Подготовка текста и комментарии Н. В. Савельевой, перевод Т. Р. Руди и С. А. Семячко 19 страница



 

А еже о иноческомъ жительствѣ писалъ еси, и то начася от апостолъ. Господу нашему Исусу Христу о семъ глаголющу въ Матфѣе, зачало 19: «Иже любитъ отца или матерь паче мене, нѣсть мене достоинъ; иже любитъ сына или дщерь паче мене, нѣсть мене достоинъ. И иже не прииметъ креста своего и во слѣдъ мене грядетъ, нѣсть мене достоинъ».[169] И паки, глава 33: «Аще кто хощетъ по мнѣ итти, да отвержется себе, и возмет крестъ свой, и по мнѣ грядет».[170] Въ Луцѣ, глава 54: «Аще кто грядетъ ко мнѣ и не возненавидитъ отца своего и матерь, жену и чад, и братию, и сестръ, еще и душу свою, не можетъ быти мой ученикъ. Иже не носитъ креста своего и вослѣд мене грядет, не можетъ быти мой ученикъ».[171] «Тако убо всяк от васъ, иже не отречется всего своего имѣния, не может быти мой ученикъ».[172] Избранный сосуд апостолъ Павелъ, къ римляномъ пиша, глаголетъ о семъ: «Елицы крестихомся во Христа Исуса, в смерть его крестихомся. Спогребохомся убо с нимъ крещениемъ въ смерть, да, яко воста Христос от мертвых со славою Отчею, тако и мы во обновлени жизни ходити начнемъ. Аще убо образни быхомъ по подобию смерти его, то и воскресению будемъ, се вѣдуще, яко ветхий нашъ человекъ распятся, да упразнится тѣло грѣховное, не к тому работати намъ грѣху, умерый бо оправдися от грѣха. Аще ли умрохомъ со Христомъ, вѣруемъ, яко живи будемъ съ нимъ, вѣдяще, яко Христос, воста от мертвых, уже не умрет, смерть ему уже не удолѣет. Еже убо умрет грѣхови, умретъ единою, а иже живетъ — Богови. Тако и вы причитайте себе и мертвымъ убо быти грѣху, живемъ же Господеви о Христе Исусе Господе нашемъ. Да не царствует убо грѣхъ в мертвенномъ вашемъ тѣле, послушати его в похоти его. Ни приставляти уды ваша оружия неправдѣ грѣху, но представляйте себе Богови, яко от мертвыхъ живы, и уды ваша — оружие правдѣ Богови. Грѣхъ бо вамъ не удолѣет, нѣсте бо под закономъ, но под благодатию».[173] «Вся ми лѣть суть, но не вся на пользу. Вся ми возможна суть, но не аз обладан буду от кого. Брашна чреву, и чрево брашномъ, Богъ же и сия да упразднит. Тѣло не любодѣянию, но Богови, и Господь тѣлу. Богъ же и Господа воздвиже, и нас совоздвигнетъ силою своею. Не вѣсте ли, яко тѣлеса ваша удове Христови суть? Тѣм ли убо уды Христовы, сотворю любодѣица. Да не будетъ. Или не вѣсте, яко прилепляяйся любодѣицы, едино тѣло есть? Будета бо, рече, оба в плоть едину. Прилепляяйся Господеви, единъ духъ есть. Бѣгайте любодѣяния; всяк бо грѣхъ, аще сотворит человекъ, кромѣ тѣла есть, а творяй любы в свое тѣло согрѣшает. Или не вѣсте, яко телеса ваша храмъ иже в вас Святому Духу есть, имате от Бога, и нѣсть себе? Куплени бе есте ценою. Прославите Бога в тѣле вашемъ и в дусѣ вашемъ, яко суть Божия».[174] «И мнѣ да не будетъ похвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего Исуса Христа, имже миръ распятся, и азъ мирови. О Христѣ бо Исусѣ ни обрѣзание что может, ни необрѣзание, но нова тварь. И елици правилемъ семъ приложатся, мир на них, милость, на Израиля Божия. Прочее, труды да никто дает ми, аз бо язвы Господа Исуса на тѣле моемъ ношу».[175] И рцы ми, кто недуги исцели, кто болныя востави, кто мертвыя воскресы, кто смертно испи, не вреди ся, кто бѣсы прогна, не вреди ся, и прочая по Евангелию? Не вся ли иноческаго суть натрижения? Сия убо доздѣ.

А что написал ты об иноческом житии, то пошло оно от апостолов. Как сказал Господь наш Иисус Христос в Евангелии от Матфея, зачало 19: «Кто любит отца своего или мать более меня, не достоин меня; кто любит сына или дочь более меня, не достоин меня. И кто не примет креста своего и не последует за мной, не достоин меня». И снова, глава 33: «Кто хочет идти за мной, пусть откажется от себя, и возьмет крест свой, и следует за мной». В Евангелии от Луки, глава 54: «Если кто следует за мной и не возненавидит отца своего и мать, жену и детей, и братьев, и сестер, да и душу свою, не может быть моим учеником. Кто не носит креста своего и не следует за мной, не может быть моим учеником». «Так всякий из вас, кто не откажется от всего своего имения, не может быть моим учеником». Избранный сосуд апостол Павел, обращаясь к римлянам, пишет об этом: «Крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть его крестились. Мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос восстал из мертвых славою Отца, так и мы вступим в обновленную жизнь. Ибо если мы соединены с ним подобием смерти его, то будем <объединены> и <подобием> воскресения, ведая то, что ветхий наш человек был распят, чтобы упразднено было тело греховное, дабы не служить нам греху, ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, <то> веруем, что и жить будем с ним, ведая, что Христос, восстав из мертвых, уже не умрет, смерть его уже не одолеет. То, что он умер однажды для греха, он умер однажды, а если живет, то <живет> для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живем же мы для Господа во Христе Иисусе Господе нашем. Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы повиноваться ему в похоти его. Не предавайте члены ваши греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как ожившие из мертвых, и члены ваши — Богу в орудия правды. Пусть грех не одолеет вас, ибо вы не под законом, но под благодатью». «Все мне позволительно, но не все на пользу. Все мне возможно, но никто не должен обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог и это упразднит. Тело не для прелюбодейства, но для Бога, и Господь для тела. Бог же и Господа воскресил, и нас воскресит с ним силою своею. Разве не знаете, что тела ваши это члены Христовы? Разве из членов Христовых сотворю прелюбодея? Да не будет <этого>. Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится <с ней> одним телом? Ибо сказано, будете оба единой плотью. Соединяющийся с Господом становится <с ним> одним духом. Избегайте прелюбодейства, ибо всякий грех, что творит человек, вне тела, а творящий прелюбодеяние в своем теле согрешает. Или не знаете, что тела ваши это храм живущего в вас Святого Духа, <который> имеете от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены <дорогою> ценою. Прославляйте Бога в теле вашем и в духе вашем, ибо вы суть Божии». «И да ничем не подобает хвалиться, только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым мир распят, и я миру. Ибо во Христе Иисусе ни обрезание ничего не значит, ни необрезание, но новое творение. И тем, кто поступает по этому правилу, мир им, милость, Израилю Божиему. Впрочем, никто да не утруждает меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле своем». И скажи мне, кто недуги исцелил, кто больных <на ноги> поставил, кто мертвых воскресил, кто смертную <чашу> испил, не навредив себе, кто бесов изгнал, не навредив себе, и прочее по Евангелию? Не все ли это иноческий подвиг? На том и <остановимся>.

 

14 убо мое слово

Четырнадцатое мое слово

 

А что писалъ еси, что по нашему велѣнию волно и смѣло говорил, и нам бы на тобя не опалятися, и нынѣ мы свое слово помнимъ, а на тобя опалы никоторыя не кладем. А что мнѣ тобя не еретиком держати нелзѣ, потому что учения твоя вся развратна Христову учению, и Христовѣ церкви вся сопротиво мудрствуеши, и не токмо еретик еси, но и слуга Антихристовъ диявольскаго совѣта. А не пуще Люторь, еще тобя пущи есть! А впред бы еси сего своего учения в нашей странѣ не объявлялъ. А о томъ Господа нашего Исуса Христа прилѣжно молимъ, всѣхъ Спасителя, дабы нас, росийский родъ, сохранилъ от тмы невѣрия вашего. Отцу купно слава со присносущнымъ его Сыномъ и Святымъ Духом, нынѣ и присно и во вѣкы вѣкомъ. Аминь.

А что писал ты, что ты по нашему повелению вольно и смело говорил, и нам бы на тебя опалы не держать, то мы ныне слово свое помним и никакой опалы на тебя не кладем. А что мне тебя нельзя держать за нееретика, так это потому, что все учения твои отвратны Христову учению, и обо всем ты мудрствуешь супротив Христовой церкви, и ты не только еретик, но и слуга Антихристов дьявольского совета. И <если> не пуще Лютера, <то> пуще тебя есть! А впредь бы тебе этого своего учения в нашей стране не объявлять. И о том Господа нашего Иисуса Христа, всех Спасителя, прилежно молим, чтобы нас, российский народ, сохранил от тьмы вашего неверия. Слава Отцу вместе с присносущим его Сыном и Святым Духом, ныне и присно и вовеки веков. Аминь.

 


[1] В лѣта 7090-го... из Риму от папы посланник именемъ Антонъ... велимъ к папе отписати». — Данное вступление, выделенное в рукописи киноварью, имеется только в списке РГБ, ф. 236, № 19. Речь в нем идет о визите в Россию в 1581—1582 гг. Антонио Поссевино (1534—1611) — одного из наиболее видных деятелей католической реакции. Антонио Поссевино участвовал в миссии по заключению перемирия между Иваном Грозным и Стефаном Баторием. В то же время известно, что по поручению папы римского Григория XIII он пытался вести прения о вере с царем Иваном Васильевичем, с целью обратить его в католичество, однако эта попытка не увенчалась успехом. Очевидно, переписчик данной рукописи соотнес недавние по времени события (список датируется кон. XVI в.) с темой другого прения о вере — Ивана Грозного с Яном Рокитой.

[2] «He дадите святая псомъ... пред свиниями»... — Мф. 7, 6.

[3] Яко пси житие имуще... въ сквернах пребывающе. — Ср. 2 Петр. 2, 22.

[4] «Еретика человѣка... сей самоосужен». — Тит. 3, 10—11.

[5] ...«мя постигнет повѣствующа лѣта». — Евр. 11, 32.

[6] ...учителе Люторе... — Мартин Лютер (1483—1546) — один из вождей Реформации, основоположник лютеранства как протестантского учения (1517).

[7] ...краеугольнему камени Христу... — Ср. Пс. 117, 22; 1 Петр. 2, 7.

[8] Якоже убо Сатанаил... кознодѣи. — Апокриф о свержении с небес Сатаны см.: Палея толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. // Труд учеников Н. С. Тихонравова, М., 1892, вып. 1. Стб. 73—74. Называя последователей учения Лютера казнодеями, т. е. «нечестивыми, строящими козни», Грозный ироническиобыгрывает польское слово«kaznodzieja», т. е.«проповедник» (см.: Цветаев Д. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М., 1890. С. 547, прим. 3).

[9] «He чюдно бо... служителя правды». — 2 Кор. 11, 14—15.

[10] «Внемлите от лживыхъ пророкъ... познаете ихъ»... — Мф. 7, 15—16.

[11] «He входяй дверми... гласа его слышатъ». — Иоан. 10, 1—3.

[12] Яко убо дверник Христос... покаянию начало показуя... — Троекратным вопрошением Иисус Христос принял покаяние Петра и объявил ему свое прощение (см. Иоан. 21, 15—17).

[13] «И дам ти ключь... на небесѣхъ». — Мф. 16, 19.

[14] ...епископы... сиирѣчь посѣтители... — Епископ в раннехристианские времена — глава христианской общины.

[15] ...Громовъ сынъ... — Иоанн Богослов, апостол, ученик и последователь Иисуса Христа, автор одного из Евангелий, посланий и Апокалипсиса. Уже в начале своего пути был назван Иисусом Христом «сыном Грома» (см. Мр. 3, 17).

[16] «Иже не исповѣдует... дѣлехъ его злых». — Ср. 2 Иоан. 7—11.

[17] «Шедше научите... до скончания вѣка. Аминь». — Мф. 28, 19—20.

[18] ...идѣже убо бяше труп... апостоли собрашася. — Ср. Мф. 24, 28.

[19] «Якоже мене пославъ... яко ты мя посла». — Иоан. 17, 18—21.

[20] «Знамения вѣрующим... здрави будут». — Мр. 16, 17—18.

[21] Святый Великий Василей... Ефрѣму Сирину... глаголати. — Ефрем Сирин (IV в.), один из великих учителей Церкви, обрел знание греческого языка благодаря молитве Василия Великого (329—379), архиепископа Кесарийского, великого отца и учителя Церкви, см. Пролог, 28 янв.: «Житие Ефрема Сирина» и «Повесть о святем Ефреме преподобнем и о Василии Великом»).

[22] «Знамения убо не вѣрнымъ... вѣрующим». — 1 Кор. 14, 22.

[23] «Ищете мене... в животѣ вѣчнемъ». — Иоан. 6, 26—27.

[24] «Бысть убо яко младенцы... неискусен слову». — Ср. Евр. 5, 12—13.

[25] «Июдѣи бо знамения просятъ... премудрость». — 1 Кор. 1, 22—24.

[26] ...о 10-законии во 2-х книгах Моисеовых... — Т. е. о Десяти заповедях Ветхого Завета, изложенных во «Второзаконии» — последней из книг Пятикнижия Моисеева (Вт. 5, 6—21).

[27] «Возлюбиши Господа Бога... яко самъ себе». — Лк. 10, 27.

[28] «Глаголяй пребывати въ Бозѣ... самъ тако ходити». — 1 Иоан. 2, 6.

[29] «Яко законъ Моисеомъ... Исусъ Христомъ бысть». — Иоан. 1, 17.

[30] «Аще бы 1 законъ... искалося мѣсто». — Евр. 8, 7.

[31] Стефанъ же 1 мученикъ... «Иже приасте законъ... не сохранисте». — Деян. 7, 53. Стефан — апостол и первомученик, один из 7 дьяконов, поставленных апостолами. Рассказ о нем в Деяниях апостолов — одной из книг Нового Завета, повествующей о проповедании христианства учениками Христа после его смерти — изображает Стефана мудрым, исполненным веры, совершающим чудеса и знамения. He будучи в силах противостоять в споре мудрости Стефану, противники оклеветали его перед синедрионом в хуле на Бога и Моисея. После обличительной речи он был побит камнями (см. Деян. 6, 8—15 и 7, 53—60). Православная церковь чтит память первомученика 4 янв. и 27 дек.

[32] «И Моисей убо есть вѣренъ... Домъ его мы есмы». — Евр. 3, 5—6.

[33] «Яко аще обрѣзаетеся, Христос вамъ ни в кую ползу есть». — Гал. 5, 2.

[34] Ино сего ради... вселися в ны. — Ср. Иоан. 1, 14.

[35] «Грядетъ убо... не имать ничесоже». — Иоан. 14, 30.

[36] «Еже повинни быхомъ... всѣм под грѣхомъ быти». — Рим. 3, 9.

[37] «У Бога нѣсть разньствия лицу». — Рим. 2, 11.

[38] «Нѣсть разньствия у Бога... токмо дѣлы благими». — Ср. Кол. 3, 11; Гал. 3, 28.

[39] «И дѣлающимъ мужемъ... вѣра его въ правду». — Рим. 4, 4—5; ср. Гал. 2, 16.

[40] «Праведный вѣрою живъ будет... невидимаго бо, яко видя, терпяше». — Евр. 10, 38—39; 11, 1—4, 8, 11, 24—27. Авель, Каин, Авраам, Сарра, Моисей — персонажи Ветхого Завета, получившие чудесные знамения от Бога благодаря искренней вере в него.

[41] «Кая полза, братия моя... не от вѣры единоя?» — Иак. 2, 14—24 (см. Быт. 15, 6).

[42] Аще бы Авель жертвы не содѣлалъ... друг Божий наречеся. — Ср. Евр. 11, 4—18.

[43] «Идѣже умножися грѣх... ходити начнемъ». — Рим. 5, 20—21; 6, 1—4.

[44] «Начала никто можетъ положити паче лежащаго, иже есть Христос»... — 1 Кор. 3, 11.

[45] «Возмагай о благодати... и иныхъ научити». — 2 Тим. 2, 1—2.

[46] «Богу бо есмы поспѣшницы... иже есть Христос». — 1 Кор. 3, 9—11.

[47] «Благодать имамъ... любовию еже о Христѣ Исусѣ». — 1 Тим. 1, 12—14.

[48] «Аще кто служитъ мнѣ, и мнѣ да послѣдствуетъ». — Иоан. 12, 26.

[49] «He всякъ, глаголяй ми, Господи... иже есть на небесѣх». — Мф. 7, 21.

[50] «Аще не преизбудетъ... во Царствие Небесное». — Мф. 5, 20.

[51] «Се агнецъ Божий, вземляй грѣхи всего мира»... — Иоан. 1, 29.

[52] «Много глаголах вам... земная мудрствующе». — Фил. 3, 18—19.

[53] ...Навходоносору царю... — Навуходоносор — вавилонский царь (604—561 гг. до н. э.). Прославился своими многочисленными победами, а также укреплением Вавилона, превращением его в новую столицу, застроенную великолепными зданиями, окруженную городской стеной. Книга пророка Даниила повествует о множестве чудес, совершившихся во времена правления Навуходоносора, наиболее известное из них — чудо о спасении трех отроков из огненной печи (Дан. 3, 12—97).

[54] «Есть Богъ силенъ на небеси... не покланяемся». — Дан. 3, 17—18.

[55] ...препрѣти молчаниемъ, яко и Христосъ Пилата и архиереи... — Ср. Мф. 27, 14.

[56] «Се убо да премудствуется в вас... яко человекъ». — Фил. 2, 5—7.

[57] «Яко всяк младенецъ... Богови наречется». — Лк. 2, 23 (см. Исход. 13, 2).

[58] ...еже всегда проповѣдати о нас... — Ср. Рим. 8, 34.

[59] «Сила бо Xpucmoвa в немощи совершается». — Ср. 2 Кор. 12, 9.

[60] «Аз насадих, Аполос напои... ни напаяй, но возращаяй». — 1 Кор. 3, 6—7.

[61] «Нѣсть ученик над учителем... яко и учитель его». — Лк. 6, 40.

[62] «Комуждо дается явление Духа на ползу... Едa вcu языки глаголют?» — 1 Кор. 12, 7—30.

[63] «Аще кто не оставит... нѣсть мене достоинъ». — Ср. Мф. 10, 37—38; Лк. 14, 26—27.

[64] И здѣ яко пришельцы... будущаго повсегда желающе... — Ср. Евр. 11, 13; 13, 14.

[65] ...ересью Ариевою... — Арий (ум. в 336 г.) — священник из г. Александрии, основатель арианства. В 318 г. выступил против учения о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына, утверждая, что Христос подчинен Богу-Отцу, так как им создан. Арианство осуждено как ересь в 325 г. на Никейском вселенском соборе.

[66] «Въ начале бѣ Слово... еже бысть». — Иоан. 1, 1—3.

[67] «Глаголы, яже аз глаголю вам... явлюся ему сам». — Иоан. 14, 10—11, 13, 21.

[68] «Отецъ любитъ Сына... чтут Отца, пославшаго его». — Ср. Иоан. 5, 20—23.

[69] «Егда приидет утѣшитель... свидѣтельствуетъ о мнѣ». — Иоан. 15, 26.

[70] «Егда приидетъ онъ... и возвѣстит вам». — Иоан. 16, 13—15.

[71] «Сего ради мя Отецъ любит... от Отца моего». — Иоан. 10, 17—18.

[72] «He восхищением непщева... зракъ раба приимъ»... — Ср. Фил. 2, 6—7.

[73] «Отче, хвалу тебѣ воздаю... яко ты посла». — Иоан. 11, 41—42.

[74] «Аще кто любитъ мя... обитель у него сотворивѣ». — Иоан. 14, 23.

[75] «Отче, прослави Сына своего... прославит тя». — Иоан. 17, 1.

[76] ...суботствовати по-жидовски... — Т. е. чтить субботу. По иудейскому обычаю, в субботу — 7-й день недели — необходимо оставить всякий труд и посвятить себя покою и служению Богу. Празднование субботы посвящено сотворению мира и счастливому исходу иудеев из Египта. Богослужение в субботу отличается принесением большей жертвы.

[77] ...пишешь no главамъ во Апостоле и во Евангелии, ино наши... главы с вашими главами не сходятся... — В истории текста Библии существовало две традиции деления на главы четьих типов новозаветных книг — Евангелия и Апостола. Если в Западной Европе традиция деления Библии на главы, сходного с современным, была распространена уже в XIII в., то на Русь она попала впервые с текстом Геннадиевской библии (1499 г.), но распространение получила лишь после издания Острожской библии (1581 г.). До этого времени на Руси придерживались старого византийского деления Апостола на так называемые «евфалиевы» и Евангелия на «аммониевы» главы (см.: Алексеев А. А., Лихачева О. П. Библия // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 68—83). Сам Иван Грозный, ссылаясь в послании к Роките на определенные места из Евангелия, указывает нумерацию глав по «аммониеву» делению.

[78] «Что зовете мя, Господи... яже глаголю». — Лк. 6, 46.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!