Подготовка текста и комментарии Н. В. Савельевой, перевод Т. Р. Руди и С. А. Семячко 10 страница



[79] ...посредѣ пшеницы плевелы сѣешь... — Грозный сравнивает Ивана Рокиту с врагом рода человеческого, перефразируя евангельскую притчу о плевелах, насажденных среди доброй пшеницы (см. Мф. 13, 24—43).

[80] «Вы отца вашего диявола есте... отецъ его есть». — Ср. Иоан. 8, 44.

[81] «Царствия Божия не наслѣдятъ... ни хищницы»... — 1 Кор. 6, 9—10.

[82] «Чюжду же бо... явлениемъ Исус Христовымъ». — Гал. 1, 6—12.

[83] «Основания бо иного... день бо явит имъ». — 1 Кор. 3, 11—13.

[84] «Шедше научите вся языки... елика заповѣдах вамъ». — Мф. 28, 19—20.

[85] «Суть и ина многа сотвори Исусъ... писаных книг». —Иоан. 21, 25.

[86] «Послушаяй васъ, мене слушает... мене отметается». — Лк. 10, 16.

[87] «Чадо Тите, сего ради ocmaвux... no всѣх градех попы». — Тит. 1, 5.

[88] «И яко... возлюбленный брат наш Павелъ... к своей погибели имъ». — Ср. 2 Петр. 3, 15—16.

[89] «Яже и аггела не послушати, паче, еже и приясте». — Ср. Гал. 1, 8.

[90] «Аще во языцѣхъ бози мнози... бѣсомъ вѣруют и жрут». — Ср. 1 Кор. 8, 5—6; Еф. 4, 5—6; 1 Кор. 10, 20.

[91] «Всяк бо, аще призоветъ имя Господне... не послани будутъ?» — Рим. 10, 13—15.

[92] ...Господь нашъ Исусъ Христосъ... побѣди... искусителя. — Рассказ о 40-дневном пощении Иисуса Христа в пустыне и о различных искушениях его Сатаной см. Мф. 4, 1—11; Мр. 1, 12—13; Лк. 4, 1—13.

[93] ...сам Господь ученикомъ своимъ рече... «Сей род ничимъ изыти может, токмо молитвою и постом». — Мф. 17, 1—8, 14—22; Мр. 9, 2—8, 16—30; Лк. 9, 28—36.

[94] ...40-ной постъ постимся... къ его божественней страсти и воскресению. — Т. е. Великий пост — пост святой четыредесятницы, продолжающийся 40 дней перед Пасхой.

[95] Постъ... святыхъ апостолъ... — Петров пост, перед днем памяти св. апостолов Петра и Павла 12 июля (29 июня); начало его зависит от празднования Пасхи, поэтому продолжительность бывает разной: от 6 недель до 8 дней.

[96] Постъ... Пресвятыя Богородица... — Успенский пост, перед днем Успения Пресвятой Богородицы, продолжается с 14 (1) до 28 (15) августа.

[97] Пост... пред Рождествомъ Христовымъ... — Рождественский (или Филиппов) пост продолжается с 28 (15) ноября до 7 января (25 декабря).

[98] Постъ вселѣтный... в пятокъ же распят. — Пост в среду и в пятницу установлен со времен апостолов в память о предании Иисуса Христа на страдания и смерть (среда) и о самих страданиях и смерти Господа (пятница).

[99] «Аз убо тако теку... порабощу е». — Ср. 1 Кор. 9, 26—27.

[100] «Горе вамъ, книжницы и фарисеи... комары, велбуды пожирающе». — Мф. 23, 23—24.

[101] «He опивайтеся вина, в нем бо есть блуд и иная злая». — Ср. Еф. 5, 18.

[102] О Ионинѣ постѣ и Аггеевѣ, яко о Ниневии, и прочии... — Во времена опасности или общественных бедствий у иудеев был обычай и считалось религиозной обязанностью налагать на себя пост, т. е. воздерживаться от пищи, молиться и приносить жертвы. О двух таких постах упоминает Иван Грозный — о посте, проповеданном пророком Ионой жителям Ниневии — столицы Ассирийского царства (Иона. 3, 3—5), и о посте, проповеданном иудеям пророком Аггеем при строительстве храма Господня во времена правления Зоровавеля (Агг. 1—2).

[103] Тако и Ахавъ Езавели ради Науфею постъ заповѣда, и в томъ постѣ уби его. — Ахав, 8-й царь Израильский (925—903 гг. до н. э.), однажды решил взять в свое владение виноградник соседа Навуфея. Однако тот отказал ему. Тогда нечестивая жена Ахава Иезавель повелела старейшинам от имени мужа объявить в городе пост и по обычаю посадить Навуфея на первое место в народе, а напротив его посадить двух клеветников. Оклеветанный ими Навуфей был выведен за город и до смерти забит камнями, Ахав же таким образом завладел его виноградником (3 Цар. 21).

[104] «Егда убиваше их... ни увѣришася въ завѣте его». — Пс. 77, 34—37.

[105] ...апостолъ Павелъ писал къТимофѣю... о послѣднихъ прелестницехъ... — Ср. 1 Тим. 1, 6—7; 2 Тим. 4, 3—4.

[106] «...весте в сѣти диаволи... в того волю»... — 2 Тим. 2, 26.

[107] «Яко прелазя преграду, той тать есть и разбойникъ». — Иоан. 10, 1.

[108] «Изыдоша от нас... пребыша убо были с нами». — 1 Иоан. 2, 19.

[109] «He пребываяй во учении Христовѣ... есть Антихристовъ». — Ср. 1 Иоан. 4, 3; 2 Иоан, 9.

[110] «Отметаяйся апостолъ, Христа отметается». — Ср. Лк. 10, 16.

[111] «Иже Господу Богу поклонишися и тому единому послужиши». — Мф. 4, 10.

[112] «Аз убо прияхъ от Господа... смерть Господню возвѣщаете». — 1 Кор. 11, 23—26.

[113] «И приемъ хлѣбъ, хвалу воздавъ... еже за вы проливается». — Лк. 22, 19—20.

[114] «Се есть кровь моя Новаго Завѣта... во оставление грѣховъ». — Мф. 26, 28; Мр. 14, 24.

[115] «Вся кровию очищаются no закону... тѣла Исусъ Христова единова». — Евр. 9, 22; 10, 3, 9—11.

[116] «Волею бо согрѣшающимъ намъ... глаголеть Господь». — Евр. 10, 26—30.

[117] ...в Бытийсках книгах... — Бытие — одна из пяти книг Ветхого Завета, написанных пророком Моисеем. Бытие состоит из 50 глав и повествует о сотворении мира и человека, о грехопадении Адама и искуплении греха, содержит в себе историю патриархов от Адама до Иосифа. Далее Иван Грозный кратко пересказывает основной сюжет Бытия о сотворении мира и грехопадении Адама.

[118] «Святии ecu иже вѣрою и побѣдиша царствия... совершени будутъ». — Ср. Евр. 11, 33, 39—40.

[119] «Посла Богъ Сына своего... да всыновление приимемъ». — Гал. 4, 4—5.

[120] «Имуще убо, о братие, дерзъновение... на дому Божии». —Евр. 10, 19—21.

[121] «Внезапу бысть со аггеломъ... во человецѣхъ благоволение». — Лк. 2, 13—14.

[122] «Слава, и честь, и миръ всякому дѣлающему благое... человека, творящаго злое». — Рим. 2, 10, 8—9.

[123] «Приидѣте, возрадуемся Господеви... человек быв человеколюбия ради». — Из службы на Рождество Христово.

[124] «Животворящему твоему кресту бес престани кланяющеся... яко единъ благъ и человеколюбецъ». — См. Октоих, стихиры воскресны, глас 4.

[125] Онагръ — дикий осел; это животное упоминается в Библии (см. Быт. 16, 12; Иов. 39, 5 и др.).

[126] ...«яко аспидъ глухий... истинне нынѣ обавающаго тя». — Пс. 57, 5—6.

[127] «Основания никто может положити... иже есть Христос». — 1 Кор. 3, 11.

[128] «Яко позна Господа, и заповѣди его не соблюдаетъ... тма ослѣпи очи его». — Ср. 1 Иоан. 2, 4, 11.

[129] «He посла Богъ Сына своего въ миръ... дѣлаяй злая, ненавидитъ свѣта». — Иоан. 3, 17—20.

[130] ...прочти во «Царствиих» Льва Исавра иконоборца... Констянтина Гноитезнаго, и Льва Арменина, и Феофила Богомерскаго... — Ссылаясь на известия Хронографа (см. ПСРЛ. Т. 22. Ч. І. С. 316—319, 332—333, 338), Иван Грозный называет имена византийских императоров, наиболее значимых деятелей иконоборчества — движения против почитания икон в Византии в первой пол. VIII—сер. IX в.: Лев III Исаврийский (717—741) в 726—728 гг. первым выступил против иконопочитания, приказав снимать и закрашивать иконы. Константин V Копроним (Гноитезный, 741—775) — сын предыдущего. В 754 г. созвал церковный собор, поддержавший иконоборцев. Постановления этого собора, на котором не присутствовало ни одного представителя патриарших кафедр, были отвергнуты в 787 г. VII Вселенским собором в Никее, предавшим иконоборцев анафеме и возобновившим иконопочитание. Лев Ѵ Армянин (813—820) в 815 г. созвал собор, восстановивший определения собора 754 г., вследствие чего движение иконоборцев возобновилось при нем после длительного перерыва. Феофил Богомерзкий (828—842) также активно преследовал поклонение иконам, так что окончательно иконопочитание было установлено лишь после его смерти, когда в 842 г. состоялся собор, окончательно утвердивший все определения Никейского собора. Имена этих византийских императоров упоминаются Иваном Грозным и в Первом послании Андрею Курбскому, где Грозный сравнивает с императорами-иконоборцами современных «врагов христианства» — польско-литовских правителей и военачальников, неоднократно обвиняемых русскими источниками того времени в разграблении и разорении православных церквей.

[131] «Яко аще обрѣзаетеся... от благодати отпадаете». — Гал. 5, 2—4.

[132] «He сотвориши себѣ подобия... на земли низу»... — Одна из 10 заповедей Моисея (ср. Исход. 20, 4; Вт. 5, 8).

[133] ...во Исходе Моисеове... «Сии есть бози твои, изведшии тя из Египта, Израилю». — Исход — вторая книга Ветхого Завета, входящая в Пятикнижие Моисеево, состоит из 40 глав и повествует о чудесном исходе евреев из Египта под предводительством Моисея и о законе, данном народу на горе Синай; продолжает историю народа, избранного Богом, от Иосифа до построения скинии. Сюжет о создании богательца см. Исход. 32, 1—4.

[134] ...к Валаку царю Маавску... о Хамосе плакашеся... — Моав — страна, находившаяся на востоке от Мертвого моря, по обеим сторонам реки Арнон. Моавитяне были привержены идолопоклонству, приносили жертвы различным богам. Дни правления моавитского царя Валака приходятся на время, когда путь евреев из Египта в Землю обетованную лежал через моавскую землю (Чис. 22, 1—10). Моавитяне, испуганные численностью иудеев, не встретили их хлебом и водой, а попытались навредить им, в частности искушая их развратными действиями дочерей Моава и приобщая их к идолослужению. За это Моавская земля была проклята Богом и осуждена на вечное неприобщение к Господу (Вт. 23, 3—6). Ваал Фегор (Пс. 105, 28) — название Моавитской горы и языческого божества. Служение и празднества этому божеству сопровождались развратом, женщины и девицы приносили в жертву свою честь и целомудрие (Ос. 9, 10). Астарта — главное женское божество у финикиян и сирийцев, подобное Ваалу — главному мужскому божеству во многих языческих землях. Идолослужение Астарте велось с древнейших времен и было распространено настолько, что царь Соломон ввел поклонение Астарте в самом Иерусалиме (3 Цар. 11, 33). В Писании имя Астарта чаще всего упоминается вместе с Ваалом. Писание также называет Астарту Сидонской мерзостью, так как поклонение ей сопровождалось оргиями и развратом. Хамос (огонь, пламя) — Моавитский идол, называемый также Моавитской мерзостью (Чис. 21, 29). Есть мнение, что Хамос олицетворял собой планету Марс.

[135] «Искусиша и прогнѣваша Бога вышняго... во истуканных своих раздражиша». — Пс. 77, 56—58.

[136] «Смесишася во языцех... пожроша истуканным ханаанскимъ». — Пс. 105, 35—38. Первоначально жители земли Ханаанской, сыны Ханаана, потомки Хама до прихода в эту землю израильтян были известны как ревнивые последователи языческих обрядов. Поэтому Моисею были даны Богом строгие законы, согласно которым не допускалось никакое терпение по отношению к хананеям, не разрешались никакие союзы и особенно браки с хананеянками (Исход. 23, 23—33). Однако израильтяне не выполнили волю Божью: хананеи не были истреблены, с ними заключались браки, сами израильтяне стали поклоняться языческим богам. В наказание за это на них обрушивались величайшие бедствия. Противостояние израильтян и хананеев продолжалось очень долго, и лишь во времена Ездры было осуждено языческое идолопоклонство, расторгнуты все браки с язычниками и все иудеи поклялись исполнять заповеди Бога (1 Езд. 9; 10; 2 Езд. 8, 65—92; 9).

[137] Якоже Соломон жены ради поклонился идоломъ и отступи от Бога жива... — Соломон, царь Иудейский, 10-й сын Давида, вступив на престол, женился на дочери египетского царя Фараона и, хотя поклонялся единому Богу своего отца, счел необходимым на время разрешить идольские богослужения и жертвоприношения (3 Цар. 3, 2—3). Впоследствии, уже в старости, набрав себе в гарем множество наложниц из языческих стран, в угоду им построил капище Хамосу и Молоху и стал служить им и поклоняться Астарте и другим языческим божествам (3 Цар. 11, 1—13).

[138] ...Ероавамль в Самории... до разорения Самарии. — Иеровоам — царь Израильский (975—954 гг. до н. э.). Его резиденцией был город Сихем на западе Самарии — центральной области земли Ханаанской. Уже в начале своего царствования Иеровоам поставил в городах Дане и Вефиле, находящихся на противоположных концах царства, двух золотых тельцов с целью лишить народ Самарии потребности ходить для совершения жертвоприношений в Иерусалим — столицу враждебного царства (3 Цар. 12, 25—28). И установил праздник, подобный празднику в Иудее, во время которого народ совершал жертвоприношения своим тельцам. Этот обычай поддерживался и последующими правителями вплоть до разорения Самарии во время правления царя Осии (4 Цар. 17, 1-6).

[139] ...Христову бо икону равно Аполонову идолу судил ecu, Богородичну икону равно Диеву судил ecu, и прочих святых... — Аполлон, Дий (Зевс) — античные божества. Этот фрагмент послания Грозного — цитата из Послания Иоанна Дамаскина к Константину Копрониму о святых и честных иконах, памятника, традиционно использующегося в полемике с иконоборцами и вошедшего впоследствии в изданный Печатным Двором «Сборник о почитании икон» (ср. «Коему убо идолу кланяюся, рцы ми. Аполону ли, паче же погибшему, или образу Господа нашего Исуса Христа... Артемидину ли или образу Пресвятыя чистыя владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, матере Господа нашего Исуса Христа ...Дию ли или образу святаго Иоанна Предтечи и Крестителя? Киимъ идоломъ поклоняюся, Диеву ли или святыхъ апостолъ и мученикъ воображениемъ и всѣхъ святыхъ иже от вѣка угодившихъ Господеви?...» — Цит. по изд.: «Сборник о почитании икон». М., 1642. Л. 92—92 об.).

[140] «И да ям мяса юньча... молитвы твоя». — Пс. 49, 13—14.

[141] Ни бо шаровомъ и дщицамъ... — В тексте «и птицамъ», испр. по смыслу. В этом месте ни один из известных в настоящее время списков не дает однозначного верного чтения. Исправление, близкое к нашему, «ни дцкамъ», помещено без объяснений в издании А. И. Попова. Данное исправление дается нами на основании того, что эта фраза явно восходит к общему месту нескольких слов Иоанна Дамаскина, направленных против иконоборцев, вошедших позднее в «Сборник о почитании икон» (ср., например: «Святые образы на иконах пишем, не доску почитающе, ни шаровное украшение... но вид воображения тела Господня...» (л. 125—125 об.); «Поклоняемся же святым иконам... не шары и доски... чтуще...» (л. 129 об.); «Сице и аз не дску почитаю, ниже стену, ниже мшель шаровный, но воображение тела и смотрение Господне...» (л. 95 об.—96). Цит. по изд.: «Сборник о почитании икон». М., 1642).

[142] А иже от Моисеова закона глаголеши... тогда покрывала отлагаху. — Подробное описание скинии — места для служения Богу, созданного Моисеем по завету Бога, см. Исход. 25—27; Евр. 9, 1—10.

[143] ...Авгарь едеский князь на убрусе приат Господне воображение... и до разорения Греческаго царства. — Легенда о Нерукотворном образе Иисуса Христа является традиционным аргументом в защиту иконопочитания. Различные варианты текста известны по многочисленным памятникам, текст читается в Хронике Амартола, Русском Хронографе, сочинениях Иоанна Дамаскина, ВМЧ (16 авг.) и др. По набору фактических данных, описанных в послании Иваном Грозным, трудно определить, каким именно источником он пользовался. Наиболее полный текст легенды см. в изд.: Памятники отреченной русской литературы / Собр. и изд. Н. Тихонравовым. М., 1863. Т. 2. С. 11—13.

[144] Како и кровоточивая она... злочестиваго царя Улияна. — Легенда о кровоточивой жене Веронике, исцеленной Христом, также известна по нескольким памятникам: апокрифическое Евангелие Никодима, Хроника Иоанна Малалы, Летописец Еллинский и Римский, Русский Хронограф, ВМЧ (16 авг.). Краткий пересказ легенды находится на л. 154—154 об. в «Сборнике о почитании икон» (см.: Творогов О. В. Легенда о кровоточивой жене Веронике // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 6—7).

[145] Что о Лидской церкве... Что и Енея онъ... Како и божественный Лука Богоматери образъ написа... Что убо реку ти о оной иконѣ Богоматере, юже божественный онъ Германъ патриярхъ... преписа, и како... чрез море до Рима шествова? — Все эти сюжеты восходят к Сказанию о чудесах иконы Богородицы Римляныни. Текст памятника с XIV в. был довольно широко известен в Древней Руси, и, в частности, потому, что читался по Уставу в понедельник 2-й недели Великого поста. Сказание входило в состав рукописных сборников как устойчивого (Торжественник), так и неустойчивого состава. В 1642 г. оно также было включено в «Сборник о почитании икон» (л. 232—283). Очевидно знакомство Ивана Грозного с памятником. Свидетельством этому может служить и тот факт, что один из Торжественников конца XV—начала XVI в., содержащий текст сказания, был вложен им в Соловецкий монастырь (РНБ, Солов. собр., 1051/1160). Изд. см.: Kulakowski S. Legenda o obrazie Matki Boskiej Rzymskiej w literaturze staroruskiej // Prace Towarzystwa Naukowego Warszawskiego. Wydzial 1 (1926). Warszawa, 1926. S. 47—75.

[146] ...«постигънет убо мя повѣствующа лѣто»... — Евр. 11, 32.

[147] He первый бо ли Серух идолы поча творити? — Один из ветхозаветных послепотопных патриархов. Начал возводить идолы в память о славных мужах древности. Потомки же, не поняв его замысла, стали поклоняться им как истуканам (см. ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 31).

[148] «Чадца, хранитеся от требъ идолских!» — 1 Иоан. 5, 21.

[149] ...«что телеса наша — церкви Богови, в нихже Духъ Божий живет». — Ср. 1 Кор. 6, 19.

[150] А иже о Петрѣ и о Корнилии... сия смирения ради. — Апостол Петр, придя в Кесарию, поднял кланявшегося ему Корнилия со словами: «Я тоже человек» (Деян. 10, 25—26); ангел Господень запретил Иоанну поклоняться ему, повелевая поклоняться Богу (Апок. 22, 8—9).

[151] ...самъ Господь нашъ... «Никому повѣдати видѣния... из мертвых воскреснетъ». — См. Мф. 17, 1—9.

[152] ...трикратнемъ вопрошении Господнемъ... иже «Паси овца моя»? — Иоан. 21, 15—17.

[153] «И дамъ ти ключь... разрѣшена суть на небесѣхъ». — Мф. 16, 19.

[154] ...Илья затвори небо... глаголомъ устъ пророчих. — См. 3 Цар. 18, 1—41.

[155] А писалъ ecu о Павле и Варнаве... како подобаетъ святыхъ почитати. — Апостол Павел и его спутник Варнава запретили жителям Листры и жрецам, посчитавшим их равными античным богам, приносить им жертву и служить им как языческим богам (Деян. 14, 11—18).

[156] «Видѣв же Господь народ многъ... не имущи пастыря». — Мр. 6, 34.

[157] Тогда глагола учеником своимъ... недугъ и всяку болѣзнь. — Ср. Лк. 10, 2—9.

[158] ...о святемъ епискупе о Епифанѣ Кипрьскомъ... — Епифаний Кипрский (367—403) — епископ Саламинский на острове Кипр, активный защитник христианства в борьбе с различными ересями. Иван Грозный пересказывает сюжет из Жития Епифания Кипрского (см. Пролог, 12 мая).

[159] «Судъ вашь не укоснит, и огнь не угаснетъ». — 2 Петр. 2, 3.

[160] ...«Аще кто вѣрует въ Господа... намъ такоже ходити». — Ср. 1 Иоан. 2, 6.

[161] ...Филиппъ от 7 дияконъ... со апостолы проповѣдаху. — Филипп — один из 7 дьяконов Иерусалимской церкви (Деян. 6, 5); имел 4 дочерей, обладавших даром пророчества (Деян. 21, 8—9).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!