Подготовка текста и комментарии Н. В. Савельевой, перевод Т. Р. Руди и С. А. Семячко 17 страница



 

12 убо мое слово

Двенадцатое мое слово

 

Си писалъ еси о иконномъ поклонении, и сие убо твое безумие вкратцѣ обличю тя. Аще ли хощеши истинно увѣдати, прочти во «Царствиих» Льва Исавра иконоборца, и сына его Констянтина Гноитезнаго, и Льва Арменина, и Феофила Богомерскаго,[130] святымъ досадителя, и вся тамо изъяснена обрящемъ о божественных иконнопоклонений, и богомерскаго ихъ сопротивства нечестивыхъ царей, в неже нечестие вы самоволне подастеся. А что ко Второзаконию прибѣгаеши, азъ выше сего писал тебѣ: аще ли к Закону Моисеову прибѣгаеши, то подобает ти вся законная творити. Аще ли едино обрѣзание сотвориши, не токмо вся законная, Христос тебѣ ни въ кую ползу есть. Якоже апостолъ Павел, пиша, глаголетъ к галатомъ: «Яко аще обрѣзаетеся, Христосъ вамъ ни в кую ползу есть. Свидѣтельствую же паки всякому человеку обрѣзающемуся, яко должен есть весь законъ творити. Упразднистеся от Христа, и закономъ оправдаетеся, от благодати отпадаете».[131] А еже убо приводиши от десятисловия, еже «Не сотвориши себѣ подобия ниже на небеси горѣ, ниже на земли низу»[132] — тако и пророцы вси, и аз ти о семъ ползую, яко вся сия о идолех реченно есть. Яко во Исходе Моисеове глаголется: егда скрыжали Моисей приятъ, тогда убо восташа вси людие на Арона и рекоша: «Сотвори намъ боги, иже приидутъ пред нами, Моисей убо изведе нас изъ Египта, не вѣмы, что бысть ему». И тако убо собраша злато, перьсни и серязи у жен своихъ и ввергоша во огнь, и сольяся глава телчая, и поклонишася ему, рекущи: «Сий есть бози твои, изведшии тя из Египта, Израилю».[133] Егда приидоша к Валаку, царю маавску, и како осквернения ради женъ льпоты, ихже вы безумне приасте, женское совокупление, и дѣвство отрицающе, и тако убо тогда июдѣи, прельстившеся женъ ради лѣпоты, «Воелфегору послуживши, и снедоша жертвы мертвыхъ», и Остарти и сидонстей мерзости служивше, и о Хамосе плакашеся;[134] яко рече пророкъ Давыдъ: «Искусиша и прогнѣваша Бога вышняго, и свидѣния его не сохраниша, и обратишася, и отвергошася, якоже отцы их, превратишася в лук развращенъ, и прогнѣваша в холмѣх своихъ и во истуканных своих раздражиша»,[135] «смесишася во языцех, и навыкоша дѣла ихъ, и поработаша истуканнымъ их, и бысть имъ в соблазнь; и пожроша сыны своя и дщеря своя бѣсовом, и пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанскимъ».[136] Якоже Соломон жены ради поклонися идоломъ и отступи от Бога жива,[137] и паки Ероавамль в Самории сотвори двѣ юнницы злате и велѣ имъ поклонитися и людемъ, и пребысть сие поклонение даждь и до разорения Самарии.[138]

Ты вот писал о поклонении иконам, и я кратко это твое безумие обличу. Если хочешь узнать истину, прочти в «Царствиях» об иконоборце Льве Исавре и сыне его Константине Гноитезном, и Льве Армянине, и Феофиле Богомерзком, досадителе святым, — и все там найдем объясненным о божественном поклонении иконам и о богомерзком супротивстве нечестивых царей, в нечестие которых вы своею волей подались. А что к Второзаконию прибегаешь, я выше тебе писал: если к Закону Моисееву прибегаешь, то подобает тебе все по <этому> закону творить. Если даже одно обрезание совершишь, а не только все, что в законе, никакой пользы тебе от Христа не будет. Как пишет апостол Павел, обращаясь к галатам: «Если вы обрезаетесь, никакой пользы вам от Христа не будет. Снова свидетельствую каждому человеку, совершающему обрезание, что он должен исполнять весь Закон <Моисеев>. Откажетесь от Христа и Законом <Моисеевым> оправдаетесь, — от благодати отпадете». А то, что ты приводишь из десяти заповедей «не сотвори себе подобия ни на небесах вверху, ни на земле внизу», — так и все пророки, и я тебе об этом толкую, что все это об идолах сказано. Как говорится в Исходе Моисееве: когда Моисей принимал скрижали, тогда все люди восстали на Аарона и сказали: «Сотвори нам богов, которые поведут нас, ибо не знаем, что случилось с Моисеем, который вывел нас из Египта». И так собрали золото, перстни и серьги у своих женщин и бросили в огонь, и была слита голова тельца, и поклонились ему, говоря: «Вот боги твои, выведшие тебя из Египта, Израиль». Когда пришли они к Валаку, царю моавскому, и как из-за красоты женской впали в скверну, которую вы без ума перенимаете, принимая совокупление с женщинами и отрицая девство, так и иудеи тогда, прельстившись красотой женской, Ваалфегору послужили и ели жертвы мертвым, и Астарте, и сидонской мерзости служили, и о Хамосе плакались; как сказал пророк Давид: «Искусили и прогневали Бога Всевышнего, и уставов его не сохранили, обратились и отреклись, как и отцы их, обернулись, как лук неверный, и прогневали высотами своими, и истуканами своими раздражили», «смешались с язычниками и научились делам их, и служили истуканам их, и было им <это> соблазном; и приносили в жертву бесам сыновей своих и дочерей своих, и пролили кровь неповинную, кровь сыновей своих и дочерей, которых приносили в жертву истуканам ханаанским». Как и Соломон ради женщины поклонился идолам и отступил от Бога живого, а еще Иеровоам в Самарии поставил два золотых тельца и велел людям поклоняться им, и было это поклонение вплоть до разорения Самарии.

 

И много убо о семъ идолопоклонении, о немъже убо пророцы глаголаша и апостоли благовѣстиша. И ты убо посреди святаго и мирскаго не разсудилъ еси, Христову бо икону равно Аполонову идолу судил еси, Богородичну икону равно Диеву судил еси, и прочих святых,[139] ихъже убо идолопоклонение вмѣнилъ еси. Мы же, християнѣ, первообразно, и божественно, и сообразно, и спасению ходатайственъно истинъно почитаемъ и поклоняемъся. Идѣже убо обрящеши о божественных иконахъ жертвеное заколение и кровемъ пролитие? И якоже рече пророкъ: «И да ям мяса юньча или кровь козлию пию? И пожри Богови хвалѣ жертву, и воздаждь Вышнему молитвы твоя».[140] Не сия ли вся о иконах совершается, яже о идолех никакоже не дѣйствуется, понеже убо тамо о идолех требищи, и сквары, и жертвы, и кровемъ пролитие; о иконах — церкви, и духовная молитва, сердечная жертва. Не мни, яко боготворимъ сия, но первообразному почестъ воздаюше, поклоняемся. Ни бо шаровомъ и дщицамъ[141] но образомъ написанымъ Христовымъ, и Богородичным, и всѣмъ святымъ, иже убо на первообразную честъ возводяще.

Но довольно об этом идолопоклонстве, о котором и пророки говорили, и апостолы благовестили. А ты посреди святого и мирского запутался разумом: о Христовой иконе наравне с Аполлоновым идолом судил, о Богородичной иконе — наравне с Дивой, <также> и прочих святых, поклонение которым ты счел за идолопоклонство. Наше же, христиан, поклонение и почитание обращено к первообразу и божественной <сущности>, и ведет к спасению. Где же ты найдешь при божественных иконах заклание жертв и пролитие крови? И как сказал пророк: «Разве я ем мясо тельца или кровь козлиную пью? Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему молитвы твои». Не все ли то при иконах совершают, что при идолах никак не делают, ибо там, при идолах, капища, и костры, и жертвы, и пролитие крови; при иконах — церкви, и духовная молитва и сердечная жертва. Не думай, что мы боготворим это, но первообразу, почесть воздавая, поклоняемся. Не краскам и доскам, но написанным образам Христа, Богородицы и всех святых <поклоняемся>, прообразу честь воздавая.

 

А иже от Моисеова закона глаголеши, аз ти преведу самого Моисея: како убо Моисей два херувима златы содѣла во Святая Святыхъ, како убо и завѣсу истка, на нейже швениемъ вся небесных подобие содѣла, како убо и киотъ завѣта, иже всюду окован златомъ, в немъ стамна имущи, манну и жезлъ Аароновъ прозябший, и скрыжали Завѣта, имже всѣмъ симъ поклоняхуся июдѣи. И не токмо проречение бяше истинныи. И сия тако почитахуся, како убо Святая Святыхъ почиташеся. Егда убо июдѣи хождаху, тогда вси покрывала имяху. И егда убо во Святая Святых вхождаху, тогда покрывала отлагаху.[142] Како убо и воплощение Слова Божия, егда убо Авгарь, Едеский князь на убрусе приат Господне воображение, и како от раслабления недуга воздвиже его. И на самом том одрѣ не могий обратитися, егда Господь нашъ Исус Христосъ посла свое ему воображение на убрусе со апостоломъ с Фадеом. И емуже грядущу со воображением, и егда бысть за 3 поприща от града, и на самомъ томъ одрѣ не могий воздвигнутися, воста простъ и здравъ и ходя на ногу свою, во вратех града срѣте божественное воображение. И колико оттоле от божественаго оного образа содѣяшася многоразличная чюдеса: больнымъ исцеление и бѣсомъ прогнание, воиньствомъ нечестивым побѣждение, благочестивымъ поборание даждь и до разорения Греческаго царства![143] Колика оттоле от божественаго оного образа содѣя многая различная чюдеса! Аще ли хощеши истинну увѣдѣти, почти царства Греческаго, тамо вся истинна увѣси. Како и кровоточивая она, егда исцелена бысть от раны, и ботомужный образ Христовъ мѣдным лиянием сотвори в мѣру возраста Господня. И много исцеления творящи воображение оно даждь до лѣта сотонинскаго оного служителя и отступника злочестиваго царя Улияна.[144]

А что ты из Закона Моисеева говоришь, <так> я тебе самого Моисея приведу: как Моисей двух золотых херувимов поставил в Святая Святых, и как соткал завесу, на которой шитьем изобразил все небесное подобие, и как <поставил> киот Завета, со всех сторон окованный золотом, в котором хранятся сосуды, манна, и расцветший жезл Ааронов, и скрижали Завета, — всему этому поклонялись иудеи. И <это> было не только проречением истины. <Все> это также почиталось, как почиталась Святая Святых. Когда иудеи ходили <вне храма>, то на всех были покрывала. А когда они входили в Святая Святых, тогда покрывала откидывали. Как и воплощение Слова Божия, когда Авгарь, эдесский князь, получил Господне изображение на убрусе, и как <оно> его от болезни расслабления подняло. А на самой той постели не мог повернуться, когда Господь наш Иисус Христос послал ему с апостолом Фаддеем свое изображение на убрусе. И когда тот пошел с изображением, и когда был за три поприща от города, <Авгарь>, не могший двинуться на той самой постели, запросто встал здоровым и, идя своими ногами, встретил у ворот города божественное изображение. И сколько с тех пор от того божественного образа совершилось различных чудес: исцеление больных, изгнание бесов, поражение нечестивых воинств, победа благочестивых — вплоть до разорения Греческого царства! Сколь много с тех пор различных чудес совершилось от того божественного образа! Если хочешь узнать истину, почитай о Греческом царстве, там всю истину и узнаешь. И как кровоточивая та, когда была исцелена от раны, отлила из меди богочеловеческий образ Христов в полный рост. И много исцелений сотворило это изображение, вплоть до времени <правления> служителя Сатаны и злочестивого отступника царя Юлиана.

 

Что о Лидской церкве, в нейже бысть воображение пречистыя Богоматере с превѣчнымъ младенцемъ на столпѣ от западных вратъ, сию убо церковь составиша апостоли, в нейже воображение то явися, прѣния ради правовѣрных с невѣрными: до коея вѣры явится знамение, тоя вѣры имѣти церковь. Яже убо Божиимъ повелѣниемъ нерукотворенный образъ на столпѣ вообразися, не рукописан бысть, но богописанъ. Яже убо и сама Богомати во плоти суща, тиюже молиша апостоли, да приидет на освещение храму. Она же рече: «Приидѣте, чада, а яз тамо съ вами буду». Они же шедше и преславное то воображение видѣвше, радости бесчисленыя исполнившеся, со слезами молитвы возсылаху творцу всѣхъ Богу. Последи и Богомати пришедшей, свое воображение видѣвше неложно, рекше, сице глаголетъ: «Благодать моя и сила да будетъ с тобою». Сия убо божественное воображение злосмрадный онъ Ульян хотя сокрушити. И елико убо сечцы сечаху камень и тщахуся воображение оно на землю низвергнути, толико убо Божиимъ повелѣниемъ вапы оны невещественую силу вземше, болма бо в камень вхождаху. И до толика содѣяшася чюдеса, елико посланникы бездѣлно отъидоша, воображение оно никакоже низвергнути не могущи, разве сих нѣкто не глатко сѣчениемъ сотвориша. Последи благочестивых руки и сия убо угладиша. И егда бо секоша и углаждаше, вапие шарово никако своего цвѣта премѣншеся, якоже исперва быша. Что и Енея онъ, иже исцѣлен бысть от Петра и Иоанна. Тако и церкву прекрасну воздвиг, тако и Богоматери образ вообразися, и чюдеса многа содѣяшася. Како и божественный Лука Богоматери образъ написа и к ней принесе. Она же прирекши: «Благодать моя и сила будетъ съ тобою». Еже убо и сия икона, Божиимъ повелѣниемъ здѣ во царствующемъ градѣ Москвѣ сохраняющи християнство, пребываетъ. Что убо реку ти о оной иконѣ Богоматере, юже божественный онъ Германъ патриярхъ Царяграда со оныя с Литцкия преписа, и како немокреными стопами чрез море до Рима шествова?[145] Сами множае можете насъ вѣдѣти, занеже Римская церкви у вас есть. Что убо изреку ти о чюдесѣх, и о исцѣлении недугомъ, и бѣсомъ прогнании, яже от божественых икон и поклонниковъ их содѣяшася? Яже множества ради не могу исписати, — «постигънеот убо мя повѣствующа лѣто»[146] о сицевых, якоже рече апостолъ Павел, ко евреомъ пиша. И аще хощеши истинну видѣти, вся сия в Божественномъ Писании обрящеши.

А что до Лидской церкви, в которой на столпе у западных врат было изображение пречистой Богоматери с превечным младенцем, <то> церковь эту поставили апостолы, и в ней явилось то изображение из-за прений правоверных с неверными: какой веры явится знамение, той веры и церковь иметь. Божиим повелением нерукотворный образ на столпе изобразился, не рукою был написан, но Богом. И сама Богоматерь <еще> жива была, и апостолы умоляли ее, чтобы пришла на освящение храма. Она же сказала: «Ступайте, чада, и я там с вами буду». Они же, придя и увидев то преславное изображение, исполнились бесконечной радости, со слезами воссылали молитвы Богу, творцу всех. Потом и Богоматерь пришла, чтобы увидеть свое изображение истинное, и так сказала: «Благодать моя и сила да будет с тобою». И это божественное изображение злосмрадный тот Юлиан хотел сокрушить. И сколько камнетесы ни секли камень, и сколько ни пытались изображение то на землю низвергнуть, Божиим повелением эти краски невещественную силу обретали, еще глубже входя в камень. И такие чудеса случились, что посланные ушли ни с чем, никак не сумев это изображение низвергнуть, разве что кое-где негладко стало из-за посечения. Потом руки благочестивых и это сгладили. И когда посекали и сглаживали, краски нисколько своего цвета не изменили, были, как и прежде. Так и тот Эней, что был исцелен Петром и Иоанном. Так же воздвиг он прекрасную церковь, и так же образ Богоматери изобразился, и многие чудеса произошли. Так и божественный Лука образ Богоматери написал и к ней принес. Она же сказала: «Благодать моя и сила будет с тобою». И эта икона Божиим повелением здесь, в царствующем граде Москве, пребывает, охраняя христиан. Что же сказать тебе о той иконе Богоматери, которую божественный Герман, патриарх Царьграда, с той Лидской <иконы> списал, и как она, не намочив стоп, через море до Рима шествовала? Вы сами больше нас можете знать <об этом>, потому что церковь римская — у вас. Что сказать тебе о чудесах, и об исцелении недугов, и об изгнании бесов, которые случились благодаря божественным иконам и тем, кто им поклонялся? Из-за их множества и описать не могу их, — «придется мне повествовать целый год» об этом, как пишет апостол Павел, обращаясь к евреям. И коли хочешь познать истину, все это найдешь в Божественном Писании.

 

И рцы ми убо, отколе начало и како идоломъ поклонение, и иконно воображение, и коего ради чина? Не первый бо ли Серух идолы поча творити?[147] Ово убо в храбрых имя человекъ, ово в мудрыхъ, ово во иныя ради вещи похвалныя, и онъ убо яко разумен памяти ради похвалы сия творящи. Последи его, не разумѣвше его разума, яко богы твориша я, яко богу идоломъ поклоняхуся, се и самыя тыя идолы боги нарицаху. Се убо мерско есть и отречено пророкы Божиимъ повелѣниемъ, понеже убо идолы творяхуся во имя скверных человекъ: ово убо блудникомъ, инии пияницы, инии же разбойницы, татие и гудцы. Божественое воображение — 1 убо воображение Спаса и Господа нашего Исуса Христа, яко симъ образомъ изволи воплотитися и спасти нас. Пречистая его Богомати — яко сподобльшияся таковѣй божественей тайне послужити и огнь божественей нетѣсно в ложеснах своихъ приимши, яко ходатаица спасению роду нашему, еюже к Богу примирихомся. И сего ради образу ея поклоняемся. Небесных силъ — яко ходатаи спасению нашему. Всѣхъ святых воображении на иконахъ почитаемъ сего ради, яко совершителя заповѣдемъ Господнимъ, наставникы. И сами ревнующе благочестию, подражатели и соверьшители желаемъ быти. Сия убо о иконах. Яже о идолех, таковая не можеши указати, иже разньствуетъ бо иконно поклонение со идольскимъ бѣсованиемъ. Глаголи же ми, яко можеши ли таковая чюдеса показати о идолех и, якоже о иконах, исцеления человеком? Иже тебѣ иконному поклонению яко псу не вѣрующу, по Господни заповѣди, не подобает пред тобою святая глаголати.

И скажи мне, когда и как началось поклонение идолам и творение икон, и ради чего? Не Серух ли первым начал идолов создавать? Кто среди храбрых имя свое прославил, кто среди мудрых, кто благодаря <какой-нибудь> иной вещи похвальной <прославился>, — и он, ибо был разумен, ради памяти и похвалы это делал. После него не имевшие его мудрости стали делать их, как богов, и как богам им поклонялись, и тех самых идолов богами называли. Это мерзко и запрещено через пророков Божиим повелением, ибо идолы создавались во имя скверных людей: одни были блудники, другие пьяницы, иные же разбойники, воры и скоморохи. Божественное изображение — во-первых, это изображение Спаса и Господа нашего Иисуса Христа, ибо в этот образ изволил воплотиться и спасти нас. Пречистая его Богоматерь — как сподобившаяся таковой божественной тайне послужить и принявшая просторно божественный огонь во чреве своем, как ходатайница о спасении рода нашего, через которую мы с Богом примирились. И потому образу ее поклоняемся. Небесные силы — как ходатаи о спасении нашем. Изображения всех святых на иконах почитаем мы потому, что они исполнители заповедей Господних, наставники. И сами мы стремимся к благочестию, подражать <F60680M%-4>м<F255D>им> хотим и исполнять <заповеди>. Это об иконах. Что касается идолов, такого ты указать не можешь, ибо отличается поклонение иконам от идольского беснования. Скажи же мне, можешь ли ты такие чудеса указать при идолах, как при иконах исцеления людей? Если ты поклонению иконам, как пес, не веришь, то, по Господней заповеди, не подобает перед тобой о святом говорить.

 

А что еси писалъ о Иоаннове послании о иконах, и во Иванновѣ послании писано: «Чадца, хранитеся от требъ идолских!»[148] А о иконах во Иоанновѣ послании не писано. И то еси писал ложно. А что еси написал, что за то Богъ карал грозно, которыя образы ставят, и мы того в Божественномъ Писании нигдѣ не нашли. А что еси писал о вознесении Господни, и та строка к тому не стоитъ. А что писалъ апостолъ Павелъ, «что телеса наша — церкви Богови, в нихже Духъ Божий живет».[149] А иже о Петрѣ и о Корнилии глаголал еси, и яже в Богослове во Откровении о аггелѣ, и сия смирения ради.[150] Понеже убо и самъ Господь нашъ Исус Христос, егда преобразися на горѣ, и сходящу з горы, заповѣда ученикомъ своимъ, глаголя: «Никому повѣдати видѣния, дондеже Сынъ человеческий из мертвых воскреснетъ».[151] Сего ради показует Господь смирения и научая смирятися, да никто себе самъ превозноситъ. Сего ради и аггелъ Богословца воздвизаетъ — смирения образ научаетъ. Тако и Петръ к Корнилию — ради смирения. И аще бы сие сице было, якоже ты глаголеши, то гдё хощеши положити, иже трикратнемъ вопрошением Господнемъ 3 кратно отвержение Петрово исправися, иже: «Паси овца моя»?[152] И аще не покланяетеся и не хвалите, паки какой пастве быти!


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!