Относительное и абсолютное полагание единого с выводами для иного



Теперь рассмотрим, что испытывает другое (не-единое), если единое существует. Другое есть другое по отношению к единому и потому не есть единое; вместе с тем, оно не лишено единого и некоторым образом причастно ему. Другое есть другое, прежде всего, потому что имеет части, ибо если бы оно не имело частей, то было бы всецело единым. Части есть у того, что представляет собою целое, а целое единое должно состоять из многого, поэтому части эти будут частями единого как целого, а не многого. Ведь если бы нечто было частью многого, в котором содержалось бы это нечто, то оно оказалось бы частью и себя самого (что невозможно), и каждого отдельного нечто в другом (в противном случае оно будет принадлежать другому, за исключением этого отдельного нечто, и значит не будет частью каждого отдельного нечто; не будучи же частью каждого нечто, оно не будет частью ни одного отдельного нечто из многого). Но если нечто не есть часть ни одного, то оно не может быть ни частью, ни чем-то прочим по отношению к сумме таких отдельных нечто. Поэтому часть принадлежит не многому и всем его членам, а некоей одной идее и некоему единому, которое мы называем целым, ставшим из всех этих членов законченным единым. И если другое имеет части, то и оно должно быть причастным целому и единому, поэтому необходимо, чтобы другое как (не-единое) было единым законченным целым, имеющим части.

То же самое относится и к каждой части: части необходимо причастны единому, и каждая часть, будучи таковой, существует сама по себе, отдельно и обособленно от другого. Но нечто причастно единому как отличное от него, в противном случае оно не было бы причастным единому, а само было бы единым. Единому же должны быть причастны и целое, и часть – первое составит единое целое, части которого будут частями; а каждая из частей будет одной частью целого, часть которого она есть. Но то, что причастно единому, причастно ему как иное в отношении единого, и это иное будет многим, потому что если оно не будет одним или бóльшим одного, то оно не будет ничем.

Далее, то, что причастно единому как части и единому как целому, многочисленнее единого, поэтому оно должно быть количественно беспредельным. Ведь когда нечто приобщается к единому, оно приобщается к нему не как единое и не как причастное единому; а то, в чём нет единого, есть множество. И если попытаться отделить от этого множества наименьшую часть, то она, не будучи причастной единому, неизбежно окажется множественным, а не единым. Поэтому при таком рассмотрении иная природа идеи сама по себе всегда будет оказываться количественно беспредельной. C другой стороны, каждая часть обладает пределом по отношению друг к другу и к целому, стало быть и целое обладает пределом по отношению к частям. Тогда другое относится к единому так, что если сочетать его с единым, то в последнем возникает нечто иное, создающее для единого и другого предел в отношении друг друга; однако природа другого сама по себе – беспредельность. Таким образом, другое в отношении единого – и как целого, и как части, с одной стороны, беспредельно, а с другой – причастно пределу.

Что касается частей другого, то они также будут подобны и неподобны себе самим и друг другу. Ведь поскольку всё по своей природе беспредельно, постольку всё будет обладать одним и тем же свойством, а поскольку всё причастно пределу, постольку всё тоже будет обладать одним и тем же свойством. Другое и ограниченно, и беспредельно – эти свойства противоположны друг другу, а противоположное в высшей степени неподобно. Следовательно, части другого подобны себе самим и друг другу, если их рассматривать в рамках раздельности вышеуказанных свойств, и в высшей степени противоположны и неподобны, если их рассматривать в рамках совокупности вышеуказанных свойств. Таким образом, всё другое будет подобно и неподобно себе самому и друг другу. Ясно также, что части другого в отношении единого тождественны себе самим и отличны друг от друга, движутся и покоятся, и имеют все противоположные свойства, поскольку обнаружилось, что они обладают упомянутыми свойствами.

Здесь остаётся рассмотреть положение другого в отношении единого. Единое существует отдельно от другого, а другое – отдельно от единого. Наряду с ними нет ничего иного, что было бы отлично и от единого, и от другого; когда сказано «единое и другое», этим сказано всё. Нет ничего отличного от них, в чём единое и другое могли бы находиться вместе, поэтому единое и другое никогда не находятся в одном и том же. И так как истинно единое не имеет частей, то ни целое единое, ни части его не могли бы находиться в другом, если единое отдельно от другого и не имеет частей. Следовательно, другое никоим способом не может быть причастным единому, раз оно не причастно ему ни по частям, ни в целом. Таким образом, другое не есть единое и не имеет в себе ничего от единого, а также не есть многое, иначе каждое из многого было бы одной частью целого. А раз другое лишено единого, то оно не содержит в себе ни единицы, ни каких-либо других чисел. Другое ни само не подобно и не неподобно единому, ни содержит в себе подобия и неподобия, в противном случае другое в отношении единого содержало бы в себе две взаимно противоположные идеи (или одну из них), а это невозможно, потому что другое не содержит в себе никаких чисел. По этой же причине другое не содержит в себе никаких прочих свойств – оно не есть ни тождественное, ни различное, оно не движется и не покоится, не возникает и не гибнет, не есть ни большее, ни меньшее, ни равное и т.д. Значит если есть единое, то оно в то же время не есть единое ни по отношению к себе самому, ни по отношению к другому.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!