История о великом князе Московском 51 страница



[161] ...княжа Ряполовское Дмитрей... — Князь Дмитрий Иванович Ряполовский, участник оппозиции, руководимой Челядниным-Федоровым. Казнен вместе с ним в сентябре 1568 г.

[162] ...княжата ростовские Сѣмен, Андрѣй и Василѣй... — Князь Семен Васильевич Лобанов-Ростовский был одним из лидеров боярской оппозиции в 1553 г. После неудачного побега в Литву был казнен. К этой же оппозиции примыкал князь Андрей Иванович Катырев-Ростовский, казненный вместе с князем Семеном Васильевичем. Князь Василий Иванович Темкин-Ростовский был вначале членом опричного двора, но затем впал в немилость у царя и был казнен в 1571 г.

[163] На поле: мучителей.

[164] ...Петръ, глаголемы Щенятевъ... — Князь Петр Михайлович Щенятев без ведома царя постригся в монахи, что послужило причиной царской немилости. Умер под пытками в 1566 г. Во время взятия Казани он вместе с Курбским возглавлял полк правой руки.

[165] ...братию его Петра, Иоана... — Петр Андреевич и Иван Андреевич Куракины были родственниками Щенятева.

[166] ...Феодоръ Лвовъ... другого князя Феодора... — Кто такие Федор Романович и Федор Львов ярославские — неизвестно.

[167] ...Иоанна Шаховского. — Иван Шаховской был казнен, скорее всего, в январе 1563 г. в Невеле. Также происходил из рода князей ярославских.

[168] ...Василия и Александра, и Михаила княжат... Прозоровских, и Ушатыхъ нареченныхъ... — Прозоровские и Ушатые происходили из рода князей ярославских. Василий Иванович, его брат Александр и двоюродный брат Михаил Федорович Прозоровские были казнены, вероятно, около 1567 г.

[169] ...Иоанна, княжа Пронское... — Князь Иван Иванович Пронский-Турунтай, казнен ок. 1569 г.

[170] ...княжа Пронское Василий... —Князь Василий Федорович Пронский-Рыбин выступил против политики Ивана IV на Земском соборе 1566 г. Казнен в конце этого же года.

[171] ...Владимера, стрыечного брата своего... — Двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич играл важную роль в политических интригах и дважды был кандидатом на престол в планах противников Ивана Грозного. Казнен в 1569 г.

[172] ...Михаилъ Воротынской и Микита, княжа Одоевской... — Князь Михаил Иванович Воротынский одним из первых попал в опалу и был сослан в 1562 г. в Кирилло-Белозерский монастырь. Получив прощение, он был возвращен в Москву в 1565 г. и избран в Думу. Когда в 1572 г. войска крымского хана Девлет-Гирея под командованием мурзы Диве (Дивей-мирзы) вторглись в русские земли, он был назначен главнокомандующим русских войск и одержал решительную победу над татарами. Был обвинен в измене и казнен 12 июня 1573 г. Вместе с ним был казнен князь Никита Романович Одоевский, также участвовавший в походе против войск Девлет-Гирея, командуя полком правой руки. Оба они последние по времени жертвы репрессий царя, упоминаемые в «Истории».

[173] На поле: злые челюсти.

[174] На поле: и оплаканныя.

[175] На поле: Трогедиа есть игра плачевная, яже радостию починается и зѣло многими бѣдами и скорбми скончевается.

[176] На поле: провлекши сквозѣ перси его.

[177] ...am Магмета-паши... — Махмет-паша был великим визирем турецким в 1565—1579 гг. Его войска также участвовали в качестве подкрепления в походе Девлет-Гирея.

[178] На поле: вмѣняютъ.

[179] «Да не убоишися... не noд безнами». — Ср. Исход. 20, 4—5.

[180] «Кто отвержется... небесным». — Матф. 10, 33.

[181] «Яко твое... сила». — Матф. 6, 13.

[182] На поле: Глава.

[183] ...Иоанна Петровича... — Имеется в виду Иван Петрович Челяднин-Федоров, предводитель оппозиционной группировки, раскрытой в 1567 г. Точная дата его смерти неизвестна. Он был женат на вдове Ивана Осиповича Дорогобужского, погибшего в казанском походе 1530 г. Курбский имеет в виду приемного сына Ивана Петровича Челяднина — Ивана Ивановича Дорогобужского.

[184] О Иоанне Шереметѣве. — Иван Васильевич Большой-Шереметев — один из выдающихся политических и военных деятелей 50-х гг. В 1564 г., подозреваемый в измене, был арестован, a затем пострижен в Кирилло-Белозерский монастырь. Казнен ок. 1573 г.

[185] На поле: сокровище.

[186] Семенъ Яковлевичъ... — О ком идет речь, неизвестно.

[187] ...именем Хозяинъ... — Хозяин Юрьевич Тютин. Казнен по неизвестным причинам ок. 1568 г. Курбский называет его подскарбием. Подскарбием в Польше и в Великом княжестве Литовском назывались казначеи.

[188] ...Хаборовъ... — Иван Иванович Хаборов, боярин и смоленский наместник, вероятно, ок. 1558 г. В 1573 г. он был еще жив, что видно из писем Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь. По некоторым данным, он умер в 1581 г. Хронология Курбского таким образом и в данном случае несколько отлична от сведений других источников.

[189] На поле: уѣздѣхъ.

[190] ...Михаила Матвѣевича Лыкова... — Казнен в 1571 г. по неизвестным причинам.

[191] ...Старого Сигизмунда... — Король Сигизмунд I Старый, отец Сигизмунда II Августа, на службу к которому перешел Курбский.

[192] ...род Колычовых... — Неясно, кого из представителей рода Колычевых Курбский имеет в виду. Известно, что после низложения митрополита Филиппа страшные гонения обрушились на его близких. Было казнено около десяти человек из рода Колычевых. См. также коммент. к Предисловию к Новому Маргариту.

[193] Василей, глаголемы Разладинъ... — Причина и дата смерти Василия Васильевича Квашнина неизвестны.

[194] ...Дмитрей, no нарѣчению Пушкин... — Кто такой Дмитрий Пушкин, неизвестно.

[195] ...Крикъ Тыртовъ... — Казнен в конце 1572-го — начале 1573 г.

[196] ...муж благоверны Андрей... — Андрей Иванович Шеин, казнен ок. 1568 г.

[197] ...Дмитрей онъ... — Дмитрий Васильевич Шеин был взят в плен во время Казанского похода Ивана III в 1514 г. и убит.

[198] ...Владимеръ... — Владимир Васильевич Морозов попал в заключение ок. 1563 г. и казнен ок. 1568 г.

[199] ...Левъ... — Лев Андреевич Салтыков присоединился к опричному двору между 1567 и 1570 гг. В 1571 г. был насильно пострижен в Троице-Сергиев монастырь и затем казнен.

[200] ...О Петрѣ Морозовѣ... — В октябре 1580 г. Петр Васильевич Морозов еще упоминается другими источниками как живой. Вероятно, сведение о его смерти было помещено в «Истории» позже, о чем свидетельствуют и слова «ныне», «послѣди».

[201] ...Игнатей Заболоцки, Богданъ и Федоси... — О их смерти ничего неизвестно.

[202] ...Василѣй и другия братния... — В Синодике Ивана Грозного упоминается несколько Бутурлиных, в том числе Василий Андреевич и Дмитрий Андреевич. Неизвестно, их ли имел в виду Курбский.

[203] ...Иоаннъ Воронцовъ... — В 1567 г. Иван Федорович Воронцов уже был опричником. Казнен в 1571 г. или немного позже.

[204] ...роду великих Сабуровых... — Тимофей Иванович Сабуров, сын Ивана Юрьевича Сабурова, брата Соломонии Сабуровой.

[205] ...Андрѣй... и братъ его, Азарий... — Андрей Федорович и Азарий Федорович Кашкаровы были казнены, вероятно, в 1566 г. Андрей Федорович помогал Тимофею Тетерину совершить побег в Литву, что, возможно, и послужило причиной его смерти.

[206] ...Василей и Григорей, глаголемы Тетерины... — Вероятно, родственники бежавшего в Литву Тимофея Тетерина.

[207] ...Данила Чюлкова... Феодора Булгакова... — Кто такие Даниил Чулков и Федор Булгаков, точно неизвестно.

[208] ...Федор Басманов, яже последи зарѣзалъ рукою своею отца своего Алексѣя... — Семейство Басмановых играло значительную роль в опричнине. Когда произошло убийство Алексея Басманова его сыном Федором, одним из наиболее приближенных к царю опричников, неизвестно.

[209] ...Григорея Степанова... — Григорий Степанович Сидоров еще упоминается как живой между 1563 и 1567 гг. В это время он нес службу в рязанских городах Пронске и Михайлове.

[210] ...Андрѣй Мещерски и князь Никита, брат его, и Григорей Иоановъ, сынъ Сидорова... — Кто такие Андрей и Никита Мещерские, Григорий Иванович Сидоров, неизвестно.

[211] ...Андрѣй, no наречѣнию Аленкинъ... — Сообщение Курбского о смерти князя Андрея Федоровича Аленкина не подтверждается другими источниками.

[212] ... Сабуровых... Сарыхозиныхъ... — О родах Долгово-Сабуровых и Сарыхозиных известно очень немногое. Известен Марк Сарыхозин, бежавший с Курбским в Литву (см. Послание Курбского Марку Сарыхозину).

[213] На поле: области.

[214] ...Михаилъ Морозовъ... — Михаил Яковлевич Морозов был казнен летом 1573 г. Скорее всего, «История» была дополнена сообщением о его смерти позже ее написания.

[215] ...рекше... землях сущих. — В рукописи пропущено. Восстанавливается по изданию Кунцевича.

[216] ...Афонасия... — Афанасий оставил митрополичью кафедру в мае 1566 г. и удалился в Чудов монастырь.

[217] ...благовременне... налѣжати... — Ср. 2 Тим. 4, 2.

[218] На поле: на лжесловия.

[219] На поле: мучителемъ.

[220] На поле: змию превеликому.

[221] На поле: Яко святый Герасим аргументует или свидѣтелствуетъ о святой первомученицѣ Феклѣ тому подобно, иже ея ѣсть и медвѣди устыдѣшася и почиташа ее, чрез естество в кротость преложишися, и прочее.

[222] На поле: точена.

[223] ...глаголемомъ Слободе... — Александровская Слобода, ныне г. Александровск под Москвой, центр опричнинного правления и резиденция Ивана Грозного после оставления им Москвы.

[224] На поле: не рукоположени.

[225] На поле: тунеядцы.

[226] На поле: шуты.

[227] ...Германъ... — Герман Полев был архиепископом Казанским с марта 1564 по ноябрь 1567 г. Никаких сведений о том, что он был митрополитом, а затем убит, не сохранилось.

[228] ...Пимина. — Во время похода на Новгород Иван Грозный обвинил новгородского архиепископа Пимена в предательстве и в подготовке города к сдаче его полякам. Пимен был отправлен в Москву и умер в 1571 г. Здесь, как и в некоторых других случаях, когда речь идет о событиях, которые произошли после бегства Курбского в Литву, его информация бывает не всегда точной.

[229] ...Андрѣй, глаголѣмы Тулуповъ... — Князь Андрей Васильевич Тулупов-Стародубский был казнен в Новгороде в 1570 г.

[230] На поле: пут водный.

[231] ...другаго архиепископа... — Имеется в виду преемник Пимена Леонид. Разные источники дают противоречивые сведения о времени возведения его в сан и о его смерти.

[232] ...Корнили-игумен... — Настоятель Псково-Печерского монастыря. Корнилий был послан жителями Пскова встречать Ивана Грозного на подступах к городу с просьбой не разорять его подобно Новгороду. Был казнен в феврале 1570 г. одновременно со старцем Вассианом Муромцевым.

[233] ...мнихъ... Васьян именемъ... — Старец Псково-Печерского монастыря Вассиан Муромцев. Курбский познакомился с ним, вероятнее всего, в ходе Ливонской войны и состоял с ним в переписке (см. три Послания Курбского Вассиану Муромцеву).

[234] На поле: Како Христа, сѣдяща одесную Отца, здѣ мучима быти, глаголешь? Тако воистинну: егда церковь от мучителей гонимо бываетъ, тогда Христосъ, приемлющи сам терпѣти, исповѣдуется: «Сауле, рече, Сауле, почто мя гониши?»

[235] На поле: Разсмотряй здѣ прилѣжнѣе и читай златыми усты толкованы Пауловы словеси. К коринфом в Первомъ послании о том бѣсѣдуетъ, во нравоучении 33-м бесѣды пространнѣйше о вложенномъ в нас от Бога естественнаго закона любви соблюдении, яко к родителемъ и ближним сродником и ко южикомъ простиратися сродною любовию подобает. И тамо узришь, читателнику, и вѣру имѣшь не туне мя плачущи и рыдающи о семъ.

[236] На поле: В яковый ров человѣческий род Дияволъ вверже со своим таинникомъ, зри здѣ. Се маньяков или похлѣбников плоды полѣзны таковы.

[237] ...враговъ... благословляти... — Ср. Матф. 5, 44; Лк. 6, 27.

[238] ...а ни небомъ... не клятись. — Ср. Исход. 20, 7; Матф. 5, 34—36; Иак. 5, 12.

[239] На поле: на Студеномъ.

[240] «Аще... талантов». — Матф. 18, 23—25.

[241] ...прахъ... на него... — Ср. Матф. 10, 14; Мр. 6, 11; Лк. 9, 5.

[242] «He убивай... еже хощешъ!» — Ср. Деян. 16, 27.

[243] «Удаляясь... его». — Пс. 54, 8—9.

[244] ...яко Тимофей к Павлу... — Ср. I Солун. 3, 6.

[245] ...Метофрастъ... — Симеон Метафраст — византийский агиограф IX в., прославившийся своей работой по сбору и переработке житий святых. Курбский не раз вспоминает этого писателя в своих сочинениях и цитирует их в собственном переводе. Им был составлен сборник житий из выполненных им же переводов из Симеона Метафраста (см. Предисловие к Симеону Метафрасту).

[246] ...ребра северовы... — Ср. Пс. 47, 3.

[247] «Аще кто... не ястъ»... — 2 Солун. 3, 10.

[248] «Руце... со мною». — Деян. 20, 34.

[249] ...бѣзверников ради... — Ср. I Кор. 14, 22.

[250] ...Артеми премудры... — См. Послание Курбского Марку Сарыхозину.

[251] На поле: хуление.

[252] ...восторгающе... плевелы... — Ср. Мф. 13, 25.

[253] На поле: мучителей.

[254] На поле: лжещиваний.

[255] ...Феодоръ Ростиславичъ Смоленский... — Родоначальник князей ярославских и смоленских, похоронен в Спасском монастыре в Ярославле.

[256] На поле: О вѣнчанию царском.

[257] ...противъпсаломъ... — Искаженная форма слова «протопсалтис» — цер-ковная должность.

[258] На поле: Той святый Димитрий, яже князя Константина от многолѣтныхъ его веригъ свободилъ, имиже был связан по рукамъ и ногам, и иссохшие ему руцѣ прикосновением своим исцѣлилъ, яко и здѣ уже князь, ехал уже во свое отечество, зѣло святаго о семъ прославлялъ и почесть и любовь к нему велию имел даже до преставления своего.

[259] «Коль... креститись!» — Ср. Мф. 20, 22; Мр. 10, 39.

[260] Тѣлесные... от Духа... — Ср. Рим. 8, 5.

[261] На поле: жестокие.

[262] На поле: иконоборцы.

[263] «Убояшася... страха». — Ср. Пс. 8, 5.

[264] На поле: не в Дионисову.

[265] На поле: имѣете.

[266] «Блажен... воскресению». — Апок. 20, 6.

[267] «Яко бо... Христосъ». — Ср. Прем. 5, 1.

[268] ...«восхищенныи... будутъ». — Ср. I Сол. 4, 17.

«История о великом князе Московском» — один из значительнейших памятников русской публицистики второй половины XVI в., а также важнейший источник для русской историографии эпохи царствования Ивана Грозного.

В жанровом отношении «История» неоднородна. В ее составе можно выделить несколько стилистически отличных друг от друга частей — прежде всего единое сюжетное повествование об Иване Грозном, которое сам Курбский назвал «кроникой», и мартиролог погибших от рук тирана мучеников. Внутри же этих двух основных частей обнаруживаются еще более мелкие повести (например о взятии Казани, о Ливонской войне, о Феодорите Кольском и др.). Жанрово-стилистическая неоднородность сочинения, скорее всего, свидетельствует о том, что в окончательном виде оно сложилось из написанных в разное время, фактически не зависимых друг от друга отдельных частей. Впрочем, объединяются эти части одной темой — царствованием Ивана Грозного, и одной задачей — развенчать царя-злодея. «Кроника» была написана, вероятно, вскоре после получения Курбским Первого послания Ивана Грозного. В ней заметно стремление автора обосновать необходимость и оправдать свой отъезд из Московского государства. Объясняя эту необходимость с рациональной точки зрения, Курбский одновременно объясняет рационально (или старается объяснить) происходящие в стране события. Вторая часть произведения, в которой повествуется «о побиении боярских родов», в сущности, представляет собой мартиролог «новоизбиенных мучеников». Стиль повествования Курбского в этой второй части становится более экспрессивным, a характеристики царя более резкими и однозначными. В первой части он старался ограничиться констатированием фактов, а если и позволял себе оценки, то уравновешенные и в какой-то мере объективные; во второй же части он обрушивается на царя с суровыми упреками и обвинениями, называет его «сыном Сатаны», «дивом», апокалиптическим «зверем». Такое резкое изменение отношения к царю можно объяснить, вероятно, тем, что вторая часть «Истории» была написана уже в разгар опричного террора и отразила реакцию Курбского на политику царя. В окончательном виде «История» сложилась, скорее всего, в первой половине 70-х гг. и, по мнению некоторых исследователей, имела целью дискредитировать Ивана Грозного как претендента на польский престол во время бескоролевья в Речи Посполитой в 1573 г.

Создавая свое сочинение, Курбский обнаруживает великолепное знание Священного Писания, сочинений древних отцов церкви (что особенно будет заметно в его переписке с многочисленными корреспондентами). Текст сочинения свидетельствует также о знакомстве Курбского с такими источниками, как «русские летописные книги» (имеется в виду, скорее всего, «Летописец начала царства»), космографии, «Хроника» Сигизмунда Герберштейна.

«История» является важным этапом в развитии русской историографии. Она одной из первых знаменует собой ее переход к тематическому принципу разделения повествования в отличие от традиционного погодного. Отказ от погодного разделения повествования был характерен и для других сочинений того времени (например тот же «Летописец начала царства», «Казанская история»), но «История о великом князе Московском» отличается от других сочинений тем, что она подчиняется единой цели. Курбский не столько писал историю царствования Ивана Грозного, сколько стремился объяснить превращение Ивана в кровожадного тирана.

«История о великом князе Московском» написана на московском варианте церковно-славянского языка и включает в себя при этом большое число полонизмов и западнорусизмов, известных в обиходе жителей западнорусских областей. Многие из них не были знакомы великорусскому читателю, так что, возможно, уже сам автор снабдил их переводами-синонимами в самом тексте или на полях рукописи (глоссами). Часть таких пояснений добавлена переписчиками «Истории».

Церковнославянский язык избегал всяких иноязычных заимствований, ограничиваясь теми грецизмами, какие попали в него в первоначальную эпоху славянской письменности при переводе с греческого основной массы христианских сочинений. Поэтому обильное включение полонизмов в текст «Истории», вызванное известными историческими обстоятельствами, придает стилю произведения несколько макаронический характер. В этом отношении «История» напоминает и как бы предсказывает сходные по стилистике произведения Петровской эпохи.

Стилистическое своеобразие «Истории» было учтено и в какой-то мере воспроизведено на современном русском литературном языке. Именно поэтому слово «скарбии» (пол. skarb) переведено не «богатство», а «капитал»; слово «старожитный» (пол. starozythy) переведено не «древний», а «античный»; слово «зацный» (пол. zacny) переведено не «благородный», а «аристократический» и т. п. Подобным же образом пришлось перевести некоторые вычурные грецизмы, почти не известные другим литературным произведениям эпохи: так, слово «стратилатъ» в языке XVI в. занимает такое же возвышенное положение, как слово «стратег» в современном языке.

Однако для многих подобных слов не удалось подобрать в современном литературном языке такие семантические соответствия, которые бы обладали при этом особой стилистической характеристикой, так что слово «печенегъ» из пол. pieczeniarz (от глагола ріес — печь, стряпать) переведено «прихлебатель» («клиент» в данном случае было бы слишком большой натяжкой), «мѣсто» из пол. miasto переведено нейтрально «город» и т. п.

Известно более 70 списков «Истории», существующих в четырех редакциях: Полной, Сокращенной, Краткой и Компилятивной. Более половины всех известных списков относится к Полной, наиболее близкой архетипу редакции. Самые ранние списки датируются первой половиной XVII в. Текст «Истории» публикуется по списку Полной редакции первой трети XVII в. (ГПБ, собр. Погодина, 1494) с исправлением нескольких испорченных или явно ошибочных мест по изданию Г. 3. Кунцевича (Сочинения князя Курбского. Т. I. Сочинения оригинальные (РИБ. Т. XXXI). СПб., 1914). Глоссы, помещенные на полях рукописи, издаются в древнерусском тексте и в переводе в подстрочных примечаниях. Соответствующие места текста имеют цифровые обозначения.

Послания Курбского


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!