Подготовка текста и комментарии Н. В. Савельевой, перевод Т. Р. Руди и С. А. Семячко 12 страница



Да писал ты так, будто учишь, что следует каждому христианину истинную веру иметь ко всем писаниям святым, ко всему, чему пророки и евангелисты и апостолы научили и в писаниях оставили, в чудесах великих запечатлели. А сами вы чему учите, то и разрушаете, поскольку все правила святых отцов исказили и отвергли. Господь наш Иисус Христос в Евангелии говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я заповедал вам. И вот я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Смотри же, как обещается: «и до скончания века». Где теперь апостолы? Не по божественному ли его слову — где труп божественного его воплощения с Отцом сидит, туда же и божественные орлы апостолы собрались. Или теперь Христа нет с верными? Не бывать тому, но ради этого послал <апостолов> и сказал «до скончания века», а не сказал «до скончания вашего <века>«. Они же, как добрые делатели, благодати Владычней послужив, на небеса взошли, радуясь. Господь наш Иисус Христос, исполнив тайну своего промысла, послав божественных учеников и апостолов на проповедь, и при них, и после них, и доныне пребывает с верными — и до скончания века, до второго его пришествия, когда придет <он> судить живых и мертвых. По истинному обещанию пребудет он с верными, ибо при божественной своей страсти исполняет тайну промысла своего вочеловечения, моля Отца своего об учениках и обо всем мире, и говорит: «Как ты послал меня в мир, так и я послал их в мир, и я за них посвящаю себя, чтобы и они были освящены воистину. Не о них только молю, но и о верующих в меня благодаря их словам. Да будут все едины. Как ты, Отче, во мне и я в тебе, так и они в нас едины будут, и да уверует мир, что ты меня послал». Видишь ли ты, каково величие святых отцов? И Господь наш Иисус Христос молился Отцу своему не только об одних учениках, но и обо всех, верующих в него благодаря их учению. Чтобы и те, через них, соединились с Отцом, и Сыном, и Святым Духом неразлучно — не существом, но верою и исполнением заповедей Христовых и наслаждением благами, сущими в Царствии Небесном. Это позволяет людям быть с Богом и в Боге пребывать, исполнением его заповедей, как Отец в Сыне и Сын в Отце. В Евангелии же от Марка говорит Господь: «Уверовавших же будут сопровождать такие знамения: именем моим будут изгонять бесов, заговорят на новых языках; смогут брать <в руки> змей и, если что смертоносное выпьют, не повредит им; на больных возложат руки — и те будут здоровы». Всего этого во множестве найдешь, исполненного божественными отцами. Святой Василий Великий, бывший архиепископом в Кесарии, дал <возможность> богоносному Ефрему Сирину <написанную> на ассирийском языке молитву произносить по-эллински, иначе говоря, по-гречески. Много такого в Божественном Писании, если захочешь, много <подобного> найдешь. Если бы они не были истинными пастырями и не дверьми вошли паству Христову пасти, не совершили бы на деле тех евангельских чудес, которые Христос словом проповедовал. И как же вы учите сохранять веру во все писания святых <отцов>, сами же все Божественное Писание исказили и отвергли?

 

А что о чюдесѣх писалъ еси, и избранный сосуд апостолъ Павелъ къ коринфомъ в первомъ своем послании глаголет: «Знамения убо не вѣрнымъ, но невѣрным, а пророчество не невѣрным, но вѣрующим».[22] И аще бы есте вѣрны были, и вы бы вѣровали Божественымъ Писанием, а не чюдесем дивилися. Яко во Иоанне реченно есть: рече Исус ко пришедшимъ къ нему июдеомъ: «Ищете мене, не яко видѣсте знамения, но яко яли есте хлѣбы и насытистеся. Дѣлайте не брашно гибнущее, но брашно, пребывающее в животѣ вѣчнемъ».[23] Яко рече избранный сосудъ апостолъ Павелъ, ко евреомъ пиша, глаголет: «Бысть убо яко младенцы умом и бысть требующе млека, а не крѣпки пища. Всяк убо причащаяйся млецѣ, младенец убо есть, неискусен слову».[24] Тако убо и вы о чюдесѣхъ внемлете, яко о млецѣ, Писания силы не разумѣсте, яко крѣпкия пища. И паки тойже Павелъ, къ коринфом пиша, рече въ первомъ Послании: «Июдѣи бо знамения просятъ, и еллины премудрости ищут. Мы же проповѣдаем Христа распята. Июдеомъ убо блазнъ, и еллином безумие. Самѣмъ званным, июдеом и еллиномъ, Христа, Божию силу и премудрость».[25] Сия убо доздѣ.

А что о чудесах написал ты, так избранный сосуд апостол Павел в первом своем Послании к коринфянам говорит: «Знамения не для верующих, но для неверующих, пророчество же не для неверующих, но для верующих». И если бы вы были верующими, вы бы веровали в Божественное Писание, а не чудесам дивились. Как в Евангелии от Иоанна сказано: сказал Иисус пришедшим к нему иудеям: «Вы ищете меня не потому, что видели знамения, а потому, что ели хлебы и насытились. Заботьтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизни вечной». Как сказал избранный сосуд апостол Павел в Послании к евреям: «Вы были умом как младенцы и для вас требовалось молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, не сведущ в слове, потому что он младенец». Так же и вы: чудеса воспринимаете, как молоко, а силы Писания не разумеете, как твердую пищу. И еще тот же Павел говорит в первом Послании к коринфянам: «Иудеи чудес просят, а эллины премудрости ищут. Мы же проповедуем Христа распятого. Для иудеев — соблазн, а для эллинов — безумие. Для самих же избранных, иудеев и эллинов, Христа, силу Божию и <Божию> премудрость». На том и <остановимся>.

 

4-е убо мое слово

Четвертое мое слово

 

А что еси писалъ о 10-законии во 2-х книгах Моисеовых,[26] ино то есть и божественными апостолы отречено: развѣ едины двѣ заповѣди приемлются, еже «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея душа твоея, и от всея крѣпости твоея, и от всего ума твоего, и всѣмъ помышлениемъ твоимъ, и ближняго своего яко самъ себе».[27] И вы сами не совершаете. Богословецъ бо глаголетъ: «Глаголяй пребывати въ Бозѣ долженъ есть, яко Исус Христос Сынъ Божий ходилъ есть, и самъ тако ходити».[28] Вы же вся отвергосте и по своимъ ласкосердьством житие произведосте. А еже от прочихъ словесъ о 2-законии словесѣхъ, аще нужда ихъ держати, то нужда есть и обрёзоватися и вся Моисеова Закона блюсти (и сего ради жидовствующе являетеся, истиннымъ християномъ неподобно), — яже Христос своего божественаго плотскаго смотрения таинствомъ разруши и Новъ Завѣт законоположи. И якоже Богословецъ рече: «Яко законъ Моисеожъ данъ бысть, благодать и истина Исусъ Христомъ бысть».[29] Павелъ же о 2 законѣ, ко евреом пиша, глаголетъ: «Аще бы 1 законъ непороченъ былъ, не бы 2-му искалося мѣсто».[30] Сиирѣчь новая благодать христианская аще убо и последи бысть, но обаче благодатию Христовою истинная явися, и сего ради 1-е речется. Стефанъ же 1 мученикъ, на исповеди стоя, в Дѣянии апостольских о 2-законии рече: «Иже приасте законъ повелѣниемъ аггелъ и не сохранисте».[31] Павелъ же избранный сосудъ, ко евреомъ пиша, глаголетъ: «И Моисей убо есть вѣренъ во всемъ дому своем, яко угодникъ во свидѣтельство глаголанным. Христос же яко сынъ в дому своемъ. Домъ его мы есмы».[32] Сего ради не подобаетъ истинным християном евангельское учение претекати, во 2 законѣ полагати, еже есть отступление бѣдно, и со июдѣи Христа распинати начинати. О обрѣзании Павелъ, къ галатомъ пиша, глаголетъ: «Яко аще обрѣзаетеся, Христос вамъ ни в кую ползу есть».[33] Сего ради, мало или велико слово приемля о 2-законии кромѣ евангельскаго учения, Христа отвергъся еси. А иже писалъ еси о вѣрѣ, о молитвѣ и о службѣ Божии, смѣшалъ еси службу со крестомъ, и о вечери Христовѣ, и что еси писал главами от Матфея, и мы от апостольскаго проповѣдания и от отецъ предания вѣмы и како сия подобает творити. А спрашивали есмя тебя, чтобы ты намъ то извѣстилъ, како то ты творишь и учишь. И ты намъ того не оказал. Сия убо доздѣ.

А что написал ты о 10 заповедях из Второзакония Моисея, так то и божественными апостолами отвергнуто: только лишь две заповеди принимаются: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душей твоей, и всей крепостью твоей, и всем умом твоим, и всем разумением твоим, и ближнего своего как самого себя». И вы сами не совершаете <того>. Ведь говорит Иоанн Богослов: «Кто говорит, что пребывает в Боге, тот должен и сам поступать так, как поступал Иисус Христос, Сын Божий». Вы же все отвергли и <в угоду> своей невоздержанности жизнь устроили. А что до прочих слов, во Второзаконии сказанных, то если нужно их придерживаться, то нужно и обрезываться и всё в Законе Моисеевом соблюдать (и потому являетесь вы жидовствующими, <что> не подобает истинным христианам), <всё> это Христос таинством своего божественного воплощения разрушил и Новый Завет как закон установил. И как сказал Иоанн Богослов: «Как закон через Моисея дан, так благодать и истина <произошли> через Иисуса Христа». Павел же в Послании к евреям говорит о Второзаконии: «Если бы первый закон был без недостатков, не было бы нужды искать места второму». Иначе сказать, хоть новая благодать христианская была и после <закона>, однако благодатью Христовой явлена истина, и потому первой называется. Стефан же первомученик, на исповеди стоя, сказал о Второзаконии в Деяниях апостольских: «<Вы>, которые приняли закон повелением ангелов и не сохранили». Павел же, избранный сосуд, в Послании к евреям говорит: «И Моисей верен во всем доме своем, как слуга, для засвидетельствования сказанного. Христос же — как сын в доме своем. Дом же его — мы». Потому не подобает истинным христианам евангельское учение оспаривать и на Второзаконии основываться (что есть отступление, чреватое бедой), и начинать с иудеями распинать Христа. Павел в Послании к галатам пишет об обрезании: «Если вы обрезываетесь, то не будет вам никакой пользы от Христа». Поэтому, приняв из Второзакония малое или большое слово, помимо евангельского учения, ты отступил от Христа. А что написал ты о вере, о молитве и о службе Божией (напутал о службе с крестом), и о вечери Христовой, и что написал ты главами от Матфея, то и нам проповеди апостольские и предания <святых> отцов ведомы и <известно>, как подобает их исполнять. А просили мы тебя, чтобы ты нам то поведал, как ты это исполняешь и как учишь. И ты нам этого не показал. На том и <остановимся>.

 

5 убо мое слово

Пятое мое слово

 

Се же писалъ еси, Адамскаго ради преступления вси ражаемся подъ завѣсою плоти и смертию осудихомся. Ино сего ради Богъ Слово плоть бысть и вселися в ны.[34] Восхотѣвъ Богъ помиловати заблуждшаго человека, человекъ быти сподобися от пречистыя Дѣвы Мария. Понеже убо царствова смерть от Адама до Авраама, от Авраама до Моисея, а от Моисея до воплощения Христова. И не на согрѣшших царство смертное се, иже убо и праведнии и до Христова воплощения смертию осуждени быша и во адъ идяху. По Христовѣ воплощении сего дрьзновения смерть не имѣяше, понеже убо Богъ нашъ Исус Христос обновив путь новъ и удобенъ и дѣлающимъ во благое и вѣрующимъ въ правду во спасение. Нынѣ убо смерть никакойже власти имѣяше, но яко убо вси праведнии, яко сномъ уснувше, къ вѣчному царствию преходятъ. Ни воздушныя духи не возмогутъ ихъ удержати, понеже убо добродѣтелми сиящи, свѣтлѣйши солнца явися, и никако возмогутъ удержати противнии дуси, понеже убо въ нихъ не имущи своего обрести. Якоже убо рече Господь нашъ Исус Христос во святемъ Иоанне евангелисте: «Грядетъ убо мира сего князь и во мнѣ не имать ничесоже».[35] Тако убо и сии послѣдоваша по стопамъ Христовымъ, и князь мира сего не обретаетъ ничесоже. И сего ради на нихъ смерть царства не обрѣтает. А иже самоволно предаша себе князю мира сего и прелести его послѣдоваша, сии убо своеволне впадаютъ, подъ царство смертное подкланяются, и здѣ горестию душа злѣ от тѣла разлучаются, и тамо бесконечныя муки приемлют. Понеже убо Господь нашъ Исусъ Христос сотвори человека самовластна, яко и Адамъ преже бысть преступления, послѣдующе стопамъ Христовымъ. Адамьское преступление праведныхъ жителствомъ разрѣшается, и смерьть на них никоеяже власти имѣет. Согрѣшившимъ или отступникомъ не токмо Адамское согрѣшение на них взыскуется, но и приложение своея злобы, и сугубо от своего согрѣшения мучатся. На сих убо царьствует смерть, яко и преже, к симъ и заповѣдей Христовыхъ несохранение на нихъ испытуется. А еже к римлянеж в Послании: «Еже повинни быхомъ, июдеомъ и еллиномъ, всѣм под грѣхомъ быти».[36] Но выше писано, яко: «У Бога нѣсть разньствия лицу».[37] Якоже тойже святый апостолъ Павелъ пиша, глаголетъ: «Нѣсть разньствия у Бога. Варваръ и скифъ, рабъ и свобод, мужский полъ и женский — вси едино есть о Христѣ токмо дѣлы благими».[38]

Написал же ты и то, что из-за грехопадения Адамова все мы рождаемся облеченными в плоть и осуждены на смерть. И потому Бог Слово стал плотью и вселился в нас. Захотев помиловать заблудшего человека, сподобился Бог стать человеком, <родившись> от пречистой Девы Марии. Ибо царствовала смерть от Адама до Авраама, от Авраама до Моисея, а от Моисея до воплощения Христова. И не для согрешивших <только> это царство смертное, ведь и праведники до Христова воплощения на смерть осуждены были и шли в ад. После воплощения Христа смерть <больше> не имела такого дерзновения, потому что Бог наш Иисус Христос основал новый и простой путь и для работающих во благо и истинно верующих во спасение. Теперь смерть не имеет никакой власти, а все праведные, будто заснув, в Царство Вечное переходят. Не смогут их удержать и небесные духи, ибо они добродетелями сияют ярче солнца, и никак не смогут удержать их враждебные духи, поскольку не могут в праведниках ничего своего обрести. Как говорит Господь наш Иисус Христос в Евангелии от Иоанна: «Уже грядет князь мира сего, и во мне не имеет ничего». Так и эти <праведники> последовали по стопам Христовым, и князь мира сего ничего <в них> не обретает. И потому смерть не имеет власти над ними. А те, кто по своей воле предали себя князю мира сего и соблазнам его последовали, те по собственной воле <в искушение> впадают, царству смертному покоряются, и здесь со скорбью, мучительно души с телом разлучаются и там бесконечные муки принимают. Ведь Господь наш Иисус Христос сотворил человека свободным, каким и Адам был до грехопадения, следуя стопам Христовым. Грех Адама жизнью праведников искупается, и смерть над ними никакой власти не имеет. С согрешивших же или отступников не только за Адамово согрешение спрашивается, но к тому же и за собственные пороки, и из-за своих грехов вдвойне мучаются. Над ними царствует смерть, как и прежде, к тому же с них спрашивается и за несоблюдение заповедей Христовых. А что в Послании к римлянам <сказано>: «Что повинны мы, и удеи, и эллины, все под грехом». А выше написано, что «у Бога нет различия ни для кого». Как тот же святой апостол Павел в послании говорит: «Нет различия у Бога. Варвар и скиф, раб и свободный, мужской пол и женский — все едины есть во Христе только делами благими».

 

А что писалъ еси, что ни единъ себя ничимъ избавити не можетъ своими ученьми и дѣлы благими, и указал еси в римленьском Послании и къ галатомъ: «И дѣлающимъ мужемъ мзда не вменяется по благодати, но по долгу, а не дѣлающему, вѣрующему во оправдающаго нечестива, причитается вѣра его въ правду».[39] Что убо, ко евреомъ пиша, глаголетъ? «Праведный вѣрою живъ будет. И аще обинется, не благоволит душа моя о немъ. Мы же нѣсмы обиновении в погибель, но в вѣре во снабдѣние души. Есть вѣра надѣемымъ вещемъ составъ, обличение невидимьшъ. В се бо свидѣтельствовани быша старцы. Вѣрою разумѣваем совершитися вѣкомъ глаголомъ Божиимъ, во еже не от видимых видимымъ быти. Вѣрою множайшу быти жертву Авель паче Каина принесе Богови, еяже ради свидѣтельствованъ быти праведенъ быти. Вѣрою зовомъ Авраамъ послуша изыти въ мѣсто, иже хотяше прияти в наслѣдие, изыде, не вѣдый, камо грядетъ. Вѣрою и сама Сарра силою возложениемъ сѣмени прият и во время старости роди. Вѣрою Моисей, великъ бывъ, отврьжеся нарицатися сынъ дщери фараоновы, паче изволи страдати с людьми Божиими, нежели имѣти временнаго грѣха сладость. Больши богатство въменивъ египетскихъ сокровищь поношение Христово, взираше бо на мздовоздание. Вѣрою оставивъ Египта, не убоявся ярости царевы, невидимаго бо яко видя, терпяше».[40]

А что написал ты, что никто себя ничем избавить не может, ни своим учением, ни благими делами, и указал в Посланиях к римлянам и к галатам: «И делающим мужам воздаяние вменяется не по милости, но по долгу, а не делающему, но верующему в того, кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». А что в Послании к евреям говорит <апостол Павел>: «Праведный верою жив будет. А если <кто> поколеблется, не благоволит к тому душа моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но <пребываем> в вере ко спасению души. Вера же есть осуществление ожидаемого, облик невидимого. В ней свидетельствованы были древние. Верою познаем, что века устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Верою Авель принес Богу большую жертву, нежели Каин, ею же получил свидетельство, что он праведен. Верою призванный Авраам повиновался идти в страну, которую должен был получить в наследство, и пошел, не зная, куда идет. Верою и сама Сарра обрела силу к принятию семени и, будучи уже старой, родила. Верою Моисей, повзрослев, отказался называться сыном дочери фараоновой и предпочел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение. Поношение, подобное поношению Христа, счел он большим <для себя> богатством, чем египетские сокровища, ибо помнил о воздаянии. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, невидимое будто воочию видя, был тверд».

 

Что убо во Ияковли Послании соборномъ глаголетъ: «Кая полза, братия моя, аще вѣру кто глаголетъ имѣти, дѣла не имать? Егда бо можетъ вѣра спасти его? Аще ли братъ и сестра нага будета и лишена будета дневныя пища, рече кто има от васъ: "Идѣта, грѣитася и с миромъ насыщаитася", и не дасть има требования телеснаго, кая полза? Сице и вѣра, аще дѣлъ не имать, мертва есть о себѣ. Но речетъ кто: Ты вѣру имаши, азъ дѣла имамъ; покажи ми вѣру твою от дѣлъ твоихъ, и азъ тебѣ покажу и от дѣлъ моих вѣру мою. Ты вѣруеши, яко единъ Богъ есть, добрѣ твориши; и бѣси вѣруют и трепещутъ. Хощеши ли разумѣти, о человече суетне, яко вѣра без дѣлъ мертва есть? Авраамъ отецъ нашъ не от дѣлъ ли оправдася, вознесъ Исаака сына своего на олтарь? Видиши ли, яко вѣра поспѣшествоваше дѣломъ его, и от дѣл совершися вѣра? И совершися Писание глаголюще: "Вѣрова Авраамъ Богови и вмѣнися ему в правду, и другъ Божий наречеся". Зрите ли убо, яко от дѣлъ оправдается человек, а не от вѣры единоя?»[41] А что убо сотворим апостолом симъ, Павлу убо, пишущу о вѣрѣ, Иакову — о дѣле? Или мниши, яко распря бѣ въ нихъ? Ни, но великаго согласия. Единъ убо подтвержаше дѣла, друзий утвержаше вѣру. Обѣма совершитися во едину бо ползу ко спасению человеком по вѣрѣ и дѣломъ. И сего смотри Павла апостола, вѣру исповѣдающу и дѣла утвержающу. Аще бы Авель жертвы не содѣлалъ, не бы свидѣтелствован праведенъ. Аще бы Енохъ не преставленъ бысть, не бы вѣренъ был. Аще бы Ное ковчега не сотворил, не бы вѣровал. Аще не бы Авраамъ на землю обѣтованную не пришел, не бы вѣровал. Аще бы Сарра не родила Исаака, не бы вѣровала рожению сѣмени. Аще бы Аврамъ Исака на заклание не привел, не бы вѣровал, яко от мертвых воздвигнути силенъ есть Богъ; тѣмъже ино того прият, и друг Божий наречеся.[42] Смотри и самого апостола Павла, писа о дѣлех: «Идѣже умножися грѣх, преизбыточьствова благодать. Но яко царствова грѣхъ смертию, тако и благодать воцарится правдою в жизнь вѣчную Исусом Христом Господемъ нашимъ. Что убо речемъ: да належимъ ли грѣсѣ, да благодать умножится? Да не будетъ. Имже убо умрохомъ, како паки оживемъ о немъ? Или не вѣсте, яко елицы во Христа Исуса крестихомся, во смерть его крестихомся? Яко да воста Христос от смерти со славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнемъ».[43] Видиши ли, яко дѣлы благими угожати Богу?


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!