История о великом князе Московском 49 страница



О безумный и окаяный! Забыл еси прежде тебя царей царствовавшихъ, и в Новомъ, и в Ветхомъ завете, паче же прародителѣй твоихъ, княжат рускихъ святыхъ, ходящихъ по Христову ускому пути, сирѣчь мѣрне и воздержне живущихъ, но абаче царствующихъ блаженнѣ, яко и ты самъ в покаянию был немало лѣтъ и добре царствовалъ. А нынѣ, егда развратился еси и прелстился от ласкателей, тогда таковые словеса отрыгнулъ еси, избравши себѣ пространны Антихристовъ путь, и отринул от себя всехъ предобрыхъ и разумныхъ мужей, и собравший войско дияволе, сиирѣчь похлебников, и отовсюды злодѣев, по всемъ согласующимъ злостем своим, нарицающесь церковником, погнал церковъ Божию. И яко погналъ! И коль страшно и прелюто, иже рещи и выписати невозможно! Яко напреди мало рѣхом, но абаче мало нѣчто и отчасти и о томъ гонению в предреченныхъ изъявлено.

О безумный и несчастный! Забыл ты о царях Нового и Ветхого завета, царствовавших раньше тебя, да и о предках твоих, святых князьях русских, шедших тесным путем Христа, то есть живших в умеренности и воздержании, а царствовавших при этом добродетельно, как и сам ты царствовал хорошо, пока немало лет пребывал в покаянии. Но теперь, когда развращен ты и соблазнен льстецами, такие ты слова изрыгнул, избрав себе широкий путь Антихриста, отбросил от себя всех порядочных и разумных людей и, собрав отовсюду дьявольское войско, то есть прихлебателей и злодеев, во всем поддерживающих твои преступления, и, назвавшись церковником, стал преследовать Божью церковь. А как преследуешь! Так страшно и свирепо, что нельзя ни сказать, ни написать! Говорили мы немного об этом выше, но лишь отчасти и немного сказано выше об этих преследованиях.

Не нудил жертвы приности болваном, но Дияволом вкупѣ с собою согласовати повелѣвалъ. Трезвымъ во пиянстве погружатися нудилъ, от негоже все злые возрастают. Не Крону жрети и дѣти закалати, но атрекшися естества, сирѣчь отца и матери, и братии, резати человѣков по составом повелѣлъ, яко и Басманова Феодора принудилъ отца убити, и Никиту безумного Прозоровского — Василия, брата своего, и другихъ многихъ. Не пред Афродитевым болваномъ блудотворения и нечистоты плодити, но на яственнѣйшихъ своихъ скверныхъ пированиях присквернѣйшие глаголы со восклицаниемъ и со вопиянием отрыгати, а что потом послѣдовали дѣлы, исполняемые скверности и нечистоты, сие совести ихъ пущую лучше вѣдати. Не в Бахусову[264] звезду поставленному болвану пиянствующе и бесчинствующе, ни празникъ его во едино время и в год сие творя, но весь целый вѣкъ свой, егда возненавидѣлъ воздержанное житие, тысячю кратъ горший, нежели и оные поганыи, Бахуса почитающе, пиянствующе и безчинъствующе, крови христианские на проклятыхъ пированияхъ проливающе, не хотящихъ согласовати ему в таковыхъ. Яко единъ мужъ храбры посредии пиру обличилъ его предо всеми, емуже было наречение Молчанъ Митковъ: егда нудимъ былъ от него предречеными и оными великими, Дияволу обещанными чашами пити, тогда велѣгласно возопивша глаголютъ его и рекша: «О царю, воистину яко самъ пиешъ, такъ и насъ принуждаешъ окояны медъ, кровию смешанный братии нашихъ, правоверныхъ християнъ, пити!» Он же абие возгорѣвся гнѣвом великимъ, копьемъ, яже во проклятом жезлѣ своемъ носяще, абие рукою своею пробилъ его и вънѣ храмины лютымъ крѣмешником повелѣлъ изъвлещи его, едва дышуща, и добити. И сице исполнилъ помостъ полаты кровии посреди проклятого пиру. Едва ли сей муж не мученикъ воистину, свѣтлы и знамениты победоносецъ?

Не заставлял ты приносить жертвы идолам, но вместе с собой приказывал входить в согласие с Дьяволом. Трезвых заставлял ты утопать в пьянстве, из которого вырастает все зло. Не Крону жертвы приносить и закалывать детей, но, отрекшись от природы, то есть отца и матери, и братьев, приказал резать людей на части, как и Федора Басманова заставил отца убить и безумного Никиту Прозоровского — брата своего Василия и многих других. Не пред идолом Афродиты творить мерзости и блудодеяния, но на своих открытых скверных пирах изрыгать сквернословия с криками и воплями, а что потом следовали поступки, исполненные скверны и мерзости, пусть лучше о том ведает их совесть. Не пьянствовать и бесчинствовать у поставленного идола, когда зажжется звезда Бахуса, не праздновать его праздник в одно и то же время и час, но весь свой век целиком в тысячу раз хуже, чем те язычники, что почитают Бахуса, пьянствовать и бесчинствовать, возненавидев воздержанную жизнь, проливая на проклятых пирах кровь христиан, не желающих поддерживать его в этом. Это один храбрый человек по имени Молчан Митнев обличил его на пиру пред всеми: когда принуждали его пить из тех упомянутых больших чаш, посвященных Дьяволу, тогда, говорят, вскричал он громогласно и сказал: «О царь, поистине и сам ты пьешь, и нас принуждаешь пить проклятый мед, замешанный на крови братьев наших, правоверных христиан!» А тот великим гневом тут же вспыхнул и тут же своей рукой проткнул его копьем, которое было у него в проклятом его посохе, а свирепым опричникам своим приказал вытащить его, едва дышащего, из покоя и добить. И так среди проклятого пира залил кровью полы в палате. Разве не светлый мученик по существу, не знаменитый победоносец этот человек?

Християнский, речешь, царь? И еще православный, — отвещаю ти: християновъ губилъ и от православныхъ человѣков рожденыхъ и сосущихъ младенцовъ не пощадилъ! Обѣщалъ, рече, Христу на крещение отрекшеся Диявола и всех дѣлъ и всехъ ангелъ его? Реку ти паки: поправши заповеди Христа своего и отвергшися законаположения евангелского, егда не явствено обѣщался Дияволу и ангеломъ его, собравши воинъство полковъ дияволскихъ и учинившии над ними стратилаты окояных своихъ лоскателѣй, и ведый волю Царя Небесного, произвел дѣломъ всю волю Сатанинскую, показующе лютость неслыханную, никогдаже бывшую в Русии, над церковью живаго Бога? Не боится, а ни ужасается новыхъ богов? Глаголю ти: аще не боится новыхъ, но боится чаровъ, сирѣчь стараго и древняго Велиара, научившися и ведуще, и иже знамением честнаго креста всеужасие попирающе и изгоняется. Ктому не яко ли у мучителей древних различнаго орудия мученей, такоже и у нашего новаго: не скаврады ли и пещи, не бичевания ли жестокое и ногти острые, не клещи ли раждеженые, торгания ради тѣлесъ человѣческихъ, не игол ли за ногти биение и резание по составомъ, не претрения ли вервми наполы не токмо муж, но и женъ благородныхъ, и другие бѣсчисленые и неслыханные роды мукъ, на неповиных произведенные от него? Еще ли не мучитель прелютый?

Скажешь, что христианский царь? Еще и православный, добавлю я: христиан губил и грудных младенцев, рожденных православными людьми, не пощадил. Обещал, скажешь, Христу при крещении отречься от Дьявола и всех дел его и всех слуг его? Снова добавлю я: поправ заповеди Христа своего и отвергнув законоположения Евангелия, разве не открыто посвятил он себя Дьяволу и слугам его, когда собрал воинство дьявольских полков и назначил над ними полководцами несчастных своих прихлебателей, когда, зная волю Царя Небесного, на деле исполнил во всем волю Сатаны, проявив над церковью Бога живого неслыханную свирепость, не бывавшую никогда на Руси? Не боится и не пугается новых богов? Скажу на это тебе: если не боится новых, то боится чар, то есть прежнего и древнего Велиара, хотя выучил и знает, что знамением честного креста попирают и изгоняют все ужасное. Кроме того, не так ли у нашего нового разные орудия пыток, как у древних мучителей: не сковороды ли и печи, не бичеванье ли жестокое и когти острые, не раскаленные ли клещи, чтобы рвать человеческое тело, не втыкание ли игл под ногти и рассечение по суставам, не перетирание ли веревками пополам не только мужчин, но и благородных женщин и другие бесчисленные и неслыханные виды пыток, произведенные им над невинными? Все ли еще он не свирепый мучитель?

О окоянныи и вселукавые пагубники отечества и телесоядцы, и кровопицы сродницъ своихъ и единоязычных! Поколь маете[265] бестудствовати и оправдати такова человѣкарастерзателя? О преблаженны и достохвальные святые мученники, новоизъбиенные от внутреннего змия! За добрую совесть вашу пострадастѣ. И мало здѣ претерпѣвше и очистившеся прехвалнымъ симъ крѣщением, чисти к пречистейшему Христу отоидосте мзъды трудовъ восприяти! Еда ли тѣ много не потрудишася? Еда ли тѣ не добрые страдаша? Не токмо християнъ убогихъ от варваров в землѣ своей оброняюще, но и царства кровопивственые бусурманские целые мужеством храбрости своея разориша и самими цари ихъ бѣзверными, и предѣлы разширяша царства христианского аже до Скапиского моря и окрѣстъ. И грады тамо христианские поставиша, и святые олтари воздвигоша, и многихъ неверныхъ к верѣ приведоша. И что возглаголю о разпространению границъ и на другие страны? Служащи царевии своему и общей вещии християнской вѣрне, и яковую мзду здѣ получиша и от того лютого и безчеловѣчного царя! Еда ли Христосъ не воздастъ им и не украситъ венцы мученическими таковых, яже обѣщал и за чашу студеные воды отдати мзду? А сего ради, воистину, будут ездити или плавоти на облацех в стретение Господне в первом воскресению, яко рече Богослов во Апоколипсисе: «Блажен, рече, иже получить часть в первом воскресению»,[266] и Павел: «Яко бо о Адаме всѣ умираютъ, тако и о Христе всѣ оживутъ, кождо во своем чину. Начатокъ Христосъ»,[267] сирѣчь пострадавших: воскресе первый в нетлѣнномъ телеси, началник воскресению за него пострадавшихъ. «Потом Христу вѣровавшие во пришествие его», сирѣчь во второе, егда со ангелы явитца. «Потом кончина», сирѣчь антихристово убиение и общее всѣхъ воскресение. «Тогда, — рече Соломанъ, — станетъ во дерзновении мнозѣ праведникъ пред лицемъ мучителя», рекше очевисте, с мучавшимъ его, або со обидѣвшим. Тогда, глаголю, и тѣ послѣдние мученики со древними страстотерпцы и победоносцы встрѣтятъ Христа своего, посреди аера от превыспреннихъ небесъ грядущаго со всѣми ангелы своими на избавление ихъ. Они же от земли многими и великими полки, яко небопарный Павел глаголетъ, «восхищенныи будутъ на облацѣхъ во стрѣтение Господне на воздусѣхъ, и тако всегда з Господемъ будутъ».[268] Ихъ же и насъ да сподобитъ премногой благодати своей, а не по нашимъ дѣломъ, Господь нашъ Иисусъ Христосъ, истинный Богъ, емуже слава со безначалнымъ Отцемъ и со пресвятымъ, благимъ и животворящимъ Святымъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

О несчастные и лукавые губители отечества, плотоядцы и кровопийцы родственников своих и соотечественников! До каких пор намерены вы бесстыдно оправдывать этого человекотерзателя? О блаженные и достойные похвал святые мученики, новоубиенные внутренним змеем! Приняли вы страдания за вашу добрую совесть. Немного претерпев здесь и очистившись этим похвальным крещением, чистыми отошли вы к чистейшему Христу, чтобы принять мзду за труды. Разве мало они потрудились? Разве не достаточно они страдали? Не только на своей земле защищая от варваров убогих христиан, мужеством и храбростью своей они разгромили целые басурманские кровопийственные царства с неверными их царями и расширили пределы христианского царства до самого Каспийского моря и вокруг него. Они построили там христианские крепости, воздвигли святые алтари и многих неверных обратили в веру. А что сказать мне о расширении границ на другие стороны? Верой служа своему царю и христианскому обществу, какую плату получили они здесь от свирепого и бесчеловечного царя? Разве не воздаст им Христос, не украсит их мученическими венцами, когда обещал он заплатить и за чашу студеной воды? А потому, без сомнения, поедут они или поплывут на облаках навстречу Господу в первом воскресении, как сказал Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «Блажен, дескать, тот, кто получит свою часть в первом воскресении», и Павел: «Как все в Адаме умирают, так все во Христе оживут, каждый в своем звании. Начало Христос», то есть пострадавшим: он первый воскрес в нетленном теле, он начало воскресения пострадавших за него. «Потом поверившие Христу в его пришествие», то есть во второе, когда он с ангелами явится. «Потом конец», то есть убиение Антихриста и всеобщее воскресение. «Тогда, — сказал Соломон, — встанет с великой смелостью праведник перед мучителем», то есть лицом к лицу с мучившим его или обидевшим. Тогда, думаю, и эти последние мученики с первыми страстотерпцами и победоносцами встретят своего Христа, идущего по воздуху с высочайших небес со всеми своими ангелами, чтобы спасти их. А они великими бесчисленными полками, как говорит парящий в небесах Павел, с земли «на облака подхвачены будут, чтобы в воздухе встретить Господа, и так всегда с Господом будут». Да сподобит и их, и нас по премногой благодати своей, а не за дела наши, Господь наш Иисус Христос, истинный Бог, которому слава со безначальным Отцом и с пресвятым, благим и животворящим Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


[1] ...женами ихъ... от иноплеменниковъ. — Намек на вторую жену Ивана III, племянницу византийского императора Константина XI Софью Палеолог и жену Василия III, мать Ивана Грозного литвинку Елену Глинскую.

[2] ...Соломаниею... — Первой женой Василия III, отца Ивана Грозного, была Соломония Юрьевна Сабурова, представительница крупного московского боярского рода. Она была пострижена по приказу Василия III в 1525 г. по причине бесплодия. Брак их длился 20, а не 26 лет, как утверждает Курбский.

[3] ...Васьян-постынник... — Вассиан (в миру Василий) Патрикеев происходил из старого литовского княжеского рода. Его прадед, князь Патрикей Наримунтович, перешел на службу к Василию I в 1408 г. Василий Патрикеев попал в немилость к Ивану III, которому долго до этого служил, был обвинен в измене и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Курбский сравнивает его с Антонием Великим, основателем монашества.

[4] ...Семен, реченный Курбский... — Семен Курбский был братом деда Андрея Курбского.

[5] ...Герберштейн... — Барон Сигизмунд фон Герберштейн дважды (в 1517 г., когда был послом императора Максимилиана, и в 1526 г. — послом императора Карла и эрцгерцога Фердинанда) посетил Москву, где вел переговоры с Василием III об установлении мира с Польшей. Его одно из подробнейших описание Московии под названием Rerum Moscoviticarum Commentarii появилось в Вене в 1549 г. Неизвестно, о каком миланском издании говорит Курбский, так как ни одно из изданий, которым он мог бы воспользоваться, не было напечатано в Милане (Медиолане). Любопытно, что Курбский называет Commentarii «Кроникой» — термин, который он многократно употребляет и для обозначения собственного сочинения.

[6] На поле: Той Герберштейн приходил два кратъ к Москве послом великим от славного цесаря християнского Карлуса о великихъ дѣлех, или паче постановляющий миръ вѣчный между царствы християнскими и вооружающий ихъ и подвизающе сопротив поганом. И аще муж был искусный в шляхетныхъ науках и дѣлехъ, но в варварских языцех (глубокихъ ради ихъ и жестоких обычаев) не возмогъ сего достохвалного дѣла до конца исправити.

[7] ...в злости презлыхъ осифляном... — Любопытно, что Курбский здесь и в других местах однозначно определяет свое отношение к иосифлянству, считая, что влияние советов иосифлян и определяло политику, проводимую Иваном IV. Вместе с тем и в «Истории», и в других сочинениях Курбского заметны многочисленные следы влияния антиеретического сочинения главного идеолога иосифлянства — «Просветителя» Иосифа Волоцкого.

[8] ...Максимъ Философ... — Максима Грека (ок. 1475—1566 гг.) Курбский не раз вспоминает в своих писаниях как учителя. Вероятно, антииосифлянские взгляды Курбского сложились не без влияния взглядов ученого грека, так же как и его взгляды на просвещение. Впрочем, единственная засвидетельствованная встреча обоих деятелей произошла весной 1553 г. в Троице-Сергиевом монастыре, когда Курбский сопровождал царя с семьей на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь. Максим Грек, обвиненный иосифлянским руководством церкви в еретичестве, с 1551 по 1556 г. содержался в Троице-Сергиевом монастыре.

[9] ...яко рече Иоаннъ Златоустый во Словѣ о женѣ злой... — Цитируемое здесь Слово о жене злой представляет собой начало беседы Иоанна Златоуста «На усекновение Иоанна Крестителя», которая входит в состав сборника переводов сочинений Златоуста, выполненных Курбским и объединенных им под названием Новый Маргарит (см. Предисловие к Новому Маргариту).

[10] ...«Мудрый... нещадно»... — Ср. Притч. 12, 10.

[11] Иван Бельский — праправнук великого князя литовского Ольгерда, отца Ягайла, короля польского. В соответствии с данными официальных летописей был сослан в 1542 г. в Кирилло-Белозерский монастырь без ведома великого князя и без его же ведома казнен. В это время Ивану было 11, а не 17 лет, как утверждает Курбский.

[12] ...княжа именем Андрѣя Шуйского ... князя Иоанна Кубенского... Феодоръ и Василий Воронцовы... княжатъ рѣшских. — Участники политической борьбы после смерти Василия III. Андрей Михайлович Шуйский был казнен в 1543 г., Иван Иванович Кубенский, Федор Семенович и Василий Михайлович Воронцовы — в 1546 г. Предки Воронцовых, согласно генеалогической легенде, происходили из Скандинавии. Рѣшских — имперских (от нем. Reich, пол. rzesza).

[13] ...возмущение великое всему народу... — После опустошительного московского пожара летом 1547 г. Глинские, вызывавшие глубокое недовольство у населения, были обвинены в поджигательстве. Брат Елены Глинской, Юрий Васильевич, был отдан на расправу толпе. Князь Михаил Васильевич Глинский пытался бежать в Литву, но по дороге был схвачен и по настоянию бояр лишен титула конюшего.

[14] ...презвитеръ чином, именем Селивестръ... юноша... имянем Алексѣй Адашев... — Придворный священник Сильвестр и государственный казначей боярин Алексей Адашев возглавили партию реформ, которыми был отмечен начальный период правления Ивана Грозного. Они стремились примирить противоположные устремления дворянства и крупной земельной аристократии. Они имели значительное влияние на молодого царя и стояли во главе правительства 50-х гг., названного Курбским «избранной радой». Курбский неоднократно оценивал «избранную раду» как идеальную государственную систему.

[15] На поле: и лютѣ.

[16] «Царь... утвержены»; «Любяй... изчезнетъ». — Ср. Притч. 25, 29.

[17] На поле: дума.

[18] На поле: Танаис по-римски, а по-роску Дон, яже Еуропу дѣлит со Асиею, яко космографии описуют в землемерителной книзѣ; Куала же исмаилтским языком глаголется, а словенским Медведица. ...и Куалы... — Вероятно, тюркское название р. Медведицы, левого притока Дона. Берет свое начало недалеко от Саратова. Это название обращает на себя внимание в связи с названием реки «Каяла», упоминаемой в «Слове о полку Игореве».

[19] Единова в лютую зиму... — Имеется в виду первый, неудачный поход на Казань зимой 1547 г. После безуспешных попыток взять город русские войска отступили, но по приказу царя недалеко от места впадения р. Свияги в Волгу была выстроена крепость Свияжск, база русских войск в будущей Казанской кампании.

[20] На поле: О взятии казанском.

[21] На поле: истинно надѣяшеся.

[22] На поле: град великий каменный.

[23] На поле: заимствующе.

[24] ...черемиса горняя... — Черемисой обычно называли представителей марийской народности. Горняя черемиса занимала пространство вдоль правого высокого берега Волги. Луговая черемиса обитала на восток и на север от Казани, на низком левом берегу.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!