Относительное и абсолютное отрицание единого с выводами для единого



После этого следует рассмотреть, какие должны быть следствия, если единое не существует. Предположения «если единое не существует» и «если не-единое не существует» прямо противоположны друг другу. А в предположении «если великое, малое и т.д. не существует» под несуществующим каждый раз подразумевается нечто иное. Также и в предположении «если единое не существует» под несуществующим подразумевается нечто отличное от иного. Поэтому говоря «единое» и добавляя к нему либо бытие, либо небытие, мы выражаем нечто познаваемое и нечто отличное от иного. Несуществующее единое причастно таким определениям, как «то», «некоторое», «это» и т.п., в противном случае не могло бы идти речи ни о едином, ни об отличном от единого, ни о том, что принадлежит ему и от него исходит, ни вообще о чём-либо. То есть, мы говорим именно о том едином, которое не существует, а не о каком-либо другом едином, значит ему необходимо быть причастным определению «это» и подобным определениям, а значит быть причастным многому. Следовательно, это единое неподобно по отношению к иному, потому что иное, будучи отличным от единого, должно быть другого (т.е. иного) рода. А раз иное неподобно этому единому, то неподобное будет неподобно неподобному. Таким образом, у этого единого должно быть неподобие, в силу которого иное ему неподобно. При этом оно должно обладать подобием по отношению к самому себе, потому что если бы оно было себе неподобным, то речь тогда шла бы не о едином, а о чём-то ином, нежели единое.

Далее, это единое также не равно иному, в противном случае это единое существовало бы и в силу равенства было бы подобно иному, а это невозможно для несуществующего единого. Точно так же иное не равно этому единому, значит это единое причастно и неравенству, в силу которого иное ему не равно. А неравенству принадлежат великость и малость, значит они принадлежат и этому единому. Более того, великость и малость далеко отстоят друг от друга, значит между ними всегда что-то есть, и это может быть только равенство. То есть то, что обладает великостью и малостью, то обладает и равенством, находящимся между ними. Таким образом, несуществующее единое должно быть причастно и равенству, и великости, и малости.

Кроме того, это единое должно быть каким-то образом причастно и бытию, иначе утверждение «единое не существует» было бы ложным. А раз мы говорим об этом едином и признаём истинность этого утверждения, то необходимо признать, что это единое существует. Выходит, что единое есть несуществующее: ведь если оно не будет несуществующим, но что-либо из небытия отдаст бытию, то тотчас станет существующим. Следовательно, чтобы быть несуществующим, это единое должно быть связано с небытием своим несуществованием (точно так же и существующее для полноты своего существования должно быть связано с бытием тем, что оно не есть несуществующее). Вообще говоря, существующее будет в полном смысле слова существовать, если оно будет причастным бытию, подразумеваемому в выражении «быть существующим», и небытию, подразумеваемому в выражении «не быть несуществующим»; соответственно, несуществующее будет в полном смысле слова существовать, если оно будет причастным небытию, подразумеваемому в выражении «не быть существующим», и бытию, подразумеваемому в выражении «быть несуществующим».

Если существующее причастно небытию и несуществующее – бытию, то и этому единому, поскольку оно не существует, необходимо быть причастным бытию, чтобы не существовать. А раз это единое связано и с бытием, и с небытием, оно пребывает в обоих этих состояниях, что указывает на изменение. Изменение же есть движение, значит несуществующее единое оказалось движущимся, так как оно претерпевает переход от бытия к небытию. Но оно не находится нигде среди существующего, так как не существует, поэтому оно не может откуда-то куда-то перемещаться (т.е. не может двигаться посредством перемещения). Также оно не может вращаться в том же самом месте, ибо оно нигде не соприкасается с тем же самым [местом], потому что последнее есть существующее, а несуществующее единое не может находиться в чём-либо существующем. Но это единое также не изменяется и в самом себе ни как существующее, ни как несуществующее: ведь если бы оно изменялось в самом себе, то речь шла бы уже не о едином, а о чём-то ином. Поскольку же это единое не изменяется, не вращается в том же самом месте и не перемещается, то оно не может двигаться никаким образом. Выходит, что несуществующее единое и стоит на месте, и движется. Находясь в движении, это единое изменяется – ведь нечто продвигается настолько, насколько оно находится уже не в том состоянии, в каком находилось, но в другом; а если бы оно никак не двигалось, то никак и не изменялось бы. Следовательно, несуществующее единое и изменяется, и не изменяется. Становясь другим, изменяющееся гибнет в отношении своего прежнего состояния; но неизменяющееся не становится другим и не гибнет. Значит и это единое, изменяясь, становится и гибнет, а не изменяясь, не становится и не гибнет; т.е. оно становится и гибнет, а также не становится и не гибнет.

Итак, предположив, что единое не существует, мы стали выяснять, какие из этого следуют выводы. Когда мы говорим «не существует», этим обозначается отсутствие бытия у того, что мы называем несуществующим. Данное выражение не означает, что нечто некоторым образом не существует, а некоторым образом существует; оно означает, что несуществующего нет ни так, ни этак, ибо несуществующее не причастно бытию. Далее, становиться означает приобщаться к бытию, а гибнуть – утрачивать бытие. Но то, что совершенно не причастно бытию, не могло бы ни получать его, ни утрачивать. И если единое не существует, то оно никоим образом не должно ни иметь бытия, ни терять его, ни приобщаться к нему. Следовательно, это единое не возникает и не гибнет, а значит никак не изменяется. А раз оно не изменяется, то и не движется. Также, поскольку это единое нигде не находится, то оно нигде и не стоит.

Наконец, этому единому не присуще ничто из существующего: ведь, будучи причастным чему-либо существующему, оно было бы причастно и бытию. У него нет ни великости, ни малости, ни равенства; также у него нет ни подобия, ни отличия ни в отношении себя самого, ни в отношении иного. К нему ничто не должно относиться, в том числе и иное, поэтому иное ни подобно ему, ни неподобно, ни тождественно ему, ни отлично. Также к нему не относятся следующие выражения: «того», «тому», «что-либо», «это», «этого», «иного», «иному», «прежде», «потом», «теперь», «знание», «мнение», «ощущение», «суждение», «имя» и все другие выражения, которые относятся к существующему. Таким образом, несуществующее единое ничего не претерпевает.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!