ЖИТИЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ 24 страница



Был же тот муж боголюбив и имел большое богатство, многих наемных работников и работниц, — и принес милостыню. Старец же не захотел ее взять. Купец долго молил старца, чтобы взял что-нибудь из рук его: одежду или пищу или серебряную монету. Но отказался блаженный, одно лишь сказав ему: «Если хочешь творить милостыню, то сотвори нуждающимся». И, поучив его достаточно о милостыни, о любви и целомудрии, о милосердии к домочадцам, о заступничестве вдов и сирот и о многом другом для пользы душевной и благословив, отпустил его.

Иоан же отиде, зѣло скорбя о сем, яко не приятъ от него святый ничтоже, и тщету велию вмѣнив си, бѣ бо любя иноческы чинъ. Блаженый же проувидѣвъ о сем, что ради прискорбен бысть, и възва и́, глаголя: «Не скорби, чадо Иоанне, но послушай мене. Препочи на брезе до утра — и узриши благодать Божию быти хотящую. И въ утреи безтрудным плаванием отидеши в путь свой».

Иоанн же ушел очень огорченный тем, что святой не взял у него ничего, ибо, любя монашеский чин, счел это большой для себя утратой. Блаженный же, провидя причину его скорби, окликнул его и сказал: «Не скорби, чадо Иоанн, но послушай меня. Передохни на берегу до утра — и увидишь Божию благодать. А утром безопасно отправишься в путь свой».

И по малѣм времени бысть буря велиа, и громи, и молния, и трус велик бысть в мори и в рецѣ чрез всю нощь. Иоанн же, видѣвъ пременение въздуха, и волнение морьское и рѣчное устремление, по пророчеству старца, и ужасеся зѣло: восхотѣв бо ити и не возможе. И, приимъ благословение старче, отиде в шатеръ свой и препочи в нощи ту.

И в скором времени началась сильная буря, с громом и молнией, и страшный ураган бушевал на море и на реке всю ночь. Иоанн же, видя перемену погоды: бурю на море и ураган на реке, — бывшие по пророчеству старца, — пришел в ужас: ведь он восхотел идти дальше и не смог. И, получив от старца благословение, ушел в шатер свой и там заночевал.

Святый же беспрестани поя и моляся всю нощь, исходныа молитвы всылаа ко Владыцѣ Христу. И кадилницу въсприимъ, и фимиянъ на углие възложи, и отшед в часовню. И тамо доволно молитвовав, отиде в келью. И покадивъ святыа иконы, съвершив молитвы Господеви, и поне вмале изнеможе, и седе на обычном мѣсте келия, кадильницу же особь по странѣ себе постави. И руцѣ въздвигь горѣ, и рече: «Господи, в руцѣ Твои предаю духъ мой».[46] И тако предасть блаженую свою душу в руцѣ Божии, и в безславии славы о Бозѣ словый славне изыде.[47]

Святой же всю ночь пел и молился не переставая, воссылая отходные молитвы ко Владыке Христу. И, взяв кадильницу, положил на уголья ладан и пошел в часовню. И помолившись там довольно, возвратился в келию. Покадил в ней честным иконам, помолился Господу и, почувствовав, что силы от него уходят, сел на обычном месте в келии, а кадильницу поставил рядом с собой. И воздев руки, молвил: «Господи, в руки Твои предаю дух мой». И так предал блаженную свою душу в руки Божии — и в бесславии человеческой славы, но прославленный у Бога, преславно отошел.

Утру же бывшу, въздух на тихость преложися и свѣтлость солнечная въсия. Прииде Иоаннъ в часовню поклонитися образом святых икон, и по сем къ келии приходить преподобнаго, хотя от него благословениа прияти и отити в путь свой. И сътворь молитву, и не бысть гласа.[48] И пакы сътворивъ молитву, не бѣ гласа ни послушаниа.[49] И бѣ толкый вь двери — и отверзошася. Он же, сотворь молитву, вниде в кѣлью — и слыша велие благовоние, а святаго сѣдяща, и ужасеся, мня его жива суща. И глагола к старцу: «Отдай же ми, отче честный, яко дерзностнѣ внидохъ к тебѣ, многою вѣрою обьдержим кь твоей святости, понеже не смѣю отити в путь свой не приим благословениа от тебе». И стояше пред святым, а отвѣта никоегоже слыша от него.

Наутро же ветер утих и воссияло солнце. Пришел Иоанн в часовню поклониться святым иконам, а затем приходит к келии преподобного, желая получить от него благословение и отправиться в путь свой. И сотворил молитву, но не услышал ответа. И снова произнес молитву, но не было ни звука, ни отклика. И стал он стучать в двери — и они отворились. Сотворив молитву, вошел он в келию и почуял дивное благоухание, и (увидел) святого сидящего и, думая, что тот живой, ужаснулся (своей дерзости). И сказал старцу: «Прости меня, честный отче, что я дерзко вошел к тебе, ибо имею большую веру к твоей святости, поэтому не смею отправиться в путь, не получив твоего благословения». И стоял он перед святым, но не услышал от него никакого ответа.

В мантии[50] бо и куколѣ[51] сѣдяше блаженый, и кадилница стояше въскраи его. Келия же бѣ исполнь благоуханиа неизреченаго. И приступль, рече: «Благослови, отче Саватие, к путному шествию раба своего». Та же приник и видѣв его о Господѣ скончавшася.

Блаженный же сидел в мантии и куколе, и рядом с ним стояла кадильница. Келия же была наполнена несказанным благоуханием. И приблизившись, сказал он святому: «Благослови, отче Савватий, раба своего в путь». И, склонившись, увидел, что тот предал душу Господу.

И стоя помышляя, в себѣ глаголаше, взирая ко образу Господня иконы: «О Владыко Господи,что сотворю? Которому разумѣнию вдамся? Аще оставлю мощи преподобнаго сего без управлениа, то боюся, Милостиве, а прикоснутися не смѣю святаго телеси его недостойныма рукама своима, да некако что бѣдно постражу за недостоинъство мое!» И помену в себѣ слово Господне, глаголюща кровоточивѣй: «Вѣра твоя спасеть тя».[52] И дерзнув с вѣрою велиею, приступив, взять и, възложи на рамѣ свои, яко легкый ерем Христовъ,[53] отнесе и положи посреде часовни и, лобзавь со слезами, изыде.

И стоял Иоанн размышляя, и молился про себя, возводя взор к образу Господа: «О Владыко Господи: как мне поступить? Какое принять решение? Боюсь оставить мощи преподобного сего без приготовления к погребению, Милостивый, но и не смею прикоснуться к святому его телу недостойными руками своими — да не навлеку на себя беду за свое недостоинство!» И вспомнил слова Господа: сказавшего жене кровоточивой: «Вера твоя спасла тебя». И, дерзнув с великою верою, приступил, взял его, возложил себе на плечи, словно «легкое бремя Христово», отнес и положил посреди часовни — и, поцеловав со слезами, вышел.

И в той час прииде игумен Нафанаил к чясовнѣ. Изьявил бо бяше преподобный исход свой от телесе тогда, егда комкаше от руку его Пречистых Тайн Тѣла и Крове Господа нашего Исусъ Христа! И облобызав честныя мощи со слезами, и начат въпрашати купца о преставлении святаго. Он же сказав вся извѣстно о блаженнѣм: како прииде прежде еще ему живу сущу; и о всѣх полезных богодуховных словес, яже наказая и́ учише; и о хотящем быти наказании от Господа — въздуха пременении — како прорече; и како виде его и по преставлении сѣдяще, яко жива.

А в это время пришел к часовне игумен Нафанаил. Ведь предрек ему преподобный исход свой из тела, когда причащался из рук его Пречистых Тайн Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа! И облобызав со слезами честные его мощи, стал расспрашивать купца о кончине святого. Тот же подробно рассказал ему все о блаженном: как пришел к нему, когда тот был еще жив; и о всех полезных и богодухновенных словах, которыми поучал его, наставляя; и о том, как предсказал грядущее наказание от Господа — внезапную перемену погоды; и как увидел его — уже после смерти — сидящего, точно живого.

Игумен же въздохнувъ из глубины сердца, рече: «Слава тебѣ, Боже, прославляющему святых своих!»[54] И тако, съ псалмы и пѣснми, честнѣ погребоша святыя мощи преподобнаго Саватия, вдавше персть персти, месяца септеврия в 27,[55] славяще Христа Бога.

Игумен же, вздохнув из глубины сердца, сказал: «Слава Тебе, Боже, прославляющему святых своих!» И так с псалмами и песнопениями достойно погребли они святые мощи преподобного Савватия, земное земле предав и славя Христа Бога, — в месяце сентябре в 27 день.

По погребении же преподобнаго сѣдоста оба вкупѣ, Иоан же и игумен, и рече игумен: «Вѣси ли, Иване, какыя благодати сподобихомься от владыкы Христа, такова свята мужа послужихом погребению?» И начатъ повѣдати ему о житии святаго на островѣ и о пришествии со острова, како единъ по морю плавание творя, и яже слыше от устъ блаженаго. Онъ же начат дивитися, глаголя: «Въистинну, господине отче, мене недостойнаго много наказа от Божественых Писании, како жити подобает православному християнину и имѣти чистоту и цѣломудрие и милость к ближнему; и како прорече ми святая уста его хотящее быти божие наказание и человеколюбие? И аще бых увѣдѣлъ честное его преставление, то никакоже бых отступил от кѣлья сея! Но и о семь благодарю всемилостиваго Бога, яко сподоби мя видети преставльшася земнаго аггела, а небеснаго человека яко жива сѣдяща, и по преставлении, отнести в часовню честныя и трудолюбныя его мощи!» И дасть игумену милостыню доволну.

После погребения преподобного сели они вместе, игумен и Иоанн, и сказал игумен: «Знаешь ли, Иван, какой благодати мы удостоились от Владыки Христа, послужив погребению такого святого мужа?» И стал рассказывать ему о жизни святого на острове, и о том, как пришел он с острова, один плывя по морю, и обо всем том, что слышал из уст блаженного. Тот же удивлялся, говоря: «Воистину, господине отче, и меня, недостойного, он много наставил от Божественного Писания, как подобает жить православному христианину и иметь чистоту и целомудрие, и милость к ближнему; и ведь как он предрек мне святыми своими устами грядущее наказание Божие и человеколюбие Его! О, если бы я знал о святой его кончине, то никоим образом не отлучился бы из этой келии! Но и за то благодарю Всемилостивого Бога, что удостоил меня видеть земного ангела и небесного человека, — сидящего и после кончины, точно живого, — и отнести в часовню честные и трудолюбивые его мощи!» И подал игумену довольно милостыни.

И тако, чюдящеся, воздаша хвалу Богови, творящему дивная чюдеса святыми своими угодникы, «ихже око не видѣ и ухо не слыша и на сердце любострастнаго не взыде, яже уготова Богъ любящимь Его».[56]

И так, дивясь, воздали они хвалу Богу, творящему святыми своими угодниками дивные чудеса, «которых ни око не видело, ни ухо не слышало, и не приходило то на сердце любострастного, что уготовал Бог любящим Его».

И разыдошася кождо восвоя, носящи яко съкровище многоцѣнно[57] в домы своя молитвы святаго Саватиа, славяще святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, нынѣ и присно и в вѣки вѣком. Аминь.

И разошлись они каждый в свою сторону, неся в дома свои, словно некое сокровище многоценное, молитвы святого Савватия и славя Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ЖИТИЕ И ПОДВИЗИ И ОТЧЯСТИ ЧЮДЕС ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО ИГУМЕНА ЗОСИМЫ, НАЧЯЛНИКА СОЛОВЕЦЬСКЫЯ ОБИТЕЛИ, И О ПРИШЕСТВИИ ЕГО НА ОСТРОВЪ СОЛОВЕЦСКЫЙ, И О ЗАЧЯЛЪ МОНАСТЫРЯ ТОГО

ЖИТИЕ И ПОДВИГИ И НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЧУДЕС ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО ИГУМЕНА ЗОСИМЫ, ОСНОВАТЕЛЯ СОЛОВЕЦКОЙ ОБИТЕЛИ, И О ПРИШЕСТВИИ ЕГО НА ОСТРОВ СОЛОВЕЦКИЙ, И О НАЧАЛЕ МОНАСТЫРЯ ТОГО

Благослови отче!

Благослови, отче!

По преставлении же блаженнаго Саватиа минувшу единому лѣту,[58] хотя Человеколюбец Богъ въздвигнути мѣсто оно, да в незабвении труди угодника его изъостанут. И въсхотѣ болма прославити, идѣже преподобный Саватий лѣта многа препроводивь[59] житиемь чюдным и трудолюбным пребываниемь въ островѣ Соловецком, якоже преди речеся, по аггельскому речению яже рекоша к женѣ: «Сие мѣсто благоволи Богъ селение иноческаго жития быти». И тако судбамъ Божиимъ изволися и молитвами присвятыа Богородица въздвигнути мѣсто то.

Прошел год после кончины блаженного Савватия, и пожелал Человеколюбец Бог восстановить то место, чтобы труды угодника Его не остались в забвении. И восхотел Он еще больше прославить остров Соловецкий, на котором преподобный Савватий провел многие годы чудной и трудолюбивой жизни, о чем было сказано выше, — по пророчеству ангелов, сказавших <карельской> жене: «Благоизволил Бог, чтобы место это было селением иноков». И так, изволением Божиим и молитвами Пресвятой Богородицы, суждено было тому месту быть восстановленным.

Бѣ нѣкый муж от тамо живущих, в веси Шунга[60] нарицаемо, именем Зосима. Сьй бяше благочестиву и богату родителю сынъ,[61] и измлада възраста нравъ имѣя аггелъ, дѣтьскых глумлений ошаяшеся отнюд. Прежде бо бѣста родителя его имуща житие в Великом Новѣгородѣ, и тако вселистася въ оной веси близъ моря. Ту убо хотяста житие имѣти — яко двѣстѣ верстъ от моря или множае, тамо бо хотяше Богъ прославити угодника своего.

Был некий муж среди местных жителей, в деревне, называемой Шуньга, по имени Зосима. Был он сын благочестивых и богатых родителей и, с юных лет имея ангельский нрав, всячески сторонился детских забав. Прежде родители его жили в Великом Новгороде, а потом поселились в той деревне вблизи моря. Там захотели они жить — примерно в двухстах верстах от моря или немногим более, ибо там пожелал Бог прославить угодника своего.

Тъй отвержеся мира и бысть мних.[62] И желааше мѣста пустыннаго, еже уединитися и единъ единому Богу бесѣдовати въ молитвах, «якоже желает елень на источникы водныя».[63] И помышляаше в себѣ, глаголя: «Како азъ и еще сыи исполу, вмалѣ отвержение мира сътворих — словом, писано есть: „не словесемь отвержения мьзды даются, но дѣлателем”,[64] а „не послушници закона спасаються, но творци”.[65] Родителем всегда пред очима моима и всѣм ближникомь по плоти, другом же и знаемым, и съобращаяся посреди их, — что же есть мое отвержение от мира? Писано бо есть: „Не любите мира и яже в нем”,[66] не бо есть мощно единѣм окомь зрѣти на небо, а другимь на землю,[67] ни пакы „единому рабу двѣма господинома работати, любо единаго възлюбит, а другаго възненавидит, или единаго держится, а о друзѣм же нерадити начнеть, сирѣч, Богу работати и мамонѣ”».[68] Сия помышляющу рабу Божию Зосимѣ всегда вь сердци своемь — и разгараашеся на любовь Божию по вся дни и нощи, како бы отлучитися от мира, и прилагаше любовь к любви и огнь ко огню и искаше спомогающаго ему въ духовный подвиг.

Отрекся Зосима от мира и стал монахом. И, как «олень стремится на источники вод», так и он желал найти место пустынное, чтобы уединиться и в молитвах наедине беседовать с Богом. И размышлял он про себя, говоря: «Ведь я еще наполовину состоялся, лишь в малом отречение от мира совершил — только словом, но написано: „Не за слова отречения дается награда, но за дела”, а также: „Не слушающие закон спасаются, но исполняющие его”. А я всегда имею перед глазами своими родителей и всех близких своих, друзей и знакомых, и нахожусь среди них — в чем же отказ мой от мира? Ведь написано: „Не любите мира, ни того, что в нем”, ибо невозможно одним оком смотреть на небо, а другим — на землю или „одному рабу служить двум господам: либо одного возлюбит, а другого возненавидит, либо одному станет усердствовать, а о другом не радеть, — то есть Богу служить и мамоне”». Об этом постоянно размышлял в своем сердце раб Божий Зосима, и разгорался любовью к Богу во все дни и ночи, желая уйти от мира, и прилагал любовь к любви и огонь к огню, и искал себе помощника в духовном подвиге.

Таже по малѣ времени по Божию смотрению прилучися обрѣсти Зосимѣ прежереченнаго раба Божия старца Германа, иже бѣ преже съжительствовавый съ блаженным Саватием на томъ Соловецком островѣ. И начаста бесѣдовати к себѣ духовнѣ друг къ другу. Герман же начат повѣдати ему о блаженнѣм Саватии: како подвизася въ островѣ Соловецком, и како, ему отшедшю съ острова, блаженый подвиг течения съвершивъ на брезѣ морстѣмь.

И вот в скором времени случилось ему встретить, по Божьему промыслу, вышеупомянутого раба Божия старца Германа, который прежде жил вместе с блаженным Савватием на Соловецком острове. И завели они между собой духовную беседу. Герман стал рассказывать ему о блаженном Савватии: как подвизался он на Соловецком острове и как, после ухода Германа с острова, блаженный окончил свой путь на морском берегу.

Зосима же, слышав бесѣду о святѣм и о состоянии острова и угодных мѣстех къ устрою манастыря: иже дѣлныя земля, и древа к създанию храмов, и многы езера с рыбами, и морских рыбъ ловитвы — и слышав сие Зосима от Германа, радовашеся духомь, и рече в себѣ, очи возвед на небо, глаголя: «Господи, Владыко Человеколюбче, постави мя на путь, в он же пойду,[69] и како спасуся, Милостиве!» И тако просвѣтишася ему очи сердечнѣи;[70] начат съвѣтъ творити о путном шестьвии по морю с Германом, како бы достигнути Соловецкаго острова. Рече к Герману: «Давидъ Богоотець[71] в пѣснех рече: „Въпроси бо, рече, отца твоего — и възвѣстит тебѣ, и старца твоя — и рекут тебѣ”»;[72] и открываше Зосима Герману тайная сердца своего, не бо терпяше скрытися Божия велѣния съкровище; яже Богъ благоволи, сих человекъ преложити не можеть. Понеже бо яко огнь възгорѣся вь сердци блаженнаго Зосимы от великаго желания. И тако съ многим тщаниемъ устраяетъ к морю хотящаго ему путнаго шествия. Съвосприемлеть же с собою и Германа и вся потребная ко устрою мѣстному.

Зосима же, слушая рассказ о святом, и о расположении острова, и о местах, пригодных для создания монастыря: о земле для возделывания, и о деревьях для строительства, и о множестве рыбных озер и мест для лова морской рыбы — слушая обо всем этом Германа, Зосима радовался духом и молился про себя, возводя очи к небу: «Господи Владыко Человеколюбче, направь меня на путь, которым пойду, и так да спасусь, о Всемилостивый!» И тогда просветились у него очи сердечные; и стал он советоваться с Германом о морском путешествии, как бы добраться до Соловецкого острова. И сказал он Герману: «Богоотец Давид изрек в песнях: „Спроси отца твоего — и возвестит тебе, и вопроси старцев твоих — и рекут тебе”», — и открыл Герману тайны сердца своего, ибо более не могло быть сокрыто сокровище веления Божия; ведь того, что благоизволил Бог, человек изменить не может. Потому что как будто огонь разгорелся в сердце блаженного Зосимы от такого великого желания. И так стал он с великим усердием готовиться к предстоящему морскому путешествию. Увлек же с собою и Германа и (начал собирать) все, что необходимо для устройства на том месте.

В та же времяна отець его, болѣзнию огненою обьятъ быв, отиде к Господу. Мати же его оста вдовьствующи. Он же съ многыми слезами и псалмопѣнием честнѣ погребе отца своего, — и приходит в дом отчий, съвѣщая съвѣтъ благъ своей родителници, глаголющи ей: «Госпоже моя мати, Богу тако изволившу — твоего супруга, а моего отца отшествие. Богу изволившу тако. Не вся ли прах, не все ли пепелъ?»[73] Она же, повинувшися всей быти воли его, рече: «Якоже повелиши, чадо, никако же преслушаю тебе ни в чем же». И тако блаженый съвѣщавает оставити дом и имѣние, отити тамо близ сущи девическый манастырь и прияти великий аггельскый образ. Мати же, все сътворив по воли его, отиде в манастырь и вся остави, якоже годѣ бысть ему. И тако блаженный, расточив вся имѣния своя убогим и родитель своих вся жителства домовная раздавъ нищим, рабы же и рабыня вся свободи и достойную часть имѣния подадѣ им. Сам же на предняя подвигы възвращается, пакы второе отвержение мира сътворяет[74] (первѣе — родителей и сродникъ по плоти, пища и всѣх красных мира): рода и отечества и всѣх знаемых удаление.[75]


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!