Задания на диагностику сформированности хронологических знаний и умений
1. Падение Севастополя предрешило поражение России в Крымской войне. В каком году это произошло?
а) в 1853 г.; б) в 1854 г. в) в 1855 г.
2.Где русская армия в 1849 г. участвовала в подавлении революционных выступлений?
а) в Пруссии; б) во Франции; в) в Венгрии
3. Кто из ниже перечисленных исторических деятелей были современниками?
а) П.Чаадаев и Н. Бердяев;
б) А. Герцен и В. Белинский;
в) М. Бакунин и Н. Новиков.
4. Какое событие произошло в царствование Николая I ?
а) Создание I Интернационала и выход в свет «Манифеста Коммунистической партии»;
б) Гражданская война в США;
в) Создание Священного Союза.
5. Расставьте перечисленные ниже события в хронологической последовательности:
«Исторические события 1917 г.»:
…Создание Совета народных комиссаров;
… Ликвидация двоевластия;
… Создание Петроградского Совета;
… Корниловский мятеж;
…Создание Временного правительства;
…Выступление Ленина с «Апрельскими тезисами»;
…Захват Зимнего дворца.
6.Определите принципы образования хронологического ряда и продолжите ряд в заданной последовательности: 1741-1761; 1761-1762; 1762-1796…
7. Отметьте цифрами, что из ниже перечисленного появилось: 1 – в бронзовом веке; 2 – ледниковом периоде; 3 – в неолите; 4 – в палеолите.
Составные орудия труда -…., домашние животные - …, заготовка мяса впрок - …, керамика - …, лук - …, огонь - …., приручение лошади - …, растениеводство - …, охота - …, формирование языковых групп - ….
|
|
8. Соотнесите явления с хронологическими рамками:
Бронзовый век более двух миллионов лет назад
Медный век около 300 тысяч лет назад
Антропогенез 300-200 тысяч лет назад
Начало расселения VII-V тысячелетие до н.э.
первобытного человека IV тысячелетие до н.э.
на территории нашей страны IV-III тысячелетие до н.э.
начало ледниковой эпохи III-II тысячелетие до н.э.
Начало железного века II тысячелетие до н.э.
Неолит II-I тысячелетие до н.э.
Появление языковых групп I тысячелетие н.э.
9. Вставьте пропущенные в тексте даты:
«В … году монголы, известные также как татары, вторглись на Русь и обложили её данью. В …. году они захватили Киев и продолжили поход в Европу. В … году татары в низовьях Волги основали государство Золотая Орда. В это же время, князь новгородский Александр Ярославич отбил атаки шведов на реке Неве в …. году и разбил в …. году войско Тевтонских рыцарей в битве на Чудском озере».
Приложение 1
Материалы к уроку по теме: «Хакасский календарь и календарные праздники»
|
|
Цели урока:
- Раскрыть главные особенности хакасского календаря, принципы его построения.
- Проследить связь с хозяйственной жизнью древних хакасов.
- Провести сравнительный анализ хакасского календаря с календарями стран и народов Восточной Азии.
- Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой.
- Продолжить работу по обучению приемам ведения научной дискуссии.
Жители древнехакасского, как и многие другие народы Сибири и Восточной Азии, пользовались своим календарем. Ещё в эпоху древнехакасского государства восточные летописи сообщали и о том, с помощью «двенадцати животных считают годы». По-мнению. Некоторых ученых, изобретение 12-летнего животного цикла принадлежит хакасам. Ещё в средние века XIX века К. Риттер писал: «Этот круг, как собственное произведение хакасов, есть единственное наследие, которое они оставили истории; цикл 12 зверей, изобретенный древними хакасами, в настоящее время находится в повсеместном употреблении у восточных народов всей Азии».
Каждый год носил имя определенного животного, находился в последовательном порядке и, согласно народным представлениям, имел свои признаки и особенности:
|
|
1. Год мыши - хороший, теплый год
2. Год коровы – холодный год
3. Год лисицы – плохой год
4. Год зайца – холодный год
5. Год ящерицы – хороший год
6. Год змеи – тёплый год
7. год лошади – теплый год
8. Год человека – холодный год
9. Год овцы – холодный год
10. Год курицы – хороший год
11. Год собаки – год недостатка молочных продуктов
12. Год свиньи трудный год
Весь 12-летний цикл носил название «муче». Из пяти «муче» складывался век, в котором насчитывалось 60 лет. Каждый из пяти «муче» носил определенную светскую символику, соответствующую пяти символам: синий – цвет неба, красный – цвет огня, белый – цвет воды, чёрный – цвет земли, зеленый – цвет растительности. Подобные представления, вероятно, заимствованы у монголов.
Год начинался с периода весеннего равноденствия. Хакасская система счета времени фиксировала короткие промежутки светлого дня, суточный период, месяцы и лунные годы. Вместо минут и часов употребляли следующие понятия: время мычания коровы, время, когда сварится кровяная колбаса, до тех пор, пока не закипит чай, время выкуривания одной трубки табака, время перегонки одного казана айрана, что ответствует полутора часам.
|
|
Летом солнечными часами у хакасов служила юрта, двери которой строго ориентировались на Восток, а внутреннее убранство имело традиционное расположение. Когда солнце поднималось на «длину повода коня», то лучи освещал внутренний круг дымохода. В это время выгоняли скот на пастбище. Затем солнце проникало к женскому изголовью кровати, что соответствовало 8-9 часам утра. Это считалось временем завтрака. Далее солнечный луч достигал и освещал первую буфетную полку, а к обеду достигал и вторую (продвигался по северной, женской стороне юрты).
К четырём часам вечера луч падал на кадку с айраном. В это время надо было пригонять домой телят. Наконец, солнце скользило по верхней части дымохода над дверью и исчезало из юрты. Наступала пора загонять скот и доить коров. Ночное время определяли по положению не заходящих созвездий Большой и малой Медведицы, по зимнему Ориону и Плеядам, по появлении. Венеры и Сириуса.
Согласно хакасским легендам, разделение месяца на недели связано со счетом половины лунных фаз и было предложено культурным героем Кульчалаас. Воскресение носило название «красного дня», который считался праздничным. С каждым днем недели существовали свои приметы и запреты.
Хакасский месяц насчитывал 30 дней. Он делился на две фазы: новая луна и старая луна.
Луна и Солнце считались почетными светилами. Каждое утро хакасы поклонялись на восход солнца. При молении мужчины опускались на правое колено, женщины – на левое, держа руки за спиной. Три раза наклоняли голову. Луне молились каждый третий день новолуния. Запрещалось показывать рукой на луну. При появлении нового месяца обязательно окуривали богородской травой юрты с новорожденными. Пятый денно новолуния считался благожелательным для проведения свадьбы и создания семьи. Охотники в этот день декабря отправлялись домой из тайги. 14-й день белого полнолуния считался самым счастливым. При полнолунии устраивали перекочевки, новоселья. При старом месяце обычно обращались к духам умерших и делали поминки. В этот период нельзя было начинать новые дела.
Отправляясь в дрогу, жители древней Хакасии, первым делом осматривали небо и по светилам прогнозировали изменения погоды.
Когда вокруг солнца или луны проявлялся ореол, или радужные «уши», то это служило приметой к холоду и ненастью (зимой – к снегу, летом – к дождю). Если солнце заходило с «ушами», то завтра ждали тепла, а при восходе – к холоду. Когда перед восходом небо обагрялось, то считалось что будет ясно. Отсутствие дождя при нарождении нового месяца свидетельствовало о будущем сухом месяце. Если на восьмой день новолуния пойдет дождь, то он длится до полнолуния, а если дождя не было, то в этот отрезок времени его не ждали. Идентичные представления бытовали и других народов Саяно-Алтая.
В начале января, по народным приметам, день прибавлялся на шаг птицы, а в конце месяце – на дину веревки для привязки телят. Февраль считался месяцем высокого восхождения солнца. Солнце поднималось на дину аркана. Северные хакасы, живущие в долине Июсов, именовали февраль месяцем орла. Это был период сильных ветров, даже когда сдуваются орлиные гнезда. Подтаёжное население южной Хакасии
- сагайцы и шорцы нарекали февраль месяцем медведя. В феврале медведи, якобы, переворачивались на другой бок.
Март в тепой Хакасии (у качинцев, кайбальцев, части сагайцев) именовался месяцем возвращения перелетных птиц. У кызыльцев он именовался месяцем вороны, которые приветствуют перелетных птиц радостным гомоном. Подтаежное население южной Хакасии называло март месяцем бурундуков. Последнее название имеет аналогию с календарем северных алтайцев, с кельтским и селькупским определением этого месяца.
Существует хакасская сказка, в которой рассказывается как медведь и бурундук поспорили о количестве дней в месяце. Медведю не хотелось вылезать из берлоги, поэтому он утверждал, что в месяце 31 день. Однако бурундук смог доказать, что после рождения, луна 15 дней возрастает, 15 дней убывает, а всего – 30 дней. Не имея больше аргументов, медведь схватил бурундука лапой, отчего у того на спине остались черные полосы. Но с тех пор как наступает месяц бурундука. Медведю приходиться расставаться со своим сном в берлоге.
Апрель у качинцев называется «хосхар», и вероятно, относится к общетюркскому слову «кочкар» - баран. В этом месяце происходит окот скота, начиналась стрижка баранов. У кызыльцев, бурятов, монголов, апрель называют месяцем кукушки. По хакасским мифам, кукушка – это бывшая девушка, которая в результате безутешного плача превратилась в вещую птицу. Когда она возносилась из своей юрты к небесам, мать успела схватить её за один башмачок. Отсюда считают, что у кукушки разноцветные ноги, а из снятого башмачка выросли цветы – «кукушкины сапожки». По хакасским поверьям по время первого крика кукушки нельзя выходить утром на улицу, не покушав, иначе весь год будешь голодным. Надо обязательно промолвить «мин топхын» - я сыт и кукушка будет обманута.
Май в степной Хакасии носил название «силкер» и понимался как месяц одевания деревьев листвою. У алтайцев и кызыльцев месяц май именовался как месяц малой жары. В мае звучали раскаты первого грома, служившие вестником Нового года. При перовом громе надо было, обежав вокруг юрты, окропит небо и землю первым айраном и произнести: «Пусть выйдет старый год, пусть зайдет новый год! Пусть скот даст много молока!» По всей видимости, в древние времена первый весенний гром связывался с наступлением нового года. Подобные представления существовали и других тюркских народов. «Дорогою грома» - так в переводе на русский язык называют хакасы радугу.
Июнь называют «тос айы» - месяц сдирания бересты. У кызыльцев – месяц большой жары, сагайцы и шорцы называли июнь месяцем больших дней.
Июль совпадал с периодом сенокошения – «от айы», август относился к месяцу жатвы. В степной Хакасии сентябрь назывался – жедтый лист, время восхождения Ориона, с которым приходит прохлада и удлиняется ночь.
Октябрь в степной зоне назывался «кичкер» - месяц малых морозов, когда леденею малые реки. Другое название октября – «чарыс айн» (букв. Разделенный месяц) связано с осенним равноденствием.
Ноябрь именовался «хырлас» - месяц больших морозов, когда леденеют большие реки. Кроме того, подтаежное население Хакасии нередко называют его месяцем старухи. День настолько короток, что, пока старуха оденется, наступит вечер. Декабрь называли «алай» или «улай» - месяц исторжения воплей из-за большого мороза. Подтаежное население Хакасии нарекло декабрь месяцем коротких дней. Считалось, что Солнце «заснуло».
Лунный год по количеству дней расходился с солнечным календарем. Для соответствия через каждые три года добавляли тринадцатый месяц. Високосный год считался годом Эрлик-хана, который выглядывал из подземного мира. Там, куда был направлен его взгляд, происходили стихийные бедствия.
Хозяйственно-годовой цикл был отмечен рядом праздников. Весной поле окончания посевных работ, отмечали праздник убиения земляного червя. Он посвящался благополучию посева. Жители аалов выходили на пашню, где устанавливали столики с едой. Почетный старец читал заклинание, производил гадание, бросая через плечо чашку с ложкой. Если данные предметы падали отверстием вверх, то это предвещало хороший урожай. До тех пор, не совершили гадание, за стол не садились. Согласно хакасской традиции, с первого дня посевной кампании не умывались, чтобы не смыть счастье и не обидеть землю своим брезгливым к ней отношением. За время сева, пахари не должны были спать со своими жёнами, иначе вырастут сорняки.
В конце мая – начале июня после перекочевки скота с зимовки на летник, устраивали Тун Пайрам – праздник первого айрана. Праздник был связан с почитанием скотоводства – основы традиционного хозяйства. В определенный день жители нескольких сел собирались утром на ближайшей горной вершине. Где устанавливали березки, коновязь для ритуального коня и разводили костер.
Почетный старец кроплением айрана на костер, березку и коня, благословлял небо, землю, желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов. По обычаю, вся приготовленная молочная пища должна быть съедена за время праздника, оставлять её на следующий день запрещалось.
После ритуальной части устраивались соревнования: бега, конные скачки, стрельба из лука, традиционная борьба. Хакасы боролись, подпоясавшись кушаками. Борца надо было бросить противника так, чтобы он потерял две точки опоры. С 1980 года этот праздник восстановлен и отмечается в Хакасии ежегодно.
Осенью после жатвы устраивали праздник урожая. Из молодого зерна готовили бузу (поза) и перегоняли её на водку. Застолье делали прямо на току.
После перекочевки с летника на зимник отмечали «айран солындызы» - праздник последнего айрана. Он совпадал по времени с христианским Покровом (1 октября). С раннего утра собирались сначала у самого пожилого человека аала, затем целый день гуляли кампанией, переходя из юрты в юрту.
Зимних праздников хакасы не имели. Под влиянием христианства в начале XX века стали отмечать Рождество. Впоследствии прижились такие христианские праздники: Пасха, Троица.
Приложение 2
Хронологический словарь
1. Век – 1) промежуток времени, равный ста календарным годам, например XX век – период с первого января 1901 года по 31 декабря 2000 года.
2) периодизация истории человечества на основе достижения им определенного материального уровня развития (типа орудий труда, идущих на изготовление материалов и т.д.), например, каменный век.
2. Год – промежуток времени, приблизительно равный периоду обращении Земли вокруг Солнца. Календарный год составляет 365 суток для простых годов и 366 суток для високосных, 12 месяцев.
3. Дата – обозначение времени, когда совершился исторический факт (число, месяц, год).
4. Календарь – система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых действий небесных тел. Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 г. до н.э. В ряде мусульманских стран пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев, соответствует моментам новолуний.
5. Тысячелетие – отрезок времени в 1000 лет, например, с1001-2001 гг.
6. Хронология – 1) последовательность исторических событий во времени; 2) наука об измерении времени. Астрологическая хронология изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и устанавливает точное астрономическое время. Историческая хронология – вспомогательная историческая дисциплина, изучает системы летоисчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.
7. Хронологический комплекс – объединяет даты событий, происходивших в разные века, но связанных одной нитью, общим сюжетом или проблемой.
8. Хронологический ряд – объединяет даты событий, происходивших в достаточно короткие сроки и связанных общим историческим явлением, например, войной.
9. Эра – 1) в хронологии начальный момент системы летоисчисления, а также сама система летоисчисления, например, христианская или новая эра (наша эра – счет общепринятой в христианстве даты рождения Христа), мусульманская эра (хиджра – счет лет от даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г.).
2) крупный исторический период.
Литература
1. Вагин А.А. Методика обучения истории. – М, 1972
2. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в Школе. – М, 2000.
3. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. – Ростов –на-Дону, 1997.
4. Корокова В.М. , Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе – М, 2000.
5. Короткова М.В. Дела и свершения петровской эпохи. Рабочая тетрадь по истории России XVII – XVIII вв. – М, 2001.
6. Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории и обществознания. – М, 1978.
7. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. – М, 1995
8. Степанищев А.Т. История России в вопросах, задачах, графике. – М, 1995.
9. Степанищев А.Т 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. – М,1995.
10. Язвинский А.Ф. Синхронистические таблицы всеобщей истории, украшенные 1500-стами портретами, С-Пб, 1840
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 908; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!