Сопоставим ли хадж с магическим обрядом? Кааба – первый Божий храм на земле



Вопрос. Мусульмане любят говорить о своем «чистом единобожии», что у них нет таинств и обрядов, которые напоминают обряды, язычников. А как же хадж, один из столпов ислама? Даже со стороны посмотреть – типичный языческий обряд: сначала символическое воспоминание мусульманской истории – наподобие языческих мистерий, а затем самое откровенное поклонение камню, целование его. Это уже чистейшая магия!

Ответ. Во-первых, определимся с терминами. Не всякий ритуал плох. Ислам, будучи религией строгого единобожия, использует ритуалы, потому что ритуал – это всего лишь воспроизведение живыми людьми какой-то истории в символах, в символических жестах, действиях, словах.

Совсем иное мы видим в язычестве. Язычники придают своим ритуалам характер неких мистерий, тайнодействий, в которых боги по просьбе жрецов будто бы воплощаются в различных культовых предметах, так что исключительно благодаря этому с ними можно установить контакты и получить от них сверхъестественную помощь.

Магия же является крайней формой язычества, когда маги, колдуны, жрецы уже не просят богов, а, по сути, требуют от них исполнения желаемого – выполнил в точности такие-то действия и произнес строго определеные слова – формулу, заклинание, и результат якобы должен быть налицо.

Теперь посмотрим как бы со стороны на хадж. Есть ли в нем призывание Бога или богов воплотиться, войти в какие-то предметы или даже в самих людей? Нет. Хадж состоит из символических действий, ритуала, который носит чисто воспоминательный характер и содействует единению собравшихся для хаджа из разных частей света мусульман разных национальностей. Душа паломника ощущает свое единство со всеми, в ней появляется живое ощущение уммы, сопереживание другим мусульманам во всех концах света. Это укрепляет веру, подвигает человека больше сил и времени отдавать делам благочестия и благотворительности. Иначе говоря – это ритуал воспитательный, нравственно очищающий, познавательный. Никаких мистификаций в нем нет.

И уж тем более нет в нем никаких намеков на магию – никто не читает заклинаний, чтобы автоматически истребовать себе у Бога какую-то практическую пользу. Эволюция отношения людей к Каабе и черному камню видна из истории.

В различной востоковедческой литературе встречаются утверждения о том, что святилище Кааба якобы было изначально языческим и лишь с появлением ислама стало местом служения Аллаху. Обряды хаджа и умры в этих книгах также называются языческими. Однако все эти утверждения строятся лишь на предположениях авторов, так как в мусульманской традиции история Каабы восходит к первому человеку Адаму. Он построил на месте нынешней Каабы строение, предназначенное для служения Богу (т.е., храм, мечеть). Это строение просуществовало до потопа, который произошел при пророке Нухе (Ное).

Затем пророк Ибрахим (Авраам) со своим сыном Исмаилом  исполнив повеление Аллаха, построили здесь дом для богослужений – Каабу. После постройки Каабы Аллах ниспослал Ибрахиму правила совершения хаджа, и они вместе с сыном возвели Ему следующую мольбу: «Господи наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе. Научи нас обрядам поклонения (или хаджа) и прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние (они просили у Всевышнего покаяния, несмотря на их непогрешимость, из скромности и для обучения своих потомков), Милосердный. Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты (Корана), научит их Писанию (Коран) и мудрости (положениям и законам в Коране) и очистит их (от ширка). Воистину, Ты – Могущественный, Всезнающий» (2:127-129). Эта мольба была исполнена Аллахом спустя много веков в лице Мухаммада и мусульман.

Однако до того потомки Исмаила предали забвению традицию Авраама и стали поклоняться идолам, которыми они сами наполнили Каабу.

В Каабе находится камень Хаджар аль-асвад. Это черный камень яйцевидной формы длиной в 30 сантиметров, который находится на одной из ее стен на высоте полутора метров от земли. Согласно преданию, этот камень был принесен из Рая и во время потопа (при Нухе) охранялся ангелами на горе Абу Кубейс. Когда пророк Авраам приступил к строительству Каабы, он принес этот камень туда и установил на нынешнем месте, чтобы начать вокруг него обход (тава́ф), являющийся формой поклонения Аллаху.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!