ми бысть». — Пс. 37, 7.

[30] ...«в поте лица... снѣдааху хлѣб свой». — Ср.: Быт. 3, 19.

[31] ...исшедшу ему ис кѣлиа покадити Честный Крестъ, иже и бѣ въдрузилъ близъ кѣлия своея поклонениа ради... — Каменный четырехконечный крест преп. Савватия впоследствии был обретен игуменом Филиппом (в 1556 г.). Он небольшого размера (50 X 45 см) и имеет две надписи: с лицевой стороны — «Царь Славы ИС ХС НИКА, крест Саватиа чюдотворца началной», с оборотной — «лѣта 6064 взысканиемъ и потружениемъ игумена Филиппа». Хранится в Благовещенской церкви Соловецкого монастыря.

[32] ...«Господи, Боже мой, на Тя уповах, спаси мя!» — Пс. 7, 2.

[33] «...яко к Тебѣ взях душю мою...» — Пс. 85, 4; Пс. 142, 8.

[34] ...«Да въскреснетъ Богъ... врази Его!» — Пс. 67, обычно читаемый в трудных обстоятельствах.

[35] ...стоя на обычном своем правиле... — Речь идет о монашеском правиле, состоящем в определенной последовательности молитв и духовных песнопений.

[36] «...ты утвердил еси силою твоею море...» — Пс. 73, 13.

[37] «...възмущение же волны его Ты укращаеши». — Пс. 88, 10.

[38] Выгнаволок — село в устье реки Выг.

[39] И обрѣтѣ ту игумена именем Нафонаила... — В народе игуменами называли иеромонахов, служивших при приходских церквах.

[40] ...«Величит душа моя Господа...» — Начальные слова Песни Богородицы (Лк. 1,46).

[41] ...вязати и рѣшати согрѣшающая... — Ср.: Мф. 18, 18.

[42] «...имьже не бѣ достоинъ весь мир!» — Евр. 11, 38.

[43] «...понеже сила моя в немощи совершается». — 2 Кор. 12, 9.

[44] ...«Небо и земля мимоидеть, а словеса моя не прейдут». — Мф. 24, 35; Мр. 13, 31.

[45] Насад — плоскодонное грузовое судно с поднятыми бортами.

[46] «...в руцѣ Твои предаю духъ мой». — Ср.: Лк. 23, 46; Пс. 30, 6.

[47] ...и в безславии славы о Бозѣ словый славне изыде. — Автор Жития приводит почти дословную цитату из «Лествицы» св. Иоанна Синайского (из 4-го слова, глава «Об Исидоре»): «...по прошествии десяти дней, чрез бесславие свое со славою отошел ко Господу» (см.: Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. Сергиева лавра. 1898. С. 29).

[48] И сътворь молитву, и не бысть гласа. — Купец Иоанн прочел молитву, обычно произносимую при встрече или, как здесь, пред дверью монашеской келий: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», — но не услышал ответного слова: «Аминь».

[49] ...не бѣ гласа ни послушаниа. — Цар. 18, 26.

[50] Мантия — монашеское одеяние, накидка без рукавов, которая символизирует всепокрывающую силу Божию, а также строгость и смирение монашеской жизни.

[51] Куколь — «шлем спасения», наглавник с несколько остроконечным верхом, покрывающий голову и плечи монаха, символизирующий благодать Божию, покрывающую ум и чувства монаха и охраняющую его от демонов, для чего он обшит пятью красными крестами на челе, на груди, на плечах и на спине.

[52] ...глаголюща кровоточивѣй: «Вѣра твоя спасеть тя». — Мф. 9,22; Мр. 5,34; Лк. 8, 48.

[53] ...яко легкий ерем Христовъ... — Ср.: Мф. 11, 30.

[54] «...прославляющему святых своих!» — Ср.: 1 Цар. 2, 30.

[55] ...честнѣ погребоша... месяца септевриа в 27... — Согласно «Соловецкому Летописцу», преп. Савватий умер 27 сентября 1435 г.

[56] ..лихже око не виде... яже уготова Богъ любящимъ Его». — 1 Кор. 2, 9.

[57] ...яко съкровище многоцѣнно... — См.: Мф. 13, 44.

[58] По преставлении же блаженного Саватиа мину вшу единому лѣту... — «Соловецкий Летописец» сообщает о прибытии преподобных Зосимы и Германа на Соловки летом 1436 г. Однако большинство дат, указанных в «Соловецком Летописце», страдает малой достоверностью. Все они являются результатом позднейших хронологических расчетов составителей «Летописца», время создания которого относится к началу XVIII в.

[59] ...идѣже преподобный Саватий лѣта много препроводивь... — Согласно «Соловецкому Летописцу» преп. Савватий провел на Соловецком острове 6 лет.

[60] Шуньга — одно из древнейших новгородских поселений в Обонежье, расположенное в северо-восточной части Заонежского полуострова. В позднейших редакциях Жития местом рождения преп. Зосимы названо село Толвуй (расположенное в 16 верстах от Шуньги).

[61] Сьй бяше благочестиву и богату родителю сынъ... — В позднейших редакциях Жития названы имена родителей преп. Зосимы — Гавриил и Варвара.

[62] Тъи отвержеся мира и бысть мних. — «Соловецкий Летописец» называет местом пострижения преп. Зосимы Палеостровский монастырь на Онежском озере. Однако, как следует из Жития, Зосима, отрекшись от мира, продолжал жить в родном селении, «имея перед своими глазами родителей и всех близких своих, друзей и знакомых». Вероятную причину этого назвал автор Похвального слова преп. Зосиме Ианикита Лев Филолог, написавший об этом в 30-е гг. XVI в.: «Ибо не было в том месте монастыря для монахов <...> и отрекающиеся от мира продолжали сообщаться с миром, проживая в мирских домах». Скорее всего, Зосима был пострижен в монахи «игуменом» (священноиноком) своей же приходской церкви, при которой, как это нередко бывало на Севере, мог иметься «крошечный монастырь — погост — из тех, которые принято называть мирскими „монастырями"» (В. О. Ключевский). О подобном случае пострижения в монахи обыкновенным священноиноком приходской церкви (называемом «игуменом») рассказывается и в одной из позднейших редакций Жития преп. Зосимы (в «Чуде об иноке Сергии», записанном при игумене Филиппе).

[63] ...«якоже желает елень на источники водныя»... — Пс. 41, 2.

[64] ...«не словесемь отвержения мьзды даются, но дѣлателем»... — 1 Кор. 3, 8.

[65] ...«не послушници закона спасаються, но теории». — См.: Рим. 2, 13.

[66] …«Не любите мира, и яже в нем»... — 1 Ин. 2, 15.

[67] ...не бо есть мощно единѣм окомь зрѣти на нѣбо, а другимь на землю... — Сходную мысль высказывает св. Иоанн Лествичник: «Как невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим на землю, так невозможно не подвергнуться душевным бедствиям тому, кто мыслями и телом не устранился совершенно от всех своих родственников и неродственников» (Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. Сергиева лавра. 1898. С. 18). Похожее высказывание содержится и в «Слове об отречении от мира» аввы Исайи Нитрийского, египетского подвижника IV в.: «Как нельзя одним глазом смотреть на небо, а другим — на землю, так и уму нельзя пещись и о Божием, и о мирском» (Добротолюбие. М., 1895. Т. 1. С. 343).

[68] ...«единому рабу двѣма господинома работати... сирѣч, Богу работати и мамонѣ». — Мф. 6, 24; Лк. 16, 13. «Мамона», по словам того же аввы Исайи Нитрийского, означает «всякое делание мира сего» (Добротолюбие. М., 1895. Т. 1. С. 397). Сходным образом и Иоанн Лествичник называет «мамоной» любое делание, отличное от молитвенного (см.: Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. Сергиева лавра. 1898. С. 109).

[69] «...постави мя на путь, в он же пойду»... — Пс. 142, 8.

[70] ...просвѣтишася ему очи сердечнѣи... — Ср.: Ефес. 1, 18.

[71] ...Давидъ Богоотець... — Иисус Христос происходит из рода царя Давида, который является его праотцем. См.: Мф. 1, 1; Лк. 3, 31.

[72] .«Въпроси... отца твоего... и старца твоя — и рекут тебѣ»... — Зосима обращается за советом к Герману как к более опытному в подвижнической жизни, следуя заповеди, полученной Моисеем: «Вопроси отца твоего, и возвестит тебе...» (Второзакон. 32, 7), которую автор Жития ошибочно приписывает псалмопевцу Давиду.

[73] «Не веяли прах, не всели пепелъ?» — Ср.: Быт. 18, 17; Иов. 30, 19; а также со словами из Чина погребения: «...вся персть, вся пепел, вся сень...» (4-я стихира).

[74] ...пакы второе отвержение мира сътворяет... — И здесь автор Жития опирается на опыт святых отцов, прежде всего — Иоанна Лествичника. Ср.: «Никто увенчанным не войдет в небесный чертог, если не совершит первого, второго и третьего отречения. Первое есть отречение от всех вещей, и человеков, и родителей; второе есть отречение своей воли; а третие — отвержение тщеславия, которое следует за послушанием» (Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. Сергиева лавра. 1898. С. 12).

[75] ...рода и отечества ивсѣх знаемых удаление. — Автор Жития цитирует известное место из книги Бытия (Быт. 12, 1), трактуемое в монашеской традиции как призыв к духовному странничеству. Именно так объясняет эти библейские слова, обращенные к Аврааму, св. Иоанн Лествичник: «Никто в такой мере не предавал себя странничеству, как тот Великий, который услышал: „Изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего" (Быт. 12, 1)...» (Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. Сергиева лавра. 1898. С. 17). Подобное толкование содержится и у Иоанна Кассиана Римлянина, который связывает библейский призыв к странничеству с тремя отречениями от мира: «Эти три отречения все вместе совершить повелел Господь Аврааму, когда сказал ему: „изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего" (Быт. 12, 1). Во-первых, сказал: „от земли твоея" — т. е. от богатства мирского и стяжаний земных; во-вторых: „от рода твоего" — т. е. от прежнего образа жизни, прежних нравов и пороков <...>; в-третьих: „от дому отца твоего" — т. е. от всякого воспоминания о мире и о всем, что представляется взору очей» (Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников // Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1993. С. 208).

[76] ...и пристанище моря тихо и невлаемо. — Место, которое нашел Зосима для монастыря, «лежит на западном краю острова при спокойном заливе, загражденном с моря около двух верст коргами, лудами или островками...» (Фомин А. Описание Белаго моря... и топография Соловецкого монастыря... СПб., 1797. С. 92). Залив этот носит название бухты Благополучия.

[77] ...«Небоиземля прейдет, словеса же Моя не преидутъ». — Мф. 24,35; Мр. 13,31.

[78] Показа бо древле Богъ скынии образ в пустыни Моисѣови... — См.: Исх. 3, 2.

[79] …«Изыди от земля твоея... и тамореку ти, яже подобаеть творити»... — Быт. 12, 1.

[80] Изведши Иякова от Лавана... и съ имѣниемъ животным многым... — См.: Быт. 31.

[81] ...обрѣсти благодать пред Исавом... — См.: Быт. 27, 28—30.

[82] ...и преложи его въ язык въ Египтѣ. — См.: Быт. 46, 3; 48, 27.

[83] Иосифа Праведного... пшеницодавца на вселеную. — См.: Быт. 41, 57; 45, 8.

[84] И Моисѣя... долг еси, правителя и законодавца. — См.: Исх. 3, 10.

[85] И Аарона... служителя законным жертвам. — См.: Исх. 28, 1; 40, 1.

[86] И Исуса Наввина... причастодавца съдѣлав земли обѣтования. — См.: Иисус Навв. 1, 6.

[87] И Давида пророка и царя... роду еврѣйскому... — См.: 2 Цар. 5, 3.

[88] ...извѣща ему Христу Господу от семени сѣсти на престол ѣ его, нань же языци уповаютъ... — См.: 2 Цар. 7, 12; а также Пс. 131, 11.

[89] ...«Се цѣлъ еси и ктому не съгрешай»... — Слова, обращенные к исцеленному у Овчей купели (Ин. 5, 14).

[90] ...«Вѣра твоа спасет тя, иди с миром». — Мр. 5, 34; Лк. 8, 48; а также Лк. 7, 50.

[91] ...начаста древеса сѣщи и кѣлия здати. — Келий Зосимы и Германа были сооружены, по пустынническому обыкновению, в полуверсте друг от друга и находились примерно в трех верстах к северо-западу от нынешнего монастыря.

[92] «умъ свой к вышнимъ вперяя». — Ср.: Кол. 3, 1—2.

[93] …присно поучаяся в псалмѣхъ... поя Господеви... — Ефес. 5, 19.

[94] ...«На Тя, Господи, уповахъ, спаси мя...» — Пс. 7, 2.

[95] ...«в потѣ лица... снѣдаху хлѣбъ свой»... — Ср.: Быт. 3, 19.

[96] ...«Духомъ устъ Его вся сила их... полагая въ скровищахъ бездны». — Пс. 32, 6—7.

[97] «...на Тя уповахъ, спаси мя!» — Пс. 7, 2.

[98] «...к Тебѣ приверженъ есмь... от чрева матере моея!» — Пс. 21, 1.

[99] ...слезами на всяк день постелю омакая... — См.: Пс. 6,7. Речь идет о слезах покаяния, о пользе которых говорится в сочинениях святых отцов, например в «Уставе отшельнической жизни» преп. Антония Великого: «Каждую ночь слезами своими обливай ложе свое и смачивай постель твою, и смиряй себя пред Христом Господом...» (Цит. по кн.: Добротолюбие. М., 1895. Т. 1. С. 116).

[100] ...от любве Христовы никакоже отлучити възможете! — Рим. 8, 39.

[101] ...«Да въскреснет Богъ... яко исчезает дым, да исчезнут»... — Пс. 67.

[102] «...Царь царем и Господь господемь!» — 1 Тим. 6, 15; Откр. 17, 14; 19, 16.

[103] «...Не отврати лица твоего от мене, яко скорблю...» — Пс. 68, 18.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!