История о великом князе Московском 23 страница



А яковое было бы о том предреченномъ святомъ Феодорите удивлѣние, аще бы вся по ряду исписал добродѣтелныя его дѣла и предивные, ихже аз единъ елико могу памятати! Что возглаголю о том, яковые он имѣлъ дарования от Бога, сирѣчь дары Духа: и силы исцелѣния, даръ пророчествия, даръ мудрости, яко грѣшники и уловляти от презлыхъ дѣлъ дияволихъ, и наводити на путь покаяния, и приводити от нечистия и многолѣтного древняго неверия въ веру Христову поганские народы? А что бы реклъ и яко бы изъглаголал о восхищению его в самые обители небесныя, и о видѣнияхъ его незреченныхъ, имъже Богъ посѣтил его? Понеже еще в телесии тленном суща, безтелѣсными и невесчествеными почтенъ достоинствы и аероплаветелными хождении. А яковую той мужъ тихость и кротость многою имѣлъ, и яковые наказания премудрыя, и в гоненияхъ предивные и насладчайшия бѣседования и полъзавателныя апостолоподобныя вещания, егда случилося ему беседовати сыновомъ духовнымъ! Ихъже нѣкогда и азъ, недостойный, многожды причастенъ былъ, тѣхъ священыхъ учений! Еще ктому немало ко удивлению, яко умѣлъ онъ, искусенъ былъ целити согънившия неисцелныя раны, сиречь презлыя дѣла в человѣцехъ обыкновеныя многими лѣты! Яко все мудрыя глаголютъ, иже многолѣтныя обыкновения, от младости утвердившися во человѣческихъ душахъ, во естество обращаются и плохо, или неудоб заглажаеми бываютъ. Таковые онъ умѣлъ веткие гнусности и нечистыя злости расторгати и искореняти от душъ человѣческихъ и нечистыхъ и скверныхъ сущихъ очищати и просвѣщати, и ко Господу усвояти и многимъ покояниемъ, и слезами, и самымъ Дияволомъ запрещати силою Святаго Духа по даной ему от Бога власти презвитерской, да ктому ни наступитъ, а ни дерзнетъ паки и осквернитъ покаявихся душъ человѣческихъ. Сие воистинно не токмо от достоверныхъ мужей слышахъ, но и очима видѣхъ и над самимъ собою искусивъ бывшее и приключившися мнѣ благодѣяние многое от его святыни, понеже исповѣдникъ мнѣ былъ и премногу зѣло любовь ко мнѣ имѣлъ. Такоже и азъ к нему, многогрѣшный, по силе моей любовию и службою простирался. О мужу налѣпши и накрѣпчайши, мнѣ превозлюбленѣйший и пренадсладчайши, отче мой и родителю духовный, кол ми люто и скорбно от зрѣния наичестнѣйшихъ сединъ твоихъ разлученну бывшу!

Как бы удивлялись этому названному святому Феодориту, если бы я описал подробно все его добродетельные и чудесные дела, из которых только один я сколько помню! Что сказать мне о том, какие были у него от Бога дарования, то есть дары Духа: сила исцелять, пророческий дар, дар мудрости, как уловлять грешников из дьявольских происков и выводить их на путь покаяния и приводить народы язычников от нечестивости и застарелого исконного безверия к вере Христовой? А что мне сказать и как поведать о том, как был он взят в обители неба, о несказанных его видениях, которыми одарил его Бог? Ведь хоть и пребывал он во бренном теле, но даны были ему бесплотные и нематериальные свойства и способность к воздухоплаванию. А как был тих и кроток этот человек, как мудро поучал, чудесно и сладко вел беседы, с пользой, подобно апостолу, говорил, когда приходилось ему беседовать с духовными детьми! Когда-то и я, недостойный, зачастую прикасался к нему, этому священному учению! Сверх того, весьма удивительно еще, как умел он и искусен был исцелять гниющие неисцелимые раны, вернее сказать, человеческие пороки, сделавшиеся привычными за долгие годы! Как утверждают все мудрые, долголетние привычки, смолоду укрепившись в человеческой душе, становятся природой и плохо, и с трудом поддаются исправлению. Он мог вырывать и искоренять из человеческих душ закоренелые мерзости и пороки, а нечистых и оскверненных очищать и просвещать и к Господу приводить через великое покаяние и слезы, а силой Святого Духа по данной ему Богом иерейской власти запрещать самому Дьяволу приступать к таковым и не сметь вновь осквернять покаявшиеся человеческие души. Поистине об этом я не только слышал от надежных людей, но видел своими глазами и сам на себе испытал великую благодать, сходившую на меня от его святости, потому что был он моим духовником и питал ко мне большую любовь. Точно так и я, многогрешный, по мере сил своих любовь и преданность приносил к нему. О муж, самый лучший и самый твердый, самый любимый мой и самый сладкий, отец мой и духовный родитель, как тяжко и скорбно не видеть мне честнейших твоих седин!

Что же таковы превосходны мужъ получилъ во отечестве своемъ неблагодарномъ от того лютого и безчеловѣчного царя? Той, нецы глаголютъ, аки бы воспомянул нѣчто о мнѣ ему, онъ же, глаголютъ, восклехъталъ, яко дивий вепрь, и воскрежеталъ неистово зубами своими и абие повелѣл таковаго святого мужа в реце утопити. И сице приялъ мученичества венецъ и получилъ второе крещение, егоже и Господь нашъ Иисусъ Христос по крещению Иоаннове возжелѣлъ, яко самъ рче: «Коль, рече, желаю чашу сию пити и крещениемъ сим креститись!»[259] А нецы глаголютъ о скончанию его, приходящие ото оные земли, аки бы тихою и спокойною смертию о Господѣ почилъ онъ святы мужъ. Аз же истинне не мог достаточнее выведатися о смерти его, аще и со прилѣжаниемъ о томъ выведахся. Яко слышах от нѣкоторыхъ, тако и написахъ, въ странстве будучи и долгимъ растояниемъ отлученны и тунѣ отогнанъ ото оные земли любимаго отечества моего.

Что же получил этот превосходный человек в своем неблагодарном отечестве от этого свирепого и бесчеловечного царя? Кое-кто говорит, что он как будто упомянул тому как-то обо мне, и тот, говорят, захрипел как дикий вепрь и заскрежетал неистово зубами и тотчас велел этого святого человека утопить в реке. И так он принял мученический венец и прошел через второе крещение, которого пожелал и Господь наш Иисус Христос после крещения от Иоанна Предтечи, как сам он сказал: «Как, дескать, желаю я испить эту чашу и крещением этим креститься!» Но другие, придя из той страны, говорят о кончине его, что якобы тихой и спокойной смертью почил этот святой человек. И поистине не мог я подробней сведать о его смерти, хоть и старательно об этом разведывал. Что слышал я от людей, то и написал, находясь на чужбине, громадным пространством разлученный и без вины изгнанный из той земли любимого моего отечества.

А еже тѣхъ по ряду не написахъ о нем, яко выше рекохъ, ово ко краткости истории зряще, ово здѣ живущихъ в грубыхъ и в духовныхъ отнють неискусныхъ, ктому и маловѣрныхъ ради человѣков. И аще Богъ поможетъ, и обрящемъ нѣкоторыхъ духовных мужей, желающих сего, тогда мало нѣчто воспомянем о предивных видѣниях его, и о пророчествияхъ, и о чюдесех нѣкоторыхъ, яко духовные духовным на ползу поведающе. Тѣлесные бо, яко рече апостолъ, не приемлютъ еже от Духа,[260] понеже не вмѣщаютъ, затворяюще волею утробы свои. Глупство видѣтся имъ, еже о духовныхъ глаголемое, понеже в телѣсныхъ вещахъ со прилѣжанием обращаются, а о духовныхъ не родятъ, паче же а ни разумѣти хотятъ.

А то, что всего подробно не написал я о нем, как сказал выше, так это как для краткости рассказа, так и из-за грубости, неопытности в духовных вопросах и к тому же малой религиозности живущих здесь людей. Но если поможет Бог и встретим мы людей духовных интересов, стремящихся к этому, тогда вспомним кое-что о его чудесных видениях, о некоторых чудесах, поведав как духовные на пользу духовным. Как сказал апостол, те, кто из плоти, не приемлют того, что от Духа, потому что не вмещают, добровольно закрывая свое нутро. Им кажется глупостью то, что говорится о духовных вещах, потому что они целиком обращены к плотским делам, а о духовных не заботятся и даже помыслить не желают.

И нынѣ, скончавающе и историю, новоизбиеныхъ мучеников да похвалимъ по силе нашей, елико можем. И кто бы, умъ здрав имѣюще, возбранял ихъ похвалити? Развие бы кто гнусного, и лениваго, и лютого, и неистоваго ума был! Речет кто негли: «Мученики, царей нечестивых не послушав, и идолом не послужили, и пред лютымии мучители единого Бога исповедали, и сего ради различные муки претерпѣли и смерти срогие[261] подъяли, радующеся за Христа Бога». Сие воистину и аз вем, но и тѣ новоизбиеные от лютаго и безчеловѣчного царя. Аще он Богу мнится и вѣровати и служити в Троице славиму, и крещениемъ просвещен былъ. Но Бога единого и Дияволи вѣдятъ, в Троице же славимого, и икономахи,[262] и други мучители исповѣдали. Но такоже и тѣ множество мучеников, исповѣдников прелютыми мученьими получили за Христа. Бо былъ крещенъ и Фока-мучитель, и цесаремъ римскимъ и грецкимъ, но абаче, безъчеловѣчия его ради и мучитель нареченъ есть. Азъ же реку нѣчто поистиннѣ деръзостнѣйши: положил бы нѣкто два драконы ядовиитыхъ и видѣлъ ихъ единого внѣ, а другаго внутрь. Которого жъ бы удобнѣе было устрещися, внѣшнего или внутренняго? Кто прелъ, иже внѣшняго? Тако царие быша прежнии мучители и нечестивые идолослужители, болваномъ глухимъ и немымъ жертву приносящие и боящесь тѣхъ боговъ новых, ихъже не подобаше боятися — по реченому: «Убояшася страха, идѣже не бѣ страха»,[263] — и быша оные церкви Христовы явственыя и вниешние неприятелии. Но новый нашъ не внѣшной, но воистину внутренный драконъ, не болваномъ служити повелѣлъ, аки жертвы приносити имъ, но первие самъ самого Диявола волю исполнилъ, возненавидѣлъ уский и прискорбный путь, покаяниемъ ко спасению приводящъ, и потекъ с радостию по широкому и пространному пути, водящимъ в погибель. Яко и самымъ намъ многожды слышащимъ ото устъ его, егда уже былъ развратился, тогда во слухъ всемъ глаголал: «Едино, рече, пред себя взяти: или здѣшное, или тамошное», сиирѣчь или Христовъ прискорбный путь, или Сатанинъ широкий.

И вот, заканчивая историю, восхвалим по мере сил, как сможем, новоубиенных мучеников. И кто бы, имея здравый смысл, не позволил восхвалить их? Разве что был бы он гнусного, ленивого, жестокого и неистового рассудка! Может, кто-нибудь скажет: «Не покорившись нечестивым царям, мученики и идолам не служили, и перед жестокими мучителями единого Бога исповедали, и за это различные муки претерпели, и лютую приняли смерть, радуясь о Христе Боге». Я и сам это знаю, но и эти недавно убиты царем жестоким и бесчеловечным. Пусть кажется, что он верует и служит Богу, в Троице славимому, и крещением просвещен. Но единого Бога, в Троице славимого, и Дьяволы знают, и икономахи, и другие мучители исповедали. Однако и они множество мучеников и исповедников жестокими муками замучили за Христа. Ведь и мучитель Фока крещен и был римский и греческий император, а все же назван мучителем за свое бесчеловечие. Но я, пожалуй, скажу еще смелее: пусть бы взял кто двух ядовитых драконов и увидел, что один из них снаружи, а другой внутри. Какого же скорее надо стеречься, внешнего или внутреннего? Кто будет доказывать, что внешнего? Таковы были прежние цари-мучители, нечестивые идолослужители, приносившие жертвы глухим и немым идолам и боявшиеся тех новых богов, которых не следовало бояться, — как сказано: «Боялся страха, где не было страха», — и были они церкви Христовой открытые и внешние враги. А новый наш дракон, не внешний, а поистине внутренний, идолам служить — вроде как жертвы проносить им — не велел, но вначале сам исполнил волю самого Дьявола, возненавидел тесный и трудный путь, ведущий к спасению через покаяние, и радостно пустился широким и просторным путем, ведущим к погибели. Ведь и мы сами не раз слыхали из его уст, как всем говорил он вслух, когда уже развратился: «Одно, дескать, можно получить: или здешнее, или тамошнее», то есть или трудный путь Христа, или широкий Сатаны.

О безумный и окаяный! Забыл еси прежде тебя царей царствовавшихъ, и в Новомъ, и в Ветхомъ завете, паче же прародителѣй твоихъ, княжат рускихъ святыхъ, ходящихъ по Христову ускому пути, сирѣчь мѣрне и воздержне живущихъ, но абаче царствующихъ блаженнѣ, яко и ты самъ в покаянию был немало лѣтъ и добре царствовалъ. А нынѣ, егда развратился еси и прелстился от ласкателей, тогда таковые словеса отрыгнулъ еси, избравши себѣ пространны Антихристовъ путь, и отринул от себя всехъ предобрыхъ и разумныхъ мужей, и собравший войско дияволе, сиирѣчь похлебников, и отовсюды злодѣев, по всемъ согласующимъ злостем своим, нарицающесь церковником, погнал церковъ Божию. И яко погналъ! И коль страшно и прелюто, иже рещи и выписати невозможно! Яко напреди мало рѣхом, но абаче мало нѣчто и отчасти и о томъ гонению в предреченныхъ изъявлено.

О безумный и несчастный! Забыл ты о царях Нового и Ветхого завета, царствовавших раньше тебя, да и о предках твоих, святых князьях русских, шедших тесным путем Христа, то есть живших в умеренности и воздержании, а царствовавших при этом добродетельно, как и сам ты царствовал хорошо, пока немало лет пребывал в покаянии. Но теперь, когда развращен ты и соблазнен льстецами, такие ты слова изрыгнул, избрав себе широкий путь Антихриста, отбросил от себя всех порядочных и разумных людей и, собрав отовсюду дьявольское войско, то есть прихлебателей и злодеев, во всем поддерживающих твои преступления, и, назвавшись церковником, стал преследовать Божью церковь. А как преследуешь! Так страшно и свирепо, что нельзя ни сказать, ни написать! Говорили мы немного об этом выше, но лишь отчасти и немного сказано выше об этих преследованиях.

Не нудил жертвы приности болваном, но Дияволом вкупѣ с собою согласовати повелѣвалъ. Трезвымъ во пиянстве погружатися нудилъ, от негоже все злые возрастают. Не Крону жрети и дѣти закалати, но атрекшися естества, сирѣчь отца и матери, и братии, резати человѣков по составом повелѣлъ, яко и Басманова Феодора принудилъ отца убити, и Никиту безумного Прозоровского — Василия, брата своего, и другихъ многихъ. Не пред Афродитевым болваномъ блудотворения и нечистоты плодити, но на яственнѣйшихъ своихъ скверныхъ пированиях присквернѣйшие глаголы со восклицаниемъ и со вопиянием отрыгати, а что потом послѣдовали дѣлы, исполняемые скверности и нечистоты, сие совести ихъ пущую лучше вѣдати. Не в Бахусову[264] звезду поставленному болвану пиянствующе и бесчинствующе, ни празникъ его во едино время и в год сие творя, но весь целый вѣкъ свой, егда возненавидѣлъ воздержанное житие, тысячю кратъ горший, нежели и оные поганыи, Бахуса почитающе, пиянствующе и безчинъствующе, крови христианские на проклятыхъ пированияхъ проливающе, не хотящихъ согласовати ему в таковыхъ. Яко единъ мужъ храбры посредии пиру обличилъ его предо всеми, емуже было наречение Молчанъ Митковъ: егда нудимъ былъ от него предречеными и оными великими, Дияволу обещанными чашами пити, тогда велѣгласно возопивша глаголютъ его и рекша: «О царю, воистину яко самъ пиешъ, такъ и насъ принуждаешъ окояны медъ, кровию смешанный братии нашихъ, правоверныхъ християнъ, пити!» Он же абие возгорѣвся гнѣвом великимъ, копьемъ, яже во проклятом жезлѣ своемъ носяще, абие рукою своею пробилъ его и вънѣ храмины лютымъ крѣмешником повелѣлъ изъвлещи его, едва дышуща, и добити. И сице исполнилъ помостъ полаты кровии посреди проклятого пиру. Едва ли сей муж не мученикъ воистину, свѣтлы и знамениты победоносецъ?

Не заставлял ты приносить жертвы идолам, но вместе с собой приказывал входить в согласие с Дьяволом. Трезвых заставлял ты утопать в пьянстве, из которого вырастает все зло. Не Крону жертвы приносить и закалывать детей, но, отрекшись от природы, то есть отца и матери, и братьев, приказал резать людей на части, как и Федора Басманова заставил отца убить и безумного Никиту Прозоровского — брата своего Василия и многих других. Не пред идолом Афродиты творить мерзости и блудодеяния, но на своих открытых скверных пирах изрыгать сквернословия с криками и воплями, а что потом следовали поступки, исполненные скверны и мерзости, пусть лучше о том ведает их совесть. Не пьянствовать и бесчинствовать у поставленного идола, когда зажжется звезда Бахуса, не праздновать его праздник в одно и то же время и час, но весь свой век целиком в тысячу раз хуже, чем те язычники, что почитают Бахуса, пьянствовать и бесчинствовать, возненавидев воздержанную жизнь, проливая на проклятых пирах кровь христиан, не желающих поддерживать его в этом. Это один храбрый человек по имени Молчан Митнев обличил его на пиру пред всеми: когда принуждали его пить из тех упомянутых больших чаш, посвященных Дьяволу, тогда, говорят, вскричал он громогласно и сказал: «О царь, поистине и сам ты пьешь, и нас принуждаешь пить проклятый мед, замешанный на крови братьев наших, правоверных христиан!» А тот великим гневом тут же вспыхнул и тут же своей рукой проткнул его копьем, которое было у него в проклятом его посохе, а свирепым опричникам своим приказал вытащить его, едва дышащего, из покоя и добить. И так среди проклятого пира залил кровью полы в палате. Разве не светлый мученик по существу, не знаменитый победоносец этот человек?

Християнский, речешь, царь? И еще православный, — отвещаю ти: християновъ губилъ и от православныхъ человѣков рожденыхъ и сосущихъ младенцовъ не пощадилъ! Обѣщалъ, рече, Христу на крещение отрекшеся Диявола и всех дѣлъ и всехъ ангелъ его? Реку ти паки: поправши заповеди Христа своего и отвергшися законаположения евангелского, егда не явствено обѣщался Дияволу и ангеломъ его, собравши воинъство полковъ дияволскихъ и учинившии над ними стратилаты окояных своихъ лоскателѣй, и ведый волю Царя Небесного, произвел дѣломъ всю волю Сатанинскую, показующе лютость неслыханную, никогдаже бывшую в Русии, над церковью живаго Бога? Не боится, а ни ужасается новыхъ богов? Глаголю ти: аще не боится новыхъ, но боится чаровъ, сирѣчь стараго и древняго Велиара, научившися и ведуще, и иже знамением честнаго креста всеужасие попирающе и изгоняется. Ктому не яко ли у мучителей древних различнаго орудия мученей, такоже и у нашего новаго: не скаврады ли и пещи, не бичевания ли жестокое и ногти острые, не клещи ли раждеженые, торгания ради тѣлесъ человѣческихъ, не игол ли за ногти биение и резание по составомъ, не претрения ли вервми наполы не токмо муж, но и женъ благородныхъ, и другие бѣсчисленые и неслыханные роды мукъ, на неповиных произведенные от него? Еще ли не мучитель прелютый?

Скажешь, что христианский царь? Еще и православный, добавлю я: христиан губил и грудных младенцев, рожденных православными людьми, не пощадил. Обещал, скажешь, Христу при крещении отречься от Дьявола и всех дел его и всех слуг его? Снова добавлю я: поправ заповеди Христа своего и отвергнув законоположения Евангелия, разве не открыто посвятил он себя Дьяволу и слугам его, когда собрал воинство дьявольских полков и назначил над ними полководцами несчастных своих прихлебателей, когда, зная волю Царя Небесного, на деле исполнил во всем волю Сатаны, проявив над церковью Бога живого неслыханную свирепость, не бывавшую никогда на Руси? Не боится и не пугается новых богов? Скажу на это тебе: если не боится новых, то боится чар, то есть прежнего и древнего Велиара, хотя выучил и знает, что знамением честного креста попирают и изгоняют все ужасное. Кроме того, не так ли у нашего нового разные орудия пыток, как у древних мучителей: не сковороды ли и печи, не бичеванье ли жестокое и когти острые, не раскаленные ли клещи, чтобы рвать человеческое тело, не втыкание ли игл под ногти и рассечение по суставам, не перетирание ли веревками пополам не только мужчин, но и благородных женщин и другие бесчисленные и неслыханные виды пыток, произведенные им над невинными? Все ли еще он не свирепый мучитель?


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!