История о великом князе Московском 24 страница



О окоянныи и вселукавые пагубники отечества и телесоядцы, и кровопицы сродницъ своихъ и единоязычных! Поколь маете[265] бестудствовати и оправдати такова человѣкарастерзателя? О преблаженны и достохвальные святые мученники, новоизъбиенные от внутреннего змия! За добрую совесть вашу пострадастѣ. И мало здѣ претерпѣвше и очистившеся прехвалнымъ симъ крѣщением, чисти к пречистейшему Христу отоидосте мзъды трудовъ восприяти! Еда ли тѣ много не потрудишася? Еда ли тѣ не добрые страдаша? Не токмо християнъ убогихъ от варваров в землѣ своей оброняюще, но и царства кровопивственые бусурманские целые мужеством храбрости своея разориша и самими цари ихъ бѣзверными, и предѣлы разширяша царства христианского аже до Скапиского моря и окрѣстъ. И грады тамо христианские поставиша, и святые олтари воздвигоша, и многихъ неверныхъ к верѣ приведоша. И что возглаголю о разпространению границъ и на другие страны? Служащи царевии своему и общей вещии християнской вѣрне, и яковую мзду здѣ получиша и от того лютого и безчеловѣчного царя! Еда ли Христосъ не воздастъ им и не украситъ венцы мученическими таковых, яже обѣщал и за чашу студеные воды отдати мзду? А сего ради, воистину, будут ездити или плавоти на облацех в стретение Господне в первом воскресению, яко рече Богослов во Апоколипсисе: «Блажен, рече, иже получить часть в первом воскресению»,[266] и Павел: «Яко бо о Адаме всѣ умираютъ, тако и о Христе всѣ оживутъ, кождо во своем чину. Начатокъ Христосъ»,[267] сирѣчь пострадавших: воскресе первый в нетлѣнномъ телеси, началник воскресению за него пострадавшихъ. «Потом Христу вѣровавшие во пришествие его», сирѣчь во второе, егда со ангелы явитца. «Потом кончина», сирѣчь антихристово убиение и общее всѣхъ воскресение. «Тогда, — рече Соломанъ, — станетъ во дерзновении мнозѣ праведникъ пред лицемъ мучителя», рекше очевисте, с мучавшимъ его, або со обидѣвшим. Тогда, глаголю, и тѣ послѣдние мученики со древними страстотерпцы и победоносцы встрѣтятъ Христа своего, посреди аера от превыспреннихъ небесъ грядущаго со всѣми ангелы своими на избавление ихъ. Они же от земли многими и великими полки, яко небопарный Павел глаголетъ, «восхищенныи будутъ на облацѣхъ во стрѣтение Господне на воздусѣхъ, и тако всегда з Господемъ будутъ».[268] Ихъ же и насъ да сподобитъ премногой благодати своей, а не по нашимъ дѣломъ, Господь нашъ Иисусъ Христосъ, истинный Богъ, емуже слава со безначалнымъ Отцемъ и со пресвятымъ, благимъ и животворящимъ Святымъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

О несчастные и лукавые губители отечества, плотоядцы и кровопийцы родственников своих и соотечественников! До каких пор намерены вы бесстыдно оправдывать этого человекотерзателя? О блаженные и достойные похвал святые мученики, новоубиенные внутренним змеем! Приняли вы страдания за вашу добрую совесть. Немного претерпев здесь и очистившись этим похвальным крещением, чистыми отошли вы к чистейшему Христу, чтобы принять мзду за труды. Разве мало они потрудились? Разве не достаточно они страдали? Не только на своей земле защищая от варваров убогих христиан, мужеством и храбростью своей они разгромили целые басурманские кровопийственные царства с неверными их царями и расширили пределы христианского царства до самого Каспийского моря и вокруг него. Они построили там христианские крепости, воздвигли святые алтари и многих неверных обратили в веру. А что сказать мне о расширении границ на другие стороны? Верой служа своему царю и христианскому обществу, какую плату получили они здесь от свирепого и бесчеловечного царя? Разве не воздаст им Христос, не украсит их мученическими венцами, когда обещал он заплатить и за чашу студеной воды? А потому, без сомнения, поедут они или поплывут на облаках навстречу Господу в первом воскресении, как сказал Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «Блажен, дескать, тот, кто получит свою часть в первом воскресении», и Павел: «Как все в Адаме умирают, так все во Христе оживут, каждый в своем звании. Начало Христос», то есть пострадавшим: он первый воскрес в нетленном теле, он начало воскресения пострадавших за него. «Потом поверившие Христу в его пришествие», то есть во второе, когда он с ангелами явится. «Потом конец», то есть убиение Антихриста и всеобщее воскресение. «Тогда, — сказал Соломон, — встанет с великой смелостью праведник перед мучителем», то есть лицом к лицу с мучившим его или обидевшим. Тогда, думаю, и эти последние мученики с первыми страстотерпцами и победоносцами встретят своего Христа, идущего по воздуху с высочайших небес со всеми своими ангелами, чтобы спасти их. А они великими бесчисленными полками, как говорит парящий в небесах Павел, с земли «на облака подхвачены будут, чтобы в воздухе встретить Господа, и так всегда с Господом будут». Да сподобит и их, и нас по премногой благодати своей, а не за дела наши, Господь наш Иисус Христос, истинный Бог, которому слава со безначальным Отцом и с пресвятым, благим и животворящим Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


[1] ...женами ихъ... от иноплеменниковъ. — Намек на вторую жену Ивана III, племянницу византийского императора Константина XI Софью Палеолог и жену Василия III, мать Ивана Грозного литвинку Елену Глинскую.

[2] ...Соломаниею... — Первой женой Василия III, отца Ивана Грозного, была Соломония Юрьевна Сабурова, представительница крупного московского боярского рода. Она была пострижена по приказу Василия III в 1525 г. по причине бесплодия. Брак их длился 20, а не 26 лет, как утверждает Курбский.

[3] ...Васьян-постынник... — Вассиан (в миру Василий) Патрикеев происходил из старого литовского княжеского рода. Его прадед, князь Патрикей Наримунтович, перешел на службу к Василию I в 1408 г. Василий Патрикеев попал в немилость к Ивану III, которому долго до этого служил, был обвинен в измене и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Курбский сравнивает его с Антонием Великим, основателем монашества.

[4] ...Семен, реченный Курбский... — Семен Курбский был братом деда Андрея Курбского.

[5] ...Герберштейн... — Барон Сигизмунд фон Герберштейн дважды (в 1517 г., когда был послом императора Максимилиана, и в 1526 г. — послом императора Карла и эрцгерцога Фердинанда) посетил Москву, где вел переговоры с Василием III об установлении мира с Польшей. Его одно из подробнейших описание Московии под названием Rerum Moscoviticarum Commentarii появилось в Вене в 1549 г. Неизвестно, о каком миланском издании говорит Курбский, так как ни одно из изданий, которым он мог бы воспользоваться, не было напечатано в Милане (Медиолане). Любопытно, что Курбский называет Commentarii «Кроникой» — термин, который он многократно употребляет и для обозначения собственного сочинения.

[6] На поле: Той Герберштейн приходил два кратъ к Москве послом великим от славного цесаря християнского Карлуса о великихъ дѣлех, или паче постановляющий миръ вѣчный между царствы християнскими и вооружающий ихъ и подвизающе сопротив поганом. И аще муж был искусный в шляхетныхъ науках и дѣлехъ, но в варварских языцех (глубокихъ ради ихъ и жестоких обычаев) не возмогъ сего достохвалного дѣла до конца исправити.

[7] ...в злости презлыхъ осифляном... — Любопытно, что Курбский здесь и в других местах однозначно определяет свое отношение к иосифлянству, считая, что влияние советов иосифлян и определяло политику, проводимую Иваном IV. Вместе с тем и в «Истории», и в других сочинениях Курбского заметны многочисленные следы влияния антиеретического сочинения главного идеолога иосифлянства — «Просветителя» Иосифа Волоцкого.

[8] ...Максимъ Философ... — Максима Грека (ок. 1475—1566 гг.) Курбский не раз вспоминает в своих писаниях как учителя. Вероятно, антииосифлянские взгляды Курбского сложились не без влияния взглядов ученого грека, так же как и его взгляды на просвещение. Впрочем, единственная засвидетельствованная встреча обоих деятелей произошла весной 1553 г. в Троице-Сергиевом монастыре, когда Курбский сопровождал царя с семьей на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь. Максим Грек, обвиненный иосифлянским руководством церкви в еретичестве, с 1551 по 1556 г. содержался в Троице-Сергиевом монастыре.

[9] ...яко рече Иоаннъ Златоустый во Словѣ о женѣ злой... — Цитируемое здесь Слово о жене злой представляет собой начало беседы Иоанна Златоуста «На усекновение Иоанна Крестителя», которая входит в состав сборника переводов сочинений Златоуста, выполненных Курбским и объединенных им под названием Новый Маргарит (см. Предисловие к Новому Маргариту).

[10] ...«Мудрый... нещадно»... — Ср. Притч. 12, 10.

[11] Иван Бельский — праправнук великого князя литовского Ольгерда, отца Ягайла, короля польского. В соответствии с данными официальных летописей был сослан в 1542 г. в Кирилло-Белозерский монастырь без ведома великого князя и без его же ведома казнен. В это время Ивану было 11, а не 17 лет, как утверждает Курбский.

[12] ...княжа именем Андрѣя Шуйского ... князя Иоанна Кубенского... Феодоръ и Василий Воронцовы... княжатъ рѣшских. — Участники политической борьбы после смерти Василия III. Андрей Михайлович Шуйский был казнен в 1543 г., Иван Иванович Кубенский, Федор Семенович и Василий Михайлович Воронцовы — в 1546 г. Предки Воронцовых, согласно генеалогической легенде, происходили из Скандинавии. Рѣшских — имперских (от нем. Reich, пол. rzesza).

[13] ...возмущение великое всему народу... — После опустошительного московского пожара летом 1547 г. Глинские, вызывавшие глубокое недовольство у населения, были обвинены в поджигательстве. Брат Елены Глинской, Юрий Васильевич, был отдан на расправу толпе. Князь Михаил Васильевич Глинский пытался бежать в Литву, но по дороге был схвачен и по настоянию бояр лишен титула конюшего.

[14] ...презвитеръ чином, именем Селивестръ... юноша... имянем Алексѣй Адашев... — Придворный священник Сильвестр и государственный казначей боярин Алексей Адашев возглавили партию реформ, которыми был отмечен начальный период правления Ивана Грозного. Они стремились примирить противоположные устремления дворянства и крупной земельной аристократии. Они имели значительное влияние на молодого царя и стояли во главе правительства 50-х гг., названного Курбским «избранной радой». Курбский неоднократно оценивал «избранную раду» как идеальную государственную систему.

[15] На поле: и лютѣ.

[16] «Царь... утвержены»; «Любяй... изчезнетъ». — Ср. Притч. 25, 29.

[17] На поле: дума.

[18] На поле: Танаис по-римски, а по-роску Дон, яже Еуропу дѣлит со Асиею, яко космографии описуют в землемерителной книзѣ; Куала же исмаилтским языком глаголется, а словенским Медведица. ...и Куалы... — Вероятно, тюркское название р. Медведицы, левого притока Дона. Берет свое начало недалеко от Саратова. Это название обращает на себя внимание в связи с названием реки «Каяла», упоминаемой в «Слове о полку Игореве».

[19] Единова в лютую зиму... — Имеется в виду первый, неудачный поход на Казань зимой 1547 г. После безуспешных попыток взять город русские войска отступили, но по приказу царя недалеко от места впадения р. Свияги в Волгу была выстроена крепость Свияжск, база русских войск в будущей Казанской кампании.

[20] На поле: О взятии казанском.

[21] На поле: истинно надѣяшеся.

[22] На поле: град великий каменный.

[23] На поле: заимствующе.

[24] ...черемиса горняя... — Черемисой обычно называли представителей марийской народности. Горняя черемиса занимала пространство вдоль правого высокого берега Волги. Луговая черемиса обитала на восток и на север от Казани, на низком левом берегу.

[25] 2 На поле: напоевъ.

[26] На поле: полков.

[27] На поле: препортили.

[28] ...Казань-река... Булакъ-рѣчка... ѣзера, Кабана глаголемаго... езерка, реченнаго Поганога... — Естественные водные преграды, входившие в оборонительную систему казанского кремля.

[29] На поле: башню.

[30] На поле: высокая.

[31] На поле: устроя.

[32] На поле: случися.

[33] ...царь Шигалей... — Шах-Али, казанский хан и главнокомандующий казанскими войсками во время войны 1552 г.

[34] На поле: левентов.

[35] ...no Галицкой дороге... — Дорога, ведущая на запад от Казани.

[36] На поле: с великим полком.

[37] ...карачи... — Особо значительные княжеские роды в Казани. Русские летописи переводят это название как «слуги, князья казанских князей». Обычно существовало четыре рода карачиев, их представители были непременными членами правительства, во главе которого стоял царь.

[38] На поле: князь.

[39] На поле: полковые.

[40] ...ясакъ... — В русском языке обычно употреблялось в значении «дань». Здесь употреблено в значении «сигнал».

[41] ...княжа Суждалского Александра... Горбатого... — Александр Борисович Горбатый из рода князей суздальских принимал участие в первом казанском походе 1549 г. После падения Казани был назначен первым ее наместником.

[42] На поле: дешево.

[43] ...аспръ... — Аспра, мелкая серебряная монета, бывшая в XVI в. в обращении на мусульманском Востоке, в Болгарии, Сербии. Была известна и в России.

[44] На поле: дождество.

[45] На поле: со службами.

[46] На поле: башню.

[47] ...в лѣтописной руской книзе... — Имеется в виду, скорее всего, «Летописец начала царства» (1553—1555), посвященный событиям похода на Казань. Заканчивался описанием торжеств по поводу взятия Казани.

[48] На поле: к приступу.

[49] ...братъ мой родный... — Роман Курбский, также прославившийся своим мужеством под Казанью.

[50] ...сеиты... — Сеид — глава духовенства.

[51] На поле: на розговор.

[52] На поле: советником.

[53] На поле: мамичи, яже бывают питаеми единым сосцом с царскимъ отрочатемъ.

[54] На поле: Конецъ взятью Казанскому.

[55] ...шурьи своихъ... — Братья царицы Анастасии Даниил и Никита Романовичи Юрьевы-Захарьины.

[56] ...Приѣхавъ же ... надѣялся. — Этот отрывок в рукописи испорчен и не читается. Восстанавливается по изданию Кунцевича.

[57] Сей не воздремлет... Исраиля. — Пс. 120, 4.

[58] У негоже ... свѣтлѣйше. — Сирах. 23, 27.

[59] На поле: О епископе Васяне.

[60] ...презвитер Андрѣй Протопоповъ... — Пресвитер кремлевского Благовещенского собора. Позже постригся и под именем Афанасий наследовал митрополичью кафедру после Макария.

[61] Алексей Адашев — Курбский называет его здесь ложничим, т. е. постельничим. Этот факт не подтверждается никакими другими источниками. Известно только, что Адашев и Мстиславский были спальниками Ивана Грозного.

[62] ...реченнаго «на Песочне»... — Никольский Песношский монастырь, основан в 1361 г. учеником Сергия Радонежского Мефодием. Назван по имени речки Песноши, левого притока Яхромы, на которой он расположен.

[63] ...мних от осифлянские оные лукавые четы... — Епископ Коломенский Вассиан Топорков, соратник митрополита Даниила и советник Василия III. Был сторонником сильной монархической власти. Как далее будет видно, предостережения старца Вассиана в разговоре с царем касались не одной только знати, поскольку сразу же по возвращении царя из Кириллова последовали жестокие гонения на нестяжателей и на еретиков.

[64] ...Силвана преподобнаго... — Ученик Максима Грека инок Силуан принимал участие в переводе и в исправлении церковных книг. Перевел, в частности, беседы Иоанна Златоуста на Евангелия от Иоанна и от Матфея, но не полностью. Непереведенными им оказались 45-я беседа на Евангелие от Матфея и беседы 22—23, 44—47 на Евангелие от Иоанна. Эти беседы перевел Курбский и включил их в свой сборник переводов из Иоанна Златоуста Новый Маргарит. (См. Предисловие к Новому Маргариту). Вместе с Максимом Греком Силуан был заключен в Иосифо-Волоколамский монастырь и позже казнен.

[65] На поле: лжещивание.

[66] На поле: слогию, или стих.

[67] ...Офорос... — В христианской традиции обозначают Сатану. Ср. Апок. 12, 7—9; Исход. 14, 12—14; Лк. 10, 18.

[68] ...Ровоаму безумному... — Ср. 2 Цар. 24; 3 Цар. 12. Здесь Курбский проводит параллель между внуком царя Давида Ровоамом, чье небрежение советами старших послужило источником многочисленных нестроений в государстве, и Иваном Грозным, которого он упрекает в отказе от традиционных форм правления совместно с боярской думой. Самовластие царя и возведение на высшие должности «ласкателей», стремящихся во всем угодить своеволию царя, представляются Курбскому источником всех бед.

[69] Вчера от насъ, любимицы... — Беседа Иоанна Златоуста «О святом и прехвальном Духу». Также была переведена Курбским и вошла в состав его Нового Маргарита как 30-я глава (л. 118 об. Вольфенбюттельского списка).

[70] Обличили... нѣкоторые. — Это 9-я похвала Иоанна Златоуста апостолу Павлу. Переведена Курбским и под названием «О подъятию обличеней и о обращению Павлове» включена в Новый Маргарит (л. 390 Вольфенбюттельского списка).

[71] На поле: Такоже зри о добром совѣте в Златоустаго толковании Втораго послания коринфскаго Павловых словес во нравоучении от бесѣды 18.

[72] Дионисий Ареопагит — Епископ афинский (I в. н. э.), которому традиция приписывает авторство значительного по объему корпуса философских сочинений, пользовавшегося огромным авторитетом в христианском средневековье. И Курбский, и Иван Грозный использовали этого автора для аргументации своих антагонистических взглядов, высказываемых ими в их полемической переписке. Здесь Курбский ссылается на сочинение «О небесной иерархии», гл. IV, 1.

[73] ...«Любяй... душу»... — Ср. Притч. 15, 32.

[74] На поле: Зри сопротивнаго и надхненнаго от Сатаны повѣтреннаго совѣту, тысящу крат горша совѣта Ахитофелова, от негоже храбрый и непобѣдимый преодолѣтель страшных и ужасных гигантовѣ, богоотецѣ Давыдѣ вострепетал. Не царя юно и всего исраилтескаго войска бояся, но от совѣта лукаваго оного мужа ужасается, якъ писано въ Книгах царствѣ вторых. Но лучше бы тому прелукавому епископу таковѣ конец был. Но лучше Богъ вѣсть, еже попусти сему быти за грѣхи наша по неизреченным праведнымѣ судбамѣ своим.

[75] На поле: посѣклъ еси.

[76] ...сынъ ему... умре. — Никоновская летопись сообщает, что сын Ивана умер в июне 1553 г. в Москве, после возвращения царя с богомолья.

[77] ...за Уржумъ и Мѣть-рѣку... — Реки Уржумка и Мета в верховьях Камы.

[78] И возратихомся... — Экспедиция под началом Шереметева, Микулинского и самого Курбского была отправлена в сентябре 1553 г., а вернулась в Казань после успешного похода в марте 1554 г.

[79] ...«на Изюмъ-курганъ»...; ...«на Великий перевоз»... — Изюм-Курган и Великий перевоз находятся недалеко от слияния Северного Донца с Осколом.

[80] ...хотяще... на земли... — Ср. Исход. 5, 8.

[81] На поле: совѣт.

[82] На поле: Гистория о войнѣ Лифлянтской.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!