Относительное и абсолютное отрицание единого с выводами для иного



Осталось определить, каким должно быть иное, если единого не существует. Иное прежде всего должно быть иным, потому что если бы оно и иным не было, то о нём нельзя было бы рассуждать. Но об ином можно рассуждать, поэтому иное есть другое. Другое есть другое по отношению к другому, а иное есть иное по отношению к иному, поэтому иное, чтобы оно действительно было иным, должно иметь нечто, в отношении чего оно есть иное. Но иное не может быть таковым по отношению к несуществующему единому, значит оно есть иное по отношению к себе самому, т.к. ему остаётся только это. Стало быть, любые части иного являются взаимно другими как множества; они не могут быть взаимно другими как единицы, ибо единого не существует. Любое скопление этих частей количественно беспредельно: то, что кажется самым малым и представляется одним, вдруг оказывается многим и из ничтожно малого превращается в огромное по сравнению с частями, получающимися в результате его дробления. Итак, в качестве этих скоплений иное есть иное по отношению к самому себе, если вообще существует иное, когда не существует единого.

В ином существует множество скоплений, каждое из которых лишь кажется одним, поскольку нет единого. Также кажется, что существует некоторое число этих скоплений, т.к. каждое из них будто бы одно, и их будто бы много. Далее кажется, что в них содержится мельчайшее, однако это мельчайшее оказывается многим и великим в сравнении с каждым из многочисленных малых членений. Каждое скопление также представляется равным многим малым частям, но переходящим из большего в меньшее оно представляется, если оно до этого казалось промежуточным, что создавало бы впечатление равенства. Затем представляется, что каждое скопление имеет предел по отношению к другому скоплению, хотя по отношению к самому себе оно не имеет ни начала, ни конца, ни середины. Если принять что-либо за начало, конец или середину таких скоплений, то каждый раз перед началом окажется другое начало, за концом останется ещё другой конец, а в середине появится другая, более средняя, середина, меньшая первой, потому что ни в начале, ни в конце, ни в середине нельзя уловить единого, раз оно не существует. А всё существующее и улавливаемое мыслью, должно распадаться и раздробляться, ибо его можно воспринять лишь в виде скопления, лишённого единства. Сначала такое скопление будет казаться единым, но затем, для острого ума, каждое единство окажется количественно беспредельным, поскольку оно лишено единого, которого не существует.

Таким образом, если единого нет, а существует иное в отношении единого, то каждое иное должно казаться и беспредельным, и имеющим предел, и одним, и многим. Кроме того, оно также будет казаться подобным и неподобным – как контуры на картине издали сливаются воедино, а вблизи они оказываются многими и различными и, вследствие впечатления отличия, разнообразными и неподобными друг другу, так же и скопления иного (только они ещё оказываются неподобными себе самим). Кроме того, эти скопления кажутся тождественными и различными между собой, соприкасающимися и разделёнными, движущимися всеми видами движения и находящимися в состоянии полного покоя, возникающими и гибнущими, и ни теми, ни другими; а также имеющими все подобные свойства, которые нетрудно проследить, если единого нет, а многое существует.

Подведём итог тому, чем должно быть иное в отношении единого, если единое не существует. Иное не будет единым, а также не будет многим, ибо во многом будет содержаться единое. Если же ничто из иного не есть одно, то всё иное есть ничто, поэтому оно не может быть и многим. А если в ином не содержится единое, то иное не есть ни многое, ни единое; более того, иное даже не представляется в этих качествах, потому что иное нигде никаким образом не имеет никакого отношения ни к чему из несуществующего, и ничто из несуществующего не имеет никакого отношения ни к чему из иного; к тому же у несуществующего нет и частей. Значит у иного нет ни мнения о несуществующем, ни какого-либо представления о нём; равным образом и несуществующее решительно никак не мыслится иным. Следовательно, если единое не существует, то ничто из иного не может мыслиться ни как одно, ни как многое, потому что без единого мыслить многое невозможно; т.е. не существует само иное. Также иное не может мыслиться ни как подобное, ни как неподобное, ни как тождественное, ни как различное, ни как соприкасающееся, ни как обособленное, ни вообще как имеющее другие признаки, обнаруженные нами ранее; ничем таким иное не может ни быть, ни казаться, если единое не существует.

Говоря в общем, если единое не существует, то ничего не существует. И независимо от того, существует единое или не существует, оно с иным оказываются по отношению к самим себе и друг к другу безусловно суть и не суть, кажущимся и не кажущимся.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!