Подготовка текста и комментарии Н. В. Савельевой, перевод Т. Р. Руди и С. А. Семячко 14 страница



Мы апостолов не боготворим, не бывать тому, как сам апостол говорит в послании: «Я насадил, Аполлос поливал, Христос возрастит. Потому и насаждающий, и поливающий есть ничто, а <всё — Бог> взращивающий». Так и мы почитаем божественных апостолов, ибо они — Слова Божия ученики и посланники, наставники и руководители нашего спасения. Потому мы молимся им и призываем их в помощь, чтобы то, что они написали и <чему> научили, все мы лучше усвоили и получили их в помощники нашему спасению. Так <почитаем> и святых отцов — как наставников и учителей истины и благочестия. Так и святых страстотерпцев почитаем, ибо они за истину благочестия пострадали, и мы, их усердием вооружаясь, <дела> благочестия совершаем. <Почитаем и> преподобных как воплотивших апостольское учение и, им подражая, сами на путь благочестия направляемся. Так веруем мы, что один <у нас> заступник — Господь наш Иисус Христос; Пречистая его Матерь — Владычица всех и обо всех просительница и заступница за всех христиан; все апостолы, пророки и святители, и все святые как служители правды и наши наставники, ко Христу приводящие, почитаются, потому мы и мощам их поклоняемся, чтобы большую помощь от них получить. И как сказал Господь наш Иисус Христос: «Нет ученика выше учителя своего. Довольно для каждого, чтобы он был как учитель его». Видишь ли ты, что <Господь> велит не подниматься над учителем, но следовать ему. Но как говорит божественный апостол Павел: «Каждому на пользу дается проявление Духа. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово разума, тем же Духом, иному вера, тем же Духом, иному дары исцеления, тем же Духом, другому чудотворения, иному пророчество, другому различение духов, иному различные языки. Все же сие совершает один и тот же Дух, разделяя каждому <своей> властью, как ему угодно. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя и много их, составляют одно тело. Так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или эллины, рабы или свободные, все напоены одним питьем <духовным>. Ибо тело <состоит> не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не рука, и потому не принадлежу к телу, — то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет, что я не глаз и потому не принадлежу к телу, — то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело — глаз, то где же слух? Если все слух, то где обоняние? Но теперь расположил Бог члены, каждый в <составе> тела, как ему было угодно. А если бы все были один член, то где <было бы> тело? Но теперь создал <Бог> членов много, но тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, многие члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые кажутся нам менее достойными в теле, те большим вниманием окружаем; и неблагообразные наши <части тела> больше благообразия получают, а благообразные не нуждаются <в том>. Но Бог соразмерил тело, определив нуждающемуся большую честь, дабы не было размежевания в теле, а все члены о себе заботились. И если страдает один член, страдают с ним все члены. Вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных поставил Бог в церкви: во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями, затем <иным дал> силы <чудодейственные>, также дары исцеления, заступничества, управления, разные языки. Все ли апостолы, и пророки, и учители? Разве все чудеса творят, все имеют дар исцеления? Все ли говорят на языках?»

 

Над се убо указах ти доволно, како подобает почитати богоносныя апостолы и священныя отца. А еже писал еси, что о ходатайствѣ Божии и о имени, еже нѣсть спастися о иномъ имени развее о имени Господа Исуса Христа, и отпущения грѣхомъ о имени его, живот вѣчный, и мы вѣруемъ тако, но токмо сими ученики его, и апостолы, и богоносными отцы к сему приводимся и на истинный путь наставляемся. А еже о началех глаголалъ еси, ино сами апостоли того не написали о своих началех — спасению человекомъ быти, — да едино начало Христово они убо, яко служители благодати Владычне, распространиша и устроиша на основании и началѣ Христовѣ. А еже писалъ еси, что грѣхи по благодати отпущают даромъ, а не дѣлы сопряжны, и недостаточная благодатию наполняемы, аще не дѣлы грех изыдетъ, слыши Господа, во святомъ Евангелии глаголюща: «Аще кто не оставит отца своего и матерь, жену и чада, села и имѣния и не отвержется себе всего, еще и душа своея, не может быти мой ученикъ. И аще не возметъ кто креста своего и вослѣд мене грядет, нѣсть мене достоинъ».[63] Крестъ есть, еже распятися мирови, яже суть в мирѣ. Распятие се есть — мирьскаго всякаго хотѣния остатися: сел, и имѣния, и богатьства, пища, и пития, и ничего требовати и не избирати, развѣ удовлятися по прилучаю случающимися, и сия с воздержаниемъ великымъ, и крѣпостию, и молитвою непрестанною. И к сему любити враги и вся оскорбляющая, и молитися за творящих напасть, своя вся, аки не сущая, презирати и не пещися ими, но токмо непрестанное молитва, постъ и заповедемъ Господним сохранение со спасениеж. И здѣ яко пришельцы, яко рече апостолъ Павел, но тамо будущаго повсегда желающе,[64] и к вѣчнымъ онемъ селениемъ преселитися хотяще, и ничто о здѣшних желающе. Сице крестъ свой взимати и распинатися мирови, по Исусе ходити.

Довольно указал я тебе на то, как подобает почитать богоносных апостолов и святых отцов. А что написал ты о заступничестве Божием и об имени, что нельзя спастись во имя иное, только во имя Господа Иисуса Христа, <что> и отпущение грехов — во имя его, и жизнь вечная, — так и мы так же веруем, но только приходим к этому через учеников его и апостолов и богоносных отцов и на путь истинный <ими> наставляемся. А что о началах сказал ты, так сами апостолы не написали того о своих началах — быть спасением людям, — ибо единственное начало, Христово, они как служители благодати Владычной распространили и утвердили на основании и начале Христовом. А что написал ты, что грехи отпускают по благодати, даром, а не сообразно с делами, и <что> недостатки благодатью восполняются, если не делами грех побеждается, то услышь Господа, говорящего в святом Евангелии: «Кто не оставит отца своего и мать, жену и детей, села и имения и не отречется от себя целиком, даже от души своей, <тот> не может быть моим учеником. И кто не возьмет креста своего и не последует за мной, не достоин меня». Крест для тех, кто <пребывает> в миру, означает предать себя на распятие миру. Распятие же значит отречение от всех мирских пристрастий: сел, и имения, и богатства, пищи и пития, и ничего не требовать, и не выбирать, довольствоваться лишь <тем, что> случается непреднамеренно, и все это — с воздержанием великим, и твердостью <духа>, и непрестанной молитвой. И к тому еще любить врагов <своих> и всех оскорбляющих вас, молиться за обижающих вас, все же, принадлежащее вам, презирать как несуществующее и не заботиться о нем, но только <творить> непрестанную молитву, соблюдать пост и исполнение заповедей Господних со страхом <Божиим>. Мы здесь только временные жители, как сказал апостол Павел, но будущего <века> навсегда желаем и в те вечные селения переселиться хотим, и ничего здешнего не желаем. Таково крест свой брать, и распинаться миру, и за Иисусом следовать.

 

А что еси писал, что Богъ Отецъ для заслуги Сына своего приимъ человека в милость свою и грѣхи отпущает даром, и то еси писал ересью Ариевою,[65] понеже повинна написал еси Отцу Сына. Громовъ сынъ нас научи: «Въ начале бѣ Слово, и Слово бѣ к Богу, и Богъ бѣ Слово. Се бѣ искони къ Богу. Вся тѣмъ быша, и без него ничтоже бысть, еже бысть».[66] Видиши, яко собезначален Сынъ Отцу, и любве ради и имѣя составъ Отецъ къ Сыну нераздѣлный и неслиянный по Богословцу. Яко и во святомъ Иоанне евангелисте речено бысть: «Глаголы, яже аз глаголю вам, о себѣ не глаголю, Отецъ во мнѣ пребываяй, и той творит дѣла. Вѣруйте мнѣ, яко аз во Отцы и Отецъ во мнѣ». «И аще чесо просите от Отца о имени моемъ, то и сотворю, да прославится Отецъ въ Сынѣ». «Имѣяй заповѣди моя и соблюдая их, той есть любяй мя, а любяй мя, возлюблен будет Отцемъ моимъ, и аз возлюблю его и явлюся ему сам».[67] И паки речено есть: «Отецъ любитъ Сына и вся показует ему, яже самъ творит. Яко Отецъ воскрешаетъ мертвыя и живит, тако и Сынъ, ихже хощетъ, и живит. Отецъ бо не судитъ никому, но суд весь дасть Сынови, да вси чтутъ Сына, якоже чтут Отца, пославшаго его».[68] Послание разумѣй не уничижениемъ, но едину волю и хотѣние Отца и Сына и Святаго Духа. Но единъ от Троица Сынъ Слово Божие съ плотию смотрениемъ тайны своея человекомъ спасение содѣла со Отцемъ и Святымъ Духомъ. Идѣже бо есть Сынъ, ту и Отецъ, и Духъ, и гдѣ Духъ, ту и Отецъ, и Сынъ. Якоже рече во святомъ Евангелии: «Егда приидет утѣшитель, егоже аз послю вамъ от Отца, Духъ истинный, иже от Отца исходит, той свидѣтельствуетъ о мнѣ».[69] Видиши ли Отца безлѣтна и собезначална Сына, соприсносущна Пресвятаго Духа? Едина слава, честь и держава, едина воля, и хотѣние, и сотворение, Святыя Троица. И паки помале наводит, глаголя: «Егда приидетъ онъ, Духъ истинный, наставит вы на всяку истинну. Не от себѣ бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвеститъ вамъ. Той мя прославитъ, яко от моего приимет, и возвеститъ вамъ. Вся, елика имать Отецъ, моя суть, сего ради рѣх, яко от мене прииметъ, и возвѣстит вам».[70] Видиши ли едино существо, яко Сынъ посланъ волею от Отца и своимъ хотѣниемъ и дѣйствомъ Пресвятаго Духа спасение человекомъ содѣла. Тако и Духъ не имать от себѣ глаголати, но со едино хотѣние со Отцем и Сыномъ, ино послание Сынове плотному смотрению разумѣваемъ. Паки же о единосуществѣ и собезначалствѣ Сыну ко Отцу во Иоаннѣ речено есть: «Сего ради мя Отецъ любит, яко яз душу свою полагаю, да паки прииму ю. Никтоже возметъ ю от мене, но азъ полагаю ю о себѣ. Область бо имам положити ю, и область имамъ паки прияти ю. Сию заповѣдь приях от Отца моего».[71] Видиши ли, самовластво и собезначальство ко Отцу? И не требующу никогоже воставити его от мертвыхъ, но самовластно воскрешаетъ из мертвыхъ. Якоже рече избранный сосудъ Павелъ: «Не восхищениеж непщева быти равенъ Богу, но себе излия, зракъ раба приимъ»,[72] и прочая. Егда Лазаря воскреси, и пришедъ, надъ него рече: «Отче, хвалу тебѣ воздаю, яко услыша мя. Азъ вѣдѣх, яко всегда мя послушаеши, но народа ради, стоящаго окрестъ, рѣхъ, да вѣру имуть, яко ты посла».[73] И паки рече Исус: «Аще кто любитъ мя и слово мое соблюдетъ, и Отецъ мой возлюбит его, и к нему придевѣ, и обитель у него сотворивѣ».[74] Видиши ли, вездѣ равновластие, а не повиновение. И паки рече Исусъ: «Отче, прослави Сына своего, да Сынъ твой прославит тя».[75] И ина многа обрящеши в Божественном Писании о семъ свидѣтельствующе, яко равночестенъ есть Сынъ Отцу, а не служебенъ. Сия убо доздѣ.

А что написал ты, что Бог-Отец ради заслуг Сына своего принял человека в милость свою и грехи отпускает даром, то написал ты это, впадая в арианскую ересь, поскольку объявил Сына подвластным Отцу. Громов сын научил нас: «В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Слово было Бог. Оно было изначально к Богу. Все через него возникло и без него ничто не началось, что началось». Ты видишь, что собезначален Сын Отцу, любви ради, и нераздельны и неслиянны Отец с Сыном, по Богослову. Как и в святом Евангелии от Иоанна сказано: «Слова, которые я говорю вам, не от себя говорю, Отец, который во мне пребывает, он творит дела. Верьте мне, что я в Отце, и Отец во мне». «И если чего попросите у Отца во имя мое, то и сделаю, да прославится Отец в Сыне». «Кто имеет заповеди мои и соблюдает их, тот любит меня, а кто любит меня, тот возлюблен будет Отцом моим, и я возлюблю его и явлюсь ему сам». И еще сказано: «Отец любит Сына и показывает ему все, что творит сам. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца, пославшего его». Послание понимай не как унижение, но как общую волю и желание Отца и Сына и Святого Духа. Но <только> один из Троицы, Сын Слово Божие, во плоти промыслом тайны своей дал спасение людям — с Отцом и Святым Духом. Ибо где Сын, там и Отец, и Дух, и где Дух, тут и Отец, и Сын. Как сказал <Господь> во святом Евангелии: «Когда придет утешитель, которого я пошлю вам от Отца, Дух истины, от Отца исходящий, он будет свидетельствовать обо мне». Видишь ли ты, что Отец безлетен и Сын собезначален и что оба они соприсносущны Пресвятому Духу? Одна слава, честь и держава, одна воля и стремление, и сотворение — Святая Троица. И потом вскоре наставляет <Христос>, говоря: «Когда придет он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину. Ибо не от себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит меня, потому что от моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть мое, потому я сказал, что от моего возьмет и возвестит вам». Видишь ли ты единую сущность: что Сын послан волею Отца и своей волей и воздействием Пресвятого Духа спасение людям сотворил. Так и Дух не может от себя говорить, но <только> одной волею с Отцом и Сыном, а послание Сына мы понимаем как воплощение. Еще же о единосущности и собезначальности Сына и Отца сказано в Евангелии от Иоанна: «Потому любит меня Отец, что я жизнь свою отдаю, чтобы опять принять ее. Никто не отнимет ее у меня, но я сам отдаю ее. Ибо имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил я от Отца моего». Видишь ли ты, <что Сын> самовластен и собезначален Отцу? И не требуется никто, чтобы поднять его из мертвых, но он своею властью воскрешает из мертвых. Как говорит избранный сосуд <апостол> Павел: «<Христос> не помыслил хищнически присвоить себе равенство с Богом, но уничижил себя самого, приняв образ раба», и прочее. Когда Лазаря воскресил <Господь> и, придя, сказал над ним: «Отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я знал, что ты всегда услышишь меня, но <сказал это> для народа, стоящего вокруг, чтобы поверили, что ты послал меня». И еще сказал Иисус: «Если кто любит меня и слово мое соблюдет, то Отец мой возлюбит того, и мы придем к нему и обитель у него сотворим». Видишь ли ты: всюду равновластие, а не повиновение. И еще сказал Иисус: «Отче, прославь Сына своего, да Сын твой прославит тебя». И много еще другого найдешь ты в Божественном Писании, свидетельствующего о том, что Сын равен честью Отцу, а не подвластен. На том и <остановимся>.

 

6 мое убо слово

Шестое мое слово

 

Се же писал еси, чему приидетъ здѣ убо Господь нашъ Исус Христос судить живымъ и мертвым, ино о томъ о всемъ выше сего писано, а ты не гораздо выразумѣлъ. Мы тобя воспросили в томъ, како вѣруеши Суду быти Божию, о востании мертвыхъ. Иное заговорилъ, а о томъ не писал еси. А что писалъ еси, что зовете не то ученики добрые, что человекъ самъ се вымыслитъ, и то еси писалъ на апостолы и на святыя отца, и о томъ писано выше сего. А еже о Десятословии писалъ еси, выше речено есть. Аще приимаеши Законъ Моисеовъ, тогда подобает ти и суботствовати по-жидовски,[76] о немже вся вмале выше сего рекох ти совершено, и многословити съ тобою не хощу, якоже со псомъ, врагъ бо еси креста Христова. А что пишешь по главамъ во Апостоле и во Евангелии, ино наши главы с вашими главами не сходятся,[77] потому что вамъ Люторь тако указал; а иное лжешь. А что еси писал во Евангелье в Матфѣе: «Что мя хвалите помышлениемъ человеческымъ», и то в Матфѣе не описано, а писано въ Луцѣ, да не также, какъ ты писалъ, а написано въ Луцѣ так: «Что зовете мя, Господи, Господи, и не творите, яже глаголю».[78] И ты — врагъ креста, и посредѣ пшеницы плевелы сѣешь,[79] и лжу на истинну претворяеши. Якоже рече Господь во Евангелии: «Вы отца вашего диявола есте, и похоти отца вашего хощете творити. И егда ложь глаголет, от своих глаголет; яко ложь и отецъ его есть».[80] А что писал еси, что апостолъ Павелъ пишет к коринфомъ, яко «Царствия Божия не наслѣдятъ ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодѣи, ни малакия, ни мужеложницы, ни татие, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни досадители, ни клеветницы, ни хищницы»[81] — и то все у вас творится, у люторовъ. А что идолослужение вы, лютори, прилагаете ко иконному поклонению, и тому пространнѣйша напреди слово явитъ. А иное писалъ еси, лжучи, чего во Божественномъ Писании нѣтъ. Сия убо доздѣ.

И то написал ты, почему придет сюда Господь наш Иисус Христос судить живых и мертвых, но обо всем том выше написано, а ты не слишком уразумел. Мы спросили тебя о том, как ты веришь, каким будет Суд Божий и восстание из мертвых. И ты о другом заговорил, а об этом не написал. А написал, что не называете вы хорошими учениками за то, что человек сам выдумает, — и это написал ты об апостолах и о святых отцах, но об этом уже написано выше. А что о десяти заповедях написал ты, так об этом выше сказано. Если ты принимаешь Закон Моисеев, тогда подобает тебе и субботу чтить по-иудейски, о чем я тебе уже выше вкратце сказал довольно, и многословить с тобой не хочу, как со псом, ибо ты — враг креста Христова. А что пишешь ты по главам в Апостоле и в Евангелии, то наши главы с вашими главами не сходятся, потому что вам Лютер так указал; а другое ты лжешь. А что написал ты, будто в Евангелии от Матфея <сказано>: «Что меня хвалите помышлением человеческим», то того у Матфея не написано, а написано у Луки, да не так, как ты писал, а написано у Луки так: «Что вы зовете меня: Господи! Господи! и не делаете того, что я говорю?» А ты — враг креста и посреди пшеницы плевелы сеешь, и ложь в истину превращаешь. И как сказал Господь в Евангелии: «Ваш отец — дьявол, и вы похоти отца вашего исполнять хотите. И когда говорит он ложь, то говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». А что написал ты, что апостол Павел пишет <в Послании> к коринфянам, что «Царства Божия не наследуют ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни обидчики, ни клеветники, ни хищники», — и это все у вас происходит, у лютеран. А что вы, лютеране, поклонение иконам приравниваете к идолослужению, об этом будет пространная речь впереди. Написал ты, солгав, и другое, чего нет в Божественном Писании. На том и <остановимся>.

 

7 убо мое слово

Седьмое мое слово

 

И что еси писал о Лютореве учении, что вы вѣру свою покладаете на самомъ Христе Господб нашимъ, а не на Люторе, а что бы Люторь, а любо иный кто, науку свою показал. Что и Святымъ Писмомъ сложно, то и науку должни приимати вы, яко от самого Бога. А есть бы кто противъ той науки Господа нашего Исуса Христа, евангельска и апостольска, кто научал, аще бы и аггелъ с небеси, того проклятого бы судилъ. Слыши, что апостолъ глаголетъ о томъ, что писал еси. Та бо глаголет: «Чюжду же бо, яко тако скоро прилагаетеся от звавшаго вы благодатию Христовою во ино благовѣствование, еже нѣсть ино, аще бо не нѣцыи смущающеи вы и хотяще превратити благовѣствование Христово. Но и аще мы, или аггелъ съ небеси благовѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихом вамъ, анафема да будетъ. Но яко преди рекохомъ, и нынѣ паки глаголю: аще кто вамъ благовѣститъ паче, еже приясте, анафема да будет. Нынѣ убо человеки препираю или Бога? И ищу человекомъ угожати? Аще бо единаче человекомъ угожал бых, Христу раб не бых был. Сказаю вам, благовѣствование, благовѣщеное от мене, яко нѣсть по человеку, ни аз бо от человекъ приах е, ни научихся, но явлениемъ Исус Христовымъ».[82] Видиши ли, яко ни своимъ хотѣниемъ, ни своимъ смышлениемъ проповѣдь благовѣстити, ни паки что от себе мысли. Аще что сложно Божественому Писанию, ничто от себе помысли, якоже вашь Люторь и с вами кознодѣи. Но Павел явлением Исус Христовымъ благовѣсти и основания своего не положи паче лежащаго, иже есть Христос. Слыши, тойже Павелъ глаголетъ, коринфомъ пиша: «Основания бо иного никто может положити паче лежащаго, еже есть Христос. Аще ли кто назидает на основание семъ и злато, и сребро, камение честно, древа, сѣно, отростие, — комуждо дѣло яве будетъ, день бо явит имъ».[83] Видиши ли, яко основание паче лежащаго, еже есть Христосъ, никто может положити.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!