Подготовка текста и комментарии Н. В. Савельевой, перевод Т. Р. Руди и С. А. Семячко 11 страница



[162] «Лутче бы имъ не познати пути правды... в кале тимѣния». — 2 Петр. 2, 21—22.

[163] «Сего ради человекъ оставит отца... да не разлучаетъ». — Мф. 19, 5—6.

[164] «Аще пустит жену свою... прелюбы дѣет». — Мф. 19, 9.

[165] «Глаголаша ему ученицы его... Могий вмѣстити, да вмѣстит». — Мф. 19, 10—12.

[166] «Нынѣ убо ближайшая намъ спасения... не творите в похоть». — Рим. 13, 11—14.

[167] «О них писасте ми, добро человеку женѣ не прикасатися... Мню бо, и аз Духъ Божий имый». — 1 Кор. 7, 1—12, 25—28, 32—40.

[168] «Вѣсть Господь благочестивыя от напасти избавляти... сами раби суще тлѣнию». — 2 Петр. 2, 9—19.

[169] «Иже любитъ отца или матерь паче мене... нѣсть мене достоинъ». — Мф. 10, 37—38.

[170] «Аще кто хощетъ no мнѣ итти... и no мнѣ грядет». — Мр. 8, 34.

[171] «Аще кто грядетъ ко мнѣ... не можетъ быти мой ученикъ». — Лк. 14, 26—27.

[172] «Тако убо всяк от васъ... не может быти мой ученикъ».—Лк. 14, 33.

[173] «Елицы крестихомся во Христа Исуса... но под благодатию». — Рим. 6, 3—14.

[174] «Вся ми лѣть суть... в дусѣ вашемъ, яко суть Божия». — 1 Кор. 6, 12—20.

[175] «И мнѣ да не будетъ похвалитися... на тѣле моемъ ношу». — Гал. 6, 14—17.

Весной 1570 г. глава польско-литовского престола Сигизмунд-Август направил к Ивану Грозному своих послов с целью заключить перемирие между Россией и Польшей. В числе посланников находился проповедник Ян Рокита, призванный для совершения богослужения среди шедших с посольским караваном протестантов. Пастор Ян Рокита, чех, родом из Лютомышля, считался одним из наиболее деятельных членов общины чешских братьев, живших в Польше. Получив образование в Германии, Рокита хорошо знал латинский, немецкий и славянские языки, обладал искусством оратора и неоднократно принимал участие в различных спорах о вере, традиционных для современных протестантских толков. Община чешских братьев описываемого периода во многом опиралась в своих религиозных взглядах на немецкий протестантизм, на учения Лютера и Кальвина. Одним из направлений деятельности общины было стремление распространить свои воззрения среди других верований, не только на Западе, но и в восточных христианских землях. 10 мая 1570 г. в Москве в царских палатах в присутствии королевских послов и русских бояр и духовенства состоялся диспут между Иваном Грозным и Яном Рокитой. Грозный позволил говорить своему оппоненту смело и откровенно, потребовал изложить суть его учения, задал Яну Роките несколько вопросов об основных положениях его веры. Выслушав всю речь Яна Рокиты, Грозный повелел записать ее и обещал вскоре дать письменный ответ с опровержением догматов, высказанных проповедником, это послание было отправлено Роките уже 18 июня 1570 г.

Ответ царя Ивана Васильевича Грозного известен в настоящее время в трех списках полной редакции и одном списке сокращенной редакции, подписанной псевдонимом Грозного — «Парфений Уродивый» (см.: Лихачев Д. С. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного) // Рукописное наследие Древней Руси (По материалам Пушкинского Дома). Л., 1972. С. 10—21). Это одно из немногих сочинений Ивана Грозного, дошедших до нашего времени в рукописях XVI в. (два списка), что является значимым аргументом в полемике о подлинности творческого наследия Ивана Грозного. Кроме того, существует латинский перевод Ответа Грозного, сделанный вскоре после получения послания литовским протестантом Ласицким. Русский текст Ответа Грозного (обе редакции) был издан четырежды: два раза по древнейшему списку Холмской духовной семинарии, хранящемуся ныне в Гарварде (см.: Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник, 1878, № 13, 18, приложение; Tumins V. Tsar Ivan IV's Reply to Jan Rokyta. The Hague—Paris, 1971); один раз A. Поповым no списку из своего собрания (РГБ, ф. 236, № 19), также XVI в. (см.: Древнерусские полемические сочинения против протестантов // ЧОИДР. М., 1878. Кн. 2. Вып. 1), и краткая редакция — по списку из собрания Уварова (ГИМ, Ув. 423) (см.: Послание к неизвестному против люторов. Творение Парфения Уродивого. Сообщил архимандрит Леонид. СПб., 1886. С. V—VI).

Ответ Яну Роките выделяется из других сочинений Ивана Грозного прежде всего потому, что это иное по жанру и тематике произведение. Жанр — прение о вере — и тема сочинения — опровержение протестантских догматов и защита православия — диктуют автору и тональность послания, и определенный характер использованных в прении аргументов. Иван Грозный опирался при написании своего ответа на письменный источник — запись речи Яна Рокиты, отсюда в тексте то и дело встречаются ссылки на этот источник: «Да писал еси так...», «А что еси писалъ...» и т. д. В то же время в сочинении четко выдержана устная природа жанра прения о вере: на каждый тезис оппонента Грозный дает антитезис и его развернутое обоснование. Таким образом, это произведение в наибольшей степени жанрово выдержанное по сравнению с другими сочинениями Ивана Грозного. Ответ Яну Роките обладает многими качествами яркого индивидуального стиля Ивана Грозного, хотя и в меньшей степени, опять же в силу жанра и темы послания. Особенности стилистики, выделенные Д. С. Лихачевым (см.: Лихачев Д. С. Стиль произведений Грозного и стиль произведений Курбского (Царь и «государев изменник») // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1981. С. 183—202. (Лит. памятники); Репр. изд. 1993 г.), с наибольшей яркостью выступающие в переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским, отразились и в этом памятнике. Здесь и ироническое отношение к собеседнику, и бранчливые выражения, все, однако, заимствованные из Писания — онагр, аспид глухой, козлище; и смешение высоких торжественных слов с просторечием. И все же самой яркой характеристикой стиля Ответа Яну Роките является полное тождество Ивана Грозного как писателя и личности. Здесь Грозный выступает не только как правитель государства, но и как проповедник православия, потому в произведении нет, например, характерного для других текстов самоуничижения, юродства, но преобладает покровительственный, поучительный тон наставника в вере.

Прение Грозного с Яном Рокитой ведется по основным вопросам, отличающим учение протестантизма и восточной православной церкви: о непреложности положений Нового Завета, о значении ветхозаветных заповедей и обрядов, о лютеранском понимании оправдания верой, о посте, о святых и апостолах, о литургии, монашестве, о иконопочитании. Обсуждая эти вопросы, Грозный еще раз демонстрирует свою образованность, прекрасное знание текстов Ветхого и Нового Заветов, патристики, исторической литературы, агиографии. В его аргументах сочетаются цитаты из Нового Завета с описаниями исторических персонажей, взятыми из Хронографов, литургические тексты и апокрифические легенды, обращения к ветхозаветным реалиям и житиям византийских святых. Особенно ярко образованность и начитанность автора выражается в главе об иконопочитании. Здесь Грозный демонстрирует знание практически всех византийских и русских источников, посвященных этой значимой для православия теме. Важно отметить, что все тексты, к которым обращается для аргументации в защиту иконопочитания Иван Грозный, впоследствии вошли в состав «Сборника о почитании икон», вышедшего в 1642 г., одного из первых четьих изданий Московского Печатного Двора.

Текст памятника публикуется по списку кон. XVI в.: РГБ, ф. 236. № 19; при восстановлении лакун и исправлении ошибок текста учтены списки: Холмской духовной семинарии (по факсимильному воспроизведению V. Tumins); РНБ, Пог., № 1597, а также издание А. Попова. Все исправления выделены курсивом.

ПЕРЕВОД

В 7090 (1582)-м году во дни благочестивого царя и государя всея Руси и великого князя Ивана Васильевича приходил из Рима от папы посланник по имени Антон и говорил государю от <лица> папы, что российский народ, христиане, не в вере живут, не по проповеди евангельской и не по учению апостольскому, и просил у государя <созвать> собор, поговорить о вере и поучить. Ответ же государев: «О том нам от святых апостолов и святых отцов заповедано, что восьмому собору не бывать до пришествия Господня, когда явится он в славе своей и воскресит всех <бывших> от века, и тогда откроются помыслы сердечные, и станут явными вера и дела всех людей, — что каждый содеял; а каково твое учение — ты подай нам <о том> письмо, и мы об этом поразмыслим и велим папе ответить».

 

Отвѣтъ государевъ

Ответ государев

 

Не хотѣлъ убо бых тебѣ слова подати, якоже преже рекох ти, понеже испытования ради испытуеши, а не вѣры ради, якоже учими есми Господемъ нашимъ Исусом Христомъ, еже «Не дадите святая псомъ, ни пометайте бисеръ вашихъ пред свиниями»,[2] сиирѣчь не давайте святаго слова псомъ невѣрнымъ и не вѣрующим Святому Писанию, божественаго слова пред ними не глаголати и божественных дохматъ не исповѣдати пред ними, яко сущимъ недостойным слышати о божественных словесѣх. Яко пси житие имуще, и своимъ лаяниемъ и злобою внутренняго человека поядающим и растерзающимъ, яко свиния в кале тимѣния валяющеся и въ сквернах пребывающе.[3] И сего ради не подобает бисернаго слова пред ними просыпати, да не токмо слова попираютъ, но и самого учащаго растерзают. И в толико в бесчестие превосходят, яко преже учения чесо сотвориша, сия по учении горчайшая сотворяют. И бывает спасение глаголъ вина погибели. И паки тойже божественный апостолъ Павелъ, къ Титу пиша, глаголетъ: «Еретика человѣка по единемъ и по второмъ наказании отрицайся, вѣдый, яко совратися таковый и согрѣшаетъ, сей самоосужен».[4] И сего ради убо хотѣхъ премолчати. И многих ради упражнения еже царскых правлений и еже нынѣ нѣсть удобно о толиких бѣсѣдований от Божественных Писаний указати истинну, понеже убо «мя постигнет повѣствующа лѣта».[5] Сего ради мало изреку, да не возмниши мя яко не вѣдуща, яковый яд излиялъ еси, или возмнится вамъ, яко не вѣмъ отвѣщати и не могу противъ вашихъ составити слова, и не вѣдуще Писания, или вашей прелестной тмѣ повинувшеся и во унынии впадша, или сладостне ваше учение приемше, или нѣсть во истинных християнехъ, еже о тайне христианстей истинну вѣдѣти. Сего ради вашего сомнѣния вмале изреку вамъ.

Не хотел я было тебе отвечать, как и прежде сказал тебе, поскольку ты расспрашиваешь ради расспросов, а не веры ради, ведь научаемы мы Господом нашим Иисусом Христом: «Не давайте святыни псам, не мечите бисера вашего перед свиньями», то есть не давайте святого слова псам неверным и не верующим в Святое Писание; <не подобает> божественных слов перед ними произносить и божественных догматов исповедывать перед ними, ибо недостойны они слышать божественного слова. Имеют жизнь, подобную псам, и своим лаем и злобою духовную сущность человека поедают и растерзывают, как свиньи в грязи тины валяются и в мерзости пребывают. И потому не подобает бисерного слова перед ними рассыпать, чтобы не только слова не попрали, но и самого учащего не растерзали. И настолько в бесчестии они погрязли, что если до поучения что творили, то после поучения еще пуще то же самое творят. И становится слово спасения причиной погибели. И еще тот же божественный апостол Павел в Послании к Титу говорит: «Еретика после первого и второго наставления отвращайся, зная, что он развратился и грешит, таковой сам себя осудил». И потому хотел я было промолчать. И из-за многих дел царского правления теперь нелегко мне в таких беседах от Божественного Писания указать истину, поскольку «не достанет мне времени для повествования». Потому коротко скажу, чтобы не возомнил ты, будто я не ведаю, какой яд ты излиял, или возомнится вам, будто я не знаю, что ответить, и не могу вашим словам своего противопоставить, и не знаю Писания, или вашей тьме соблазна повиновался и впал в уныние, или в сладость ваше учение принял, или будто нет среди истинных христиан тех, кто ведал бы истину о тайне христианской. Из-за этого вашего сомнения вкратце скажу вам.

 

Первое убо мое слово

Первое мое слово

 

О вашемъ учителе Люторе,[6] яко убо в житии его имя себѣ прилично сочета. Воистинну бо Лютор, иже «лютъ», глаголется. Люто бо, люто, иже краеугольнему камени Христу[7] приражатися, и его божественныя уставы разоряти, и божественных его ученикъ и апостолъ проповѣди разсецати, и священныхъ отецъ уставы превращати. И разно убо козньствующе всякое Божественное Писание и неистинно исповѣдуете. Якоже убо Сатанаил отверженъ бысть с небесе и вмѣсто аггела свѣтла тма и прелесть наречется, и аггели его бѣсове нарицахуся, тако убо и вы. Яко началникъ бѣсомъ и имя Сатана, тако и вашему началнику имя Лютор, якоже ангели его именуются бѣсове, тако и вы — кознодѣи.[8] Яко рече избранный сосуд апостолъ Павелъ: «Не чудно бо, яко преобразуяся Сатана во аггела свѣтла, тако и служители его, яко служителя правды».[9] Яко учитель нашъ Исус Христос рече: «Внемлите от лживыхъ пророкъ, приходящих къ вамъ во одеждах овчиихъ, волцы суть внутрь и хищницы. От плод ихъ познаете ихъ»,[10] сиирѣчь от учения ихъ, кои от Бога есть и кое лестное учение (а не яко скажется учителемъ, имѣя одѣяния смирения, внутрь дыхает злобою лукавых нечестивых учения). И яко во Иоанне реченное: «Не входяй дверми во дворъ овчий, но прелазя инудѣ, той есть тать и разбойникъ. А входяй дверми пастырь есть овцамъ. Сему дверникъ отверзаетъ, овца гласа его слышатъ».[11] Тако убо и вы чрез переграду божественнаго учения прелѣзше, и на учительскомъ мѣстѣ ставше, и своим учениемъ Христовы словесныя овца, ихже искупи своею честною кровию, яко татие крадѣте и разбиваете, понеже убо дверми не внидосте ни коимъ повелѣниемъ. Яко убо дверник Христос рече верховному апостолу Петру: «Паси овца моя». И сия убо трикраты провозгласи трикратнаго ради отвержения и всѣмъ покаянию начало показуя,[12] еже вы спасение отвергосте. И паки индѣ глаголетъ верховному апостолу Петру: «И дам ти ключь Царства Небеснаго. Елико аще свяжеши на земли, связана суть на небесѣхъ. Елико аще разрѣшиши на земли, разрѣшена суть на небесѣхъ».[13] И по сихъ божественный апостолъ Петръ власть приим от всѣхъ владыкы Христа, тако и своимъ ученикомъ преподасть, и епископы по градомъ постави, сиирѣчь посѣтители,[14] даже и до нас доиде. И сия убо дверми вшедше, и дверъникъ Христосъ отверзе имъ двери, и овца Христовы кождо по своей силѣ пасоша. Вы же, от самовольства вземшеися, и на учителство воскочисте, и дверми не внидосте, сего ради татие и разбойницы нарицаетеся. Сия убо доздѣ.

О вашем учителе Лютере: как он в жизни своей имя, ему приличествующее, получил. Воистину же зовется Лютером, потому что лют. Ибо люто, люто о краеугольный камень, Христа, биться, и его божественные законы разрушать, и божественных его учеников и апостолов проповеди сокрушать, и установления святых отцов переиначивать. И, по-разному изощряясь, все Божественное Писание ложно исповедуете. Как Сатанаил свержен был с небес и вместо светлого ангела тьмой и прелестью стал называться, а ангелы его бесами именоваться, — так и вы. Как родоначальнику бесов имя Сатана, так и первому из вас имя Лютер, как ангелы его именуются бесами, так и вы — кознодеи. Как говорит избранный сосуд апостол Павел: «Не удивительно ведь: как сам Сатана принимает образ светлого ангела, так и служители его <принимают вид> служителей правды». Как сказал учитель наш Иисус Христос: «Остерегайтесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьих одеждах, будучи внутри волками хищными. По плодам их познаете их», то есть по учению их — кто от Бога есть, и какое учение ложно (а не так, как будет сказано учителем, имеющим одежды смирения, внутри же дышащим злобою учения нечестивых грешников). И как сказано в Евангелии от Иоанна: «Кто не дверьми входит во двор овчий, но влезает другим путем, тот вор и разбойник. А входящий дверьми есть пастырь овцам. Ему привратник отворяет, и овцы слушаются голоса его». Так же и вы, через ограду божественного учения перелезши и на учительском месте став, своим учением Христовых словесных овец, которых он своею честною кровью искупил, как воры крадете и губите, ибо дверьми не входили ни по чьему повелению. Как и привратник Христос говорит верховному апостолу Петру: «Паси овец моих». И это трижды провозгласил он из-за троекратного отвержения, показав всем начало покаяния, спасение через которое вы отвергли. И еще в другом месте говорит <Христос> верховному апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного. И что свяжешь на земле, то связано будет на небесах. И что разрешишь на земле, то разрешено на небесах будет». И после того божественный апостол Петр принял власть от владыки всех Христа, и так передал своим ученикам, и епископов по городам поставил, то есть посещающих, что вплоть до нас дошло. И они дверьми вошли, и привратник Христос отворил им двери, и пасли овец Христовых каждый по силе своей. Вы же, от своеволия взявшиеся, на учительство посягнули, а дверьми не вошли, и потому ворами и разбойниками называетесь. На том и <остановимся>.

 

Второе мое слово

Второе мое слово

 

Нарицаешися именем християнинъ. Нас же Громовъ сынъ[15] научи:«Иже не исповѣдует Исуса Христа, в плоть пришедша, и сего учения не приносит, радоватися ему не глаголете. Глаголяй бо ему радоватися причащается дѣлехъ его злых».[16] И по сему писанию ты нѣсть християнин, понеже Христова учения развращаеши, а святыхъ апостолъ и святых отецъ учения отметаеши.

Ты именуешься христианином. Нас же Громов сын научил: «Если кто не исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедшего, и этого учения не несет, не приветствуйте его. Ибо приветствующий его приобщается ко злым делам его». И по этому писанию ты не христианин, ибо Христово учение искажаешь, а учение святых апостолов и святых отцов отвергаешь.

 

3-е слово мое

Третье мое слово

 

Да писал еси так, что будто ты учишь всякому християнину полную вѣру имѣти всѣмъ писмом святымъ, что сколко пророцы, и евангелисты, и апостолы научили и на писмѣ подали, чудесы великыми запечатлѣли. И вы сами, что учите, то и разоряете, понеже убо вси уставы святыхъ отецъ развратисте и отвергосте. Господу нашему Исусу Христу во Евангелии глаголющу: «Шедше научите вся языки, крещаше их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще ихъ блюсти вся, елико заповѣдах вамъ. И се аз с вами есжь вся дни до скончания вѣка. Аминь».[17] Смотри убо сего, како обѣщевается «и до скончания вѣка». Гдѣ убо нынѣ суть апостоли? Не якоже ли по его божественому словеси, идѣже убо бяше труп божественаго его воплощения со Отцем сѣдяй, тому бо божественнии орли апостоли собрашася.[18] Или убо нынѣ Христа нѣсть с вѣрными? Еже да не будет, но сего ради наведе и рече «до скончания вѣка», а не рече «до скончания вашего». Они убо, яко добрии строителие благодати Владычне послуживше, на небесныя востекоша, радующеся. Господь нашъ Исус Христос смотрения исполнивъ тайну, пославъ божественыя ученики и апостолы на проповѣдь, и при них, и по них, и доселе пребываетъ съ вѣрными, — и до скончания вѣка, даже до втораго его пришествия, иже приидет судити живым и мертвымъ. По неложному обѣщанию с вѣрными пребудет и якоже при божественнѣй своей страсти плотскаго смотрения исполняет тайну, моля Отца своего о ученицѣх и о всемъ мирѣ и рече: «Якоже мене пославъ иже в мир, и аз посла ихъ въ мир, и аз за них свѣщу себе, да и тии будут священнии воистинну. Не о сих молю токмо, но и о вѣрующих словесе их ради въ мя. Да вси едино суть. Яко ты, Отче, во мнѣ и азъ в тебѣ, да и тии в нас едино будут, и да мир вѣру имет, яко ты мя посла».[19] Видиши ли, каково величество святыхъ отецъ? И Господу нашему Исусу Христу молящуся Отцу своему не токмо о одних ученицѣх, но и о всѣх вѣрующих словесе ихъ ради во нь. Да и ти въ них будутъ едино со Отцемъ и Сыномъ и Святымъ Духомъ неразлучно — не существомъ, но вѣрою и заповедей Христовых совершениемъ и тамо сущихъ в Небесномъ Царствии благъ наслаждений. Сия убо яко Отецъ въ Сынѣ и Сынъ во Отцы сотворяют человекамъ з Богом быти и въ Бозѣ пребывати заповѣдей его исполнениемъ. В Марке же глаголетъ Господь: «Знамения вѣрующим сия послѣдуют: именемъ моим бѣсы изженутъ, языки возглаголют новы; змия возмут, аще и что смертно испиютъ, не вредит ихъ, на недужныя руки возложат и здрави будут».[20] Сия убо многая обрящиши божественными отцы сотворена. Святый Великий Василей, иже в Кесарии бывый архиепископъ, богоносному Ефрѣму Сирину дасть молитву отъ асирийска языка елински, иже глаголется гречески, глаголати.[21] Сия убо многа въ Божественномъ Писании, аще хощеши, многа обрящеши. Аще бы убо они неистиннии пастырие были и не дверми вошли паствы Христовы пасти, не бы таких евангельскых чюдес сотворили дѣлом, яже Христос словомъ проповѣда. И како убо вы вѣру всѣмъ писмом святыхъ учите держати, сами вся Божественная Писания развративше и отвергосте?


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!